Методическая разработка раздела Световые явления курса физики 8 класса
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ИТМАНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
ГАГИНСКОГО РАЙОНА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Аттестационная работа на 1 (первую) категорию
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА РАЗДЕЛА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПО ФИЗИКЕ
Тема разработки: «Световые явления»
( 8 класс, 10 часов)
Выполнил: учитель физики
Торгушина Наталья Валерьевна
Образование: высшее
Квалификационная категория: 1
Педагогический стаж: 14 лет
Стаж работы в должности: 14лет
2013 год
Оглавление
13 TOC \o "1-3" \h \z \u 1413 LINK \l "_Toc373056305" 141. Пояснительная записка 13 PAGEREF _Toc373056305 \h 1431515
13 LINK \l "_Toc373056306" 142. Цели и задачи раздела 13 PAGEREF _Toc373056306 \h 1441515
13 LINK \l "_Toc373056307" 143. Психолого – педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала обучающимися в соответствии с возрастными особенностями 13 PAGEREF _Toc373056307 \h 1451515
13 LINK \l "_Toc373056308" 144. Ожидаемые результаты освоения раздела программы 13 PAGEREF _Toc373056308 \h 1451515
13 LINK \l "_Toc373056309" 145. Обоснование используемых в образовательном процессе по разделу программы образовательных технологий, методов, форм организации деятельности учащихся 13 PAGEREF _Toc373056309 \h 1481515
13 LINK \l "_Toc373056310" 146. Система знаний и система деятельности 13 PAGEREF _Toc373056310 \h 14121515
13 LINK \l "_Toc373056315" 147. Календарно - тематическое планирование по разделу 13 PAGEREF _Toc373056315 \h 14181515
13 LINK \l "_Toc373056317" 148. Разработка урока 13 PAGEREF _Toc373056317 \h 14221515
13 LINK \l "_Toc373056320" 149. Список литературы 13 PAGEREF _Toc373056320 \h 14371515
13 LINK \l "_Toc373056321" 1410.Приложение 13 PAGEREF _Toc373056321 \h 14381515
15
1. Пояснительная записка
Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения раздела «Световые явления» основное внимание предлагается уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановки проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.
Гуманитарное значение предлагаемой разработки как составной части общего образования состоит в том, что она вооружает школьника критическим мышлением, научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.
Знание законов геометрической оптики необходимо при изучении биологии, физической географии, ОБЖ.
Методическая разработка учитывает многоуровневую структуру предмета «Физика», который рассматривается как систематический курс, формирующий у учащихся научное мировоззрение, общеучебные умения и навыки, универсальные способы деятельности (в том числе при познании мира) и ключевые компетенции в области световых явлений.
Разработка направлена на реализацию личностно-ориентированного, деятельностного, проблемно-поискового подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности.
Методическая разработка составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования. Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 68ч для обязательного изучения физики на базовом уровне в 8 классе (из расчета 2 ч в неделю). Разработка конкретизирует содержание темы, предлагает распределение предметных часов по разделу «Световые явления», последовательность изучения темы с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Определен также перечень демонстраций, лабораторных работ и практических занятий. Методическая разработка ориентирована на использование:
Учебника Е.М. Гутника, А.В. Перышкина, Физика-8 – М.: Дрофа, 2010;
сборниками тестовых и текстовых заданий для контроля знаний и умений:
Лукашик В.И. сборник вопросов и задач по физике. 7-9 кл. – М.: Просвещение, 2009. – 192с.
Марон А.Е., Марон Е.А. Контрольные тексты по физике. 7-9 кл. – М.: Просвещение, 2010. – 79с.
Тема «Световые явления» изучается в объеме 10 часов.
Изучение данной темы строится на принципах
Научности - содержание учебного материала и методы его изучения являются научными
Системности - знания усваиваются в определённой системе
Доступности - соответствие содержания, методов и форм обучения возрастным особенностям обучающихся, уровню их развития
Сознательности и активности – воспитание инициативы, самостоятельности, умения творчески решать поставленные задачи
Прочности обучения - знания, умения и навыки должны быть прочными, чтобы обеспечить высокое общее развитие
Практико –ориентированность – ориентация на применение знаний в практической деятельности и жизни
Технологичности - организация активизации познавательной деятельности учащихся через использование технологий обучения:
2. Цели и задачи раздела
Образовательная:
- Сформировать понятия: источник света, прямолинейное распространение света, преломление света, линза, фокусное расстояние линзы, оптическая сила линзы.
- Научить: строить изображения, даваемые тонкой линзой; применять знания для решения задач; применять полученные знания для объяснения световых явлений в природе, и устройства оптических приборов.
- Рассмотреть глаз как оптическую систему.
Развивающая:
- развитие логического, эвристического и алгоритмического мышления,
- развитие внимания, памяти;
- развитие творческих и познавательных способностей учащихся;
- развитие речевой и мыслительной деятельности учащихся;
- развитие навыков самостоятельной работы (в том числе с источником и с текстом учебника);
- развитие умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою деятельность
Воспитательная:
- Воспитание убежденности в возможности познания законов природы,
- воспитание отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры,
- воспитание ответственного отношения к учебному труду;
- воспитание уверенности в своих силах; добросовестности, дисциплинированности, трудолюбия
- формирование культуры общеучебной деятельности;
- формирование готовности к информационно – учебной деятельности;
- формирование чувства ответственности как за личную деятельность, так и за действия в группе и паре.
Цели и образовательные результаты представлены на нескольких уровнях - личностном, метапредметном и предметном.
развитие интересов и способностей учащихся на основе передачи им знаний и опыта познавательной и творческой деятельности;
понимание учащимися смысла основных научных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними;
формирование у учащихся представлений о физической картине мира.
Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач:
знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;
приобретение учащимися знаний о световых явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления;
формирование у учащихся умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни;
овладение учащимися такими общенаучными понятиями, как природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;
понимание учащимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека.
3. Психолого – педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала обучающимися в соответствии с возрастными особенностями
Система учебных занятий (уроков) выстроена с учетом специфики малокомплектных классов, возраста учащихся, уровня их подготовленности и способностей.
Учащиеся изучают эту тему «Световые явления» в 8 классе, находясь на втором этапе подросткового развития, поэтому при построении программы изучения этого раздела необходимо учитывать возрастные особенности учащихся.
Особенностями данного возраста являются:
- интерес к собственной личности;
- стремление к неизвестному, рискованному, к приключениям, испытанию себя;
- стремление к общению и совместной деятельности со сверстниками;
- обостренное чувства взрослости;
- сложные поведенческие проявления;
- рост информационных перегрузок.
