Поурочное тематическое планирование уроков биологии (6 класс.)
Поурочное тематическое планирование уроков биологии 6 класс.
(по учебнику И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, В.С.Кучменко. Биология: Растения. Бактерии.Лишайники.6класс).
35 часов(1 часа в неделю).
№
Урока
Тема урока,
форма урока
Основные понятия
Наглядность
Региональный компонент
Лабораторный практикум, примечания
Дифференциация
( работа с детьми
7 вида )
Сроки
Дом.
задание
А - вводный;
Б- изучение нового материала;
В - обобщающий;
Г - зачетный;
Д - лабораторно-практический
Глава 1 Введение. Общее знакомство с растениями (3 часа).
1.
Урок 1.
Наука о растениях – ботаника.
Мир растений.
А
Б
ботаника, царство, биология, культурные и дикорастущие растения
многолетние, однолетние, двулетние, жизненные формы,
декоративные и лекарственные растения
портреты ученых, гербарий
растения с участка, диск (ЦОР)
Р.К.1
Лекарственные растения Челябинской области, многообразие растений местной флоры
Экскурсия № 1 «Мир растений вокруг нас».
знать основные понятия
приводить примеры
Введение
§ 1
2.
Урок 2
Разнообразие растений. Особенности внешнего строения растений.
Б
Д
низшие и высшие растения вегетативная часть, генеративная, гамет.
орган ,вегетативные и генеративные органы
спора, семя, семенные, цветковые, споровые растения
комнатные растения, гербарий, диск (ЦОР)
Р.К.2
Видовой состав цветковых растений школьного двора, растение – пастушья сумка
Р.К.3
Папоротник – споровое растении
Л.Р.№1
«Знакомство с внешним строением цветкового и спорового растения »
(в учебнике стр.15)
Л.Р.
§ 2
3.
Урок 3.
Условия жизни
растений.
Б
биотические, абиотические, антропогенное влияние,факторы среды, среды жизни, экологические факторы ,экология, среда обитания биосистема, процессы жизнедеятельности,организм
диск (ЦОР)
Р.К.4
Положительное и отрицательное влияние человека на природу в селе Рождественка
Экскурсия № 2 «Осенние явления в жизни растений».
читать параграф, отчет по экскурсии
§ 3§ 4§ 5
Глава 2 Клеточное строение растений (2 часа).
4
Урок 1.
Особенности строения растительной клетки.Ткани.
А
Б
Д
Микроскоп, покровное стекло, предметное, лупа, клетка, органоиды клетки, ядро, вакуоль, цитоплазма, хлоропласты, клеточная стенка, вакуоль, пластид , хлорофилл,
ткань, типы тканей,
межклеточное пространство
Микроскоп, лупа, предметное стекло, покровное, пипетка, таблица, микроскоп, диск (ЦОР), готовые микропрепараты микроскоп
Л.Р. №2
«Приготовление микропрепарата»
(в учебнике стр .28). Л.Р.№3
«Знакомство с клетками растений»
(в учебнике стр.31).
Правила работы с микроскопом зарисовать клетку, заполнение таблицы
§ 6§ 7
5.
Урок 2.
Процессы жизнедеятельности клетки.
Б
обмен веществ, питание, дыхание, деление
таблица, диск (ЦОР)
читать параграф
§ 8§ 9
Замочить семена
Глава 3 Органы цветковых растений (9 часов).
6.
Урок 1.
Семя. Внешнее и внутреннее строение семени.
А
Б
Д
семя, эндосперм, проросток , зародыш, рубчик, семявход, двудольные и однодольные растения, корневая система прорастание, теплолюбивые, холодостойкие растения
семя – орган размножения и расселения
семена фасоли, тыквы, подсолнечника, лупа, диск (ЦОР) три пробирки, семена гороха, томата, редиса семена разных растений, таблицы, диск (ЦОР)
Р.К.5
Семена фасоли, тыквы, подсолнечника, пшениц)
Р.К.6
Сроки посева семян на пришк.участке) Р.К.7
Растения окрестности школы с разными способами распространения семя)
Л.Р . №4
«Изучение строения семени фасоли»
(в учебнике стр. 42). Поставить веточки в воду – подготовка к Л.Р.
