Статья на тему Агрессия как негативный фактор, влияющий на девиантное поведение подростка


АГРЕССИЯ КАК НЕГАТИВНЫЙ ФАКТОР, ВЛИЯЮЩИЙ НА ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКА
Гладченко М.А. студентка СР-IV -1 НИМИ ДГАУ.
В последние годы все больше проявляется научного интереса к проблемам агрессивности, особенно, среди детей и подростков. Учёные разных направлений предлагают различные подходы к определению сущности агрессивного поведения и его психологических механизмов. При всём многообразии трактовок этого явления, агрессивность в общих чертах понимается как целенаправленное нанесение физического или психического ущерба другому лицу. Но необходимо подчеркнуть различие понятий "агрессия" и "агрессивность". Под агрессивностью понимают такое свойство личности, которое выражается в готовности к агрессии, в склонности воспринимать и интерпретировать поведение другого как враждебное. То есть, другими словами, можно говорить о том, для таких людей свойственно особое мировосприятие и миропонимание.
Что касается агрессии, то ее рассматривают как социальное поведение, включающее навыки и требующее научения. Для того, чтобы человеку совершить какое-либо агрессивное он должен многое знать: какие слова и действия способны причинить страдание, какие приемы будут наиболее болезненными и т.п. С этими знаниями человек не рождается, в течение жизни он учится вести себя агрессивно. Именно поэтому данная тема в отношении современных детей и подростков является актуальной, ведь та агрессия, которую проявляет ребенок, зачастую является всего лишь следствием наличия у него какого-либо серьёзного неблагополучия в ходе его развития.
По мнению А. Адлера, основателя индивидуальной психологии, причина детской агрессии заключается в том, что «на протяжении всего своего развития ребёнку присуще чувство неполноценности». [1]В детстве ребёнок переживает очень длительный период зависимости, когда он совершенно беспомощен и, чтобы выжить, должен опираться на родителей. Незрелость ребёнка, его неуверенность в себе и несамостоятельность, приводят к болезненному переживанию своего подчинённого положения по отношению к более сильным людям в семейном окружении. У ребенка появляется чувство неполноценности, тем самым обозначая начало длительной борьбы за достижение превосходства над окружением, а так же стремление к совершенству и безупречности. В результате у ребенка появляется фиктивная идея и целевая установка на превосходство, преодоление чувства ущербности, и способом для достижения данной цели является агрессия.
Маслоу полагал, что люди мотивированы для поиска личных целей, и это делает их жизнь осмысленной и насыщенной. Особое значение в пирамиде потребностей он придавал следующим важным для ребенка потребностям: потребности в безопасности и защите и потребности принадлежности и любви. Если у ребенка эти потребности не удовлетворяются, то у него вырабатывается защитная реакция, которая проявляется через агрессивное поведение, за счет которого ребенок может хотя бы частично реализовать свои потребности, например, во внимании, любви и т. д. (данная закономерность ярко прослеживается в неблагополучных семьях).  Чаще всего агрессивные проявления возникают из-за ревности по отношению к другим членам семьи, чаще всего к братьям и сестрам. В основе такой агрессии лежит стремление получить внимание родителей, соперничество за любовь взрослых. Также они могут проявляться из-за особенностей семейного воспитания. По мнению большинства исследователей агрессивного поведения среди детей и подростков для данных семьей характерны особые взаимоотношения между членами семьи: когда дети наблюдают и, соответственно, начинают воспроизводить те виды взаимоотношений, которые "практикуют" их родители по отношению друг к другу и по отношению к детям. Подобную тенденцию психологи обозначили как «цикл насилия».
Психологи подчеркивают, что если ребенок с детства видит примеры агрессивного поведения людей, особенно родителей, то в силу подражания он обучается агрессивным действиям. И яркой моделью агрессивного поведения, которую ребенок усваивает, является применение физического наказания.
Чтобы убедить в правильности этих теоретических положений, было проведено исследование на базе одной общеобразовательной школы № 7 г. Йошкар – Ола. Гипотеза их исследования заключалась в том, что уровень агрессивности подростков из неблагополучных семей выше, чем у детей, воспитывающихся в благополучной семейной обстановке. [2]
В исследовании приняли участие 40 семей, имеющих детей подросткового возраста. Вся выборка была разделена на две группы.   В 1-ую группу вошли подростки и их родители, которые не состояли на внутришкольном учете и считались благонадежными. Во 2-ую группу были отнесены подростки и их родители, семьи которых  имели статус «неблагополучные».