Ведущим видом деятельности учащихся 8 класса является общение со сверстниками.
Основные психические новообразования:
- критичность мышления: ученик ставит исследовательские цели, выдвигает гипотезы причинно-следственных зависимостей, рассматривает известные ему факты с позиций выдвинутых гипотез.
- Склонность к рефлексии.
- Стремление к самостоятельности
Ведущий канал восприятия у большинства детей – визуальный и практический. Это также предопределяет характер организации деятельности учащихся на уроке.
Большинство учащихся обладает средними и низкими интеллектуальными и творческими способностями. Однако в каждом классе есть ученики с высоким интеллектуальным уровнем и ярко выраженной познавательной мотивацией.
4. Ожидаемые результаты освоения раздела программы
Личностные:
формирование познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;
самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
мотивация образовательной деятельности школьников;
формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.
Метапредметные:
овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;
формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;
формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
Общепредметные:
знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;
умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы;
умения применять теоретические знания на практике (решение задач) и для объяснения действия оптических приборов;
умения и навыки применять полученные знания для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни;
формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, в высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;
развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы;
коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.
Частные предметные:
понимание и способность объяснять такие физические явления, отражение и преломление света
умения измерять фокусное расстояние собирающей линзы, оптическую силу линзы;
владение экспериментальными методами исследования в процессе самостоятельного изучения угла отражения от угла падения света;
понимание смысла основных физических законов и умение применять их на практике закона прямолинейного распространения света, закона отражения света, закона преломления света;
понимание принципов действия приборов и технических устройств, с которыми каждый человек постоянно встречается в повседневной жизни, и способов обеспечения безопасности при их использовании;
овладение разнообразными способами выполнения расчетов для нахождения неизвестной величины в соответствии с условиями поставленной задачи на основании использования законов физики;
В результате изучения раздела «Световые явления» ученик должен
знать/понимать:
смысл понятий:
источники света, скорость света, тень, полутень, солнечные и лунные затмения, отражение света, зеркальное и диффузное отражения света, плоское зеркало, линзы, собирающие и рассеивающие линзы, фокус линзы;
смысл физических величин: фокусное расстояние линзы, оптическая сила линзы, фокусное расстояние;
смысл физических законов: прямолинейного распространения света, отражения света, преломления света;
уметь:
описывать и объяснять физические явления: отражение, преломление света;
представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света;
выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
приводить примеры практического использования знаний о световых явлениях;
решать задачи на применение изученных физических законов;
осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз-данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для обеспечения безопасности в процессе использования оптических устройств и источников света;
- для сохранения зрения.
5. Обоснование используемых в образовательном процессе по разделу программы образовательных технологий, методов, форм организации деятельности учащихся
Основной своей задачей считаю развитие мотивации к познанию природы, формирование знаний о способах научного познания, способности мыслить.
Выбор технологий, методов и форм организации деятельности учащихся основывается прежде всего на учете их психолого – педагогических особенностей.
Для развития учащихся мной используется не одна отдельно взятая технология или подход, а совокупность методов и приёмов нескольких, что даёт большую эффективность и позволяет выстраивать учебную деятельность, исходя из потребностей учащихся и социального заказа общества.
Проблемное обучение
У учащихся 8 класса снижена учебная мотивация. Однако, они подвижны, любят соревнования, не стесняются высказывать свои мысли вслух. Поэтому считаю, что проблемное обучение, частично – поисковая деятельность, переходящая в исследовательскую, является наиболее эффективной для данного возраста.
При этом большое внимание придается групповой и парной работе на уроке. В этом случае удовлетворение потребности учащихся в общении мотивирует их на более активную и эффективную деятельность.
Проблемная ситуация задается чаще всего примером из жизни, который нужно объяснить, парадоксальной ситуацией, фокусом и т.п.
В связи с тем, что у ребят 13-14 лет способность к абстрактному мышлению развита слабо, почти все изучаемые явления должны раскрываться на эмпирическом уровне: от наблюдения явления в конкретной ситуации к выдвижению гипотез и экспериментальной проверке. Поэтому стараюсь сделать учебный физический эксперимент основным средством обучения. Однако эмпирический путь познания ведет к развитию лишь индуктивного метода мышления, что недостаточно для изучения физических теорий в старших классах. Поэтому некоторые вопросы начинаем изучать с теоретических положений, затем получаем выводы частного характера, справедливость которых проверяем экспериментально (например, при изучении линз).
Технология проблемного обучения позволяет добиваться разумного соотношения рационального и эмоционального, создавать у ученика ощущение успеха, постепенного продвижения в усвоении материала, воспитывать интерес к учебному труду, к познанию окружающего мира.
Дифференцированное обучение
Чтобы у учащихся сохранить желание думать, задавать вопросы и искать ответы на них, важно создать условия, чтобы каждый ученик мог реализовать себя. Поэтому весьма важной является проблема обучения с учетом потенциальных возможностей и индивидуально-психологических особенностей учащихся. Для этого учебный процесс нужно строить на основе индивидуального подхода. Одним из путей его реализации является дифференциация обучения. Ведущий прием дифференциации - так называемая уровневая дифференциация, главная цель которой - обучение каждого на уровне его возможностей и способностей. Уровневую дифференциацию в процессе изучения раздела реализовываю на всех этапах урока: при изучении нового материала, при усвоении и закреплении умений и навыков, повторении и контроле, организации домашних заданий.
Виды заданий, которые использую:
Задания, в которых устанавливаю как содержание, так и объем задания. Эти задания обязательны.
Альтернативные или выборочные задания. Ученик должен сделатьвыбор между предложенными ему заданиями.
По наблюдениям, использование выборочных заданий вызывает оживление и повышает интерес к изучаемому материалу. Психологически это объясняется тем, что ученик должен взвесить плюсы и минусы того или иного варианта, в результате этого при анализе условий задания он активизируется более обычного: при выборе он может исходить из своих интересов, симпатий, кругозора, что повышает мотивацию выполнения задания. Он испытывает свободу выбора.
Выборочные задания можно разделить на два вида:
задания с более или менее одинаковой степенью трудности;
задания с различной степенью трудности.
Второй вид ставит учащихся перед такой ситуацией, где они сами оценивают свои возможности: учащихся провоцирую оценивать свои силы. При использовании заданий навыбор, необходимо учитываю подготовленность учеников к выбору в течение предшествующего обучения, умения адекватно оценивать учащимисясвои способности.
Добровольные задания.
Такие задания могут предлагаться всему классу, группе учеников или индивидуально, и они охватывают в основном материал, обогащающий программы. Такие задания помогают решать не только развивающие, но воспитательные цели. Ученики привыкают выполнять задания по своему желанию, тем самым, расширяя свои познавательные интересы.
