«Счастье жить…» (по повести В.Распутина «Живи и помни»
Раздел
«Великая Отечественная война
в творчестве современных писателей»
ТЕМА УРОКА: «Счастье жить...»
(по повести В.Распутина «Живи и помни»
ЦЕЛИ УРОКА:
Прививать любовь к историческому прошлому нашего народа.
Помочь учащимся установить, кто же виноват в смерти главной героини.
Я знаю, никакой моей вины
В том, что другие не пришли с войны.
В том, что они кто старше, кто моложе,
Остались там, и не о том уж речь,
Что я их мог, но не сумел сберечь,-
Речь не о том, но все же, все оке, все же...
Эпиграф я взяла не случайно, т.к. уже в содержании его присутствует тот проблемный вопрос, ответ на который мы постараемся с вами отыскать, анализируя повесть В.Распутина «Живи и помни».
Война... Какое же все-таки это жестокое, страшное слово. Невозможно забыть о миллионах жизней, которые она унесла. Набат Бухенвальда и доныне звучит в сердцах людей, будит в них ненависть к фашизму, требует наказания тех, кто виноват в преступлениях против человечества. Казалось бы, самое страшное горе, когда кто-то из родных и близких получил зловещие треугольники, в которых сообщалось о гибели сына, мужа, отца. Оказывается это далеко не так. Есть в жизни моменты, когда людям еще тяжелее, когда они завидуют мертвым. Но разве такое возможно? Да! Оказывается, возможно!
Вот это как раз и есть тот проблемный вопрос, ставший перед героями повести В.Распутина - Андреем Гуськовым и его женой Настеной.
Итак, в качестве внеклассной работы вам было предложено прочитать текст и поработать над следующими проблемными вопросами:
Можем ли мы предъявить обвинение в адрес Андрея Гуськова и считать его предателем?
Кто же виноват в том, что Настена завидует мертвым и уходит из жизни?
Готовясь к уроку, вы разделились на две творческие группы - защитников и обвинителей. Кому же первому предоставить слово? Думаю, что доброе начало всегда приветствуется, хотя слово «добро» каждый из нас в определенных ситуациях понимает по-разному. Поэтому, просто дадим слово первой творческой группе, которая, как я поняла, попытается реабилитировать героя повести.
Дискут детей.1.Да! Вы поняли абсолютно верно. Наша группа работала действительно надматериалом, который поможет нам реабилитировать Андрея Гуськова. И эпиграфомдля нашей работы мы взяли такие слова: «В одном поступке не вест человек.В каждом из людей защищайте глубокую человечность». И конечно же, прежде, чемзащищать героя, мы должны его представить. И представит его
2. Андрей Гуськов... Жил он в далекой сибирской деревушке Атамановке. Женилсяв свое время на бедной девушке сироте Настене, которая очень легко входит вдовольно таки не простую семью и почти одна управляется с большим хозяйством.Прожили они 4 года. Мечтали о ребенке. И в их дом, как и ко многим другим,постучалась беда. Нагрянула война. Андрей в первые же дни отправляется на фронт.Он долго воевал, как настоящий солдат, исполняя свой долг перед Родиной, земляками,Атамановкой. Был ранен, и снова ранен только более тяжело. Из госпиталя он написалписьмо, сообщая о своем ранении, обнадеживая родственников скорой встречей, емупообещали отпуск. Просит не волноваться, не переживать,- надеяться на встречу.
И вдруг... его выписывают...
3. Его выписывают обратно на фронт. И я считаю, что это противозаконно. Он такнадеялся на встречу с родными, он был потрясен: «Как так? Ведь я же заслужил.Честно заслужил». Я и тоже считаю, что он заработал этот отпуск, столько воевал,столько «языков» доставил, неоднократно рискуя жизнью, переходя минные поля.
Ведь это же не первое ранение, а второе. И в первый раз он понимал, что отпуска не положено. А сейчас серьезное, сложнейшее ранение, после которого он мог и не выжить. В тексте Распутин очень подробно, в деталях передает опасность и тяжесть ранения.
Он заслужил этот отпуск, он кровью оплатил его. Ему потребовалось много физических и моральных сил, чтобы выжить. Может быть только НАДЕЖДА на встречу с родными и помогла ему в этом. В любой ситуации человеку нельзя без веры.
4. И все-таки я понимаю, что Андрей поступил как-то не совсем верно, но... осудитьего, назвать страшным словом «предатель», я не могу. Ведь Он никого не предавал. Онпросто на один день, всего на несколько часов, мечтает заглянуть домой, к родным,успокоить их, что он жив, готов воевать дальше. И сам автор пытается тоже защититьего. Примером может служить тот момент, когда писатель сообщает нам, что Андрейдезертировал и очень подробно показывает нам причины, побудившие его к этому. Явот зачитаю отрывок текста:
«Он так надеялся на отпуск. Всего себя до последней капли, до последней мысли приготовил для встречи с родными, с отцом, матерью, Настенной - этим жил, этим выздоравливал и дышал. Нельзя на полном скаку заворачивать назад - сломаешься. Нельзя перепрыгнуть через самого себя. Ему только один день побывать дома, унять душу тогда он опять готов на что угодно».
