Доклад на тему Гиперактивность как педагогическая проблема
Гиперактивность как педагогическая проблема
Никакая другая детская трудность не вызывает так много нареканий и жалоб родителей и учителей начальных классов, как весьма распространенная – гиперактивность, основными признаками которого являются:
двигательная расторможенность,
отвлекаемость (дефицит) внимания – самая большая проблема гипердинамичного ребенка.
Заинтересовавшись чем-то, он забывает о предыдущем и ни одно дело не доводит до конца. Он любопытен, но не любознателен, т.к. любознательность предполагает некоторое постоянство интереса.
Гипердинамичный ребенок импульсивен, и никто не рискнет предсказать, что он сделает в следующий миг. Не знает этого и он сам. Действует он, не задумываясь о последствиях, хотя плохого не замышляет и сам искренне огорчается из-за происшествия, виновником которого становится. Он легко переносит наказания, не помнит обиды, не держит зла, поминутно ссорится со сверстниками и тут же мирится. Это самый шумный ребенок в детском коллективе.
В настоящее время этиология и патогенез синдромов дефицита внимания выяснены недостаточно. Но большинство специалистов склоняются к признанию взаимодействия многих факторов, в числе которых:
органические поражения мозга (черепно-мозговая травма, нейроинфекция и пр.);
перинатальная патология (осложнения во время беременности, асфиксия новорожденного);
генетический фактор (ряд данных свидетельствует о том, что синдром дефицита внимания может носить семейный характер);
особенности нейрофизиологии и нейроанатомии (дисфункция активирующих систем ЦНС);
пищевые факторы (высокое содержание углеводов в пище приводит к ухудшению показателей внимания);
социальные факторы (последовательность и систематичность воспитательных воздействий и пр.).
Гиперактивные дети — «очень трудные дети, которые часто приводят в отчаяние как родителей, так и учителей». В отношении дальнейшего развития таких детей нет однозначного прогноза. У многих серьезные проблемы могут сохраниться и в подростковом возрасте. Поэтому с первых дней пребывания такого ребенка в школе, учителю необходимо наладить совместную работу с его родителями и школьным психологом.
Первые проявления гипердинамического синдрома можно заметить уже в младенчестве.
Пик проявлений наблюдается в 6 — 7 лет.
В благоприятных случаях к 14 — 15 годам его острота сглаживается.
Специалисты выделяют следующие клинические проявления синдромов дефицита внимания у детей:
Беспокойство движения в кистях рук и стопах. Сидя на стуле, ребенок корчится, извивается.
Неумение спокойно сидеть на месте, когда это требуется.
Легкая отвлекаемость на посторонние стимулы.
Нетерпение, неумение дожидаться своей очереди во время игр и в различных ситуациях в коллективе (занятия в школе, экскурсии и т. д.).
Неумение сосредоточиться: на вопросы часто отвечает не задумываясь, не выслушав их до конца.
Сложности (не связанные с негативным поведением или недостаточностью понимания) при выполнении предложенных заданий.
С трудом сохраняемое внимание при выполнении занятий или во время игр.
Частые переходы от одного незавершенного действия к другому.
Неумение играть тихо, спокойно.
Болтливость.
Мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в игры других детей).
Часто складывается впечатление, что ребенок не слушает обращенную к нему речь.
Частая потеря вещей, необходимых в школе и дома (например, игрушек, карандашей, книг и т.д.).
Способность совершать опасные действия, не задумываясь о последствиях. При этом ребенок не ищет приключений или острых ощущений (например, выбегает на улицу, не оглядываясь по сторонам).
Наличие у ребенка, по крайней мере, 8 из перечисленных выше 14 симптомов, которые постоянно наблюдаются в течение, как минимум, 6 последних месяцев, является основанием для диагноза синдром дефицита внимания.
Все проявления данного синдрома можно разделить на три группы:
признаки гиперактивности (синдромы 1, 2, 9, 10),
невнимательности и отвлекаемости (синдромы 3, 6,7, 8, 12, 13),
импульсивности (синдромы 4, 5, 11, 14).
Эти основные нарушения поведения сопровождаются серьезными вторичными нарушениями, к числу которых прежде всего относятся слабая успеваемость в школе и затруднения в общении с другими людьми.
Низкая успеваемость — типичное явление для гиперактивных детей. Она обусловлена особенностями их поведения, которое не соответствует возрастной норме и является серьезным препятствием для полноценного включения ребенка в учебную деятельность.
Во время урока этим детям сложно справиться с заданиями, так как они испытывают трудности в организации и завершении работы, быстро выключаются из процесса выполнения задания.
Навыки чтения и письма у этих детей значительно ниже, чем у сверстников.
Их письменные работы выглядят неряшливо и характеризуются ошибками, которые являются результатом невнимательности, невыполнения указаний учителя или угадывания.
При этом дети не склонны прислушиваться к советам и рекомендациям взрослых.
Нарушение поведения гиперактивных детей влияет не только на школьную успеваемость, но и во многом определяют характер их взаимооотношений с окружающими людьми.
В большинстве случаев такие дети испытывают проблемы в общении: они не могут долго играть со сверстниками, устанавливать и поддерживать дружеские отношения.
Среди детей они являются источником постоянных конфликтов и быстро становятся отверженными.
В семье эти дети обычно страдают от постоянных сравнений с братьями и сестрами, поведение и учеба которых ставится в пример.