Информационно – коммуникационные технологии
ИКТ использую практически на всех уроках: это и презентации к урокам, и демонстрация видеоэкспериментов, и интерактивный учебник (для пропустивших занятие или тему), и интерактивные тесты (чаще всего на этапе закрепления знаний для совместного разбора). Использование ИКТ помогает представить материал в наглядном виде (важно для аудиалов), организовать оперативную обратную связь с учащимися.
Методы обучения:
Объяснительно - иллюстративные
лекция;
беседа;
демонстрации иллюстрации;
работа с учебником.
Репродуктивные
воспроизведение изученного теоретического материала;
типовые задачи, решаемые по алгоритму;
тестовые задания;
упражнения тренировочного характера.
Проблемное изложение
эвристическая беседа;
проблемное изложение;
создание проблемных ситуаций.
Исследовательские
лабораторная работа;
аналитические задачи;
подготовка докладов, сообщений;
составление кроссвордов;
наблюдения
Применяемые формы обучения:
индивидуальная
парная
групповая
фронтальная
В качестве итогового контроля знаний при изучении раздела проводится дифференцированная контрольная работа. Промежуточный контроль осуществляется тестированием по темам «Прямолинейное распространение света», «Отражение света. Плоское зеркало», «Преломление света», «Линзы».
Раздел предусматривает выполнение учащимися лабораторной работы «Получение изображения при помощи собирающей линзы». Также учащиеся самостоятельно в парах экспериментально исследуют явление отражения света, проверяют закон преломления света, определяют показатель преломления стекла, измеряют фокусное расстояние собирающей линзы.
При изучении темы учащиеся узнают о дефектах зрения, причинах, методах профилактики и коррекции близорукости и дальнозоркости.
6. Система знаний и система деятельности
Система знаний
№
Содержание раздела
Общенаучные знания
Знания из определенной научной области (межпредметная связь)
Знания из предметной области (физика)
Знания профильного характера
(углубленные знания)
Источники света. Прямолинейное распространение света.
Материя, движение, пространство, свет, источник, закон, модель, эксперимент
Астрономия (Луна, Солнце, солнечные и лунные затмения); геометрия (прямая, луч); биология (фотосинтез, естественные источники света); история, литература, МХК
Источник света, точечный источник, прямолинейное распространение света, образование тени и полутени,
Причины излучения света различными источниками, электромагнитная волна, скорость света, ее измерение, зависимость скорости света от среды, образование миражей
Источники света. Прямолинейное распространение света.
Треугольник, измерение, вычисление
Геометрия (прямая, луч, подобие треугольников, пропорциональность);
Источник света, точечный источник, прямолинейное распространение света, образование тени и полутени, солнечные и лунные затмения.
Отражение света. Законы отражения
Поверхность, закон, обратимость, равенство, схема, эксперимент
Геометрия (прямая, луч, угол, перпендикуляр, плоскость), литература
Падающий луч, отраженный луч, угол падения, угол отражения, закон отражения света, отражающая поверхность, обратимость световых лучей.
Плоское зеркало. Зеркальное и рассеянное отражение света
Равенство, плоскость, право, лево, верх, низ, движение
Геометрия (прямая, луч, угол, перпендикуляр, симметрия), изо (изображение), литература
зеркальное и рассеянное отражение, равное отражение, симметричное отражение.
Сферические зеркала
Преломление света.
Плоскость, граница раздела, более, менее, эксперимент
Геометрия (прямая, луч, угол, перпендикуляр, параллельность, ломанная, синус, отношение), изо (изображение), литература
Падающий луч, преломленный луч, угол падения, угол преломления, преломляющая поверхность, оптически более плотная среда, оптически менее плотная среда, граница раздела двух сред.
Абсолютный и относительный показатели преломления, полное внутреннее отражение
Линзы. Изображения, даваемые линзами
Увеличение, уменьшение, центр, плоскость, прозрачность, кривизна, эксперимент, мнимый, действительный
Геометрия (прямая, луч, угол, перпендикуляр, параллельность, отношение, ось, дуга окружности, радиус), изо (изображение)
Линза, собирающая линза, рассеивающая линза, оптический центр линзы, фокус, фокусное расстояние, главная оптическая ось, ход лучей.
Образование радуги, формула тонкой линзы
Лабораторная работа "Получение изображения при помощи линзы"
Расстояние, величина, эксперимент, мнимый, действительный
Геометрия (прямая, луч, угол, перпендикуляр, параллельность, ось,), изо (изображение)
Линза, экран, рабочее поле, цена деления, расстояние, величина изображения.
Оптическая сила линзы. Фотографический аппарат
Расстояние, величина, эксперимент, мнимый, действительный, увеличение, модель, прибор
Геометрия (прямая, луч, угол, перпендикуляр, параллельность, ось, обратная пропорциональность), изо (изображение)
Фокус, фокусное расстояние, диоптрия,
формула тонкой линзы
Контрольная работа "Световые явления"
Все знания уроков 1-8
Все знания уроков 1-8
Все знания уроков 1-8
Анализ к.р и коррекция УУД. Глаз и зрение. Очки
Система, модель, мнимый, действительный, увеличение
Биология, медицина, геометрия
Глаз как оптическая система, близорукость, дальнозоркость, , очки.
Аккомодация
Система деятельности
№
Содержание раздела
Познавательная деятельность
Преобразующая деятельность
Общеучебная деятельность
Самоорганизационная деятельность
1.
Источники света. Прямолинейное распространение света.
-использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, моделирование;
-умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы;
-приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез
-Анализ, синтез, аналогия, классификация
Виды вопросов и способов их задавания
Конструирование и моделирование
-владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
-использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.
-индивидуальная работа
-организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств
- владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий.
Самооценка
2.
Источники света. Прямолинейное распространение света.
-овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач
Методы решения задач по преобразованию реальности
3.
Отражение света. Законы отражения
-использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение;
-овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач
Действия в ситуации неопределенности
Виды вопросов и способов их задавания
Способы самоопределения
Методы взаимообучения
-владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
-использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации
Работа в паре, самоконтроль. Самооценка.
4.
Плоское зеркало. Зеркальное и рассеянное отражение света
-формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории
- овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач
- приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез
Методы решения задач по преобразованию реальности
Виды вопросов и способов их задавания
-владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
-использование для решения познавательных задач различных источников информации
-индивидуальная работа.
-выбор уровня притязаний
- осознание своего продвижения
-саморегуляция.
5.
Преломление света.
-использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение;
- овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач
- приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез
Действия в ситуации неопределенности.
