Рабочая программа по окружающему миру 2 класс Перспективная начальная школа
Пояснительная записка
Рабочая программа по окружающему миру для 1-го класса составлена на основе:
1.Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образвания (приказ №373 от 6 октября 2009 года);
2.Учебного плана МБОУ «СОШ с углублённым изучением отдельных предметов с. Большой Кукмор» за 2014-2015 учебный год;
3.Примерной программы четырехлетней начальной школы: Проект «Перспективная начальная школа»/ Р.Г. Чуракова, М.Л. Каленчук, Н.А. Чуракова, А.Л. Чекин, Г.В. Трофимова, И.И. Колесниченко, Т.М. Рагозина, И.Б. Мылова, Е.П. Бененсон, А.Г. Паутова, Н.Г. Агаркова, Ю.А. Агарков; Сост. Р.Г. Чуракова. – М.: Академкнига/ Учебник, 2011 и авторской программы «Окружающий мир» О. Н. Федотовой, Г. В. Трафимовой (образовательная программа «Перспективная начальная школа»).
Эта рабочая программа адресована общеобразовательным школам, 2 класс.
Основные идеи программы:
1) идея многообразия мира;
2) идея целостности мира;
3) идея уважения к миру.
Цель:
формирование исходных представлений о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира; практико-ориентированных знаний о природе, человеке, обществе.
Задачи:
-сохранение и поддержка индивидуальности ребенка на основе учета его жизненного опыта;
-формирование у школьников УУД, основанных на способности ребенка наблюдать и анализировать, выделять существенные признаки и на их основе проводить обобщение;
-развитие умений работы с научно-популярной и справочной литературой, проведения фенологических наблюдений, физических опытов, простейших измерений;
-воспитание у школьников бережного отношения к объектам природы и результатам труда людей, сознательного отношения к здоровому образу жизни, формирование экологической культуры, навыков нравственного поведения;
-формирование уважительного отношения к семье, населенному пункту, региону, России, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;
-осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем;
-формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
-формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Общая характеристика учебного предмета: методы и формы
Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он имеет ярко выраженный интегрированный характер, соединяющий в равной мере природоведческие, исторические, обществоведческие и другие знания, что дает возможность ознакомить учащихся с некоторыми доступными для их понимания положениями естественных и социально-гуманитарных наук. Интегрированный характер самого курса, а также реализация межпредметных связей с литературным чтением, русским языком, математикой, технологией в УМК «Перспективная начальная школа» обеспечивают в полной мере формирование у детей целостной картины мира, осознание места человека в этом мире, определение своего места в ближайшем окружении, в общении с людьми, обществом и природой.
Курс начального образования по окружающему миру ориентирован на ознакомление обучающихся с некоторыми элементарными способами изучения природы и общества методами наблюдения и постановки опытов, на выявление и понимание причинно-следственных связей в мире, окружающем ребенка, с привлечением многообразного материала о природе и культуре родного края.
Система разнообразных форм организации учебной деятельности обеспечивается межпредметными связями содержания и способов действий, направленных на личностное, социальное, познавательное и коммуникативное развитие детей.
Содержание учебников, учитывая потребности и интересы современного ребенка, предлагает ему:
-на выбор источники дополнительной информации (хрестоматию по окружающему миру, книги и журналы в библиотеке, сайты в Интернете, справочники и словари из учебников по другим предметам, дополнительный материал в учебниках «Готовимся к школьной олимпиаде»);
-участие в работе научного клуба младшего школьника «Мы и окружающий мир» или проектную деятельность посредством переписки с активом клуба или выхода в Интернет (внеурочная деятельность);
-социальные игры на уроках (роль консультанта, экспериментатора, докладчика, председателя заседания научного клуба младшего школьника и др);
Учебные тексты учебников комплекта построены с учетом возможности оценки учебных достижений (как учеником, так и учителем), прежде всего:
-задания на самопроверку и взаимопроверку (работа в парах);
-задания повышенной сложности, олимпиадные задания, вступительные задания и контрольные задания для членов научного клуба младших школьников;
-завуалированное требование быть внимательным при чтении текста.
В образовательном процессе используются: наблюдения природы и общественной жизни; практические работы и опыты, в т.ч. исследовательского характера; творческие задания; дидактические и ролевые игры; учебные диалоги; моделирование объектов и явлений окружающего мира.
Новая форма организации учебного занятия – заседание школьного клуба – позволяет учителю передавать ученикам функции ведения фрагмента урока, а впоследствии и самого урока учащимся. Практически это организация на уроках специального семантического пространства, в рамках которого ученики могут переходить из одного режима учебной деятельности в другой: от игры – к чтению, от экспериментирования – к групповой дискуссии, от воспроизведения учебного материала – к исследованию.
Описание места учебного предмета «Окружающий мир» в учебном плане
Согласно учебному плану общеобразовательной школы предмет «Окружающий мир» изучается 2 часа в неделю. Общий объём учебного времени составляет 68 часов.
Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения учебного предмета «Окружающий мир»
Личностные УУД:
-оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;
-объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие;
-самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
-в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметные УУД:
Регулятивные УУД:
-определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;
-учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем (для этого в учебнике специально предусмотрен ряд уроков);
-учиться планировать учебную деятельность на уроке;
-высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике);
-работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты);
-определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Познавательные УУД:
-ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг;
-делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи;
-добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике 2-го класса для этого предусмотрена специальная «энциклопедия внутри учебника»);
-добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
-перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Коммуникативные УУД:
-донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
-слушать и понимать речь других;
-выразительно читать и пересказывать текст;
-вступать в беседу на уроке и в жизни;
-совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;
-учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Требования к результатам освоения дисциплины
Планируемые результаты изучения учебного предмета «Окружающий мир»» к концу 2-го года обучения
В результате изучения раздела «Человек и природа» обучающиеся научатся:
-характеризовать особенности звезд и планет на примере Солнца и Земли;
-обнаруживать и приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой (например, влияние Солнца – источника тепла и света на смену времен года, растительный и животный мир);
-объяснять (характеризовать) движение Земли относительно Солнца и его связь со сменой дня и ночи, времен года;
-демонстрировать связь между сменой дня и ночи, временем года и движением Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца на моделях;
-сравнивать внешний вид и характерные особенности насекомых, рыб, птиц, млекопитающих;
-группировать (классифицировать) объекты природы по признакам: насекомые–рыбы–птицы–земноводные–пресмыкающиеся–млекопитающие (животные);
-сравнивать характерные для животных способы питания, размножения, защиты, заботы о потомстве;
-называть признаки, отличающие домашних животных от диких;
-характеризовать значение животных в природе и жизни людей; приводить примеры использования человеком результатов наблюдения за живой природой при создании новой техники;
-группировать (классифицировать) объекты природы по признакам: культурные–дикорастущие растения, однолетние–двулетние–многолетние растения; цветковые–хвойные–
папоротники, мхи, водоросли; выделять их отличия;
-характеризовать роль грибов в природе и жизни людей;
-ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование, при изучении свойств воды, анализировать результаты наблюдений, делать выводы; следовать инструкциям и технике безопасности при проведении опытов;
-наблюдать и делать выводы по изучению свойств воздуха, характеризовать свойства воздуха;
-на основе опытных исследований и наблюдений выявлять условия, необходимые для жизни растений;
-выращивать растения в группе (из семян, клубней, листа, побегов);
-использовать оглавление, словарь и тексты учебника и хрестоматии, Интернет для поиска необходимой информации;
-обнаруживать простейшие взаимосвязи в живой природе, использовать эти знания для объяснения необходимости бережного отношения к природе своего края;
-определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, называя представителей животного и растительного мира своего края, занесенных в Красную книгу России;
-понимать необходимость здорового образа жизни (соблюдения режима дня, личной гигиены, правильного питания);
-находить нужную информацию о разнообразии животных и растений, о планетах и звездах, о свойствах воды и воздуха, о грибах, используя оглавление и словарь учебника.
