Открытый показ по развитию речи в старшей группе «Космическое путешествие»
Открытый показ по развитию речи
в старшей группе
«Космическое путешествие»
Задачи:Образовательные:1. Формирование практических умений и навыков пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью;2. Пополнение, расширение, активизация словарного запаса детей;3. Развитие лексико-грамматической основы речи, посредствам подбора различных дидактических игр.Словарные:1. Повторение и закрепление звука [Р];2. Закрепление правильного звукопроизношения в словах, пословицах и стихах;3. Развитие диалогической речи;4. Развитие лексико-грамматического строя речи при словообразовании и словоизменении.5. Воспитание культуры речевого общения;Ход занятия.
- Ребята, приближается великий праздник День космонавтики. В этом году исполняется 55 лет со дня, когда первый человек – гражданин НАШЕЙ страны – полетел в космос!
- А вы знаете, кто был первым космонавтом? Да, 12 апреля 1961 года на космическом корабле «Восток» Юрий Алексеевич Гагарин совершил полёт вокруг Земли. С тех пор каждый год 12 апреля наша страна отмечает День космонавтики…
Каждый космонавт, отправляясь в космос, получает и выполняет задание – изучает планеты, звёзды, жизнь растений в невесомости и другие задания.
- Ребята, давайте с вами сегодня отправимся в космическое путешествие! И для нас, как для истинных космонавтов, есть задание. Мы должны посетить все планеты и отыскать там буквы Р, обозначающие звуки [Р] и [Р'] .ЗВУК мы произносим, слышим.
Ну а БУКВЫ видим, пишем.
- А на чём мы полетим в космос? /дети: — На ракете! - Какой первый звук в слове РАКЕТА? - А что мы с вами обязательно наденем? дети: - скафандр!- А есть звук «Р» в слове СКАФАНДР? - Где он находится: в начале, в середине или в конце слова?
Мы скафандр надеваемЧтобы в космос полететьМного нового узнаемНужно только захотеть!
- Наш экипаж к полёту готов!
Внимание! Внимание!
Отправляемся в полёт! РРРРРРРРРРР- Посмотрите, ребята, как много звезд вокруг! Мир звезд разнообразен. В безоблачный ясный вечер небо усыпано множеством звезд. Они кажутся маленькими, потому что находятся далеко. На самом деле звезды – это огромные раскаленные газовые шары, похожие на солнце.
- Вокруг нашего Солнца вращаются девять планет.
- Первая планета Меркурий. (Показываю изображение планеты). Эта планета находится ближе всех к Солнцу, она самая маленькая. Давайте вместе произнесем это слово и запомним название планеты! Ребята, где находится звук Р в названии этой планеты? (в середине слова встречается 2 раза)Планета Меркурий предлагает нам отгадать загадки.
Отгадайте загадки.
*телескопом сотни лет
Изучают жизнь планет
Нам расскажет обо всем
Умный дядя …астроном
*астроном - он звездочет
Знает все наперечет
Только лучше всех видна
В небе полная …луна
*до луны не может птица
Долететь и прилуниться
Но зато умеет это
Делать быстрая…ракета
*у ракеты есть водитель
Невесомости любитель
По-английски: астронавт
А по-русски…космонавт.
/Дети перелетают на другую планету, имитируя космонавтов в космосе под космическую музыку/
- Вторая планета, на которую мы прилетели называется Венера. (Показываю изображение планеты). Здесь очень жарко. Ребята, где находится звук Р в названии этой планеты.
Давайте произнесём это слово и запомним его. /дети произносят слово Венера и находят звук «р»/
Задание: «Скажи наоборот»:
День -…ночьЯрко — …темно
Высоко - низко
Далеко – близко
Жарко - холодноУлетать — …прилетать- Ну, что ж, ребята, вы выполнили задание, пора отправляться дальше. /Дети перелетают на следующую планету, имитируя космонавтов в космосе под космическую музыку/.
3- Посмотрите в иллюминаторы, мы приближаемся к планете под названием Марс. Планета Марс выглядит красной и видна на небе, как красноватая звезда. Давайте произнесем ее название и запомним его.
Дети произносят слово МАРС и находят звук «р» (в середине слова)
Здесь нас ждет Космическая физкультминутка
В небе ясном солнце светит, Космонавт летит в ракете.
(Потянуться – руки вверх).
А внизу леса, поля –(Наклониться).
Расстилается земля.