Методы решения задач по преобразованию реальности
Методы взаимообучения
-владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
-использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации
Работа в паре, самоконтроль. Самооценка.
6.
Линзы. Изображения, даваемые линзами
-овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач
Действия в ситуации неопределенности.
Методы решения задач по преобразованию реальности
-использование для решения познавательных задач различных источников информации
Индивидуальная работа. Работа по алгоритму.
Осознание своего продвижения. Саморегуляция.
7.
Лабораторная работа №9 "Получение изображения при помощи линзы"
-использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент;
- овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач
Виды вопросов и способов их задавания
Способы самоопределения
Организация рабочего места
Навык работы с лабораторным оборудованием
Работа с информацией
-индивидуальная работа
-работа по алгоритму
-организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств
- владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий
8.
Оптическая сила линзы. Фотографический аппарат
-овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач
- приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез
Методы решения задач по преобразованию реальности
Конструирование и моделирование
Методы взаимообучения
владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
-использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации
-работа в группе
-Саморегуляция.
9.
Контрольная работа № 4 "Световые явления"
- Планирование, ориентировка в задании, определение способов решения, добиваться результатов
Способы самоопределения
Организация рабочего места
-организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств
- индивидуальная работа
-выбор уровня притязаний
10
Анализ к.р и коррекция УУД. Глаз и зрение. Очки
-формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории
- овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач
- приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез
Действия в ситуации неопределенности
Методы решения задач по преобразованию реальности
Конструирование и моделирование
-использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации
-индивидуальная работа
-Рефлексия результатов освоения курса физики
7. Календарно - тематическое планирование по разделу
«Световые явления» (10 ч)
№ урока
Тема урока
(тип урока)
Дидактические единицы минимума содержания
Требования к уровню
подготовки выпускников
Ценность раздела программы
Используемые материалы и демонстрации
Формы познавательной самостоятельности уч-ся (способы деятельности УУД раздела)
Дата
1.
Источники света. Прямолинейное распространение света
(изучение нового материала)
Действия света. Источники света.
Световые пучки и световые лучи. Тень и полутень. Солнечные и лунные затмения
Знать понятие света, действия света, источники света, определение света, формулировку закона прямолинейного распространения света, процесс образования тени и полутени, некоторые затмения в прошлом, кто впервые измерил скорость света.
Уметь объяснить, что для нас значит солнечный свет, свечение живых организмов, как измерили скорость света.
Формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебно- исследовательской, творческой и других видов деятельности;
Овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановке целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности;
Материалы:
презентация «прямолинейное распространение света»,
Демонстрации
1. Источники света.
Прямолинейное распространение света.
2. получение тени от точечного источника света (по рис. 120 и 121 учебника),
3. Образование тени и полутени источниками света (по рис. 126 учебника)
Наблюдать и описывать оптические явления; изучать явление образования тени и полутени
2.
Источники света. Прямолинейное распространение света
(закрепление)
Источники света.
Световые пучки и световые лучи. Тень и полутень. Солнечные и лунные затмения
Знать определение света, формулировку закона прямолинейного распространения света, процесс образования тени и полутени, образование миражей.
Уметь изображать закон, называть источники света, объяснять образование тени, полутени, находить и объяснять оптические явления
Овладение навыками организации учебной деятельности, постановке целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности;
Освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, умения применять теоретические знания на практике, решать физич. задачи на применение полученных знаний;
Материалы:
тестовые материалы
карточки для индивидуальной разноуровневой работы
Применять полученные знания в измененной ситуации
3.
Отражение света. Законы отражения.
(изучения нового материала)
Зеркальное отражение. Диффузное (рассеянное) отражение.
Знать закон отражения света, виды отражения: зеркальное и диффузное.
Уметь изображать закон при выполнении заданий, находить проявления закона в жизни и уметь объяснять их.
Формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию, умение обобщать, анализировать, делать выводы;
Материалы:
1.презентация 2.Оптическая шайба и набор отражающих поверхностей
Демонстрации
Закон отражения света.
Изучать экспериментально явление отражения света.
4.
Плоское зеркало. Зеркальное и рассеянное отражение света
(комбинированный)
Изображения, даваемые зеркалом, прямолинейность распространения света, мнимые и действительные изображения.
Знать свойства изображения, даваемого зеркалом, принцип построения изображения в зеркале, понятия мнимого и действительного изображений.
Уметь строить изображение в зеркале, работать с лабораторным оборудованием, чертить падающие и отраженные лучи.
Освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения пробллем;
Материалы:
1.презентация
2. плоское зеркало,
3. тестовые материалы
Демонстрации
Изображение в плоском зеркале.
Исследовать свойства изображения в плоском зеркале
5.
Преломление света
(изучения нового материала)
Преломление света, угол падения, угол преломления, законы преломления света.
Знать закон преломления света, ход лучей в плоскопараллельной пластине.
Уметь описывать явление преломления света, строить ход лучей при переходе света из одной среды в другую, работать с лабораторным оборудованием, чертить падающие и преломленные лучи.
Формирование умений работать в группе с выполнением разных ролей,
Освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;
Материалы:
презентация
2.оптическая шайба и набор преломляющих поверхностей.
Демонстрации
Преломление света.
Проверять экспериментально закон преломления света. Измерять показатель преломления стекла
6.
Линзы. Изображения, даваемые линзами.
(комбинированный)
Типы линз и элементы линзы. Фокусы линз. Ход луча, идущего через оптический центр линзы. Обратимость хода лучей в применении к линзам, изображения, даваемые собирающей линзой. Изображения, даваемые рассеивающей линзой. Оптическая сила линзы. Фор-
мула тонкой линзы.
Знать виды линз, основные понятия, которые характеризуют линзы: оптическая ось, оптический центр, фокус, фокусное расстояние, виды линз, ход луча, идущего через оптический центр линзы, формулы оптическая сила линзы и тонкой линзы.
Уметь применять их при построении изображения в тонкой линзе, строить изображения, даваемые собирающей линзой и даваемые рассеивающей линзой.
Вести дискуссию, находить общее решение;
формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ.
Материалы:
1.презентация
2.набор линз, источник света
Демонстрации 1.получение изображения с помощью линз (по рис. 149-151 в учебнике).
2. Ход лучей в собирающей линзе.
3. Ход лучей в рассеивающей линзе.
Получить представление об оптических приборах и их характеристиках на примере линзы. Измерять фокусное расстояние собирающей линзы, измерять оптическую силу линзы, изучать виды изображений, даваемых линзой
7.
