Тема по самообразованию Музыкальная одаренность, ее выявления в рамках реализации дополнительной общеобразовательной программы Возрождение
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОРОДСКОЙ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ И НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА»
Тема по самообразованию:
«Музыкальная одаренность, её выявления развитие в рамках реализации дополнительной общеобразовательной программы «Возрождение»
Подготовила:
педагог дополнительного образования
Гончарова Н.А.
26.05.2016г.
Цель: формирование личности воспитанника, развитие музыкальности и одаренности у детей.
Методика проведения занятий в детском объединении «Возрождение» на всех этапах обучения состоит из:
развития специальных данных: музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти, музыкального воображения с учетом возрастных особенностей детей.
творческих заданий.
работы над певческими навыками.
участия в музыкальных, театральных, фольклорных мероприятиях.
В организации общеобразовательного процесса по программе «Возрождение» основополагающее значение имеют формы индивидуального (сольное пение) и группового занятия (ансамблевое пение), сочетающие практическую (распевки, разучивание и исполнение песен, проведение игр- хороводов) и теоретическую части (рассказ педагога о народном календаре, о времени года, о календарном празднике, сведения из истории жанра, традиций его исполнения). На групповых занятиях в детском объединении «Возрождение» проводятся народные игры, при подготовке к календарному празднику используются загадки, пословицы, поговорки по теме. В течение учебного года на каждом новом этапе обучения с воспитанниками так же используется следующий фольклорный материал:
- народные игры, в том числе хороводные игры и хороводы;- мифология: миф, сказка, быличка и бывальщина, былина, легенда и др.;- материал календарных обрядов и праздников;- материал свадебного обряда. Включение такого материала обогащает представление обучающихся об атмосфере того или иного фольклорного явления и способствует формированию «фольклорного» кругозора. Специфика фольклорного материала дает возможность проведения учебных занятий в форме путешествий, народных игр, обрядовых действий. В рамках реализации программы используются следующие формы проведения занятий:
Обряд. Воспитанникам детского объединения предлагается определённая интерпретация целей обряда и способов достижения этих целей. Кроме специфической формы общения и сотворчества, обряд становится единственным способом выработки активного отношения ребёнка ко всему, что происходит в окружающем мире. В момент проведения обряда дети становятся действующими лицами в драме борьбы света и тьмы, учатся понимать Человека – Природу – Вселенную в их единстве, видеть своё место в этом комплексе и ощущать ответственность за происходящее.
Гулянка. Гулянка имеет свои традиционные формы. Она входит в структуру обряда, или является логическим его завершением, или проводится отдельно. В народной культуре предпочтение отдавалось активным формам отдыха: играм, песням, танцам, пляскам и др. Разученные на занятиях, они реализуют это свойство в непосредственном действии, где сценарий остаётся как бы за кадром, а на первый план выходит импровизация. Основные «приобретения» воспитанников от такой формы творчества: умение отдыхать, активно общаться и испытывать чувство коллективной радости.
Для оптимизации усвоения учебного материала и большей наглядности занятий применяются такие формы передачи знаний и овладения практическими навыками, как целенаправленное слушание народной музыки и песен, организация встреч с исполнителями народных песен, посещение фестивалей и концертов народной музыки. Такие формы работы способствуют развитию активного восприятия музыки, формируют эмоциональную отзывчивость и способствуют накоплению фольклорного багажа.
Учебное занятие, как правило, организуется по следующей схеме:
-распевка;
-показ и разучивание нового музыкального материала;
-закрепление пройденного;
-слушание музыки и анализ прослушанного;
-теоретичекие сведения;
-повторение.
В программе так же предусмотрены и другие формы проведения занятий:
Игровое занятие – на котором обучающиеся учатся играть в народные игры и играют в них. Параллельно с обучением игре педагог следит за взаимоотношениями в коллективе, за особенностями проявления школьников в игровом процессе (общении); проводит диагностику отставаний или нарушений в способности к социализации и, по возможности, осуществляет коррекцию. В процессе игры усваиваются нормы этики общения. Для переключения внимания, а также в целях максимально эффективного использования времени, применяются любые другие виды фольклорной деятельности: рассказывание сказок, быличек, загадывание загадок и т. д.
Занятие - подготовка к календарному празднику. Разучивание элементов календарных обрядов совершается в игровой форме. Элементы занятия: разучивание календарных песен; обсуждение текстов песен, их символического значения; обсуждение семантики ритуальных действий и ритуальных предметов. Основное внимание уделяется развитию образного мышления, освоению значения символов, пониманию их роли в решении нравственных проблем современного общества, проблем культурной и природной экологии.
Занятие-беседа, изложение теоретических сведений с использованием
наглядных пособий, видеоматериалов, музыкальных примеров.
Практическое занятие-разучивание песен, игр, знакомство с основами хо-реографии.
Занятие - репетиция, концерт.
Заключительное занятие (завершающее тему).
Самостоятельная работа воспитанников, чтение дополнительной литературы, выполнение творческих заданий, проектная и исследовательская деятельность. Особый вид самостоятельной работы, в которой необходимо участие родителей – это составление генеалогического древа своего рода. Целесообразны групповые и индивидуальные формы работы с наиболее одаренными заинтересованными детьми, работа в парах, работа в микрогруппах, пение в разновозрастных дуэтах, трио.
Приемы и методы организации
учебно-воспитательного процесса.
Вокально-хоровая деятельность.
