Презентация ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ
ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ
1. Понятие «Девиантное поведение»2. Причины появления девиантного поведения3. типы девиантного поведения4. Формы девиантного поведенияПлан:27.04.2015
«Бывает только неправильный путь, но не бывает безвыходного положения». Китайская пословица 27.04.2015
Определение27.04.2015Девиация (от лат. deviatio – отклонение в поведении ) поведение, не согласованное с нормами, не соответствует тому, что ждет от человека общество.
причины27.04.2015биологическиесоциальныепсихологическиенаследственные, врожденные, и приобретенные заболевания различного рода, провоцирующие девиациинеблагоприятное семейное воспитание;неблагополучный характер межличностных отношений со сверстниками и взрослыми;общие неблагоприятные условия социокультурного развития обществаособенности эмоционально-волевой и мотивационной сферы, особенности самосознания, темперамента, характера, создающие предпосылки для формирования отклонений в поведении
Биологические причины:27.04.2015тяжелые соматические заболевания раннего возраста;хронические соматические заболевания;наследственная предрасположенность к тем или иным отклонениям (например, синдром дефицита внимания, отягощенный алкоголизмом);неврозы и невроподобные расстройства;задержки психического развития;заболевания с предполагаемым фатальным исходом;раннее половое созревание или его дисгармония;дефекты анализаторов и органов чувств;психические заболевания (шизофрения, эпилепсия).
Психологические причины 27.04.2015неадекватная самооценка;низкое самоуважение;отклонения в психическом развитии; эмоциональная неустойчивость;агрессивность;деформации потребностно-мотивационной сферы;повышенная тревожность, страхи;зависимость от окружающих.;отсутствие чувства безопасности;осознание невозможности соответствовать ожиданиям семьи;неспособность справиться с учебной нагрузкой;низкий уровень вербального интеллекта;склонность к уходу от трудных ситуаций;слабость функций самоконтроля и саморегуляции;аффективная возбудимость, импульсивность;отрицательное отношение к учебе.
Психологические причины (следствие неправильного воспитания)27.04.2015отсутствие желания учиться и трудиться;пассивность поведения, безразличие к окружающей жизни, несамостоятельность в любых видах деятельности;неорганизованность, проявляющаяся в склонности к дезорганизации, провоцировании непослушания у других, неумении управлять собственной активностью, несамостоятельности в организации собственной деятельности либо жесткой самоорганизованности без учета собственных возможностей;ненастойчивость, характеризующаяся неспособностью ставить труднодостижимые, далекие цели или руководствоваться ими, даже если они поставлены;эгоистичность, базирующаяся на предпочтении во всем личных интересов интересам других людей и общества в целом;недисциплинированность;упрямство, капризность;грубость;лживость.
Социальные причины (неблагополучная семья)27.04.2015отсутствие привязанности к детям;ссоры, конфликты, скандалы в семье;распад семьи;неправильный тип воспитания в семье (неприятие ребенка, гипертрофированное, тревожно-ментальное, эгоцентрическое отношение к нему);асоциальное поведение родителей;психические заболевания, алкоголизация и подобные формы интоксикации родителей, инвалидность родителей;враждебная, жесткая семья;семья, не обеспечивающая ухода и надзора;появление нового члена семьи (отчима, мачехи, братьев, сестер);негативное восприятие родителями возможностей ребенка, его успехов, его поведения и личности в целом;жесткие требования соответствовать представлениям родителей;непоследовательность и несогласованность требований к ребенку;жизнь вдали от семьи и потеря одного из родителей (или всех);многодетность семьи (более четырех человек);нахождение одного из родителей в заключении;ограничения и плохие взаимоотношения родителей с другими людьми вне семьи.
ДелинкветноеАддиктивноеПсихопатологи-ческоеПатохарактерологическоеНа базе гиперспособностейТипы девиантного поведения27.04.2015
Делинкветное поведение- 27.04.2015Физическое воздействие, преступление. Отличия делинкветного поведения от криминального поведения сходны в тяжести правонарушений, это поведение может проявляться в озорстве и желании поразвлечься. Подросток «за компанию» и из любопытства может бросать с балкона тяжелые предметы в прохожих, получая удовлетворение от точности попадания в «жертву».
Аддиктивный тип- 27.04.2015стремление к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или с постоянной фиксацией внимания на определенных видах деятельности с целью развития и поддержания интенсивных эмоций. Жизнь видится им неинтересной и однообразной. Их активность, переносимость трудностей повседневной жизни снижена; есть скрытый комплекс неполноценности, зависимость, тревожность; стремление говорить неправду; обвинять других.
Патохарактерологический тип27.04.2015поведение, обусловленное патологическими изменениями характера сформировавшиеся в процессе воспитания. К ним относятся так называемые расстройства личности. У многих лиц наблюдается завышенный уровень притязаний, тенденции к доминированию и властвованию, упрямство, обидчивость, нетерпимость к противодействию, склонность к самозвинчиванию и поиски поводов для разрядки аффективного поведения.
Психопатологический тип 27.04.2015саморазрушающее поведение. Агрессия направляется на себя, внутрь самого человека. Аутодеструкция проявляется в виде суицидного поведения, наркотизация, алкоголизации.
Основные формы проявления девиантного поведения несовершеннолетних: бродяжничествопопрошайничествотунеядствонежелание учитьсяупотребление наркотиковупотребление спиртных напитковтоксикоманияраннее начало половой жизнихулиганствокурениеповышенная агрессияжестокостьвандализмворовствоучастие в криминальных группахсуицидальное поведениеналичие судимостиприводы в милициюпребывание на учете в КДН27.04.2015
Бродяжничество27.04.2015Основные причины побегов: недостаточный надзор; потребность в развлечениях и удовольствиях; реакция протеста на чрезмерные требования или недостаток внимания; реакция тревоги и страха наказания у робких; побег вследствие фантазерства.
Бродяжничество27.04.2015"
Участие в криминальных группировках27.04.2015"-объект подражания - «отрицательный» герой ( реальный человек);-льстит внимание взрослого человека;группа формируется из мальчиков;привлекает «настоящая взрослая» жизнь;пьянство, воровство;могут привлекаться и девочки;
ФАКТОРЫ ВЛИЯНИЯсоциальное неравенствоморально-этический окружающая средаэто находит выражение в низком, подчас нищенском уровне жизни большей части населения, в первую очередь молодежи; в расслоении общества на богатых и бедных; безработицы, инфляция, коррупция и т. д.фактор девиантного поведения выражается в низком морально-нравственном уровне общества, без духовности, психологии вещизма и отчуждении личности. Жизнь общества с рыночной экономикой напоминает базар, на котором все продается и все покупается, торговля рабочей силой и телом является рядовым событием. Деградация и падение нравов находят свое выражение в массовой алкоголизации, бродяжничестве, распространении наркомании, “продажной любви”, взрыве насилия и правонарушениях.которая нейтрально благосклонно относится к девиантному поведению. Молодые девианты в большинстве своем выходцы из неблагополучных семей.
ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВСоциальный педагог-Дмитренко Л.С.