Лабораторная работа №9 "Получение изображения при помощи линзы"
(закрепления)
Собирающая линза, фокусное расстояние, изображения, даваемые собирающей линзой.
Знать алгоритм получения изображения в собирающей линзе.
Уметь строить изображения, даваемые собирающей линзой, работать с лабораторным оборудованием, делать выводы по работе.
Освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;
Умения применять теоретические знания на практике
Лабораторное оборудование
Получать изображение с помощью собирающей линзы
8.
8.
Оптическая сила линзы. Фотографический аппарат.
Фотоаппарат и видеокамера. Киноаппарат и проектор.
Знать: разновидности оптических приборов, как устроен фотоаппарат, микроскоп, как устроен телескоп.
Уметь определять «на глаз» расстояние до предметов.
Умения применять теоретические знания на практике, решать физич. задачи на применение полученных знаний;
Развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия,
Материалы:
1.презентация
2.Фотоаппарат, негатив, позитив (в проекции на экране), 3.фотографии Земли и Луны.
Демонстрации Принцип действия проекционного аппарата и фотоаппарата.
Получить представление об оптических приборах, таких, как лупа, микроскоп, телескоп, фотоаппарат
9.
Контрольная работа по теме: световые явления
(контроля знаний)
Прямолинейное распространение, отражение и преломление света. Луч. Законы отражения и преломления света. Плоское зеркало. Линза. Оптические приборы.
Требования к уровню подготовки учащихся к урокам 1-8
Умения применять теоретические знания на практике, решать физич. задачи на применение полученных знаний;
дифференцированные контрольные материалы
Применять полученные знания в измененной ситуации
10.
Анализ к/р и коррекция УУД. Глаз и зрение. Очки
Прямолинейное распространение, отражение и преломление света. Луч. Законы отражения и преломления света. Плоское зеркало. Линза. Оптические приборы. Глаз.
Знать: как устроен глаз, способы профилактики дефектов зрения, способы коррекции зрения
Уметь анализировать свои знания по теме, намечать пути коррекции
Умения применять теоретические знания на практике, решать физич. задачи на применение полученных знаний;
Развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия,
Материалы:
1.презентация
2.Модель глаза. 3.Модели близорукого и дальнозоркого глаза и исправление этих недостатков линзами (по рис. 133-134)
умение анализировать свои знания по теме,
Оценивать расстояние наилучшего зрения. Изучать дефекты своего глаза.
Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация методической разработки требует наличия учебного кабинета физики.
Оборудование учебного кабинета:
посадочные места учащихся;
рабочее место преподавателя;
рабочая доска;
наглядные пособия (учебники, опорные конспекты-плакаты, стенды, карточки, раздаточный материал, комплекты лабораторных работ)
оборудование для проведение демонстрационных опытов и лабораторных работ, выполнения экспериментальных заданий.
Технические средства обучения:
ПК,
мультимедийное оборудование.
Контроль и оценка результатов освоения раздела «Световые явления» осуществляется в процессе проведения лабораторной работы, тестирований, диагностических работ, контрольной работы, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
8. Разработка урока
Тема: Свет. Источники света. Прямолинейное распространение света
1 урок изучения темы «Световые явления»
Класс: 8
Тип урока: «открытие» нового знания (урок-исследование, изучение нового материала).
Цели урока:
образовательные – сформировать знания о свете, его значении в жизни человека; рассмотреть источники света (объединяя их по происхождению, виду излучения, размеру); доказать опытным путем, что свет распространяется прямолинейно; объяснить природу лунных и солнечных затмений.
воспитательные – продолжить формирование научного мировоззрения; расширить кругозор учащихся; продолжить воспитание отношения к физике как к экспериментальной науке; показать значение опытных фактов; учить учащихся слушать и слышать друг друга, аргументировать свою точку зрения.
развивающие – продолжить формирование исследовательских и экспериментальных умений, умений делать выводы и обобщения, обнаруживать в быту изучаемые явления, развитие интеллектуальных способностей школьников; формирование умения ставить перед собой задачу, выдвигать гипотезы; находить ответ на поставленную проблему; развитие критического мышления и рефлексии собственной деятельности
Методы обучения: эвристическая беседа, исследовательский, объяснительно-репродуктивный
Приборы и материалы:
Для учителя
мультимедийное оборудование
презентация
Аудиозапись «Лунной сонаты» Бетховена
лампочка с источником тока
глобус
шарик на нити (модель Луны)
фонарики (2)
Экран
Непрозрачный диск
Для учащихся
Раздаточные листы
фонарик
экран со щелью
металлический цилиндр
стакан с водой
пробирка
карандаш
карточки с домашним заданием
План урока:
I. Организационный момент (1 минута)
II. Актуализация знаний и мотивация на изучение темы (8 минут)
III. Изучение нового материала (20 минут)
IV. Закрепление (11 минут)
V. Интересные факты (2 минуты)
VI. Рефлексия (2 минуты)
VII. Домашнее задание (1 минута)
Ход урока
I. Организационный момент:
Здравствуйте, ребята. Сегодня мы начинаем изучать новый раздел физики.
II. Актуализация знаний и мотивация на изучение темы:
Попробуйте разгадать загадки:
Придет в дом – не выгонишь колом,
Пора придет – сам уйдет.
Белая кошка лезет в окошко.
На улице рубашка, в избе рукава.
(Солнечный свет)1
Правильно. Сегодня мы начинаем изучать световые явления.
Чудный дар природы вечной,
Дар бесценный и святой,
В нём источник бесконечный
Наслажденья красотой:
Небо, солнце, звёзд сиянье,
Море в блеске голубом-
Всю картину мирозданья
Мы лишь в свете познаем.
Это слова из гимна свету, прозвучавшего в опере П. И. Чайковского «Иоланта».
Ребята, автор этого стихотворения обращает внимание на то, какую важную роль играет свет в нашей жизни.
Каково же значение света?
(Учащиеся выдвигают предположения)
____________________________________________________________________________
(1) – В скобках жирным курсивом приведены примерные ответы и действия учащихся
Молодцы! Конечно, благодаря свету мы можем познавать окружающий мир, имеем условия, необходимые для существования жизни на нашей планете. Слайд 1
Энергия солнечного света усваивается зеленными листьями растений, которые в свою очередь становятся пищей для травоядных животных, а они в свою очередь, становятся пищей для хищников. Ископаемое топливо (уголь, нефть и газ) образовались из остатков давным-давно живших растений и животных. Значит, э/энергия, вырабатываемая на тепловых э/станциях, а также энергия, которая приводит в движение автомобили, - это накопленная за миллионы лет энергия солнечного света.
