Конспект интегрированного занятия для детей средней группы тема Как звери готовятся к зиме


МАДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 31»
Конспект занятия
для детей средней группы
тема: «Как звери готовятся к зиме»
Выполнила воспитатель:
Холод Виктория Юрьевна
г. Снежинск2016
Конспект занятия «Как звери готовятся к зиме»
Интеграция образовательных областей: «Познание» (формирование целостной картины мира), «Социализация», «Коммуникация», «Физическая культура».
Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, коммуникативная, восприятие художественной литературы, двигательная, познавательно-исследовательская.Программное содержание:
- закреплять обобщающее понятие «Дикие животные»;
- познакомить с условиями жизни зверей зимой, способами выживания в холодное время;
- дать элементарные представления о том, как дикие животные готовятся к зиме: медведь, белка, заяц, еж;
- учить устанавливать простейшие связи между сезонными изменениями в природе и поведением животных;
- развивать любознательность, желание помогать «братьям нашим меньшим»;
- развивать устную речь, внимание, память;
- прививать любовь к животным.
Планируемые результаты:
- ребенок проявляет любознательность, интерес к исследовательской деятельности и к информации, которую получает в процессе общения;
- активно и доброжелательно взаимодействует с воспитателем и сверстниками в решении игровых и познавательных задач;
- умеет поддерживать беседу, высказывает свою точку зрения;
- выполняет движения, демонстрируя выразительность, грациозность, пластичность.
Материалы и оборудование: картина с изображением осеннего леса; картинки с изображением животных леса и их детенышей; пищи, которую употребляют животные; музыкальное сопровождение.
Ход занятия
Воспитатель показывает картину с изображением осеннего леса.
Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, какое сейчас время года? (дети отвечают, что время года – осень).
Воспитатель: Правильно, время года – осень. Ребята, а как вы определили, что сейчас осень? (дети высказывают свои мнения).
Воспитатель: Да, ребята, на улице стало холодно, дует холодный ветер, идут дожди, дни становятся короче, а ночи – длиннее. Скажите, а сколько месяцев у осени? ( ответы детей).
Воспитатель: Правильно, ребята, у осени, также как и у других времен года, три месяца. Давайте, перечислим их. (дети перечисляют месяца осени – сентябрь, октябрь, ноябрь).
Воспитатель: Скажите, а какой сейчас месяц осени? (ответы детей).
Воспитатель: Правильно, ноябрь. Какой по счету ноябрь месяц осени? Первый, второй или третий?(ответы детей).
Воспитатель: Ребята, сейчас на улице холодно или тепло? (ответы детей).
Воспитатель: Какую одежду люди надевают в холодную погоду? (дети перечисляют одежду, которую люди носят в холодное время года).
Воспитатель: Чтобы не замерзнуть в холодную погоду, люди одевают на себя теплую одежду. А зверям тепло зимой? (ответы детей).
Воспитатель: Скажите, каких диких животных вы знаете? (дети называют диких животных, которых знают).
Воспитатель: Скажите, почему этих животных называют дикими? (дети высказывают свои мнения).
Воспитатель: Правильно, потому что эти животные сами добывают себе корм, строят себе жилища, заботятся о своих детенышах (воспитатель показывает картинки с изображением диких животных).
Игра «Найди детенышам их мам».
Воспитатель показывает картинки с изображением детенышей диких животных и просит среди остальных картинок найти их мам, поставив картинки попарно:
- лиса – лисенок;
- волчица – волчонок;
- зайчиха – зайчонок;
- медведица – медвежонок;
- ежиха – ежонок;
- белка – бельчонок.
Игра «Один – много».
Дети называют детенышей во множественном числе.
- зайчонок – зайчата;
- лисенок – лисята;
- волчонок – волчата;
- медвежонок – медвежата;
- бельчонок – бельчата;
- ежонок – ежата.
