Проект ФОРМИРОВАНИЕ ПРОЕКТНЫХ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ ФИЗИКИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ «СВЕТОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Асовская основная общеобразовательная школа»
Полет мысли и творчества
или
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОЕКТНЫХ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ ФИЗИКИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ «СВЕТОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ»
Шайдурова Людмила Михайловна
учитель физики
I квалификационная категория
Паспорт проекта
1. Название проекта
Полет мысли и творчества
2. Автор проекта
Л.М.Шайдурова, учитель физики, I категория, МБОУ «Асовская основная общеобразовательная школа»
3. Учебный предмет, в рамках которого проводится работа по проекту.
Физика
4. Возраст учащихся
Учащиеся 8-х классов
5. Тип проекта
Практико-ориентированный
6. Сроки реализации проекта
Май, 2015г. согласно календарно-тематическому планированию, 6 уроков, краткосрочный
7. Цель проекта
Формирование проектных умений учащихся 8 класса при изучении темы «Световые явления».
8. Задачи проекта
определить набор проектных умений учащихся;
мотивировать учащихся на проектную деятельность;
организовать проектную деятельность учащихся по методу проектов;
4. проанализировать результаты учебной деятельности учащихся
9. Вопросы проекта
Что такое свет? Как он распространяется?
О чем законы природы могут рассказать смотрящему в небо?
Зачем человеку очки?
10. Аннотация
Применение метода проектов обеспечивает умение учащихся ориентироваться в информационном пространстве и самостоятельно конструировать свои знания, формирует проектные умения. Практическая работа позволяет учащимся более глубоко усвоить понятия: свет, источники света, распространение света, отражение света, линзы, глаз и зрение. Качественные проблемные вопросы развивают интерес к предмету. Работа по группам создает ситуацию успешности. Обобщение опыта использования проектной деятельности на уроке позволит применить его и на других учебных предметах.
11. Предполагаемые продукты
Три учебных проекта учащихся, оформленных в виде презентации, буклета, видеоролика.
12. Ресурсное обеспечение
Компьютерный класс с выходом в Интернет, проектор, проекционный экран, фотоаппарат, справочная и познавательная литература, кадровые ресурсы.
Содержание
Актуальность выбора темы 4
Концептуализация 4
Проблемно – ориентированный анализ 5
Описание проекта 7
План реализации проекта 8
Ресурсное обеспечение 12
Риски и пути их решения 13
Система управления и контроль за реализацией проекта 13
Мониторинг результативности проекта 14
Источники информации 16
Актуальность выбора темы
Выпускник современной школы заинтересован в получении практико-ориентированных знаний, которые нужны ему для успешной интеграции в социум и адаптации в нём. Он должен не только и не столько обладать суммой знаний и умений, сколько овладеть набором способов деятельности, т.е. компетентностями. Овладение компетенцией означает способность применить имеющиеся знания и опыт в конкретной ситуации. В арсенале педагогических средств и методов, обеспечивающих умение ориентироваться в информационном пространстве и самостоятельно конструировать свои знания, особое место занимает метод проектов. «Метод проектов способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.»
Концептуализация
Мною были изучены работы Е.С. Полат, И.Д. Чечель, М.Б. Романовской, Н.Ю. Пахомовой, В.В. Гузеева, где я нашла подробное описание метода проектов. В основу моей деятельности по внедрению метода проекта в образовательный процесс положены методологические основания, изложенные в трудах Е.С. Полат. Она выделяет следующие требования по внедрению метода проекта:
- наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы или задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения;
- практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов;
- самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся;
- структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов);
- использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий: определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования; выдвижение гипотезы их решения; обсуждение методов исследования; оформление конечных результатов; анализ полученных данных; подведение итогов; корректировка; получение выводов.
Познакомившись с работами разных авторов, и сопоставив их, я пришла к выводу, что организация и проведение проектной деятельности требует обоснованного и разумного подхода. Чтобы запустить проект, необходимо подобрать такие темы программы, где есть возможность учащимся самостоятельно в ней разобраться не на уровне воспроизведения, а на уровне применения данного материала для решения какой – либо значимой для них проблемы, для приобретения нового знания, которые должны быть максимально – приближены к повседневной жизни. Знания, твердые основы которого формируются и при изучении физики в школе.