Обучающиеся получат возможность научиться:
-извлекать по заданию учителя необходимую информацию из дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии) о планетах Солнечной системы, готовить доклады и обсуждать полученные сведения;
-осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение;
-соблюдать правила экологического поведения в природе (не оставлять после себя мусор; бережно относиться к растениям, детенышам диких животных);
-пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;
-выполнять правила безопасного поведения в природе, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях.
В результате изучения раздела «Человек и общество» обучающиеся научатся:
-оценивать характер взаимоотношений в семье, в классном и школьном коллективах;
-называть профессии взрослых и оценивать важность каждой из них;
-различать государственную символику России (на пограничных знаках, денежных знаках и пр.);
-ориентироваться и принимать участие в важнейших для страны и личности событиях и фактах (День Победы; День Конституции России; День города, села, поселка)
-описывать достопримечательности Московского Кремля;
-использовать дополнительные источники информации (словари учебника и хрестоматии по окружающему миру);
-работать с оглавлением учебника: находить нужную информацию о достопримечательностях Москвы (Московского Кремля), праздничных днях России (День Победы, День Конституции России).
Обучающиеся получат возможность научиться:
-различать прошлое, настоящее и будущее, соотносить исторические события с датами на примере истории Московского Кремля;
-проявлять уважение к правам и обязанностям каждого гражданина страны, записанных в Конституции;
-использовать дополнительные источники информации (словарь учебника), находить факты в Интернете (Интернет-адреса даны в учебнике по темам «История Московского Кремля» и «Твоя безопасность»);
-проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности (традиции) в семье, в классном и школьном коллективах;
-оценивать характер взаимоотношений в семье, в классном и школьном коллективах.
В результате изучения раздела «Правила безопасного поведения» обучающиеся научатся:
-понимать необходимость соблюдения режима дня и питания, правил личной гигиены;
-понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения на улице и в быту, в природе;
-пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия при простудных заболеваниях;
-работать с оглавлением учебника: находить нужную информацию о правилах безопасного поведения.
Обучающиеся получат возможность научиться:
-пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила рационального питанияи личной гигиены;
-соблюдать правила безопасного поведения на улице и в быту;
-выполнять правила безопасного поведения в природе.
Основное содержание учебного курса
Человек и природа -40 часов
Звезды и планеты. Солнце – ближайшая к нам звезда, источник тепла и света для всего живого на Земле. Земля – планета; общие представления о размерах и форме Земли. Глобус – модель Земли. Изображение на глобусе с помощью условных обозначений морей, океанов, суши. Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времен года. Смена времен года в родном краю на основе наблюдений.
Неживая и живая природа Земли. Условия жизни на планете Земля.
Воздух – смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека.
Вода. Свойства воды. Значение воды для живых организмов и хозяйственной жизни человека.
Цветковые растения. Части (органы) растений (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растений (свет, тепло, вода, воздух). Питание и дыхание растений. Роль растений в жизни человека.
Разнообразие растений: цветковые и хвойные растения; папоротники, мхи, водоросли. Красная книга России. Правила поведения на природе.
Культурные и дикорастущие растения. Продолжительность жизни растений. Размножение растений семенами, клубнями, усами, листьями.
Растения родного края. Названия и краткая характеристика на основе наблюдений.
Грибы. Питание грибов. Шляпочные грибы, плесень. Ядовитые и несъедобные двойники шляпочных грибов. Правило сбора грибов. Шляпочные грибы родного края.
Животные и их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, млекопитающие, земноводные, пресмыкающиеся, их отличия. Особенности питания малышей млекопитающих животных. Особенности питания разных взрослых животных, в том числе и млекопитающих (хищники, растительноядные, всеядные). Как животные защищаются. Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей. Живой уголок. Бионика. Бережное отношение человека к природе. Животные родного края, название, их краткая характеристика на основе наблюдений.
Человек и общество -24 часа
Обмен письмами как один из источников получения информации. Общение со старшими и сверстниками как один из источников получения новых знаний.
Семья – самое близкое окружение человека. Взаимоотношения в семье (уважительное отношение к старшим). Семейные традиции (посильная помощь старшим, семейные праздники, совместные походы).
Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословного дерева.
Младший школьник. Школьный и классный коллективы, совместная учеба, совместный общественно полезный труд и отдых, участие в спортивных мероприятиях, во внеурочной деятельности, в охране окружающей среды.
Человек – член общества. Взаимосвязь человека с другими людьми. Уважение к чужому мнению. Значение труда в жизни человека и общества. Люди разных профессий. Профессии людей, создавших учебник.
Родной край – частица России. Родной город (село): название и его связь с историей возникновения, с занятием людей, с названием реки, озера; основные достопримечательности.
Наша Родина – Россия. Конституция России – основной закон страны. Важнейшие права граждан России – право на жизнь, на образование, на охрану здоровья и медицинскую помощь, на свободный труд и на отдых. Праздники в жизни общества: День Победы, День Конституции России, День Государственного флага.
Государственные символы России (Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн), узаконенные Конституцией.
Характеристика отдельных исторических событий, связанных с историей Москвы (основание Москвы, история Московского Кремля, достопримечательности Московского Кремля). Имена великих князей, связанных с историей возникновения и строительства Москвы: Юрий Долгорукий, Дмитрий Донской, Иван III (правнук Дмитрия Донского).
