Презентация по литературе Проблема нравственного выбора в повести Живи и помни


Раздел: «Литература 50-ых – 80-ых годов ХХ века» Валентин Григорьевич Распутин Писатель Валентин Распутин - один из признанных современных писателей, который продолжает традиции русской классической прозы прежде всего с точки зрения нравственно – философских проблем. Тема урока: «Проблема нравственного выбора в повести В.Г.Распутина «Живи и помни» 1. Определить понятие нравственности2. Рассмотреть основные проблемы повести «Живи и помни»;3. Понять творческий мир писателя для определения философско-нравственных проблем поднятых в произведении;4. Отразить собственную позицию в понимании проблем повести Цели и задачи урока: Эпиграф к уроку Стыдно жить… Страшно жить… Незачем жить… Что такое нравственность? Нравственность есть принятие на себя ответственности за свои поступки.В качестве нравственных ценностей у всех народов почитаются честность, верность, уважение к старшим, трудолюбие, патриотизм. Высоконравственные Нравственные Безнравственные УРОВНИ «Закончи мысль» Действие в произведении разворачивается … … года, на берегу реки …, в деревне…В центре внимания читателя семья …Главными героями повести являются …и ..Кроме этого членами семьи были … и …Конфликт в произведении завязывается с…Кульминацией в повести является…Завязкой произведения является… Анализ повести центральных эпизодов: 1 - й проблемный вопрос: Почему же Гуськов оказался дезертиром? Когда Гуськов дезертировал с фронта, о ком он прежде всего думал?2 –й проблемный вопрос: Что же это за выбор, который хуже вражеской пули? И почему именно такой? Можно ли назвать это преступлением? 3 –й проблемный вопрос: Как вы думаете, могла ли Настена оставить мужа в трудную минуту? 4 –й проблемный вопрос: Как изменилась жизнь Настены с возвращением мужа?5 –й проблемный вопрос: Почему Настена не может быть счастливой, несмотря на то, что рядом муж, и даже ожидается появление ребенка, тогда как в мирной жизни она никак не могла родить. 6 –й проблемный вопрос: Детально и обстоятельно Распутин исследует характер преступления, совершенного Гуськовым. Чем оправдывается Гуськов? 7-й проблемный вопрос: К чему привело преступление Гуськова, его предательство и индивидуализм? Выстройте «цепочку» превращения человека в животное, оступившегося, выстроившего свою теорию самосохранения: Преступление Разрушение души Нравственная деградация Страдание близких Одиночество Страх Предательство 8 –й проблемный вопрос: Почему же предпочитает гибнуть Настена? Ведь она ждет «новую жизнь»?9 –й проблемный вопрос: О чем думает Настена перед смертью? Можно ли посчитать ее самоубийство необычным гимном замечательной русской женщине, способной на подвиг самопожертвования? 10 –й проблемный вопрос: Как вы относитесь к самоубийству Настены? Почему о Гуськове в конце повести нет ни слова?11- й проблемный вопрос: Как вы понимаете смысл заглавия повести? Вывод: Живи и помни, человек: о долге гражданском и долге человеческом, будь верен Родине, неси ответственность за свои поступки, будь совестлив, а главное – в годину тяжких испытаний будь вместе с народом, со страной. Написать сочинение-рассуждение по повести В.Распутина «Живи и помни, человек. О чем?» Написать сочинение-рассуждение «Какие чувства у Вас вызвало это произведение». Домашнее задание (по выбору) Благодарю за урок!