Мне кажется, что автор хотел доброго, сочувственного отношения к герою.
5. Я тоже попытаюсь защитить. Мне кажется, что дезертировал Андрей ПО ВОЛЕ СЛУЧАЯ. Как только он узнал о том, что его отправляют на фронт, начинается психологическая борьба с самим собой. Он колеблется прежде, чем принять решение. Обстоятельства складываются так, что они способствуют развитию зародившейся мысли. Андрей уже поворачивает назад, в направлении к фронту, но тут откуда-то «вывернулся» старик, который чуть ли ни силой затаскивает его в вагон. И поезд тронулся. Сердцем понял Андрей, что поступил неверно, но назад уже дороги нет. И опять же, ведь он никого не предает. Я думаю, что его можно понять и простить за этот поступок. Ведь, выражаясь словами нашего девиза, в одном поступке не весь человек. Что же нужно перечеркнуть все его славное боевое прошлое за этот поступок?! Нет! Он никакой не предатель.
6. Мне почему-то стало трудно усидеть на месте, я прошу слово. Понимаю, что свеликими не спорят. В.Распутин - известный довольно-таки писатель, ноя хочу преждевсего возразить ему. На мой взгляд - война - это война. Этим словом сказано все. Там,на войне, свой порядок, свои незыблемые законы. И воин-защитник должен свято инепогрешимо выполнять их. Он, Андрей, отступил от этих законов. Да, ондействительно не переступил законы военной жизни, но отступил от них. На войнечеловек не волен распоряжаться собой, а он попытался это сделать. И за это наказан.Причем очень жестоко. Он отвергнут людьми, сам выбирает себе наказание. Прячетсяот людей, уходит от них, он уподобляется животному, не зря же в повести есть эпизод,где целых две страницы посвящены встрече с волком. Он
Тоже научился выть, подражая ему, да так свирепо, что листья деревьев издавали какой-то тревожный трепет. Он вне общества. Сам себя обрекает на вечное страдание. Недаром повесть содержит ответ на этот проблемный вопрос: ЖИВИ И ПОМНИ. Это, наверное, самое страшное, жестокое наказание: ЖИВИ И ПОМНИ, ПОМНИ О СОДЕЯННОМ. Эти слова словно взывают к героическому прошлому нашего народа. Вот он, документальный кусочек войны. (Кладет гвоздику на стол). Это, действительно, подлинные, зловещие похоронки на погибших, не вернувшихся с поля солдат. А это - треугольники, письма с фронта. Их, как святую реликвию, хранят в своей памяти родственники погибших. Разве такое можно предать?!
Мне кажется, что виновата в этой трагедии ВОЙНА. Это она сломала физически, искалечила нравственно Андрея. Он обречен на физическое наказание, но... этого оказывается недостаточно. За свой поступок Андрей дорого платит. Его жена Настена не бросает своего мужа, не отрекается от него, вместе с ним идет она по этому сложному пути. «Раз ты там виноват, то и я с тобой виновата». С другой стороны, разве не к жене он спешил из этого пекла войны? А значит, вместе нести им эту ношу. Они созданы друг для друга. Я думаю, это достойные герои, и всему помеха - война.
Нет! На мой взгляд нельзя оправдать Андрея. Нет ему прощения. Он не предатель, он - хуже. Он - убийца. Нельзя без волнения и набегающих слез читать последние страницы повести - гибель Настены. И в ее смерти повинен Андрей.
(Читается отрывок)
9. Ну, как же можно такое простить? Как он мог допустить до такого страшного,душераздирающего случая? Все, что мог, он забрал у Настены - ее собственную жизнь,Счастье быть матерью. Нет уже радости от краденой, торопливой любви. Никогда непоймут ее подруги, чьи мужья не вернулись домой. Нет, даже зверь до последнегозащищает своих детей. Нет, пусть суровым будет приговор - живи, но помни...
А что же это за жизнь, жить, постоянно чувствуя за собой вину? Это он и заслужил.
10. Можно мне сказать несколько добрых слов в адрес Андрея? Целых три годавоевал он достойно. Думаю, уместно вспомнить, когда в первых же боях его ранило, нолегко. Через месяц он был уже в строю. Столько навидался рядом с собой смертей, чтои в свою собственную поверил. Он попал однажды под бомбежку и был контужен, ноостался в строю. Взрывной волной ему отбило слух. За 3 года военного лихолетья емуудалось испытать всего сполна. И среди разведчиков был самым надежным товарищем,его охотно брали с собой в пару. Солдаты ценили, уважали его. Захотелось ему домой -Но ведь и ему не чуждо человеческое. Он просто растерялся в последний момент. Иведь никто не пострадал от его растерянности!
12. «Лишь тот достоин счастья и свободы, кто каждый день идет за них на бой» -Это слова Гете, они служили девизом нашей работы.