Правила безопасного поведения- 4 часа
Режим дня школьника. Чередование труда и отдыха в режиме дня школьника. Составление режима дня школьника. Личная гигиена. Физическая культура. Игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Чистота – залог здоровья (чистые руки, кипяченая вода, проветривание помещения). Режим питания. Причины простудных заболеваний. Советы старших: правила предупреждения простудных заболеваний; правила поведения при простудных заболеваниях. Номера телефонов экстренной помощи.
Правила безопасного поведения на улице (проезжая часть улицы, встреча с незнакомым человеком, оставленные вещи, правила поведения при выгуле животных, при встрече с собаками). Правила дорожного движения. Правило перехода проезжей части улицы. Знаки дорожного движения, определяющие правила поведения пешехода. Переход железной дороги.
Правила безопасного поведения в быту (лифт многоэтажного дома, незнакомый человек, оставленные вещи). Основные правила поведения с водой, электричеством, газом.
Материально- техническое обеспечение
1.Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц
2.Магнитная доска
3.Магнитофон
4.Телевизор
5.Персональный ноутбук
6.Фотоаппарат
7.Таблицы, плакаты
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
1.Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 2 класс: Учебник. Часть 1 – М.: Академкнига/Учебник.
2.Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 2 класс: Учебник. Часть 2 – М.: Академкнига/Учебник.
3.Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 2 класс: Хрестоматия. – М.: Академкнига/Учебник.
4.Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир.2 класс: Тетрадь для самостоятельной работы № 1. –М. :Академкнига/Учебник.
5.Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир.2 класс: Тетрадь для самостоятельной работы № 2. – М. :Академкнига/Учебник.
6.Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир.2 класс: Методическое пособие для учителя. – М.: Академкнига/Учебник.
Календарно-тематическое планирование
№ Раздел, тема Планируемые результаты Дата
проведения
Предметные МетапредметныеЛичностные Планир. Фактич.
Где и как найти ответы на вопросы? (6 часов)
1 Мир живой и неживой природы. Письмо экологов
школьникам научатся различать объекты живой и неживой природы Р.понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; адекватно воспринимать оценку учителя;учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале
П.строить речевое высказывание; проводить сравнение; обобщать т.е. выделять общее на основе существенных признаков
К. строить понятные для партнёра высказывания; задавать вопросы учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности 2 Мир живой и неживой природы. Мишины вопросынаучатся
выделять отличительные признаки живой и неживой природы;
распределять объекты в группы по общим признакам
П.проведение простейшей классификации изученных объектов природы на основе их существенных признаков
Р.получение возможности выполнять инструкции взрослого при проведении игры «Помоги Мише»
К. умение строить монологическое высказывание; развитие навыков сотрудничества со сверстниками
мотивация учебной деятельности на основе имеющихся знаний; ориентация на их практическое применение 3 Мир живой и неживой природы. Советы старших научатся применять свои знания и слушать советы старших П.устанавливать связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;
Р. учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника
К.работать в группе (умение договариваться, распределять работу, получать общий результат, оценивать) в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить 4 Осенние работы на пришкольномучасткенаучатся осознавать необходимость бережного отношения к природе
Р.понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
П.научатся наблюдать изменения в природе и устанавливать взаимосвязь.
К.формулировать собственное мнение и позицию формировать проявление интереса к учебному предмету, желание познания нового
5 Книги – наши
друзья. Ищем ответы на вопросы в учебнике научатся
работать с книгой как с источником информации;
ориентироваться в словарях, словарных статьях;
находить ответы на свои вопросы с помощью словаря П.изучить содержание учебника, хрестоматии для поиска нужной информации;работа с тремя источниками информации (учебник, тетрадь, хрестоматия)
Р. учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника
К.умение договариваться, распределять работу, получать общий результат, оценивать проявление познавательной инициативы на основе жизненного опыта; умение идентифицировать себя с героями интриги 6 Опыт и наблюдение научатся различать
понятия «опыт», «наблюдение»;
уметь проводить опыты и наблюдения по плану Р. учиться работать по предложенному учителем плану
П.находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях
К. донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности Планеты и звёзды (5 часов)
7 Земля. Модель Земли формирование представлений о глобусе, как модели Земли П.проявление познавательной инициативы на основе жизненного опыта
Р.учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему
К. выразительно читать и пересказывать текст осуществлять итоговый пошаговый контроль по результату 8 Почему на Земле день сменяется ночью? научатся выделять
особенности движения Земли вокруг своей оси;
определить, что смена дня и ночи следствие вращения Земли вокруг своей оси;
уметь демонстрировать с помощью глобуса движение Земли вокруг своей оси Р.понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить
П.осуществлять поиск необходимой информации, наблюдать и делать выводы.
К.задавать вопросы; контролировать действия партнёра следовать инструкции при выполнении задания 9 Звезды и созвездия формировать представления детей о звездах, как о небесных телах П.мотивация учебной деятельности на основе имеющихся знаний
Р. работая по предложенному плану, использовать необходимые средства
К.строить понятные для партнёра высказывания; задавать вопросы учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу,
способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности 10 Планеты научатся
как отличить планеты от звезд,
как можно отыскать планету на звездном небе Р.осуществление поиска необходимой информации о планетах, отличие планет от звезд
П. делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.
К.выразительно читать и пересказывать текст выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, применять установленные правила в планировании способа решения 11 Движение Земли вокруг Солнца научатся объяснять причину смены времён года; демонстрировать с помощью глобуса движение Земли вокруг Солнца Р.способность принимать, сохранять цели и следовать им, проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве
П.осуществлять запись об окружающем мире; использовать знаково-символические средства,
К.умение договариваться, находить общее решение внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; устойчивость учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач
Неживая и живая природа Земли (2 часа)
12 Как связаны живая и неживая природа научатся сравнивать предметы живой и неживой природы; планировать и проводить несложные опыты, знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов
Р. определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем;
преобразовывать практическую задачу в познавательную
П. осуществлять запись об окружающем мире; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении свойствах и связях
К. задавать вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром выражение устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
осознание устойчивых эстетических предпочтений и ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни
13 Условия жизни на планете Земля научатся дать определение понятия атмосфера, условия, необходимые для жизни на Земле,
объяснить, с помощью чего растения, грибы, животные Земли дышат, растут, размножаются, питаются Р. учиться планировать учебную деятельность на уроке
П.перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы
К.слушать и понимать речь других в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить Свойства воздуха и воды (4 часа)
14 Свойства воздуха научатся рассказывать по схеме о загрязнении и охране воздуха и воды.