Воспитатель: Скоро наступит зима. Для животных леса это тяжелое время. Ребята, давайте поговорим с вами о том, как зимуют в лесу звери, где они спят, чем питаются. Но сначала отгадайте загадку:
Летом ходит без дорогиВозле сосен и берез,А зимой он спит в берлоге,От мороза прячет нос.
(Медведь)
Дети отгадывают загадку, и воспитатель выставляет картинку с изображением медведя.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, как готовится медведь к зиме? (ответы детей).
Воспитатель: Все лето и осень медведь готовится к зиме: ловит рыбу в реке, ест много ягод, накапливает жир на зиму. В конце осени медведь находит себе под сосной место, в котором много листьев и веток, и в этом месте он ложится спать до весны. А зимой, когда выпадет много снега, медведю будет тепло в его берлоге. Ребята, а что любит кушать медведь? (ответы детей)
Воспитатель: Молодцы, ребята, медведь любит мед, ягоды, рыбу.
Воспитатель: Ребята, угадайте, про кого эта загадка:
В густом лесу под ёлками,
Осыпанный листвой,
Лежит клубок с иголками,
Колючий и живой.
(Ёж)
Дети отгадывают загадку, и воспитатель выставляет картинку с изображением ежа.
Воспитатель: Ежи так же как и медведи готовятся к зиме и накапливают жир за лето и осень, чтобы не проголодаться и не замерзнуть зимой. Они утепляют свои норы. А когда начинаются первые заморозки, ежи закапываются в свою норку глубоко и засыпает в ней на всю зиму. Ребята, а что любит кушать ежик? (ответы детей).
Воспитатель: Правильно, ребята, еж питается мышами, лягушками, червями. Также ежик любит грибочки и яблоки.
Физкультминутка.
«С неба падают снежинки»
С неба падают снежинки,
Как на сказочной картинке.
Будем их ловить руками
И покажем дома маме.
(Дети поднимают руки над головой и делают хватательные движения, словно ловят снежинки).
А вокруг лежат сугробы,
Снегом замело дороги.
(Потягивания – руки в стороны).
Не завязнуть в поле чтобы,
Поднимаем выше ноги.
(Ходьба на месте, колени высоко поднимаются).
Вон лисица в поле скачет,
Словно мягкий рыжий мячик.
(Прыжки на месте).
Воспитатель: Ребята, отгадайте вот такую загадку:
Зимой беленький, а летом серенький. Никого не обижает, а всех сам боится. (Заяц)
Дети отгадывают загадку, воспитатель показывает картинку с изображением зайца.
Воспитатель: Да, это заяц. Ребята, а как зайчик готовится к зиме? (дети высказывают свои предположения).
Воспитатель: Заяц меняет свою летнюю шубку на белую. Зимняя шубка у зайца белого цвета, а летняя – серого. Белая шубка у зайца теплая, она не дает замерзнуть ему во время морозов. Ребята, а вы знаете, почему зимняя шубка зайца белого цвета? (ответы детей).
Воспитатель: Заяц меняет серую шубку на белую, чтобы его не было заметно на снегу. Скажите, а от кого спасают зайца длинные ноги и его белая шубка? (ответы детей).
Воспитатель: Правильно, ребята, они спасают зайца от хищников - лисы и волка. Зайцы питаются по ночам корой деревьев и ветками кустарников. А что еще любит заяц? (ответы детей).
Воспитатель: Молодцы, ребята, зайчик любит морковку. А про кого следующая загадка:
Рыжий маленький зверёкПо деревьям прыг да скок.Он живёт не на земле,А на дереве в дупле.
(Белка)
Дети отгадывают загадку, воспитатель показывает картинку с изображением белки.
Воспитатель: Молодцы, ребята, это белка. А вы знаете как белочка готовится к зиме? (ответы детей).