Нет, простить Андрея нельзя. Я полностью прочел Распутина, где он описывал, как люди были в более бесчеловечных условиях, где, действительно, было жарко от боев, где, действительно, «снег горячим стал» - скажет Бондарев в произведении «Батальоны просят огня», но там люди стояли до конца. И я не на стороне своих друзей, которые провели большую работу, чтобы его реабилитировать. Нет! Еще раз - нет! Я и моя творческая группа осуждаем Андрея за его поступок. Он еще и эгоистичен. Тут раньше, до меня, говорили, что он никого не предал. Нет, предал! Предал самое дорогое, самое светлое - БЕСКОРЫСТИЕ И МИЛОСЕРДИЕ, которые несла ему жена. Он лишает свою Настену права гордиться героем-мужем, а ведь он был таким поначалу. Он лишает ее самого дорого на свете - СЧАСТЬЯ ЖИТЬ. Он и морально и физически убивает отца. Тот не выносит горя, когда узнает правду о своем сыне. Он обрекает на вечный стыд своего еще не родившегося ребенка, которому, появись он на свет, было бы стыдно жить. Из защитника своих близких, он превращается в палача. Его слабость, как здесь говорили растерянность, оплачены слишком дорогой ценой - их жизнями. И на мой взгляд, нет ему никакого прощения. Нет! Человек в любой ситуации должен помнить о том, что он - Человек. Иначе зачем жить, если из-за твоих поступков гибнут люди и в первую очередь - самые близкие?!
13. Я хочу сейчас коснуться второго вопроса: «Кто виноват в том, что Настена завидует мертвым и уходит из жизни?» Я - обвиняю Андрея. Это он лишил Настену самого сокровенного - женского счастья - быть матерью. Когда Настена поняла, что у нее будет ребенок, она была самой счастливой на земле, ведь она так долго об этом мечтала. Но жизнь реальна. Прошло совсем немного времени, и она словно «проснулась» от нахлынувшего счастья и ... ужаснулась. Я зачитаю отрывок:
«Ребенок... у меня будет ребенок... А что же я скажу людям? Откуда он? И какой-то внутренний голос говорил: но ведь он зарожден в любви, в долгом ожидании его. И что оке дальше? Избавиться от него? Нет! Нет! Нет! Но как же с этим жить? И тут же успокаивает себя сама: «Да разве есть на всем белом свете такая вина, чтоб не покрылась им, нашим ребенком?»
Оказывается, есть. Наступает в ее жизни момент, когда она поняла, что ради мужа переступила черту и оказалась одна против всех, посторонней, не смеющий отзываться на их слезы и радости. Она не жила, она скрывала жизнь. И даже праздник победы она отмечала, стесняясь и совестясь людей. Стыдно... Больно... Она впервые позавидовала мертвым и уходи из жизни сама. Разве такое можно оправдать? По-моему, нет!
ВЫВОД УРОКА:
Спасибо, дети!
На проблемные вопросы было дано много версий. Каждый из вас прав по-своему. Война, действительно, тяжелое испытание. Но человечество способно укрепить себя на подвиг во имя будущего. Но мне хотелось, чтобы все помнили, что человеческая жизнь
- это самое дорогое. Правильно говорил : «Счастье жить - это,
пожалуй, самое необходимое для каждого из нас». И поэтому, очень хотелось, чтобы любые серьезные проблемы, возникающие у нас, решались мирным путем. Чтобы обо всех ужасах войны мы знали только из книг. Чтобы война не постучалась в наши двери. Пусть ваши матери радуются своим сильным, духовно красивым сыновьям и никогда бы не хоронили своих молодых, еще совсем юных детей.
Примером этого жестокого зрелища в наше время является непродуманная, никому ненужная война в Чечне. Очень правильно сказано в одной из песен «.. .идет война несуществующих врагов...», а страдают люди. Я так надеюсь на благоразумие нашего народа.
Невозможно оставаться равнодушным, когда слушаешь песню «Зажгите свечи» Пусть она послужит выводом нашего урока на будущее.
«Зажгите свечи»
Читал молитву слабый голос в тишине
Под сводами и куполами храма
И сына, воспитав, отдать войне
Так не хотела, не хотела мама.
В огнях свечей лилась молитва в тишину,
Все, кто любил и знал, сегодня вместе.
Он так же, как и ты, играл в войну
И жил подъездном и беспечном детстве.
И в этом мире всем хватало места
И не делили на кустки страну.
Зажгите свечи, пусть молчат колокола!
Зажгите свечи, остановите хоть часок!
Зажгите свечи! В день, когда в мире столько зла,
Что даже Бог закрыл от нас лицо!
Зажгите свечи, когда хоронит сына мать.
Зажгите свечи, когда за окнами война,
Когда мы все сошли с ума,
Но Бог еще не бросил нас,
Зажгите свечи!
Идет война несуществующих Горят в церквах по убиенным Молитесь и, быть может, дл
Огни свечей горели звездами в слезах
И отпевал священник сына душу
И помнит мать, как в письмах он писал:
«не бойся, мама, и о войне не слушай.
И писем больше слать уже не нужно
И через месяц приезжаю сам».
15