Р. понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале
П.осознают значение воздуха и воды для растений, животных и человека; научатся анализировать схемы
К.строить понятные для партнёра высказывания; задавать вопросы учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности 15 Кому и для чего нужна вода? научатся определить основные, легко определяемые свойства воды, как эти свойства человек использует в хозяйстве;
значение воды в природе
соблюдать правила поведения у воды
П. использование при выполнении заданий материалы учебника, хрестоматии, простейшие приспособления для проведения опытов
Р. осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату
К.договариваться о распределении функции и ролей в совместной деятельности мотивация учебной деятельности через интерес исследования, работы в группах
16 Вода и ее свойства Р.в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве
П.осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета
К.задавать вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности 17 Обобщение по теме «Свойства воздуха и воды» научатся
работать в группе (умение договариваться, распределять работу, получать общий результат, оценивать) Р.учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем.
П.делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи
К.выразительно читать и пересказывать текст
способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности
Солнце, воздух, вода и … растения (4 часа)
18 Условия, необходимые для развития растений научатся определить условия, необходимые для развития растений
анализировать опыты; формулировать выводы по результатам и фиксировать выводы в письменном виде Р.в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем
П.осуществлять запись об окружающем мире; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении свойствах и связях
К. учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию выражение устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; осознание устойчивых эстетических предпочтений и ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни
19 Корень, стебель и лист научатся
различать части растений;
из своих наблюдений делать выводы о значении корня, стебля, цветка растения Р.определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно
П.ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шагэнциклопедияхК.донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы
20 Питание
растений научить использовать книгу как источник информации;
иметь представление о питании растений Р.в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем
П. осуществлять запись об окружающем мире; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении свойствах и связях
К. учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию выражение устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
осознание устойчивых эстетических предпочтений и ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни
21 Обобщение по теме «Солнце, воздух, вода и… растения» научатся узнавать разнообразие жизненных форм растений (деревья, кустарники, травы) и грибов своей местности
Р.оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки, проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве
П. осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы
К. осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности Разнообразие растений (4 часа)
22 Цветковые и хвойные растения научатся узнавать группы растений по их характерным признакам (цветковые растения, хвойные растения, папоротники, мхи, водоросли) Р.проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем
П. осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы
К.задавать вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром выражение устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; осознание устойчивых эстетических предпочтений и ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни
23 Папоротники,
мхи и водоросли научатся
группировать растения по их признакам и свойствам;
работать с научной литературой;
оформлять свои наблюдения Р.высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки
П. находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях
К.совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им выражение устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
осознание устойчивых эстетических предпочтений и ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни
24 Красная книга
России. Правила поведения на природе научатся называть растений Красной книги (не менее 2–3);
правила поведения в природе,
уметь кратко характеризовать средства сохранения природы;
выполнять простейшие инструкции;
называть растения своего края, внесенные в Красную книгу России (не менее 2–3) П. использование при выполнении заданий материалы учебника, хрестоматии, простейшие приспособления для проведения опытов
Р. осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату
К.договариваться о распределении функции и ролей в совместной деятельности выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, применять установленные правила в планировании способа решения 25 Обобщение по теме «Разнообразие растений» научатся
группировать растения по их признакам и свойствам;
работать с научной литературой;
оформлять свои наблюдения Р.проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем
П. осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы
К.задавать вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности Культурные растения. Продолжительность жизни растений (8 часов)
26 Для чего люди выращивают культурные растения научатся
отличать дикорастущие растения от культурных;
выделять их характерные признаки Р.определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем
П.делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи
перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы
К.донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе,
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности 27 Какие части
культурных
растений используют люди? научатся сделать вывод об использовании людьми различных частей растений Р.в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем
П. осуществлять запись об окружающем мире; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении свойствах и связях
К. учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию выражение устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; осознание устойчивых эстетических предпочтений и ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни
28 Можно ли все
огородные
растения высаживать одновременно? научатся высаживать огородные растения Р.проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем
П. осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы
К.задавать вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы
29 От чего зависит
урожай зерновых? научатся называть
зерновые растения по изображениям;
знать важность зерновых культур в жизни человека
Р.определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно
П.ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг
К.донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе
30 Растения сада научатся узнавать основные растения сада;
находить и определять садовые растения;
ухаживать за растениями Р.определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем
П.делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи
перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы
К.донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи умение строить монологические высказывания 31 Сколько живут
растения? научатся определять признаки однолетних, двулетних и многолетних растений,
возраст растений,
составлять таблицу однолетних, двулетних и многолетних растений;
характеризовать сходство их различие Р.в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве
П. осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета
К.задавать вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи 32 Размножение растений своими частями научатся определять понятия «черенок», «отросток», «семя», «плод»,
иметь представление о возможности вегетативного размножения растений Р. планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации
П. проводить сравнение и классификацию
по заданным критериям
К. задавать вопросы
формировать
заинтересованность в получении консультации с целью улучшения учебных результатов, развивать настойчивость уме
ние преодолевать трудности
33 Обобщение по теме «Культурные растения. Продолжительность жизни растений» научатся узнавать дикорастущие и культурные растения своей местности;
сельскохозяйственные растения своей местности.