Знание световых явлений позволяет конструировать различные оптические приборы, которые находят широкое применение в практической деятельности человека (телескопы, фотоаппараты, микроскопы, очки и т.д.).
Что же такое свет? Ответ на этот вопрос люди искали не одно тысячелетие, и только во второй половине 19 века удалось опытным путем обосновать справедливость ныне существующих теорий. К вопросам о том, что такое свет, какие действия он оказывает, откуда он исходит, как распространяется, предлагаю обратиться на сегодняшнем уроке, тема которого «Свет. Источники света. Распространение света». Слайд 2
Откройте тетради, запишите сегодняшнюю дату и тему урока «Свет. Источники света. Распространение света». (Записывают число и тему)
Задание № 1: При изучении новой темы важно опираться на уже имеющиеся знания. Ребята, я предлагаю изучить список ключевых слов новой темы (свет, оптика, источник света, о естественный источник света, тень, полутень, люминесценция, искусственный источник света, точечный источник света, луч, затмения, электромагнитная волна) и индивидуально заполнить колонки следующей таблицы: (заполняют таблицу в рабочих листах)
Знаю
Не знаю
На многие из возникших вопросов невозможно ответить в пределах одного урока, а некоторые требуют дополнительных знаний из смежных предметов, которые вы получите в старших классах. Есть ряд вопросов, на которые можно получить ответ, выполнив домашнее задание. Интересно то, что вы, ребята, еще только приступили к изучению новой темы, но уже проявили знания о многих понятиях.
Какие же цели мы поставим на сегодняшнем уроке?
(Перенести неизвестные понятия справа налево – изучить вопросы; выяснить, а верны ли наши определения тех понятий, которые мы уже знаем).
III. Изучение нового материала:
СВЕТ - важнейшее средство познания природы.
Наука, изучающая световые явления, называется оптикой.
(Записывают определение)
Слайд 3 В повседневной жизни мы, даже не задумываясь, часто встречаемся со световыми явлениями, но объяснить их затрудняемся. Некоторые из них нам кажутся очень интересными и неописуемыми – это миражи, полярные сияния, радуга и т.д.
Что такое свет?
Главным источником света для нас является Солнце. Оно излучает ЭМВ разных частот. Большая их часть зрительных ощущений у человека не вызывает, и лишь небольшой частотный диапазон излучения мы видим.
Свет – это излучение, но лишь та часть, которая воспринимается глазом, поэтому свет называют видимым излучением. Слайд 4
(Записывают определение)
Что такое источник света?
Источник света – тело, способное излучать свет.
(Записывают определение)
Источник света мы видим потому, что создаваемое им излучение попадает в глаз.
Ребята, а это что? (Книга) Это источник? (Нет) Почему Мы её видим?
Излучение, идущее от источника света, попав на предмет, меняет свое направление и попадает в глаз.
Источники света вам знакомы. Их можно разделить на группы. Слайд 5
Естественные источники света – это Солнце, звезды, атмосферные заряды, а также светящиеся объекты животного и растительного мира (например, светлячки).
Тепловые источники светят потому, что сильно нагреты, например, пламя свечи, спираль электрической плитки, лампочка или расплавленный металл на сталелитейном заводе.
Люминесцентный свет иначе называют «холодным светом». Источники этого света имеют невысокую температуру, например, лампа дневного света или экран телевизора.
(Заполняют схему в тетради).
Я включу фонарик. Поднимите руку те, кто видит свет от фонарика (все поднимают руки)
В каком направлении распространяется свет? (По всем направлениям)
Корпус фонаря ограничивает световой поток, и свет распространятся в виде светового пучка, расширяющегося по мере удаления. Слайд 6
Световой пучок мы можем наблюдать, а как его нарисовать? На помощь приходит геометрия, а точнее геометрическая оптика, одним из основных понятий которой является:
Световой луч – это линия, вдоль которой распространяется энергия от источника света.
Другое понятие
Точечный источник - светящееся тело, размеры которого намного меньше расстояния до освещаемого объекта.
Громадные звезды, во много раз больше Солнца, воспринимаются нами как точечные источники света, т.к. находятся на большом расстоянии от Земли.
А если мы возьмем два источника? Заставим световые пучки пересекаться. (Экраном случит поверхность стола). Искажается ли изображение? (Нет)
В этом заключается закон независимости распространения света: световые пучки, пересекаясь, не влияют друг на друга. (Однако этот закон выполняется лишь для св. пучков малой интенсивности) Слайд 7/1
Закройте свет от лампы книгой. Источник света мы невидим. Почему?
(луч света не смог обогнуть препятствие)
Задание 2
Поставьте фонарик и экран с вертикальной щелью на лист белой бумаги. Зажгите фонарик, направьте световой пучок на щель экрана и наблюдайте полоску света за экраном.
Отметьте карандашом на бумаге точку А около фонарика, точку В напротив щели и точку С на луче света за экраном. Уберите экран и с помощью линейки проведите прямую АВ, соединяющую фонарик и щель в экране. Затем проведите прямую ВС вдоль полоски света за экраном. Убедитесь, что прямая ВС является продолжением прямой АВ. Сделайте вывод.
Оставьте горящий фонарик в точке А, а экран поместите в точку С. Между источником света и экраном поместите в точку В непрозрачный цилиндр. Включите лампу и наблюдайте распространение света за цилиндром. Сделайте вывод.
Переместите цилиндр вплотную к экрану и осветите его светом. Удаляя и приближая источник света к цилиндру, понаблюдайте за изменением изображения цилиндра на экране. Проанализируйте полученный результат.
Озвучьте, пожалуйста, некоторые свои выводы.
(Свет распространяется по прямой линии.
Яркость светового луча зависит от расстояния до источника.
От расстояния до источника зависит расходимость луча.
Экран является преградой для света.
Размеры тени зависят от расстояния между предметом и источником света.
Форма тени зависит от расположения предмета и источника света.)
Все выводы, высказанные вами верны, но я хочу обратить внимание только на один из них. Он является одним из четырех основных законов распространения света.
Свет в прозрачной среде распространяется прямолинейно - вдоль прямой
Задание 3 Проделайте опыты и озвучьте свои наблюдения.
1) Возьмите стакан с водой, пробирку, опустите в пробирку карандаш. Вы видите карандаш? (Да) Опустите пробирку в стакан. Что вы наблюдаете? (Та часть пробирки, которая опущена в воду посеребрена, карандаша в ней не видно).
2) Из стакана налейте воды высотой 2см в пробирку и вновь опустите её в стакан с водой. Что вы наблюдаете? (Там где вода в пробирке – карандаш виден и нет посеребрения; там где воздух в пробирке – посеребрение есть).