На первом этапе исследования были выявлены следующие особенности агрессивных реакций у подростков из неблагополучных и обычных семей:
Подростки из неблагополучных семей отличаются раздражительностью (на 31,5%), подозрительностью (на 36,0%), обидчивостью (на 18,8%). При этом они больше, чем благополучные подростки склонны к проявлению вербальной (на 25,5%) и физической (на 33,3%) агрессии, а также к косвенной агрессии (на 23,9%). Таким образом, мы можем увидеть, что подростки из неблагополучных семей чаще, чем другие дети используют физическую силу против окружающих, демонстрируют готовность к проявлению отрицательных чувств при незначительном возбуждении, которая проявляется во вспыльчивости, грубости. Также детям из таких семей свойственна оппозиционная манера, которая проявляется в виде несогласия с теми обычаями и законами, которые устанавливают такие социальные институты, как семья, школа и др. Данный показатель у них на 39,0% больше, чем у благополучных подростков.
Далее, путем использования проективной методики «Несуществующее животное», были выявлены уровни и специфика проявления агрессивности у подростков из семей с разными социальными характеристиками. Так, по результатам данной методики, мы видим, что у 80% детей из неблагополучных семей в рисунках несуществующего животного встречаются клыки, рога, зубы, средства защиты. 45% детей рисуют животного в агрессивной позиции, а 55% подростков используют при рисовании темные цвета, что является признаком высокой тревожности.
Проведя сравнительный анализ данных, можно отметить, что высоким уровнем агрессии выялены 45% подростков из неблагополучных семей и 5 % подростков из благополучных семей. 45 % подростков из благополучных и 30 % из неблагополучных обладают средним уровнем агрессивности. Низкий уровень выявлен у 55% детей из благополучных и 25% детей из неблагополучных семей.
Таким образом, можно заметить, что подростки из неблагополучных семей характеризуются повышенной агрессивностью и враждебностью по сравнению с подростками из обычных, нормальных семей. Также мы можем дать те характерные свойства, которыми обладают такие дети, а именно раздражительность, подозрительность, обидчивость. Что же касается подростков из благополучных семей, то они характеризуются более низким уровнем  агрессивных реакций. Данную ситуацию можно объяснить тем, что ребенок из неблагополучной семьи, испытывающий сильную фрустрацию и лишенный родительской заботы, проявляет свою агрессивность для того, чтобы заставить окружающих обратить на него внимание. Поэтому, его агрессивность, в какой-то мере, приносит ему временное облегчение. Хоть в научной литературе приводятся и другие факты, которые дают пояснение причинам развития агрессивного поведения у детей, но, на мой взгляд, не получая в раннем возрасте нужной для каждого ребенка родительской заботы, а наблюдая только лишь агрессивно настроенных родителей по отношению к друг другу, по отношению к самому ребенку, то это является предусловием асоциальной агрессии, которая со временем может перейти в стойкое асоциальное или антисоциальное поведение.
Зачастую, у подростков из неблагополучных семей наблюдаются следующие характерные черты: пониженная или завышенная самооценка, повышенный уровень тревожности, такие дети испытывают страх перед широкими социальными контактам и трудности при поиске оптимального выхода из трудной ситуации, у них преобладают защитные механизмы, напоминающие «боевые рефлексы» над другими механизмами, регулирующими поведение. Пониженное самоуважение, которое подросток пытается скрыть различными агрессивными формами поведения, статистически связано у подростков практически со всеми видами девиантного поведения — нечестностью, принадлежностью к преступным группам, совершением правонарушений, употреблением наркотиков, пьянством, суицидальным поведением и др. Можно говорить о том, что низкое самоуважение способствует росту антинормативного поведения. Чем же можно объяснить эту связь? Когда подросток является участником какой-либо антисоциальной группы и принимает участие в действиях, соответственно, асоциального характера, то тем самым он пытается повысить свой психологический статус у сверстников, найти такие способы самоутверждения, которых у него не было в семье и школе. Агрессивность, проявляемая через различные формы девиантного поведения, выступает для подростка средством поднятия престижа, демонстрация своей самостоятельности, взрослости. Но необходимо помнить, что асоциальное и вопиющее поведение, проявляющееся в неправильном выражении агрессии и гнева, зачастую представляет собой всего лишь крик о помощи. Многие дети, рассерженные недостатком внимания, пренебрежением, а также тем, что их бросили, навлекают на себя неприятности, чтобы привлечь внимание своих родителей.

Список используемой литературы
Дубинин, С.Н. Агрессивное поведение у детей и подростков как одна из форм девиантного поведения/ С.Н. Дубинин//Сибирский педагогический журнал.- №5.-2011.- Электрон.дан.- Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/agressivnoe-povedenie-u-detey-i-podrostkov-kak-odna-iz-form-deviantnogo-povedeniya - 12.02.2017Экспериментальное исследование агрессивного поведения младших подростков, воспитывающихся в неблагополучных семьях. – Электрон.дан.- Режим доступа: http://5fan.ru/wievjob.php?id=90583 – 30.03.2017