раскрывать особенности внешнего вида и жизни растений;
называть растения своего края, внесенные в Красную книгу России (не менее 2–3) Р. учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в со
трудничестве с учителем;
П. осуществлять анализ объектов с выделением существенных инесущественных признаков
К. использовать речь для регуляции своего действия учебно-
познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи Грибы (3 часа)
34 Можно
вырастить грибы
на кусочке хлеба? научатся определять свойства и признаки грибов;
взаимосвязь живой и неживой природы;
чем питаются грибы Р. учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения
П. проводить сравнение и классификацию по заданным критериям
К. использовать речь для регуляции своего действия проявляет учебно-познавательный интерес к новому учебному матери
алу и способам решения новой задачи
35 Ядовитые и
несъедобные
двойники
шляпочных
грибов научатся определять отличительные признаки съедобных грибов;
съедобные грибы, растущие в родном крае;
несъедобные (ядовитые) двойники шляпочных съедобных грибов Р. учитывает установленные правила в планировании и контроле способа решения; сопоставляет свою работу с образцом; оценивает её по критериям выработанным в классе
П. сравнивает и группирует предметы, их образы по заданным основаниям способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности 36 Как правильно собирать грибы? научатся правильно собирать грибы, приводить примеры грибов своей местности Р.учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
П. осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы
К. учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве
ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности Животные (8 часов)
37 Разнообразие
животных научатся узнавать группы животных и их признаки,
приводить примеры животных (насекомые, рыбы, птицы, звери), не менее 2–3 представителей каждой группы;
раскрывать особенности внешнего вида и жизни животных Р.принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале
П.строить сообщения в устной форме;
анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несуществен
ных признаков; проводить сравнение и классификацию изученных объектов
К. выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками; воспринимать другое мнение и позицию учебно-
познавательный интерес к новому учебному материалу 38 Насекомые научатся отличительные признаки насекомых и деление их на группы;
назвать насекомых родного края П.сравнивает и группирует предметы, их образы по заданным основаниям;
Р. умеет работать по предложенному плану, используя необходимые средства
К. оформляет свою речь в устной и письменной речи
выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, применять установленные правила в планировании способа решения 39 Рыбы научатся отличать рыбы по их признакам
узнать приспособления рыб к жизни в воде; группы рыб по признаку питания (хищники, растительноядные, всеядные) Р.мотивация учебной деятельности на основе занимательного содержания и имеющихся знаний
П.анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несуществен
ных признаков
К.выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками; воспринимать другое мнение и позицию
выражение устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; осознание устойчивых эстетических предпочтений и ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни
40 Земноводные научатся формировать понятие земноводных, как части живой природы; называть отличительные признаки земноводных
П.описывать на основе иллюстрации объекты живой природы (земноводных),
подведение под понятие (земноводных) на основе выделения существенных признаков
Р.выбирать действия в соответствии с поставленной задачи и условиями ее реализации
К.умение строить монологические высказывания
мотивация учебной деятельности на основе имеющихся знаний 41 Пресмыкающиеся научатся определять черты сходства и различия крокодилов, ящериц, черепах, змей
П.находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях
Р.учиться работать по предложенному учителем плану
К.выразительно читать и пересказывать текст
выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, применять установленные правила в планировании способа решения 42 Птицы научатся находить
отличительные признаки птиц;
группы птиц по признаку питания зерноядные, насекомоядные, хищные, всеядные,
уметь определять птиц среди других животных Р.определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем; преобразовывать практическую задачу в познавательную
П.сравнивать и группировать предметы, их образы по заданным и самостоятельно выбранным основаниям
К.стараться договариваться, уметь уступать, находить общее решение при работе в паре и группе оценивать одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;
43 Звери научатся определять значение понятий «звери», «млекопитающие»;определять млекопитающих среди других животных;
описывать млекопитающих (по выбору) Р.оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки, проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве
П. осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы
К.осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности 44 Как животные защищаются научатся определять группы животных по их характерным признакам (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие)способы защиты животных от врагов Р.определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем; преобразовывать практическую задачу в познавательную
П. сравнивать и группировать предметы, их образы по заданным и самостоятельно выбранным основаниям
К. осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, применять установленные правила в планировании способа решения Человек и животные (6 часов)
45 Домашние
животные научатся находить признаки домашних животных;
беседовать об особенностях диких и домашних животных,
уметь раскрывать особенности домашних животных Р.определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем;
преобразовывать практическую задачу в познавательную
П.осуществлять запись об окружающем мире; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы
К.осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе
46 Живой уголок научатся
ухаживать за обитателями живого уголка (питание, безопасность) Р.определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем; преобразовывать практическую задачу в познавательную
П.осуществлять запись об окружающем мире; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы
К.стараться договариваться, уметь уступать, находить общее решение при работе в паре и группе оценивать одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности
47 Обобщение изученного по теме домашние животные научатся правильно обращения с животными,
П. использование при выполнении заданий материалы учебника, хрестоматии, интернета, информации от взрослых
Р.выбирать действия в соответствии с поставленной задачи и условиями ее реализации
К.умение строить монологические высказывания
мотивация учебной деятельности на основе имеющихся знаний 48 Значение дикихживотных научатся
определять значение диких животных в жизни человека П.работа с тремя источниками информации (учебник, тетрадь, хрестоматияР.договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности
К.умение строить монологические высказывания
мотивация учебной деятельности на основе имеющихся знаний 49 Человек в ответе
не только за тех,
кого приручил научатся бережно относится ко всему живому, взаимосвязь всего живого и неживого в природе
Р.определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем
П.строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении свойствах и связях
К.учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию применять установленные правила в планировании способа решения 50 Заповедники или
заказники родного края. Обобщение по теме «Человек и животные» научатся называть животных Красной книги России (не менее 2–3), иметь представление о природоохранной работе, проводимой в родном крае Р. самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне
П.устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений
К.научиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика) выражение устойчивой учебно-познавательной мотивации учения Человек разумный- часть природы (6 часов)
51 Про тебя научатся определять значение природы для здоровья и жизни человека;
знакомятся с отдельными видами труда, связанными с природой
П.устанавливать причинно-следственные связи
Р.выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации
К.умение строить монологические высказывания
оценивать одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности
52 Что умеет человек? научатся формировать выводы на основе своих наблюдений Р.определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем
П.строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении свойствах и связях
К.учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию мотивация учебной деятельности на основе имеющихся знаний 53 Расти здоровым научатся проявлять заботу о своем здоровье, формировать здоровый образ жизни: закаливание, вред курения, соблюдения ПДД
Р.контролировать и оценивать свои действия при работе со словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;
П. проводить сравнение и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям
К. строить понятные для партнера высказывания; задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения мотивация учебной деятельности на основе имеющихся знаний 54 Питание и здоровье научить учащихся употреблять «полезную пищу», «разнообразную пищу», уметь работать с дополнительными источниками знаний Р.определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем;
преобразовывать практическую задачу в познавательную
П.осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы
К.стараться договариваться, уметь уступать, находить общее решение при работе в паре и группе оценивать одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности 55 От кого зависит
твой режим дня? научатся условиям хорошего самочувствия,