Проблемно – ориентированный анализ
В практике учителей нашей школы метод проектов чаще всего используется во внеурочной деятельности, так как здесь больше свободы для выбора тем проектов, нет жесткого ограничения по времени выполнения, необязательность выполнения проекта немотивированных детей. В 2009 году 86 % учащихся школы были вовлечены в проектную деятельность в рамках марафона «Учись учиться интересно». Но насколько учащиеся владеют проектными умениями? Чтобы ответить на этот вопрос, учащимся 8 класса (10 человек) была предложена анкета, где им необходимо было оценить свои проектные умения. Сопоставив их результаты с результатами своих наблюдений, применив уровневую дифференциацию основных проектных умений, я получила следующее:
Основные проектные умения
Уровень неопределен
Уровень1
Уровень2
Уровень3
Уровень4
Решение проблем
10
40
30
20
0
Коммуникация
0
20
40
40
0
Работа с информацией
0
30
40
30
0
Наибольшие трудности у учащихся вызывает формулирование проблемы, постановка цели и задач, выбор методов и способов решения задачи, систематизация и структурирование информации.
Получается, что для качественного формирования проектных умений такой подход недостаточный. Необходимо включать детей в проектную деятельность и на уроках. Я считаю, что использование мною в течение нескольких лет проблемного обучения на уроках физики, позволит перейти к применению метода проекта при изучении отдельных тем курса физики. Так, мною был разработан методический проект «Использование метода проекта при изучении темы «Световые явления».
Цель проекта:
Формирование проектных умений учащихся 8 класса при изучении темы «Световые явления».
Задачи проекта:
определить набор проектных умений учащихся;
мотивировать учащихся на проектную деятельность;
организовать проектную деятельность учащихся по методу проектов;
проанализировать результаты учебной деятельности учащихся.
Ожидаемые результаты:
1. повышение уровня владения учащимися проектными умениями;
2. создание банка методических и дидактических материалов проектной деятельности;
3. выполнение и оформление учебных проектов по темам: «Свет мой, зеркальце, скажи», «Оптические явления в природе», «Загадки человеческого глаза»,
4. 100% усвоение учащимися предметного материала.
Описание проекта
Технология выполнения проектов включает как деятельность учащихся на уроке, так и во внеурочное время. Для внеурочных занятий предоставляется кабинет информатики, библиотека, где учащиеся имеют возможность работать с научно – познавательной и справочной литературой по физике, воспользоваться оборудованием, иметь возможность общения, обсуждения и консультаций по темам проектов с одноклассниками и учителем. В реализации метода проектов при изучении темы «Световые явления» можно выделить следующие этапы: организационный, исполнительный, оценочно – рефлексивный.
Организационный этап: учитель составляет логико – структурную схему учебной темы. Проводит вводный урок, где мотивирует учащихся на проектную деятельность, используя занимательные опыты, показ видеоряда и привлечение фельдшера для беседы. Учитель, ведя беседу, подводит учащихся к осознанию проблемы и помогает четко определить тему проекта, также определяет этапы и сроки выполнения проекта, формирует группы для проведения исследований. Выдвижение возможных вариантов решения проблем организуется в виде учебного мозгового штурма. При определении учащимися шагов по достижению цели учитель проводит консультации, корректирует планы учащихся.
Исполнительный: учащиеся работают с различными источниками информации, собирают данные, исследуют процессы и явления, ставят эксперимент с целью получения результата. Анализируют, обобщают, и синтезируют информацию, делают выводы. Учитель косвенно руководит деятельностью, консультирует и помогает при необходимости.
Оценочно – рефлексивный: на уроке - конференции учащиеся презентуют продукты проектной деятельности. Затем проводится круглый стол, где учащиеся проводят самооценку своей деятельности, коллективно обсуждают результаты и оценивают полезность выполнения проектов. Для этого учитель готовит критерии оценки выполнения проектов, он также участвует в коллективном обсуждении и оценивании проектов.
План реализации проекта
Задача проекта
Содержание деятельности
Срок
Ответственный
Предполагаемый результат
Определить набор проектных умений учащихся
Диагностика проектных умений учащихся
03.05.2015
До начала проектной деятельности по теме «Световые явления;
21.05.2015
После окончания проектной деятельности
Учитель физики
Откорректированный набор проектных умений учащихся
Мотивировать учащихся на проектную деятельность
Осознание проблемы и ее личное присвоение. Формулировка проблемы и темы проекта
Выполнение и оформление проекта
04.05.2015- 20.05.2015
Учитель физики и информатики, фельдшер
Выбор тем исследованияМотивация действия.
Организовать проектную деятельность учащихся по методу проектов
Формирование групп для проведения исследования
04.05.2015 1 урок
Учитель физики
Сформированы работоспособные группы, подготовлен развернутый план исследования
Выдвижение гипотез, вариантов решения проблем
04.05.2015 1 урок
Учитель физики
Работа с источниками информации, обсуждение полученной информации в группах, консультации у учителя (если необходимо).