Воспитатель: Белочке не страшна зима. С наступлением зимы, она также как и зайчик, меняет свою шубку, которая помогает ей маскироваться, чтобы когда она прыгает по деревьям, не была заметна. Летом белочка в рыжей шубке, а к зиме она становится серой. Ребята, а где живет белка? (ответы детей).
Воспитатель: Правильно, белка живет в дупле.
Воспитатель: Ребята, а как же белочка готовится к зиме? (ответы детей).
Воспитатель: Белочка все лето и осень собирает ягоды, грибы, орехи и прячет их в разных местах. Правда, она не всегда может зимой найти свои запасы. В солнечный день белка прыгает с ветки на ветку, а с наступлением морозов, ее не видно. Она спит в своем дупле, свернувшись в клубочек.
Описание животных по вопросам.
- Если заяц всего боится, то заяц какой? (трусливый). Каким еще его можно назвать? (быстрый, осторожный). Что делает заяц? (прыгает, прячется, бежит).
- Лиса всех обманывает. Она какая? (хитрая). Что делает лиса? (крадется, хитрит).
- У ежа иголки, он какой? (колючий). Что делает еж? (фыркает, переносит грибы на колючках).
- Белка какая? (быстрая, проворная). Что делает белка? (прыгает, запасает орехи, шишки, грибы).
- Медведь какой? (косолапый, сильный, неуклюжий). Что делает медведь? (переваливается, ревет, спит).
Воспитатель: Ребята, а как же быть другим зверям, которые не впадают в спячку? Лисе, волку? (выслушиваются предположения детей).
Воспитатель: Лиса и волк тоже готовятся к зиме. Как вы думаете, нужно ли им менять свои шубки? (ответы детей).
Воспитатель показывает картинки с изображением лисы и волка.
Воспитатель: Нужно, мы же с вами тоже летом носим легкую одежду, чтобы не было жарко. А когда наступает зима, то одеваем теплые одежды, чтобы не замерзнуть. Так и им нужно переодеться к зиме. Но это не значит, что они меняют свои шубки на новые, просто у них отрастает другой, более теплый мех. Днем лиса и волк в поисках пищи, рыщут по лесу. Лиса обнюхивает снег и ищет мышиные норки. Лиса зимой в основном питается мышами. С наступлением сумерек ищут себе укромные места, где можно было бы спрятаться от мороза и ветра. Такими местами для них служат поваленные деревья, которые занесены снегом, широкие ветки хвойных деревьев, опущенные до земли. Спят волк и лиса просто на снегу, закрывая нос и лапы своим хвостом.
Воспитатель: Ребята, лиса и волк делают запасы на зиму? (ответы детей).
Воспитатель: Правильно, волк и лиса не делают запасы на зиму. Волки охотятся на зайцев, оленей, лосей. Зимой волки живут стаями. Это волк, волчица и волчата. Днем они спят, а по ночам ходят на охоту.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы свами говорили о животных, которые живут в лесу, о том, как они готовятся к зиме. Зима этим животным не страшна, потому что каждый из них готовится к зиме. Ребята, скажите, как готовится к зиме белка? (ответы детей).
Воспитатель: А как спасаются от морозов еж и медведь? (ответы детей).
Воспитатель: Ребята, почему заяц меняет серую шубку на белую? (ответы детей).Воспитатель: Ребята, а как зимуют волк и лиса?
Воспитатель: А как одним словом мы назовем этих животных? (ответы детей).
Воспитатель: Ребята, вы все сегодня молодцы!
Список используемой литературы:
Гербова В.В. Занятия по развитию речи с детьми 4-6 лет / В.В. Гербова. – М.: Просвещение, 1987.
Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Средняя группа / авт.-сост. З.А. Ефанова. – Изд. 2-е. – Волгоград: Учитель, 2014. – 307 с.
Окружающий мир: интегрированные занятия с детьми 4-7 лет / авт.-сост. М.П. Костюченко. – Волгоград: Учитель, 2013. – 190 с.
Программа ДО «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – Москва: Мозаика-Синтез, 2011.