уметь соблюдать режим дня; составлять режим своего рабочего и выходного дня П.умение работать с разными источниками информации,применять правила, пользоваться инструкцией и освоенными закономерностями
Р.умение планировать свои действия по достижению результата
К.проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач
формировать интерес к занятиям научной деятельностью 56 Обобщение по теме «Человек разумный – часть природы» научатся к средствам сохранения и укрепления здоровья человека (личная гигиена, режим труда и отдыха, физкультура) Р.определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем
П.строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении свойствах и связях
К.учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию мотивация учебной деятельности на основе имеющихся знаний Как уберечь себя от беды (5 часов)
57 Чистота – залог здоровья научатся определить значение понятия «микробы»; узнать где человека подстерегают микробы;
знакомятся основными правилами личной гигиены
П.умение работать с разными источниками информации
Р.умение планировать свои действия по достижению результата
К.умение строить монологические высказывания
интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике и учебных пособиях 58 Берегись простуды! научатся формировать здоровый образ жизни – борьба с простудой, закаливание организма П.умение читать дидактические иллюстрации с размещенными внутри словами
Р.выбирать действия в соответствии с поставленной задачи и условиями ее реализации
К.умение строить монологические высказывания
ценностное отношение к своему здоровью, здоровьесберегающего поведения 59 Твоя безопасность на улице научатся узнавать знаки дорожного движения,
сигналы регулировщика и светофора,
правила поведения в природе
П.умение читать дидактические иллюстрации с размещенными внутри словами
Р.договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности
К.умение строить монологические высказывания
ценностное отношение к своему здоровью, здоровьесберегающего поведения 60 Твоя безопасность дома научатся правилам безопасного поведения дома, вызвать помощь,
вести себя в нестандартных ситуациях П.умение читать дидактические иллюстрации с размещенными внутри словами
Р.договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности
К. умение строить монологические высказывания
ценностное отношение к своему здоровью, здоровьесберегающего поведения 61 Обобщение по теме «Как уберечь себя от беды?» научатся работать в группе (умение договариваться, распределять работу, получать общий результат, оценивать) П.использовать при выполнении задания иллюстративный материал учебника
Р.выбирать действия в соответствии с поставленной задачи и условиями ее реализации
К.умение строить монологические высказывания
В родном краю (7 часов)
62 Имя города, села, поселка научатся
называть родную страну, ее столицу, родное село,
провести работу с различными источниками информации П.умение работать с картой,использовать при выполнении задания иллюстративный материал учебника,проводить сравнение (названия достопримечательности с ее изображением), выбирая правильный ответ
Р.договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности
К.умение строить монологические высказывания
мотивация учебной деятельности на основе имеющихся знаний
63 История Московского Кремля научатся рассказать исторические факты о возникновении Москвы, достопримечательности Московского Кремля,
описывать изученные события из истории Отечества П.различение государственной символики,
умение работать с картой
Р.выбирать действия в соответствии с поставленной задачи и условиями ее реализации
К.умение строить монологические высказывания
способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности
64 Общий дедушка научатся называть фамилии, имена и отчества членов своей семьи, включая старшее поколение;
основные права ребенка (право на жилье, обучение, лечение, защиту от насилия старших);
способы обмена информацией,
уметь пользоваться средствами связи Р.определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем
П.осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы,строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении свойствах и связях
К.задавать вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения
к окружающему миру
65 День Победы научатся чувству гордости за свой народ, чувству сострадания к жертвам войны П.различение государственной символики, рассматривание красного знамени – знамени победы в ВОВ
Р.договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности
К.умение строить монологические высказывания мотивация учебной деятельности на основе имеющихся знаний , на основе исторического материала о войне, о победе
66 Промежуточная аттестация контроль и самоконтроль, оценка и самооценка процесса и результат учебной деятельности
67 День Конституции научатся называть государственные праздники, дни памятных дат (День Конституции, День Победы, День защитника Отечества),
государственную символику России
П.различение государственной символики (На каких зданиях ты видишь Государственный флаг России?)
Р.выбирать действия в соответствии с поставленной задачи и условиями ее реализации
К.координировать и принимать различные позиции во взаимодействии
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к окружающему миру
68 Обобщение по теме «В родном краю» подведение итогов обучения окружающему миру во втором классе П.применять правила, пользоваться инструкцией и освоенными закономерностями
Р.договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности
К.проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.
осознание устойчивых эстетических предпочтений и ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни
Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
1 четверть
1 (1). Контрольная работа по теме «Свойства воды. Свойства воздуха».
Вариант 1.
1. Вставь пропущенные слова, которые соответствуют приметам данного явления природы:
_______________________________________________________________________________ мелкие насекомые летают низко. Ласточки и стрижи, охотясь за ними, стремительно проносятся над поверхностью земли, чуть не касаясь её крыльями.
Слова для справок: перед дождём, перед появлением радуги, перед заходом солнца.
2. Из двух вариантов выбери правильный вариант ответа. Почва – это…
а) верхний слой земли. В нём есть то, что необходимо растениям для жизни. Это воздух, вода, песок, глина, сгнившие остатки погибших растений и животных.
б) планета, на которой мы живём. Она освещается солнцем. Когда на освещённой стороне день, на другой стороне – ночь.
3. Закончи высказывание.
Воздух окружает тебя со всех сторон. Ты его не видишь, но ______________________ . Если в помещении пахнет дымом или гарью, то это означает, что воздух ______________________________________________________________________________________________________________ .
4. Запиши все свойства чистого воздуха:
1) Воздух _____________________________________________________________________________________________________________________
2) Воздух _____________________________________________________________________________________________________________________
3) Воздух _____________________________________________________________________________________________________________________
4) Воздух _____________________________________________________________________________________________________________________
5) Воздух _____________________________________________________________________________________________________________________
6) Воздух _____________________________________________________________________________________________________________________
5. Есть ли в окружающем тебе воздухе вода? Выбери правильный ответ и подчеркни: да нет.
6. Рассмотри рисунок и определи, какое свойство воды человек в данном случае.
7. Отметь любым знаком маркировки три-четыре свойства чистой воды.
Прозрачна Не является растворителем сахарного песка и поваренной соли Имеет голубой цвет
Имеет запах Бесцветна Испаряется
Непрозрачна Не растворяет речной песок Не имеет запаха
Вариант 2.
1. Вставь пропущенные слова, которые соответствуют приметам данного явления природы:
Перед дождём и ____________________________________________________________________________________________________________ одуванчика, вьюнка, календулы лепестки складываются. А после дождя и рано утром цветки вновь раскрываются.
Слова для справок: перед дождём, перед появлением радуги, перед заходом солнца.
2. Из двух вариантов выбери правильный вариант ответа. Атмосфера – это…
а) слой воздуха, который окутывает нашу планету, создавая на ней условия для жизни. Около поверхности Земли в воздухе находятся водяные пары и мелкие частицы пыли.
б) верхний слой земли. В нём есть то, что необходимо растениям для жизни. Это воздух, вода, песок, глина, сгнившие остатки погибших растений и животных.
3. Закончи высказывание.
Воздух – это смесь газов. При дыхании всё живое берёт из него кислород, а выдыхает в воздух особый газ. Этот газ учёные назвали _____________________________________________________________________________________________________________________________ .
4. Запиши все свойства чистой воды:
1) Вода _______________________________________________________________________________________________________________________
2) Вода _______________________________________________________________________________________________________________________
3) Вода _______________________________________________________________________________________________________________________
4) Вода _______________________________________________________________________________________________________________________
5) Вода _______________________________________________________________________________________________________________________
6) Вода _______________________________________________________________________________________________________________________
7) Вода _______________________________________________________________________________________________________________________
5. Есть ли вода в почве? Выбери правильный ответ и подчеркни: да нет.