Почему исчезают тела? Ведь среда прозрачная. (среда разная - неоднородная)
Закон прямолинейного распространения света: Свет в однородной прозрачной среде распространяется прямолинейно. Слайд 7/2
(Записывают закон)
Этот факт установил еще Евклид (300 лет до н.э.)
Прямолинейность распространения света подтверждается образованием тени и полутени. Слайд 8
Демонстрация опытов:
Экран освещается осветителем. На пути распространения света помещают непрозрачный диск. На экране появляется четкое изображение тени. Область пространства, в которую не попадает свет от источника света, называется тенью.
Опыт повторяется, но источник света сначала медленно приближают к непрозрачному диску, а затем – удаляют от него. Внимание учащихся обращают на размеры и форму тени. Размеры тени зависят от расстояния до источника света. При приближении источника света размеры тени возрастают. При увеличении расстояния между источником и предметом размеры тени уменьшаются до размеров предмета.
Тень - область пространства, в которую не попадает свет от источника.
(Записывают определение)
Непрозрачный диск из предыдущего опыта освещается двумя рядом расположенными осветителями. На экране видна область, куда не попадает свет ни от одного из осветителей, и бледные тени диска. Частично освещенное пространство называют полутенью.
Полутень - область пространства, в которую свет от источника попадает частично.
(Записывают определение)
Образование теней и полутеней объясняет солнечные и лунные затмения.
Глобус Земли освещается проекционным аппаратом. Белый шарик, имитирующий Луну, на высокой тонкой стойке перемещают вокруг глобуса. Когда шарик находится между осветителем и глобусом, его тень падает на поверхность глобуса. В том месте Земли, куда попадает тень от Луны, наблюдается солнечное затмение. Когда шарик при перемещении вокруг глобуса входит в тень от глобуса, он перестает освещаться источником света. Если Луна при своем обращении вокруг Земли попадает в тень, отбрасываемую Землей, то наблюдается лунное затмение. При освещении глобуса Земли двумя осветителями видно, что шарик, имитирующий Луну, отбрасывает тень и полутень. Если люди на поверхности Земли находятся в области тени, то они наблюдают полное солнечное затмение, а при нахождении в области полутени – наблюдают частичное солнечное затмение.
IV. Закрепление:
Задание 1 Слайд 9
Работа с презентацией (фронтально)
Вы видите кроссворд по теме нашего сегодняшнего урока.
Сейчас вам нужно будет ответить на вопросы кроссворда.
(Некоторые учащиеся выходят к доске и отвечают на вопросы кроссворда)
Задание 2 Слайд 10
Задание 3 Слайд 11
Задание 4 Слайд 12
Задание 5 (если позволяет время)
Послушайте отрывок из африканской сказки.
Как Солнце появилось на небе
«С тех пор так: Солнце появляется – мрак исчезает, Солнце садится – мрак приходит. А по ночам Луна борется с мраком. Однажды Солнце пронзило Луну своими острыми как нож, лучами. Луна от этого пошла на убыль. Когда от нее остался лишь тонкий серпик, она взмолилась:
-О Солнце, пощади меня, разреши светить ради детей!
Солнце сжалилось над Луной, отпустило домой. Там она вновь набралась сил. Полная луна опять вышла на небо, а Солнце опять стало метать в нее свои острые, как нож лучи. И снова Луна стала ущербной. Так оно и ведется поныне».
Какова на самом деле причина изменения видимой формы Луны?
(Движение Луны вокруг Земли, и, как следствие, периодическое попадание части Луны в область тени, образованной Землей)
Задание 6 – самостоятельная работа по раздаточному листу
Выбери к каждому вопросу правильные ответы (на один вопрос может быть больше одного ответа). Например, если на первый вопрос считаешь правильными ответы под номером 3 и 5, то записывай так: 1 (3,5), если правильного ответа нет, то 1(-).
1.Раздел науки, изучающий свет и световые явления -
1. слева, чтобы не образовывалась тень
2.Назовите естественные источники света
2.при нагревании происходит процесс испарения жидкости
3.Назовите искусственные источники света
3. из-за освещения источником света. Излучение, идущее от источников света, попав на поверхность предмета, меняет свое направление и попадает в глаза.
4.по санитарным нормам учащиеся в классных комнатах должны сидеть так, чтобы свет падал
4.лупа, телескоп, фотоаппарат, перископ
5.Дуга на электросварке является
5.источником видимого света
6.На основе исследования световых явлений созданы приборы:
6.экран компьютера, эл. лампочка, фонарик
7.Под действием солнечного света фрукты высыхают, потому что
7.светлячок, гнилушка, молния
8.Мы видим тела, не являющимися источником света
8.называют оптикой
9.потому что внимательно смотрим
10.искусственным источником
11.плитка, кипятильник, телеграф
12.пламя свечи, дуга при электросварке
Самопроверка по ключу: (Слайд 13)
1-8
2-7
3-6
4-1
5-5,10
6-4
7-2
8-3
V. Интересные факты:
Интересно спасает жизнь морской червь. Когда краб перекусывает его, задняя часть червя ярко вспыхивает. Краб устремляется к ней, пострадавший червь прячется, и через некоторое время на месте отсутствующей части вырастает новая.
В Бразилии и Уругвае водятся красновато-коричневые светлячки с рядами ярко-зеленых огоньков вдоль туловища и ярко-красной “лампочкой” на голове.
Известны случаи, когда эти природные светильники- обитатели джунглей – спасали жизнь людей: во время испано-американской войны врачи оперировали раненых при свете светлячков, насыпанных в бутылку.
В XVIII веке на побережье кубы высадились англичане, а ночью увидели в лесу мирады огней. Они подумали, что островитян слишком много и отступили, а на самом деле это были светлячки.
Направление на север в северном полушарии определяют, встав в полдень спиной к Солнцу. Тень, отброшенная человеком, словно стрелка, укажет на север. В южном полушарии тень покажет на юг.
Гамбургский алхимик Бранд всю жизнь искал секрет получения “философского камня”, который превращал бы все в золото. Однажды он налил в сосуд мочу и стал ее подогревать. Когда жидкость испарилась, на дне остался черный осадок. Бранд решил проколить его на огне. На стенках сосуда стало накапливаться белое вещество, похожее на воск. Оно светилось! Алхимик думал, что осуществил свою мечту. На самом деле он получил ранее неизвестный химический элемент – фосфор.(несущий свет)
VI. Рефлексия: Научное познание и поэтическое, музыкальное восприятие мира идут рядом; вместе они дополняют друг друга и обогащают нас. Свет – великий художник. Это он заставляет таинственно светиться море в полночь. Под звуки аккордов Бетховена «Лунной сонаты» я прошу вас ответить на вопросы: Слайд 14
Фамилия Имя:
1.Поставьте себе отметку за работу на уроке.