Л.Р . №5
«Разнообразие семян овощных культур».
зарисовать семя, подписать его части
привести примеры
§ 10 § 11
§ 12
«Проверь себя»
стр. 49- 50.
7.
Урок 2.
Корень. Внешнее и внутреннее строение корня.
А
Б
Д
корневая система, главный, боковые, придаточные корни, стержневая и мочковатая корневая системы, корневой чехлик, корневые волоски , зоны корня, восходящий и нисходящий ток, геотропизм, хемотропизм корнеплод, корневые шишки, ходульные, воздушные, столбовидные, втягивающие корни
гербарий, таблица, диск (ЦОР) таблица диск (ЦОР) таблица, диск, корнеплоды
Р.К.8
Окучивание картофеля, томатов – повышается урожай Р.К.9
Корни растений, типы корневых систем и корней у растений в кабинете биологии
Л.Р. №6
«Строение корня у проростка»
(в учебнике стр .55). Л.Р . №7
«зона роста (растяжения) у корня»
Экскурсия №3 «Жизнь растений зимой», «Деревья и кустарники в безлиственном состоянии».
изучить внешнее строение корня, изучить зоны корня
отчет по экскурсии
§ 13§ 14
§ 15
«Проверь себя»
стр. 59.
8.
Урок 3.
Побег. Строение и значение побега.
А
Б
Д
побег, пазуха листа, конус нарастания, верхушечные, боковые почки, вегетативная и генеративная почки, листорасположение, листовая мозаика, годичный побег, спящие почки.
таблица, комнатные растения, диск (ЦОР) проросшие почки, таблица
Р.К.10
Комнатные растения кабинета Р.К.11
Типы почек у растений окрестности школы, пасынкование у помидоров.
Л.Р. №8
«Строение вегетативных и генеративных почек»
(в учебнике стр . 61).
основные понятия,
Л.Р.
§ 16§ 17
«Проверь себя»
стр. 65.
9.
Урок 4. Лист – часть побега. Внешнее и внутреннее строение листа.
Б
Д В
простые и сложные листья, жилкование листьев,устьица,ткани листа, диск (ЦОР) фотосинтез, газообмен, испарение
таблица, гербарий, комнатные растения, таблицы, диск (ЦОР)
Р.К.12
Разнообразие листьев комнатных растений в кабинете биологии
Л.Р. №9
«Внешнее и внутреннее строение листа»
(в учебнике стр. 68).
Л.Р.
основные понятия
§18,19
«Проверь себя»
стр.73-74.
10.
Урок 5.
Стебель, его строение и значение.
Б
Д
В
стебель, годичные кольца, луб, камбий, древесина, сосуды, трахеиды, ситовидные трубки, лудяные волокна, чечевички
плети, усы, лианы, суккуленты,
таблицы, спилы дерева
диск (ЦОР)
Р.К.13
Определение возраста деревьев в окрестности школы.
Л.Р. №10
«Внешнее и внутреннее строение стебля»
(в учебнике стр. 78).
Л.Р.
приводить примеры
§ 20
11.
Урок 6.
Многообразие стеблей.
Б
Д
Корневище, луковица, столоны, клубень
Клубни, луковица
Р.К.14
Корневищные и луковичные растения пришкольного участка, выращивание картофеля в Увельском район)
Л.Р. №11
«Строение корневища, клубня и луковицы»
(в учебнике стр.82).
Л.Р
§ 20
§ 21
«Проверь себя»
стр. 83.
12.
Урок 7.
Цветок – генеративный орган, его строение и значение.
А
Б
Д
цветок, пестик, тычинка, околоцветник, цветоложе, однодомные, двудомные растения, опыление, оплодотворение, соцветие.