Передавая певческий опыт из поколения в поколение, мастера традиционной культуры бережно сохраняли приемы и способы исполнения народных песен. Стоит заметить, что разучивание песен по нотам и записям слов противоречит глубинным принципам народного искусства. Из многих методов разучивания, применительно к народной песне, наиболее результативными на занятиях детского объединения «Возрождение» являются традиционные, исстари сложившиеся:
Устно-слуховой;
Устно-подражательный;
Метод припевания (вхождение в ритм, «мелодику» незнакомой песни, когда ребята включаются в пение повторяющегося припева, присоединяясь к ансамблю, голосу педагога или фонограмме).
При разучивании народных песен учитывается и специфика народного вокала, элементы, присущие только народному пению, которые возникли от речевой, без музыкального сопровождения, естественной интонации:
Техника дыхания. Бесшумный короткий вдох, постепенное расходование которого достигается путем упражнений на непрерывное дыхание, тренировки долготы звука (короткий вдох, длительный выдох на звуке «с»);
Дикция. Произношение гласных и согласных «выпуклое», «утрированное»;
Позиция звука. Высокая, в сочетании с близким посылом (достигается при помощи языка). Звуковые упражнения в унисон, на одном звуке. Они позволяют почувствовать, что значит «открытый» звук, как сделать звук «живым», долгим, почувствовать разницу в звучании одного человека и ансамбля, ощутить объем звука, его пульс.
Особенности ритмического движения. Смена ритма, использование дополнительных гласных при пропевании согласных, так называемая «огласовка».
Без учета стилевых особенностей (стиль - комплекс черт, примет, признаков, которые типичны для данной местной традиции народного пения), особенностей в народном творчестве невозможно в полной мере познать национальную народную музыкальную культуру, поэтому при изучении местных особенностей пения на занятиях проводят следующее:
Выявляют характерные исполнительские приемы;
Отношение аутентичных певцов к данной песне;
Раскрывают содержание народной терминологии.
При разучивании и исполнении народной песни учитывается и особенность
местного говора, которая помогает определить исполнительские детали, связанные с манерой произнесения слова:
Слова, искаженные исполнителями;
Особые формы окончаний прилагательных, глаголов (качает-«качат»), приставки «пере» (переночуй-«перночуй»);
Выпавшие звуки (моего - «мово»);
Фонетические особенности местного диалекта («аканье», замена «е» на «ё» в безударных слогах).
Индивидуальный подход, учет возрастной психологии, бережное отношение к детскому голосу так же играют огромную роль в выполнении двуединой задачи вокально-хорового обучения: научить петь каждого и научить петь хором.
Примерный план разучивания песни:
-прочесть внимательно текст песни;
-прослушав, проанализировать жанровые особенности и обрядовую принадлежность;
-разучить текст песни и мотив с детьми;
-обдумать художественное оформление.
Танец и песня неотделимы друг от друга. Во всех обрядах, играх, хороводах обязательно их гармоническое соединение. Программа детского объединения «Возрождение» предполагает работу над элементами народного танца и бытовой хореографии.
Слушание музыки по фонограммам обычное и привычное дело в музыкальном образовании, становится явлением необычным и непривычным, когда это касается аутентичной музыки. Для многих ребят становится неожиданным то, что вместо артистического исполнения, они слышат исполнение бытовое, необычное для многих, поскольку оно относится к другому «не их» быту. Существует ряд приемов, предупреждающих негативную реакцию, основанную на непонимании явления.
Во-первых, детям объясняется ситуация исполнения данного произведения, обстановки. Выявления места, какое занимает это произведение в быту, с возможным привлечением иллюстративного материала, оригинальных суждений и высказываний народных певцов об исполняемом ими произведении.
Во-вторых, во время прослушивания музыкального материала, должен быть расслышан и понятен поэтический текст песни. Перед началом прослушивания песен педагог пересказывает слова песни, объясняет диалектные и старинные слова. По возможности проговаривает каждый стих в момент цензуры, перед ним или произносить слова синхронно записи, почти беззвучно, но с отчетливой артикуляцией.
В-третьих, должна быть предупреждающе описана манера пения, связанная с особенностями жанра. Интересным и полезным оказывается прослушивание народной музыки без предварительного объяснения, но со специально поставленной задачей - определить функцию фольклорного произведения на основе лишь слухового
восприятия, слухового анализа. Для этого выбираются произведения, особенно ярко, наглядно демонстрирующие ту или иную функцию. При слушании колыбельной песни негромкое, вполголоса пение, равномерный ритм, характерный «баюкальный» припев – помогут ребятам точно определить жанр.
Наиболее успешно в программе детского объединения «Возрождение» так же используются методы:
1.Формирования сознания личности: словесные, метод примера;
2.Организации деятельности и формирования опыта общественного поведения: метод приучения, упражнения, создания воспитывающих ситуаций;
3.Методы стимулирования поведения и деятельности: поощрения, метод создания ситуации успеха;
4.Методы контроля, самоконтроля и самооценки: метод педагогического наблюдения, опросы, беседы, метод анализа результатов деятельности, метод создания ситуации для изучения поведения.
Прекрасным дополнением к вышеизложенному является изучение местных народных традиций через общение со старшим поколением учащихся (родителями, бабушками, дедушками). Экскурсии, походы… Методика работы с детским объединением «Возрождение» на первый взгляд проста, лучший принцип здесь - «Делай как я!».
Значимым показателем выявления музыкальной одаренности является результативность и участие обучающихся в конкурсах различного уровня. В течение учебного года воспитанники детского объединения «Возрождение» стали победителями и призерами в 20 конкурсах международного, всероссийского, областного и городского уровней. Приняли активно участие в театрализованных действиях торжественного награждения победителей и призеров городских выставок детского творчества «Наследники Левши», «Новогодняя феерия», научных чтениях младших школьников и 5-7 классов «Шаг в науку», конференции старшеклассников «Шаг в науку».