6. Рассмотри рисунок и определи, какое свойство воды человек в данном случае.
7. Отметь любым знаком маркировки три-четыре свойства чистого воздуха.
Прозрачен Плохо проводит тепла Имеет голубой цвет
Имеет запах Бесцветен Хорошо проводит тепло
Непрозрачен Хорошо пропускает солнечные лучи Не имеет запаха
2 четверть
2 (1). Контрольная работа по теме «Разнообразие растений».
Вариант 1.
1. Поставь знак маркировки возле хвойных растений.
Берёза Дуб
Сосна Лиственница
Ель Рябина
2.Рассмотри рисунки. Соедини линиями изображенные растения, названия и их веточки.
Дуб
Берёза
Клён
3. Определи истинное высказывание или ложное. Подчеркни правильный ответ.
Хвойные растения, как и цветковые растения, - семенные то есть размножаются с помощью семян.
а) истинное
б) ложное
4. Из двух вариантов выбери правильный вариант ответа. Цветковые растения – это…
а) деревья, кустарники, травы, у которых в результате развития появляются цветки. Имеют корни, стебель, листья, плоды и семена.
б) деревья и кустарники с листьями игольчатой формы (иголками). У этих растений есть корни, стебель, листья. Семена образуются в шишках. На плодов, ни цветов у них нет. Большинство из них вечнозелёные.5. Вставь в тексте пропущенные слова.
У овощных растений человек использует листья, плоды, ______________________________, клубни; у зерновых – ______________________________. Например, у капусты в пищу идут ______________________________, у томатов и огурцов – плоды; у моркови, редиса, редьки, свеклы – корнеплоды; у картофеля – ______________________________. Самая ценная часть пшеницы, ______________________________, овса, ячменя, кукурузы – зерно. У гороха и фасоли в пищу идут ______________________________ (семена).
Слова для справок: бобы, корнеплоды, листья, ржи, семена, клубни.
6. Какие продукты делают из зерна?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Заполни таблицу.
Хвойные Мхи Цветковые 8. Рассмотри рисунки. Где выращивают эти растения? Соедини линиями изображенные растения с надписями.
Сад
Огорд
Поле
9. Прочитай название растений. Отметь значком красного цвета названия дикорастущих растений.
Сосна Ветреница Папоротник
Свёкла Арбуз Смородина
Черника Георгин Мох сфагнум
Кувшинка Пшеница Облепиха
Вариант 2.
1. Поставь знак маркировки возле кустарников.
Рябина Орешник
Крыжовник Ромашка
Вишня Сосна
2.Рассмотри рисунки. Соедини линиями изображенные растения, названия и их веточки.
Каштан
Рябина
Ива
3. Определи истинное высказывание или ложное. Подчеркни правильный ответ.
У хвойных растений никогда не бывает цветков, а следовательно, и плодов, а вот семена есть.
а) истинное
б) ложное
4. Из двух вариантов выбери правильный вариант ответа. Хвойные растения – это…
а) деревья, кустарники, травы, у которых в результате развития появляются цветки. Имеют корни, стебель, листья, плоды и семена.
б) деревья и кустарники с листьями игольчатой формы (иголками). У этих растений есть корни, стебель, листья. Семена образуются в шишках. На плодов, ни цветов у них нет. Большинство из них вечнозелёные.5. Вставь в тексте пропущенные слова.
У овощных растений человек использует листья, ______________________________, корнеплоды, клубни; у зерновых – семена. Например, у ______________________________ в пищу идут листья, у томатов и огурцов – плоды; у моркови, редиса, редьки, свеклы – ______________________________; у картофеля – клубни. Самая ценная часть пшеницы, ржи, овса, ячменя, кукурузы – ______________________________. У гороха и ______________________________ в пищу идут бобы (______________________________).Слова для справок: плоды, капусты, фасоли, корнеплоды, зерно, семена.
6. От чего зависит урожай зерновых?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Заполни таблицу.
Цветковые Папоротники Водоросли 8. Рассмотри рисунки. Где выращивают эти растения? Соедини линиями изображенные растения с надписями.
Сад
Огорд
Поле
9. Прочитай название растений. Отметь значком синего цвета названия культурных растений.
Сосна Ветреница Папоротник
Свёкла Арбуз Смородина
Черника Георгин Мох сфагнум
Кувшинка Пшеница Облепиха
3 четверть
3 (1). Контрольная работа по теме «Животные и их разнообразие».
Вариант 1.
1. Запиши 3-4 названия животных, занесенных в Красную книгу России.
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
2. Рассмотри рисунки. Отметь одинаковыми значками рисунок изделия и рисунок животного, секрет которого человек использовал при создании этого изделия.
3. Дополни каждую группу примерами (не менее двух) домашних животных.
Млекопитающие: собака, _______________________________________________________________________________________________________
Птицы: курица, _______________________________________________________________________________________________________________
Рыбы: меченосцы, _____________________________________________________________________________________________________________
Насекомые: шелкопряд, _________________________________________________________________________________________________________
4. Рассмотри рисунки диких животных. Определи, к какой группе каждое из них относится. Обозначь группу млекопитающих (м), птиц – (п), насекомых – (н), рыб – (р). Найди лишнее животное и поставь букву (л).
5. Прочитай названия животных. Кто «лишний» в каждом ряду? Подчеркни.
Собака, волк, лисица, песец, сорока.
Сова, утка, стрекоза, лебедь, курица.
Уж, гадюка, кобра, ящерица, лягушка.
6. Прочитай текст и заполни пропуски.
У животного 8 ног, тело разделено на головогрудь и брюшко. Это ____________________________________________________________________.
У животного 4 ноги, тело покрыто ______________________________________________________. Это млекопитающее.
7. Изучи таблицу. Перечеркни одной прямой чертой трёх насекомоядных птиц.
Орёл Дятел Грач Курица Дрозд
8. Из двух вариантов выбери правильный вариант ответа. Террариум – это…
а) помещение для содержания пресмыкающихся и земноводных.
б) стеклянный сосуд для содержания и разведения рыб, других водных животных и растений.
Температура – это…
а) закрытая для помещения территория, где редкие животные охраняются государством.
б) величина, которая показывает, насколько тёплым или холодным является тот или иной объект.
9. Определи и запиши, о каких животных идёт речь.
Сухопутные животные, тела которых покрыты чешуёй, защищающей их от высыхания. Температура их тела зависит от температуры окружающей среды. _______________________________________________________________________________________________________________________
10. Найди ошибку в тексте.