цветение, опыление: самоопыление, перекрестное, ветроопыляемые и насекомоопыляемые растения
модель цветка, комнатные цветы, таблица, диск (ЦОР)
гербарий, таблицы, диск (ЦОР)
Р.К.15
Насекомоопыляемые и ветроопыляемые растения окрестности села.
Л.Р . №12
«Строение цветка»
(в учебнике стр. 42).
Л.Р . №13
«Строение цветков ветроопыляемых и насекомоопыляемых растений».
Л.Р. №14
«Типы соцветий»
(в учебнике стр.87).
зарисовать строение цветка, подписать его части
§ 22
§ 23
13.
Урок 8
Плод. Разнообразие и значение плодов.
Б
плод, околоплодник, покрытосеменные растения, биосистема
муляжи плодов диск (ЦОР)
Р.К.16
Плоды капусты и картофеля, выращенных на пришкольном участке
Экскурсия №4
« Мир растений на подоконнике», «Путешествие с домашними растениями».
перечислить плоды нашей местности, их значение
Читать параграф
§ 24§ 25
«Проверь себя»
стр.95-96.
14.
Урок 9.
Обобщение материала по теме: «Органы цветковых растений»
В
Г
Стр. 95 -96 .
Проверь себя.
Тесты, диск
подготовить рассказ о домашних растениях
Глава 4 Основные процессы жизнедеятельности растений (7 часов).
15.
Урок 1.
Минеральное (почвенное) питание растений.
А
Б
питание, всасывающая зона корня, удобрения органические, минеральные, минеральное питание
коллекция удобрений
Р.К.17
Внесение удобрений на поля Увельского района
читать параграф
§ 26
16.
Урок 2.
Воздушное питание растений - фотосинтез
Б
фотосинтез, лист, воздушное питание, АТФ, автотрофы, гетеротрофы. органические вещества, озоновый слой, создание почвы
таблица, диск (ЦОР)
Р.К.18
Рекультивация земель в Увельском районе
выучить термины ответить письменно на вопрос стр. 103
§ 27§ 28
17.
Урок 4.
Дыхание и обмен веществу растений.
Б
дыхание, фотосинтез, АТФ, обмен веществ
диск (ЦОР)
основные отличия дыхания и фотосинтеза
§ 29
18.
Урок 5.
Значение воды в жизнедеятельности растений.
Б
Д
водообмен, экологические группы, гидадофиты, гидрофиты, гигрофиты, мезофиты, ксерофиты
растения разных экологических групп
Р.К.19
Экологические группы растений села Кичигино по отношению к воде
заполнение таблицы
§ 30
«Проверь себя»
стр.
113.
19.
Урок 6.
Размножение и оплодотворение у растений.
Б
Размножение, бесполое, половое, зигота, оплодотворение, спермии, споры, вегетативное размножение, яйцеклетки, сперматозоиды, двойное оплодотворение.
таблица, диск (ЦОР)
посадка комнатных растений
посадка комнатных растений
§ 31
20.
Урок 7.
Вегетативное размножение растений.
Использование вегетативного размножения человеком.
Б
Д
вегетативное размножение
практические навыки бесполого размножения, искусственное вегетативное размножение, прививка, подвой, привой, культура тканей.
таблица, гербарий, комнатные растения
скальпель, комнатные растения, склянки с водой, диск (ЦОР)
Р.К.20
Вегетативное размножение растений на пришкольном участке и в кабинете биологии
Л.Р. №15
«Черенкование комнатных растений»
(в учебнике стр.123-124).
Л.Р . №16
«Черенкования корневища и корня, деления клубня, луковицы»
Л.Р.
§ 32,33
«Проверь себя»
стр.
125-126.
21.
Урок 8.
Рост и развитие растительного организма.
Б
рост, развитие. абиотические, биотические факторы, сезонность, суточные ритмы,периодичность,
диск (ЦОР)
Р.К.21
Индивидуальное развитие растений пришкольного участка
Р.К.22
Влияние деятельности учащихся на рост и развитие растений на пришкольном участке.