2.Кому из своих одноклассников хотел бы поставить «5» за сегодняшний урок.
3. Все ли было понятно тебе на сегодняшнем уроке:
если все, то поставь знак «+»;
если не совсем, то «+ -»;
если ничего не понял, то «-».
4.Какую оценку вы хотели бы поставить за сегодняшний урок:
«5», «4», «3», «2».
Слайд 15 Закончить эту часть нашего урока я хочу словами «Ученье – свет, неученье тьма»
VII. Домашнее задание:
§62, карточки домашнего задания Слайд 16
Приложение 1
Рабочие листы
Задание 1
Заполни таблицу
свет, оптика, источник света, естественный источник света, искусственный источник света, тень, полутень, люминесценция, очечный источник света, луч, лунное и солнечное затмения, электромагнитная волна
Знаю
Не знаю
Задание 2
Поставьте фонарик и экран с вертикальной щелью на лист белой бумаги. Зажгите фонарик, направьте световой пучок на щель экрана и наблюдайте полоску света за экраном.
Отметьте карандашом на бумаге точку А около фонарика, точку В напротив щели и точку С на луче света за экраном. Уберите экран и с помощью линейки проведите прямую АВ, соединяющую фонарик и щель в экране. Затем проведите прямую ВС вдоль полоски света за экраном. Убедитесь, что прямая ВС является продолжением прямой АВ. Сделайте вывод.
Оставьте горящий фонарик в точке А, а экран поместите в точку С. Между источником света и экраном поместите в точку В непрозрачный цилиндр. Включите лампу и наблюдайте распространение света за цилиндром. Сделайте вывод.
Переместите цилиндр вплотную к экрану и осветите его светом. Удаляя и приближая источник света к цилиндру, понаблюдайте за изменением изображения цилиндра на экране. Проанализируйте полученный результат.
Выводы: _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 3
1) Возьмите стакан с водой, пробирку, опустите в пробирку карандаш. Вы видите карандаш? ______ Опустите пробирку в стакан. Что вы наблюдаете? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2) Из стакана налейте воды высотой 2см в пробирку и вновь опустите её в стакан с водой. Что вы наблюдаете? _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 4 – самостоятельная работа
Выбери к каждому вопросу правильные ответы (на один вопрос может быть больше одного ответа). Например, если на первый вопрос считаешь правильными ответы под номером 3 и 5, то записывай так: 1 -3,5, если правильного ответа нет, то 1-.
1.Раздел науки, изучающий свет и световые явления -
1. слева, чтобы не образовывалась тень
2.Назовите естественные источники света
2.при нагревании происходит процесс испарения жидкости
3.Назовите искусственные источники света
3. из-за освещения источником света. Излучение, идущее от источников света, попав на поверхность предмета, меняет свое направление и попадает в глаза.
4.по санитарным нормам учащиеся в классных комнатах должны сидеть так, чтобы свет падал
4.лупа, телескоп, фотоаппарат, перископ
5.Дуга на электросварке является
5.источником видимого света
6.На основе исследования световых явлений созданы приборы:
6.экран компьютера, эл. лампочка, фонарик
7.Под действием солнечного света фрукты высыхают, потому что
7.светлячок, гнилушка, молния
8.Мы видим тела, не являющимися источником света
8.называют оптикой
9.потому что внимательно смотрим
10.искусственным источником
11.плитка, кипятильник, телеграф
12.пламя свечи, дуга при электросварке
5-
6-
7-
8-
Рефлексия
Фамилия Имя:
1.Поставьте себе отметку за работу на уроке.
2.Кому из своих одноклассников хотел бы поставить «5» за сегодняшний урок.
3. Все ли было понятно тебе на сегодняшнем уроке:
если все, то поставь знак «+»;
если не совсем, то «+ -»;
если ничего не понял, то «-».
4.Какую оценку вы хотели бы поставить за сегодняшний урок:
«5», «4», «3», «2».
Приложение 2
Карточки домашнего задания
Фамилия, имя:________________________
Разноуровневые задачи:
№1 уровень. Во время хирургических операций тень от рук хирурга закрывает операционное поле. Как устранить такое неудобство?
Ответ:________________________________________________________________________
№2 уровень. Объясните смысл этой пословицы: Солнце сияет, а месяц светит
Ответ:________________________________________________________________________
№3 уровень. Определить высоту дерева, если длина отбрасываемой им тени равна 28м, а длина тени человека, стоящего параллельно дереву 21м. Рост человека 1,5м.
Решение:
Задания по выбору
Практич. задание: «Изготовить модель камеры - обскура».
Камера – обскура.
Темный ящик с отверстием в стенке, экран – матовое стекло.
Составить кроссворд по теме (7-10 слов)
Составить 10 тестовых вопросов по теме
Подготовить доклад о миражах (с презентацией).
9. Список литературы
Волков В.А. Тесты по физике 7-9 классы. М.: Вако, 2009
Гутник Е.М., Перышкин А.В., Учебник Физика-8 – М.: Дрофа, 2010
Дженис Ванклив. Физика в занимательных опытах, моделях и заданиях. – М.: АСТ.Астрель, 2009.
Единая коллекция ЭОР http://schoolcollection.edu.ru/
Кирик Л.А. Физика-8. Методические материалы. – М.: Илекса, 2004
Лукашик В.И. и др. Сборник задач по физике 7-9 класс для общеобразовательных учреждений». 21 издание, М.: Просвещение, 2007. (Раздаточный материал).
Марон А.Е., Марон Е.А. Физика. 8 класс: Дидактические материалы. – М.: Дрофа, 2009
Павленко Н.И., Павленко К.П.Физика-8: Тестовые задания по физике.. М: Школьная пресса-2004
10.Приложение
Итоги апробации методической разработки в 2012-2013 учебном году
Вид проверочной работы
Количество «5»
Количество «4»
Количество «3»
Количество «2»
Успеваемость
Качество
Качество усвоения темы в 2011-12 уч.году
Тест «Прямолинейное распространение света»
3
2
1
0
100%
100%
80%
Тест «Отражение света. Плоское зеркало».
2
3
1
0
100%
83%
60%
Тест «Преломление света».
2
2
2
0
100%
67%
60%
Тест «Линзы».
4
2
0
0
100%
100%
80%
Лабораторная работа «Построение изображения в собирающей линзе»
4
2
0
0
100%
100%
80%
Контрольная работа по теме «Световые явления»
2
3
1
0
100%
83%
60%
Сравнение качества знаний по теме «Световые явления» за два года
13PAGE 15
13PAGE 144015
Рисунок 1Диаграмма 1Заголовок 1Заголовок 215