Они недисциплинированны, непослушны, не реагируют на замечания, что сильно раздражает родителей, вынужденных прибегать к частым, но не результативным наказаниям.
Большинству таких детей свойственна низкая самооценка.
У них нередко отмечаются деструктивное поведение, агрессивность, упрямство, лживость, склонность к воровству и другие формы асоциального поведения.
Отвлекаемость внимания и двигательную расторможенность ребенка необходимо настойчиво и последовательно преодолевать с самых первых лет его жизни:
Необходимо четко разграничивать целенаправленную активность и бесцельную подвижность.
Нельзя сдерживать физическую подвижность такого ребенка, это противопоказано состоянию его нервной системы.
Но его двигательную активность надо направлять и организовывать: если он бежит куда-то, то пусть это будет выполнением какого-то поручения. Хорошую помощь могут оказать подвижные игры с правилами, спортивные занятия. Самое главное — подчинить его действия цели и приучить достигать ее.
В старшем дошкольном возрасте гипердинамичного ребенка начинают приучать к усидчивости:
Когда он набегается и устанет, ему можно предложить заняться лепкой, рисованием, конструированием, причем нужно обязательно постараться сделать так, чтобы интерес к такому занятию побуждал ребенка довести начатое дело до конца.
На первых порах требуется настойчивость взрослых, которые порой буквально физически удерживают ребенка за столом, помогая ему закончить постройку или рисунок. Постепенно усидчивость станет для него привычной и, поступив в школу, он сможет усидеть за партой весь урок.
Если коррекционная работа с гиперактивным ребенком проводится настойчиво и последовательно с первых лет его жизни, то можно ожидать, что к 6 - 7 годам проявления синдрома будут преодолены.
В противном случае, поступив в школу, гиперактивный ребенок столкнется с еще более серьезными трудностями. К сожалению, такого ребенка зачастую считают просто непослушным и невоспитанным и пытаются воздействовать на него строгими наказаниями в виде бесконечных запретов и ограничений. В результате ситуация только усугубляется, так как нервная система гипердинамичного ребенка просто не справляется с подобной нагрузкой и срыв следует за срывом.
В работе с гиперактивными детьми ответственная роль принадлежит учителям. Нередко педагоги, не справляясь с такими учениками, под разными предлогами настаивают на их переводе в другую школу. Однако эта мера проблем ребенка не решит.
Вместе с тем выполнение некоторых рекомендаций может способствовать нормализации взаимоотношений учителя с беспокойным учеником и поможет ребенку лучше справляться с учебной нагрузкой.
Учителям рекомендуется:
работу с гиперактивным ребенком строить индивидуально, при этом основное внимание уделять отвлекаемости и слабой организации деятельности;
по возможности игнорировать вызывающие поступки ребенка с синдромом дефицита внимания и поощрять его хорошее поведение;
во время уроков ограничивать до минимума отвлекающие факторы. Этому может способствовать, в частности, оптимальный выбор места за партой для гиперактивного ребенка—в центре класса напротив доски;
предоставлять ребенку возможность быстро обращаться за помощью к учителю в случаях затруднения;
учебные занятия строить по четко распланированному, стереотипному распорядку;
научить гиперактивного ученика пользоваться специальным дневником или календарем;
занятия, предлагаемые на уроке, писать на доске;
на определенный отрезок времени давать только одно задание;
дозировать ученику выполнение большого задания, предлагать его в виде последовательных частей и периодически контролировать ход работы над каждой из частей, внося необходимые коррективы; во время учебного дня предусмотреть возможности для двигательной «разрядки»: занятия физическим трудом, спортивные упражнения.
Родителям в воспитании ребенка с гиперактивностью необходимо избегать двух крайностей:
проявления чрезмерной жалости и вседозволенности,
а также постановки перед ним повышенных требований, которые он не в состоянии выполнить, в сочетании с излишней пунктуальностью, жесткостью и наказаниями.
Частое изменение указаний и колебания настроения родителей оказывает на ребенка с синдромом дефицита внимания гораздо более глубокое негативное воздействие, чем на здоровых детей».
Родители также должны знать, что существующие у ребенка нарушения поведения поддаются исправлению, но процесс этот длительный и требует от них больших усилий и огромного терпения.
Приведем конкретные рекомендации родителям детей с синдромом дефицита внимания:
В своих отношениях с ребенком придерживайтесь «позитивной модели». Хвалите его в каждом случае, когда он это заслужил, подчеркивайте успехи. Это поможет укрепить уверенность ребенка в собственных силах.
Избегайте повторений слов «нет» и «нельзя».
Говорите сдержанно, спокойно и мягко.
Давайте ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он мог его завершить.
Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.
Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания (например, работа с кубиками, раскрашивание, чтение).
Поддерживайте дома четкий распорядок дня. Время приема пищи, выполнения домашних заданий и сна должно соответствовать этому распорядку.
Избегайте по возможности скопления людей. Пребывание в крупных магазинах, на рынках, в ресторанах и т.п. оказывает на ребенка чрезмерно стимулирующее воздействие.
Во время игр ограничивайте ребенка лишь одним партнером. Избегайте беспокойных, шумных приятелей.
Оберегайте ребенка от утомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.
Давайте ребенку возможность расходовать избыточную энергию. Полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе: длительные прогулки, бег, спортивные занятия.
Постоянно учитывайте недостатки поведения ребенка. Детям с синдромом дефицита внимания присуща гиперактивность, которая неизбежна, но может удерживаться под разумным контролем с помощью перечисленных мер.