Л.Р . №17
«Приемы искусственного опыления растений. Приемы опытнической работы»
индивидуальные карточки
работа с карточкой
§ 34§ 35
«Проверь себя»
стр.
131
22.
Урок 9.
Обобщающий урок
Стр. 130 - 131
работа с тестовыми заданиями
Глава 5 Основные отделы царства растений. (5 часов).
23.
Урок 1.
Понятие о систематике растений.
Водоросли и их значение.
Многообразие водорослей.
А
Б Д
систематика, вид, таксон, бинарная номенклатура,царство,
низшие растения, слоевище, конъюгация, гаметангии,слоевище,хроматофоры, зооспоры.
Хламидомонада, зеленые,бурые водоросли, красные
таблица
таблица, диск(ЦОР)
Микроскоп, одноклеточные водоросли
Р.К.23
Водоросли в Кичигинском водохранилище, реке Увельке
Экскурсия№ 5
«Представители отделов царства растений( в парке, лесопарке или уголке живой природы).
Л.Р. №18
«Знакомство с одноклеточными водорослями в аквариуме»
(в учебнике стр.143).
основные понятия
Читать стр. 139 – 140, рассмотреть готовый микропрепарат
§ 36
§ 37
§ 38
«Проверь себя»
стр.143.
24.
Урок 2.
Отдел Моховидные. Общая характеристика и значение.
Плауны. Хвощи. Папоротники.
Б
Д
спорофит, коробочки, гаметофит, кукушкин лен, сфагнум, ризоиды, печеночники и листостебельные мхи.
высшие споровые растерния, заросток, антеридии, архегонии, спорангии, плауны, хвощи, папоротники
таблица, гербарий, диск (ЦОР)
таблица, гербарий, комнатные растения
Р.К24
Папоротники Кичигинского бора, охрана папоротников в Увельском район)
Л.Р. №19
«Изучение внешнего строения моховидных растении»
(в учебнике стр.146).
Л.Р. №20
«Изучение внешнего строения представителей хвощевидных, плауновидных и папоротниковидных»
(в учебнике стр.150).
Л.Р.
§ 39
§ 40
«Проверь себя»
стр.
151.
25.
Урок 3.
Отдел Голосеменные Отдел Покрытосеменные.
.
Б
Д
хвойные, семя, покрытосеменные, двудольные, однодольные
таблица, гербарий, шишки, диск (ЦОР)
Р.К.25
Хомутининский бор, Кичигинский бор – памятники природы Увельского района, голосеменные родного края
Р.К.26
Растения кабинета биологии
Л.Р. №21
«Изучение внешнего вида хвойных растений»
(в учебнике стр.155 Л.Р. №22
«Знакомство с разнообразием покрытосеменных на примере комнатных растений» (в учебнике стр.161).
).
Л.Р.
§ 41§ 42
26.
Урок 4.
Семейства класса Двудольные. Семейства класса Однодольные.
Б
признаки семейств класса двудольных
признаки семейств класса однодольных
гербарий, таблица, комнатные растения признаки класса однодольные, диск (ЦОР)
Р.К.27
Двудольные растения, выращенные на пришкольном уч-ке Р.
К.28
Однодольные растения, выращенные на пришкольном участке
индивидуальное задание
приводить примеры
§ 43
§ 44
«Проверь себя»
стр.171-172.
27.
Урок 5.
Обобщение материала
В
Г
тесты
Р.К.29
Представители отделов царства растений на школьном двор)
Экскурсия №6 «Весеннее пробуждение в мире растений».
работа по индивид. карточке
Глава 6 Историческое развитие многообразия растительного мира на Земле. (2 часа)
28.
Урок 1.
Понятие об эволюции растительного мира на Земле.
А
Б
эволюция, автотрофы, гетеротрофы, цианобактерии
псилофиты, реликтовые растения, риниофиты, живые ископаемые
диск (ЦОР)
индивидуальное задание – Н.И.Вавилов
читать параграф,
§ 45§ 46
29.
Урок 2.
Многообразие и происхождение культурных растений.