(Руки развести в стороны)
Один, два, три, четыре, пять, (ходьба на месте)
В космос мы летим опять. (соединить руки над головой)
Отрываюсь от Земли, (подпрыгнуть)
Долетаю до Луны. (руки в стороны, покружиться)
На орбите повисим, (покачать руками вперед-назад)
И опять домой спешим. (ходьба на месте)
- Ребята, отправляемся в полёт! Впереди нас ждёт встреча с другими удивительными планетами.
4 Мы приближаемся к планете Юпитер, над которой повисла угроза, ей нужно помочь удержаться во Вселенной! А для этого нужно выполнить задание.Задание: «Составь предложение, используя картинку».
Например: «ракета» - Ракета летит в космос.
«Луна» - В небе светит луна.
«Космонавт» - Космонавт изучает космос.
- Ребята, нам пора нам отправляться дальше!
Дети перелетают на другую планету под космическую музыку/.
5- Посмотрите в иллюминаторы – мы приближаемся к планете Сатурн. (Показываю изображение планеты). Обратите внимание — эту планету окружают кольца. Давайте произнесём название планеты и запомним его, дети произносят слово Сатурн и находят звук «р».
Задание: «Образуй множественное число».
Например: ракета -…ракеты; комета – …кометы; планета -…планеты; космонавт -…космонавты;
созвездие -… созвездия.
Дети перелетают на другую планету под космическую музыку/.
6- Летим на планету Уран. Это седьмая планета по удаленности от Солнца. На ней, ребята, очень холодно и сухо.Планета Уран предлагает нам полетать в игру «Летает – не летает»
Если я называю слово, что летает - вы подымаете руки. Что не летает – руки вы не подымаете. Но будьте очень внимательны, так как я вас буду путать. Самолет летает? … Летает. - Луноход летает? … Не летает- Космонавт летает? … Летает. - Спутник летает? … Летает. - Звезда летает? … Не летает. - Вертолет летает? … Летает.
- Ракета летает? … Летает.
Дети перелетают на другую планету, имитируя космонавтов в космосе под космическую музыку.
- Ребята, нам осталось долететь еще до двух планет Солнечной системы – это Нептун и Плутон. Эти планеты, так же как и Уран, находятся далеко от Солнца и поэтому на них очень холодно. Чтобы нам не замерзнуть и не заболеть нужно выполнить еще одно задание.Задание: «Назови ласково».Например: звезда -…звездочка;облако -…облачко;солнце -…солнышко;
Ветер – ветерок;
Дождь – дождик.- Молодцы ребята, с заданием справились.- Отгадайте, на какую планету мы сейчас полетим?
Эта планета – любимый наш дом,На ней мы все вместе с рожденья живём.Планета прекрасна: моря, океаны,Цветы и деревья там, разные страны.И солнце сияет с зари до заката.
Что за планета? - скажите, ребята.
(Земля)
Действительно, это самая красивая, самая прекрасная планета во Вселенной! Ведь только на нашей планете есть Жизнь!
- Ребята у планеты Земля, в отличие от других планет, есть свой спутник. Послушайте загадку и отгадайте, как называется спутник Земли:
Только лучше звёзд виднаВ небе полная … (луна).
- Ребята, нам пора возвращаться на нашу прекрасную планету. Чтобы, полететь домой, на планету Земля, нам надо «завести» нашу ракету. Как мы заведём мотор? Р-Р-Р-Р-Р-Р
Ну, полетели! РРРРРРРРРРРРРРРРРРР
- Вот мы и вернулись.
- Ребята! Наше путешествие подошло к концу. Вам понравилось путешествовать по планетам? Что вам больше всего запомнилось?
Игра-викторина «Угадай-ка». - Самая большая и горячая звезда во вселенной (Солнце).- Человек, который летает в космос (космонавт).- Как называется, летательный аппарат, в котором летают в космос? (Космический корабль).- Кто был первым космонавтом, полетевшим в космос? (Юрий Гагарин).- Кто еще побывал в космосе кроме людей? (Собаки Белка и Стрелка, мыши, крысы, кролики и даже шимпанзе).- Как назывался космический корабль, на котором Гагарин совершил свой первый полет? («Восток») - Какой праздник наша страна празднует каждый год 12 апреля? (День космонавтики).
По порядку все планетыНазовёт любой из нас:Раз — Меркурий,Два — Венера,Три — Земля,Четыре — Марс.Пять — Юпитер,Шесть — Сатурн,Семь — Уран,За ним — Нептун.Он восьмым идёт по счёту.А за ним уже, потом,И девятая планетаПод названием Плутон.