Конспект организованной образовательной деятельности на тему:«Автоматизация звука [ш] в словах и предложениях» в подготовительной группе для детей с ФФН и ФН речи.


Конспект организованной образовательной деятельности на тему: «Автоматизация звука [ш] в словах и предложениях» в подготовительной группе для детей с ФФН и ФН речи.
Подготовил: учитель-логопед О. В. Титовец
Образовательная область: «Речевое развитие».
Формы организации: подгрупповая.
Планируемые результаты:
Ребенок готов к совместной деятельности; активно взаимодействует с взрослыми и сверстниками. Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выделять звуки в словах; развивает своё воображение в организованной игровой деятельности; может использовать речь для выражения своих чувств и мыслей; участвует в совместных играх; умеет точно отвечать на поставленные вопросы; проявляет самостоятельность при выполнении индивидуальных упражнений.
Цель: Формирование правильного произношения.
Задачи:
1. Коррекционно-образовательные:
- закрепить правильное произношение звука [Ш] в словах, предложениях;
2. Коррекционно-развивающие:
- продолжать развивать фонематический слух и восприятие;
- развивать навыки звукового анализа и синтеза;
- расширять и уточнять словарный запас;
- развивать мелкую и артикуляционную моторику;
- развивать подражательность, мимику.
3. Коррекционно-воспитательные:
- Воспитывать вежливость, чувство доброты и взаимопомощи.
Принципы воспитания: формирование личностного стиля взаимоотношений со сверстниками и педагогом, создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъёма, воспитание через взаимодействие, стимулирование занимательным содержанием.
Принципы обучения: принцип доступности, принцип наглядности, принцип систематичности и последовательности, принцип сознательности, принцип обеспечения активной языковой практики, принцип развития языкового чутья, принцип взаимосвязи умственного и речевого развития.
Средства воспитания и обучения: Наглядные (телевизор, ноутбук, сундучок, карточки с заданиями); дидактическая игра «Найти место звука в слове», литературные (чистоговорки, стихи для физминутки).
Ход образовательной деятельности:
Вводная часть.
Организационный момент.
Мотивация на совместную деятельность.
Сообщение темы занятия.
Ребята, дружно за руки возьмёмся и друг другу улыбнёмся.
Мы друг-друга уважаем.
И друг-другу помогаем.
Вы любите сказки?
Посмотрите на экран. Как зовут этих сказочных героев?
У кого из них в имени есть [ш]? (Маша) (1,2 слайды).
Маша очень хотела бы позаниматься вместе с вами, потому что она учится в первом классе и знает много интересных заданий с этим звуком (3 слайд)
Сегодня мы побываем в гостях у Маши и закрепим вместе с ней умение четко и правильно произносить звук «Ш».
Основной этап.
Артикуляционная гимнастика.
Вместе с Машей сделаем зарядку для язычка. Смотрим на экран и повторяем все упражнения. Упражнения: «Заборчик», «Лопатка», «Колечко», «Чашечка», «Парус» (4 слайд).
Закрепление правильного произношения звука [ш] изолированно.
Как шипит змея? (Каждый из детей произносит). (5 слайд)
3) Анализ артикуляции и характеристика звука (6 слайд)
(По плану)
-Какую форму имеют губы, когда произносят [ш] ? (круглые)
- Где находится кончик языка? (вверху)
- Какая воздушная струя выходит? (теплая, плавная, непрерывная)
- Голос работает или нет? (нет)
- Какой звук гласный или согласный? (согласный)
- Звонкий или глухой? (глухой)
- Всегда твердый.
4) Закрепление правильного произношения звука в словах, словосочетаниях.
Игра «Доскажи словечко» (7 слайд).
Маша предлагает добавить недостающие слоги в слова. Картинки помогут справиться с заданием (хоровые и индивидуальные ответы детей).
Игра «Придумай рифму» (8 слайд)
Дети по смыслу придумывают последнее слово в коротких стихах и произносят его (индивидуальные и хоровые ответы).
Маша предлагает вам отдохнуть и сходить в гости к её лучшему другу - Мише. Миша очень любит варенье. Маша решила приготовить это лакомство для своего друга, но не нашла ни одной ягоды в лесу. Почему? Какое сейчас время года? (Поздняя осень, скоро наступит зима).
Маша нашла только шишки.
Игра «Посчитаем шишки» (9 слайд).
А теперь посчитаем, сколько шишек собрала Маша и сложим их в лукошко. Я начну, а вы продолжите:
Одна шишка, две шишки, три шишки…
Правильно! Я думаю Мишке понравится это лакомство (10 слайд).
5) Динамическая пауза.
Логоритмическое упражнение «Что нашла Маша?» (11 слайд)
По дороге к дому медведя Маша нашла… шарик, кошку, ромашку, лягушку, мышку, кукушку (произносят дети).
Давайте пошагаем по дорожке и повторим, что увидела Маша:
Маша шла, шла, шла,
Маша …. (шарик) нашла.
Маша шла, шла, шла,
Маша …. (кошку) нашла.
Маша шла, шла, шла,
И …. (ромашку) нашла.
Пришли к Мишке. Маша порадовала его сладким подарком (12 слайд).
6) Работа над звуковым анализом (определение места звука в слове).
Назовите предметы, которые на экране. Произносите их правильно и чётко.
Игра «Окошки» (13 слайд).
Определите в какой части слов стоит звук [Ш] (начало, середина, конец слова).
Слова: подушка, шиповник, мешок, карандаш, катушка, вишня.
(Дети закрывают синими полосками одно из трёх окошек в домике, определяя место нужного звука в слове. Объясняют свой выбор).
Игра «Назови ласково»
Произнесите ласково все слова со звуком [ш], которые на экране.
Подушка – подушечка, карандаш - …
7) Закрепление правильного произношения звука в предложениях.
Ребята, Маша предлагает вам выполнить ещё задание (14 слайд)
Исправьте ошибки в предложениях.
Машина моет Мишу. (Миша моет машину.)
Ландыш нашёл Машу. (Маша нашла ландыш.)
Школа шагает в Машу. (Маша шагает в школу.)
Посмотрите на экран и скажите о ком читает Маша? Назовите эти слова (15 слайд).
(Маша читает о мышке, о лошадке, о лягушке, о петушке.)
Чем похожи эти слова? (во всех слышится звук [Ш]).
Вспомните или придумайте слова с этим звуком.
Дайте характеристику звуку Ш. (Согласный, всегда твёрдый).
Заключительный этап
Рефлексия. Итог деятельности.
Вам понравилось занятие? Что вам запомнилось? Какие задания были трудными?Маша очень рада была вместе с вами заниматься. (16 слайд)
Посмотрите, она передала вам подарок в этом сундучке. Что в нем? (Леденцы «Петушок на палочке»).
А вы хотите ещё с ней встретиться?
До свидания. Всего хорошего.