Б
искусственный отбор, селекция, культурные растения, центры происхождения,сорные растения
Старый и Новый свет
карта происхождения культурных растений
работа с тестовыми заданиями
Р.К.30
Сорные растения пришкольного участка
Р.К.31
Сорта овощных культур, выращиваемые на участке
Л.Р . №23
«Весенние работы по уходу за комнатными растениями»
Л.Р . №24
«Подбор семян к выращиванию рассады для школьного учебно-опытного участка»
читать параграф Стр. 182 – 183 проверь себя
§ 47§ 48
«Проверь себя»
стр.
186-187.
Глава 7 Царство Бактерии (1 час).
30.
Урок 1.
Бактерии- живые организмы.
Значение бактерий в природе и жизни человека.
А
Б
Д
В
капсула, ядерное вещество, прокариоты, эукариоты,
сапрофиты, симбионты, паразиты, патогенные, аэробы, анаэробы,гетеротрофы, автотрофы.
биосфера, болезнетворные бактерии,
таблица, микроскоп, диск (ЦОР)
микроскоп, культура сенной палочки, диск (ЦОР)
тесты
Р.К.32
Распространение туберкулеза в Увельском районе
выращивание плесени на хлебе
работа по карточкам
читать способы питания бактерий
Стр. 192 проверь себя
§49
§ 50
§ 51
«Проверь себя»
стр.195-196.
Глава 8. Царство Грибы. Лишайники. (2 часа)
31.
Урок 1.
Царство Грибы.
Общая характеристика и их многообразие
Б
Д
эукариоты, мицелий, гифы, плодовое тело, гетеротрофы
шляпочные грибы, плесневые, грибокорень, съедобные и ядовитые грибы
таблица, муляжи, диск (ЦОР)
таблица, диск (ЦОР)
Р.К.33
Представители съедобных и ядовитых грибов в Увельском районе
Л.Р. №25
«Изучение строения плесневых грибов»
(в учебнике стр.201).
Л.Р . №27
«Внешнее строение плодового тела гриба-трутовика»
Л.Р . №26
«Строение плодовых тел пластинчатых и трубчатых шляпочных грибов»
работа с микроскопом
приводить примеры
§ 52
§ 53
32.
Урок 2.
Лишайники. Общая характеристика и значение.
А
Б
симбиоз, накипные, кустистые, листовые лишайники
гербарий, диск, таблица
Р.К.34
Лишайники окрестности села Кичигино
§ 54
«Проверь себя»
стр.207-208.
Глава 9. Природные сообщества (3 часа).
33.
Урок 1.
Понятие о природном сообществе, биогеоценозе, экосистеме.
А
Б
биогеоценоз, биоценоз, экосистема, природное сообщество, фитоценоз
ярусное расположение, живая система
таблица, фотографии
диск (ЦОР)
Р.К.35
Биоценоз Кичигинского бора
Р.К.36
Ярусное расположение растений в окрестности школы
Экскурсия №7 «Лес как природное сообщество».
Экскурсия №8
«Жизнь растений в весенний период года»
знать понятия
приводить примеры
§ 55
§ 56
34
Урок 2.
Смена природных сообществ.
Б
временное сообщество, конечное, антропогенный фактор
устойчивое, естественное сообщество, культурное сообщество,агроценозы.
круговорот веществ
таблица
фотографии, диск (ЦОР)
Р.К.37
Влияние человека на Кичигинский бор, реку Увелька
Р.К.38
Кичигинский бор, река Увелька как природные сообщества
привести примеры природных сообществ, сделать зарисовки
Л.Р . №28
«Весенние работы по уходу за комнатными растениями»
Л.Р . №29
«Практические работы на пришкольном участке»
Л.Р . №30
«Весенние работы по благоустройству растительных сообществ вокруг школы»
приводить примеры
работа по индивидуальным карточкам
§ 57
§ 58
§59
«Проверь себя»
стр.
224-225.
35.
Итоговая контрольная работа за курс шестого класса