Бродяжничество и беспризорность детей, как социально-педагогическая проблема
Бродяжничество и беспризорность детей, как социально-педагогическая проблема
Сегодня, как никогда, в России актуализируется проблема детской беспризорности, которую все чаще связывают с явлениями социальной и школьной дезадаптации, возникновением наркомании и токсикомании, проституции.
Проблемы детской беспризорности и безнадзорности приобрели угрожающий характер. Число беспризорных детей из года в год неуклонно растет.
Приступая к непосредственному рассмотрению проблемы, в целях полного раскрытия вопроса необходимо историческое понимание феномена бродяжничества и беспризорности.
Первое наиболее полное официальное определение беспризорности и безнадзорности можно найти в Большой Советской Энциклопедии, изданной в 1930 г.:
Беспризорными надо считать не только детей, потерявших родителей (или опекунов) и домашний очаг, если родители (или опекуны) лишают детей пищи, грубо с ними обращаются, совращают их на преступления, разлагающе влияют собственным примером, - дети подобных родителей тоже считаются беспризорными.
Причины беспризорности носят социально-экономический характер. Беспризорность возникла в результате войн, революций, голода, стихийных бедствий, эпидемий и других потрясений, влекущих за собой сиротство детей. Росту беспризорности способствовали экономические кризисы, безработица, нужда и детская эксплуатация. Беспризорность как крайнее проявление детской безнадзорности может быть вызвана также такими причинами, как конфликтная обстановка в семье, учебных заведениях, аморальное поведение родителей, жестокое обращение с детьми (в том числе злоупотребление властью со стороны родителей, опекунов или лиц, их заменяющих, которые иногда в корыстных целях принуждают детей к нарушению правовых и моральных норм), что заставляет их уходить из дома.
Данную категорию детей мы легко можем узнать по отличительным чертам и внешнему виду.
Нынешний беспризорник, как правило, одет по необходимости: лишнюю, мешающую свободно передвигаться одежду выкидывает, а необходимое приворовывает тут же. А вообще, беспризорники - большие модники: верхнюю одежду могут менять по несколько раз в неделю.
Какие-то общие закономерности во внешнем облике беспризорника отсутствуют. Это зависит от его возраста, стажа кочевой жизни, и от профессии. Девицы одеваются по-особому, в соответствии с профессией: ярко, с килограммами косметики на не всегда чистом лице.
Побирушки предпочитают одеваться жалостливее и не мыться.
Любимой едой считают - "Сникерсы", "Марсы", мороженное и "Пепси.
Они не боятся никого, спокойно общаются, особенно если их кормят.
Это только так кажется, что беспризорники бедны. Беспризорник, выпущенный на свободу из детской комнаты милиции, через полтора часа может попасться вновь с тремя тысячами рублей в кармане.
12 часов ночи - время "Ч". Беспризорники стекаются к кафе и начинается самое интересное - охота на бомжей. Они очень нужны беспризорникам, чтобы постоянно сравнивать себя с ними, и понимать, что у них самих не все еще потеряно, и испытывать по этому поводу чувство превосходства и гордость
Можно также сходить на "видик", в темном видеозале очень хорошо спать, разлегшись под экраном на сцене вповалку. Смотреть беспризорники любят только фантастику.
Речь беспризорника не отличается буйством фантазии. Общаются на полублатном жаргоне и "общепринятой" лексике.
Зовут друг друга вовсе не по кличкам, а в основном: "эй", "эй ты", или просто - никак, потому что имена помнят редко. Надо сказать, что сами беспризорники себя называют: "кайдаки", мужики и пацаны (те, которые помладше). Девчонки почти повсеместно зовутся "марухами".
Способы существования: кражи: девицы занимались проституцией, а самые маленькие дети - в основном попрошайничают.
У беспризорников и безнадзорников также имеются профессии.
"Бутылочники, воришки, "Съемщики, "носильщики", "продавцы", у девиц в основном одна специальность – проституция.