04.05.2015-11.05.2015 2,3 урок, внеурочная деятельность
Учитель физики, информатики, библиотекарь
Собрана вся необходимая информация
Самостоятельная работа ученических групп по выполнению проектных заданий. Проведение исследований
Работа с контрольным листом и листами самооценки
04.05.2015-11.05.2015 2,3 урок и внеурочная деятельность
Учитель физики, информатики, библиотекарь родители
Выполнены черновые варианты трех проектов
Просмотр промежуточных результатов работы.
Внесение корректив, доработка представленных результатов исследований.
13.05.2015 4 урок
Учитель физики
Подготовленный к оформлению проект
Оформление результатов исследований в виде презентации, буклета, видеоролика
13.05.2015-18.05.2015 внеурочная деятельность
Учитель физики, информатики, родители
Оформленный проект
Защита проектов на уроке-конференции
18.05.2015 5 урок
Учитель физики
Презентация трех ученических проектов
Обсуждение и оценивание проектов.
18.05.2015 5 урок
Учитель физики
Рефлексия деятельности учащихся в проекте. Результативность деятельности
Проанализировать результаты учебной деятельности учащихся
Релейный зачет
20.05.2015 6 урок
Учитель физики
100% усвоение учебного материала
Ресурсное обеспечение
1
организационные
Организационные умения учителя физики и информатики Шайдуровой Л.М., учащихся 9 класса и их родителей; взаимодействие с библиотекарем Грдеевой В.В.
2
информационные
А.В. Перышкин Физика: Учебник для 8 кл. общеобразовательных учреждений. - М.:Дрофа. Справочная и познавательная литература, Ресурсы Интернет
3
Кадровые
Учитель физики и информатики Шайдурова Л.М., Библиотекарь гордеева В.В.., медсестра Кирякова Т.М., учащиеся 9 класса и их родители
4
Мотивационные
Возможность учащихся выступить на школьной научно практической конференции, принять участие в конкурсе учебных проектов, получить хорошую оценку
5
Научно- методические
Создание диагностического материала, дидактического материала, обобщения опыта
6
Материально- технические
8 компьютеров с выходом в Интернет, лабораторное оборудование по теме «Световые явления», библиотечный фонд, цифровой фотоаппарат
7
Нормативно- правовые
Учебный план, программа, тематическое планирование, расписание
8
Финансовые
Заработная плата учителя; 1 место-150 рублей, 2 место-120 рублей, 3 место-100 рублей (спонсорская помощь)
Риски и пути их решения
Риски
Пути их решения
Отсутствие заинтересованности учащихся с низкими проектными умениями
Постоянная мотивация, оказание адресной помощи учащимся
Низкая скорость передачи данных из Интернет
Согласование работы сети Интернет с Уралсвязьинформ, работа со справочной и познавательной литературой в библиотеке
Недостаточное понимание учебного материала
Проведение консультаций по учебной теме
Система управления и контроль за реализацией проекта
Общее руководство проектом осуществляет учитель физики.
До работы над проектом
Во время работы над проектом
После завершения работы над проектом
Вводная презентация учителя
Журнал наблюдений учителя
Релейный зачет по изученному учебному материалу
Мозговой штурм
Контрольный перечень прогресса работы и умений ученика (контрольный лист)
Оценивание результатов деятельности учащихся
План проекта
Обсуждение предварительных результатов каждого и группы
Критерии само и взаимооценки
Составление списка вопросов для работы над проектом
Критерии оценивания конечного продукта
Рефлексия
Мониторинг результативности проекта
Критерии результативности
Инструментарий
Количество мотивированных учащихся на проведение исследований в проекте по заданным темам
Стартовая презентации учителя и беседа фельдшера.
Своевременная сдача материалов участниками проекта
Листы планирования
Качественное выполнение учебных проектов
Критерии готового продукта (презентации, видеоролика, буклета)
Качественное выступление учащихся на конференции
Критерии защиты проектов
Количество учащихся, готовых к выполнению новых проектов
Рефлексия
100% усвоение учебного материала
Релейный зачет
Повышение уровня проектных умений
Анкета сформированности проектных умений
Источники информации
1. Полат Е.С. и др. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М., 2003
2. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М., 2004
3. Чечель И.Д. Исследовательские проекты в практике обучения.// Практика административной работы в школе.2003 №6
4. Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология. М., 2000.
5. Никонова Т.В. Метод учебного проекта как личностно – ориентированная развивающая педагогическая технология. Пермь.
6. Сергеев И.С. как организовать проектную деятельность учащихся. М.,2008
7. http://festival.1september.ru/articles/506094/
8. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
9. http://moemesto.ru/eleseevaelenal/file/2606562/
13PAGE 15
13PAGE 14115
15