Технологическая карта урока по теме «Портреты героев в рассказе А.П.Чехова «Детвора»
Белозерцева Марина Васильевна,
учитель начальных классов
КОГОАУ «Гимназия№1 г. Кирово-Чепецка»
Технологическая карта урока по теме
«Портреты героев в рассказе А.П.Чехова «Детвора»
Класс: 4
Предмет: литературное чтение
Тип урока: урок решения частных учебных задач.
Дидактическая цель: осознание, осмысление и закрепление учебной информации по теме «Портреты героев в рассказе. А.П. Чехов «Детвора» средствами технологии развивающего обучения Д.Б.Эльконина – В.В. Давыдова,
Образовательная: понять идейное содержание рассказа А.П. Чехов «Детвора», приёмы создания художественных образов (портрет), авторскую позицию в произведении.
Развивающая: развить умения анализировать произведение, устанавливать причинно-следственные связи, аргументировать собственную позицию, обобщать и делать выводы, грамотно выражать свои мысли в устной и письменной форме, применяя изученную терминологию.
Воспитательная: активизировать понятие доброты через восприятие произведения, формировать толерантность при работе в группе, следить за речевой культурой, культурой общения.
Планируемые результаты:
Предметные: осознание идейного содержания рассказа А.П. Чехова «Детвора», авторской позиции, умение создавать портрет героя.
Метапредметные:
Познавательные УУД: умение составлять модель рассказа, осуществлять информационный поиск для решения поставленных задач, уметь работать с текстом: понимать причинно-следственные связи, основную мысль текста для ответа на поставленный вопрос.
Регулятивные УУД: умение оценивать результаты своей работы и результат работы одноклассников в ходе анализа произведения, выяснять причины допущенных ошибок, самоконтроль и самооценка.
Коммуникативные УУД: умение осуществлять продуктивное взаимодействие с одноклассниками, сотрудничать и приходить к общему решению в совместной деятельности, учитывать различные мнения, аргументировать собственную точку зрения.
Личностные: формирование познавательных интересов и мотивов; воспитание нравственных качеств личности на примере портретов героев (внешний вид, черты характера); развитие адекватной самооценки.
Методы обучения: частично – поисковый;
метод решения учебных задач;
Формы организации познавательной деятельности: групповая, фронтальная
Средства обучения: учебник «Литературное чтение», 4 класс, Е.И. Матвеева;
проектор, интерактивная доска
раздаточный материал
Ход урока
№
Этапы урока
Деятельность
учителя
Деятельность
ученика
Формируемые УУД
Познавательные
Личностные
Коммуникативные
Регулятивные
1.
Оргмомент. Включение в деятельность.
Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, создаёт благоприятный психологический настрой на работу
Приветствуют учителя.
Осознанно строить речевое высказывание.
Уважительно относиться к учителю, одноклассникам.
Уметь устанавливать контакт с окружающими.
Контролировать свои действия.
2.
Создание "ситуации успеха".
Организует фронтальную работу по классификации изученных произведений и их авторов из раздела «Штрихи к портрету»: О. Дриз «Мой портрет», А.С. Пушкин «Вы просите у меня мой портрет», С.Чёрный «Детям», А.П. Чехов «Детвора».
1. Читают записи (автор, название произведения).
2. Анализируют их.
3. Устанавливают соответствие и объясняют, как его установили.
4. Определяют, что объединяет произведения (портрет) и в чём отличие (жанр – рассказ).
Анализировать записи с целью выделения общих и различных признаков; структурировать знания.
Воспринимать информацию зрительно и на слух.
Формировать учебно-познавательную мотивацию и интерес к учению. В «ситуации успеха» почувствовать свою значимость, осознавать трудности и стремиться к их преодолению.
Уметь слушать собеседника, высказывать свою точку зрения, формулировать свои мысли и аргументировать их.
Оценивать правильность выполнения действий.
3.
Актуализация знаний.
Организует работу по анализу рассказа А.П. Чехова с последующим заполнением модели. Предлагает ответить на вопросы по содержанию текста.
С опорой на главное понятие (портрет), на модель рассказа просит сформулировать тему урока.
1. Определяют автора, название произведения.
2. Отвечают на вопросы.
Устанавливают тип рассказчика (рассказчик-повествователь), выделяют главных героев.
Формулируют тему урока «Портреты героев в рассказе А.П. Чехова «Детвора».
Анализировать информацию.
Актуализировать свои знания, оценивать результат своей деятельности.
Уметь объяснять смысл своих действий (саморефлексия).
Уметь совершенствовать имеющиеся знания.
Уметь слушать одноклассников, строить понятные для собеседника высказывания;
формулировать собственную точку зрения.
Уметь принимать и сохранять учебную задачу.
Оценивать правильность выполнения действий.
4.
Решение частной учебной задачи.
Организует работу в группах: предлагает выбрать черты характера, соответствующие герою
(1 группа – Гриша,
2 группа – Аня,
3 группа - Соня,
4 группа – Алёша,
5 группа – Андрей), доказать акцентным вычитыванием текста.
Устанавливает осознанность восприятия, предлагает во фронтальной работе обобщить портретные характеристики в понятие характер (личность героя).
Работают в группах.
Выбирают нужные черты характера героев.
Доказывают своё мнение текстом.
Отвечают на вопросы – соотносят портретную характеристику с характером героя.
Уметь извлекать из заданий и текстов необходимую информацию. Осознанно строить речевое высказывание. Структурировать знания.
Уметь планировать учебное сотрудничество, слушать одноклассников, выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, формулировать и аргументировать своё мнение.
Уметь планировать свою деятельность для решения поставленной задачи, Адекватно воспринимать оценку.
Принимать и сохранять цель.
Контролировать совместную деятельность.
5.
Рефлексия.
Предлагает соотнести полученные знания с имеющимися (создать портрет современного ребёнка).
Предлагает сформулировать точку зрения автора.
Систематизируют информацию.
Создают портрет современного ребёнка (словесное рисование).
Формулируют выводы.
Уметь систематизировать и обобщать информацию.
Уметь оценивать свои возможности.
Уметь формулировать свои мысли. Аргументировать своё мнение.
Контролировать и корректировать полученный результат. Анализировать достижение цели.
6.
Домашнее задание.
Предлагает домашнее задание, комментирует его выполнение.
Записывают задание в дневник.
Уметь оценивать свои возможности.
Заголовок 315