Также беспризорники делятся на типы: те которые живут на одном и том же месте, другие едут на заработки, или кочуют по всей стране. А есть случайные беспризорники волею злодейки-судьбы выкинутый на улицу, а вовсе не специально убежавшие. А есть дети, которые бомжуют вместе со своей мамой, братьями и сестрами.
Несмотря на то, что в отношении этой категории граждан уже проделана большая работа и, в целом, ситуацию, угрожающую некоторое время назад перерасти в эпидемию, удалось стабилизировать; беспризорные дети должны оставаться объектом наиболее пристального внимания со стороны государства и общества.
В настоящее время государственными органами предпринимаются определенные меры для решения рассмотренных в работе проблем, например:
· сегодня в стране приняты и, что немаловажно, действуют более ста нормативных правовых актов по вопросам семьи и детства;
· создаются специальные программы по профилактике детской безнадзорности.
Но, беспризорных детей на наших улицах становится все больше и больше. И это уже никого не удивляет, и стало даже чем-то обыденным и привычным. Мы как-то сразу смирились и приняли факт существования таких детей как должное.
Ребенок по праву является объектом пристального внимания и заботы со стороны общества и государства. От того, в каких условиях находится подрастающее поколение сегодня, напрямую зависит будущее. Конкурентоспособный ребенок - это ребенок, реализующий свой потенциал как личность и будущий член общества. Соответственно, ребенок неконкурентоспособен тогда, когда находится в условиях, ставящих его на грань выживания.
Создание благоприятных условий для детей, недопущение негативного воздействия на них факторов, подвергающих риску беспризорности - основные направления профилактической работы, проводимой государством и обществом.
Бедность является наиболее значимым фактором, приводящим ребенка к беспризорному образу жизни. Анализируя статистику последних лет, можно сделать неутешительные выводы о том, что сохраняется тенденция к застойной бедности семей с детьми. Дети, брошенные на произвол судьбы, не нужные тем, кто их породил, в большинстве случаев не становятся полноценными людьми. Они пополняют ряды преступников. И это неоспоримая истина. Ощущая свою ненужность, они тянутся к тем, кто проявляет к ним хоть какой-то интерес. Интерес, как правило, не преследующий благие цели. А ведь именно в детском возрасте формируется устойчивое представление об образе жизни. И то, чему учатся на улице, не приводит ни к чему хорошему.
Исходя и рассмотренных проблем можно сделать вывод, что для выхода из сложившегося положения следует выделить три основных подхода:
1. Следует настойчиво совершенствовать существующую систему путем развития правовых, организационных, финансовых, информационных и других механизмов взаимодействия между органами, учреждениями и организациями участвующими в работе по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, их социальной реабилитации.
2. Необходимо создать специальный орган управления (желательно при администрации Президента РФ), отвечающий за решение указанной проблемы и координацию действий различных ведомств, учреждений и организаций.
3. Целесообразно передать функции по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, их социальной реабилитации одному из ныне действующих органов власти (например, МВД).
Детям очень важно чувствовать, что мир к ним не безразличен
Дети – беспризорники – это наша общая проблема, и только общими усилиями, возможно, реально снизить их число. Ведь от этого во многом зависит наше будущее.
Литература:
1. Дети социального риска и их воспитание. /Под науч. ред. Л.М. Шипицыной. СПБ.: Речь, 2003.-144 с.
2. Жилина Л. Н. Потребности, культура потребления и ценностные ориентации личности. М. 2008 г.
3. Комплексное сопровождение детей-сирот. /Под науч. ред. Л.М. Шипицыной. Материалы научно-практической конференции. СПБ., 2003.-93 с.
4. Комплексное сопровождение и коррекция развития детей-сирот: социально-эмоциональные проблемы /Под науч. ред. Л.М. Шипицыной и Е.И. Казаковой.-СПБ., 2000.- 108 с.
Заголовок 115