Презентация на тему Профилактика девиантного поведения среди детей и подростков
Профилактика девиантного поведениясреди детей и подростков
Содержание1.Что такое девиантное поведение?2.Теория и факторы возникновения девиантногоповедения.3.Причины девиантного поведения.4.Классификация девиантного поведения по Е.Змановской5.Психологическая помощь при девиантном поведении6.Основные группы методов коррекции девиантного поведения
Девиантное (отклоняющееся) поведение – этоустойчивое поведение личности,отклоняющееся отнаиболее важных социальных правил и норм обществаи причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности.
Подходы к определению понятия«Девиантное поведение»:1.Педагогический подход :Под девиантным поведением понимается отклонение от принятых в данной социальной среде, ближайшем окружении, коллективе социально-нравственных норм и культурных ценностей, нарушение процесса усвоения и воспроизводства норм и ценностей, а также саморазвития и самореализации в том обществе, к которому человек принадлежит.2.Медицинский подход:Девиантное поведение – отклонение от принятых в данном обществе норм межличностных взаимоотношений: действий, поступков, высказываний, совершаемых как в рамках психического здоровья, так и в различных формах нервно-психической патологии, особенно пограничного уровня.3.Психологический :Девиантное поведение – отклонение от социально-психологических и нравственных норм, представленное либо как ошибочный антиобщественный образец решения конфликта, проявляющийся в нарушении общественно принятых норм, либо в ущербе, нанесенном общественному благополучию, окружающим и себе. В качестве дополнительных признаков выделяются трудности коррекции поведения и особая необходимость в индивидуальном подходе.
Факторы возникновения девиантного поведения1.Биологический подходЧ.ЛомброзоУ.Шелдон
1.Биологический подход2.Психологический подходЗигмунд Фрейд
1.Биологический подход2.Психологический подход3.Социологический подходЭ.ДюркгеймР.МертонТ.Парсонс
1.Биологический подход2.Психологический подход3.Социологический подход4.Социальноличностный подход:С.А.Белокобыльская,А.А.Реан,С.А.Тарарухин и др.В.П.Емельянов,Я.Л.Коломский,
1.нарушения в становлении, формировании и развитии личности (А.Е. Личко, B.C. Мухина, А.В. Петровский, Л. Пожар, X. Ремшмидт, Т.П. Шилова)2.в деятельностной линии онтогенеза (Д.Б. Эльконин, М.Ю. Кондратьев)3.влияние социокультурных особенностей (Л.Б. Филонов)4.влияние образа жизни семьи и семейных отношений — детско-родительских, детско-детских, родительских;5.характерологических и личностных изменений, обусловленных взаимодействием с окружением (А. Бандура, М.И. Буянов, А.И. Захаров, М.И. Лисина, А.Е. Личко, Г.М. Миньковский, В.А. Петровский, Т.Н. Счастная; Ю. Хямяляйнен, Л.Б. Шнейдер, Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкий и др.)Причины девиантного поведения
6.выраженное протекание подросткового кризиса (Ф. Дольто, Л.С. Сагатовская, Д.И. Фельдштейн, Л.Б. Филонов, Э. Эриксон)7.членство в неформальных объединениях асоциальной направленности, наличие в подростковых группах антисоциальных норм (А.В. Петровский, М.В. Розин)8.влияние средств массовой информации, низкопробной кинопродукции (особенно западных боевиков), пропаганды сексуальной распущенности (М.В. Цилуйко)9.влияние мира компьютерных игр (О.Ю. Ермолаев, Т.М. Марютина, М. Лукьяненков)10.размывание понятия благородства, распад соседства как освобождение от неформального социального контроля по месту жительства (В. Абрамкин, В. Чеснокова).
Среди причин подростковой и юношеской девиантности чаще всего встречаются:1.причины, связанные с психическими и психофизиологическими расстройствами;2.причины социального и психологического характера;3.причины, связанные с возрастными кризисами.
Девиантное поведениеАнтисоциальноеПротиворечащее правовым нормамАсоциальноеУклоняющееся от выполнения морально нравственных нормАутодеструктивноеОтклоняющееся от медицинской и психологической нормы
Психологическая помощь1.Психологическая привенция(предупреждение,профилактика)2.Психологическая интервенция (преодоление,коррекция,реабилитация)
1.Стимулирование позитивной мотивации2.Методы коррекции эмоциональных состояний3.Методы саморегуляции4.Когнитивное переструктурирование5.Методы угашения нежелательного поведения. Наказание6.Методы формирования позитивного поведения