Кашалот и акула – очень крупные рыбы с мощным хвостовым плавником. Кашалот – это зубастый кит. Как и акула, он рожает детёнышей, которые сразу могут охотиться. ______________________________________________________________________________________________________
Вариант 2.
1. Запиши 3-4 названия животных, занесенных в Красную книгу России.
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
2. Рассмотри рисунки. Отметь одинаковыми значками рисунок изделия и рисунок животного, секрет которого человек использовал при создании этого изделия.
3. Дополни каждую группу примерами (не менее двух) диких животных.
Млекопитающие: лисица, _______________________________________________________________________________________________________
Птицы: орел, __________________________________________________________________________________________________________________
Рыбы: карп, ___________________________________________________________________________________________________________________
Насекомые: стрекоза, ___________________________________________________________________________________________________________
4. Рассмотри рисунки домашних животных. Определи, к какой группе каждое из них относится. Обозначь группу млекопитающих (м), птиц – (п), насекомых – (н), рыб – (р). Найди лишнее животное и поставь букву (л).
5. Прочитай названия животных. Кто «лишний» в каждом ряду? Подчеркни.
Бабочка, муравей, паук, стрекоза.
Соловей, воробей, сорока, летучая мышь.
Жаба, уж, лягушка, тритон.
6. Прочитай текст и заполни пропуски.
У животного 6 ног, тело разделено на голову, грудь и брюшко. Это ___________________________________________________________________.
У них есть голова, туловище, хвост и ___________________________________. Тело покрыто чешуёй. Это рыбы.
7. Изучи таблицу. Перечеркни одной прямой чертой трёх хищных млекопитающих.
Белка Волк Лиса Ёж Олень
8. Из двух вариантов выбери правильный вариант ответа. Террариум – это…
а) помещение для содержания пресмыкающихся и земноводных.
б) стеклянный сосуд для содержания и разведения рыб, других водных животных и растений.
Заповедник – это…
а) закрытая для помещения территория, где редкие животные охраняются государством.
б) величина, которая показывает, насколько тёплым или холодным является тот или иной объект.
9. Определи и запиши, о каких животных идёт речь.
Покрытые шерстью животные, которые выкармливают своих детёнышей молоком. Имеют постоянную температуру тела, которая не зависит от окружающей среды. ____________________________________________________________________________________________________________
10. Прочитай о киви и скажи, к какой группе животных относится киви? Какая опасность угрожает киви?
Киви – большое бескрылое животное. Оно покрыто тонкими перьями, похожими на шерсть. Живет в норе. Ночью охотится на насекомых и червей. Леса, где обитают киви, вырубают.
4 четверть
4 (1). Контрольная работа по теме «Наша Родина - Россия».
Вариант 1.
1. Из двух вариантов выбери правильный вариант ответа. Экскурсовод – это…
а) человек, который рассказывает посетителям музея (выставки и других мест) о его композиции.
б) человек, который много лет живёт в каком-либо месте.
Князь – это…
а) человек, который сознательно совершает преступление, заранее его спланировав.
б) правитель области и предводитель войска в Древней Руси.
2. Рассмотри рисунки боевой техники времён Великой Отечественной войны. Подпиши названия.
___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________
3. Прочитай текст и заполни пропуски.
Каждый город, каждое село, каждый посёлок, каждая деревня имеет своё __________________________. Твоя семья, твои одноклассники, твои соседи – все вы живёте в разных домах, на разных ______________________. Но всех вас объединяет то, что вы жители одного _________________________________________________________. Название нашего населённого пункта __________________________. Оно может рассказать ___________________________. Древнерусские города часто получали название по имени своего __________________________________. Город Ярославль основан князем _____________________________________________ почти 1000 лет тому назад.Слова для справок: Ярославом Мудрым, Губкин, название, улицах, об истории, основателя, населённого пункта.
4. Прочитай рассказ и определи, о чем идет речь. Выбери правильный ответ.
В московской области расположена деревня Жостово. Её мастера славятся росписью металлических подносов. Это искусство такое же старинное, как и плетение кружев в Вологде. Нужная в хозяйстве вещь - подносы. В руках умельцев он становится волшебной картиной.
Вологодские кружева Жостовские подносы Дымковская игрушка Хохломская роспись
5. Рассмотри изображения государственной символики и раскрась только те, которые являются государственной символикой России.
6. Рассмотри рисунки и определи орден Славы степени.
7. Прочитай вопросы, найди на них ответы и впиши.
Как ты назовёшь маму своей мамы? ______________________________________
Как ты назовёшь родного брата своей мамы? ______________________________
Как ты назовёшь дедушку твоего папы? __________________________________
Как ты назовешь дочь твоих мамы и папы? ________________________________
Вариант 2.
1. Из двух вариантов выбери правильный вариант ответа. Старожила – это…
а) человек, который рассказывает посетителям музея (выставки и других мест) о его композиции.
б) человек, который много лет живёт в каком-либо месте.
Злоумышленник – это…
а) человек, который сознательно совершает преступление, заранее его спланировав.
б) правитель области и предводитель войска в Древней Руси.
2. Рассмотри рисунки городского транспорта. Подпиши названия.
___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________
3. Прочитай текст и заполни пропуски.
В московской области расположена деревня ________________________________. Её мастера славятся росписью ___________________________________________________. Это искусство такое же старинное, как и плетение кружев в _________________________________. Нужная в хозяйстве вещь - _______________________________________________. В руках умельцев он становится волшебной ___________________________: распускаются цветы, собранные в _______________________, радуют глаз причудливые _____________________________________________________________________________________________________________________________.Слова для справок: Жостово, металлических подносов, Вологде, поднос, букеты, картиной, гирлянды.
4. Прочитай рассказ и определи, о чем идет речь. Выбери правильный ответ.
Более двух веков город радует мир льняными кружевами. До сих пор кружева плетут в ручную. А узоры – самые разные, сказочные: зимние леса, животные, цветы.
Вологодские кружева Жостовские подносы Дымковская игрушка Хохломская роспись
5. Рассмотри изображения государственной символики и раскрась только те, которые являются государственной символикой России.
6. Рассмотри рисунки и определи орден Отечественной войны степени.
7. Прочитай вопросы, найди на них ответы и впиши.
Как ты назовёшь маму своего папы? ______________________________________
Как ты назовёшь родную сестру своей мамы? ______________________________
Как ты назовёшь бабушку твоего папы? ___________________________________
Как ты назовешь сына твоих мамы и папы? ________________________________
Лист изменений№ п/пТема урока Кол-во часов по теме ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ (в соответствии с ФГОС) Контрольно-оценочная деятельность Дата проведения
Предметные результаты Метапредметные результаты (УУД) Контрольные работы Практические работы