Общая характеристика класса Земноводные. Внешнее и внутреннее строение лягушки, её земноводный образ жизни.


7 класс/__________
Тема: Общая характеристика класса Земноводные. Внешнее и внутреннее строение лягушки, её земноводный образ жизни.
Цели урока:
1.Образовательные: познакомить с представителями нового для учащихся класса амфибий, дать представление об отличительных чертах земноводных.
2.Развивающая: работать над развитием мышления, внимания, понимания материала, способности осмысления полученной информации, способности проводить сравнения, т. е. развития мышления на основе зрительного, слухового и тактильного восприятия, развивать речь, обогащать активный словарный запас.
3.Воспитательная: формировать бережное отношение к природе, формировать основы экологического сознания.
Тип урока: комбинированный, практический.
Ход урока:
1. Организационный момент.
-Здравствуйте, ребята. Садитесь, рада вас видеть.
2. Проверка знаний учащихся.
Работа по карточкам.
1. В зависимости от особенностей строения, а также образа жизни рыбы делятся на 2 класса_______________________ и ________________________________.
2. Вдоль боков тела рыбы видна прерывистая линия из мелких точек, называемая _______.
3. Сердце рыб - ___-камерное.
4. Акула, скат и химера – представители класса __________________________________.
5. Щука, сазан, язь, лещ – представители класса __________________________________.
6. Кожа костных рыб снаружи покрыты _________________________________________.
7. Каких рыб называют проходными? ___________________________________________.
8. Какое значение имеет большое число откладываемых икринок?_____________________________________________________________________________.
9. Какая наука занимается изучением рыб? ________________________________________.
10. Заполните схему развития рыб:
___________ зародыш в икринке __________ ________ взрослая особь.
3.Активизация знаний. Давайте вспомним старую добрую песню из детства «В траве сидел кузнечик».
-Чем же закончилась его жизнь? (предположительный ответ: съели)
-Какое животное его съело? (предположительный ответ: лягушка)
-К какому классу оно относится?(предположительный ответ: земноводные)
-Кого мы можем еще отнести к классу амфибий?(предположительный ответ: жабы, тритоны, саламандры)
4. Объяснение новой темы. Открываем тетради и записываем число новую тему «Общая характеристика класса земноводные».
*Земново́дные, или амфи́бии— класс позвоночных животных, включающий более 6700 видов, что делает этот класс сравнительно немногочисленным.
Земноводные относятся к наиболее примитивным наземным позвоночным, занимая промежуточное положение между наземными и водными позвоночными животными: размножение и развитие происходит в водной среде, а взрослые особи обитают на суше.
Тело разделено на голову, туловище, хвост (у хвостатых) и конечности.
*Скелет: позвоночник; череп; конечностей.
*Органы дыхания: лёгкие; кожа; жабры.
*Кровеносная система замкнутая, сердце трёхкамерное.Кровеносная система состоит из большого и малого кругов кровообращения.
Появление второго круга связано с приобретением лёгочного дыхания. Сердце состоит из двух предсердий (в правом предсердии кровь смешанная, преимущественно венозная, а в левом — артериальная) и одного желудочка. Внутри стенки желудочка образуют складки, препятствующие смешиванию артериальной и венозной крови. Из желудочка выходит артериальный конус, снабжённый спиральным клапаном.
В связи с тем, что органы тела снабжаются смешанной кровью, у амфибий низкий уровень обмена веществ, и поэтому они хладнокровные животные.
*Органы пищеварения: ротоглоточная полость, желудок, двенадцатиперстную кишка. Сюда открываются протоки печени и поджелудочной железы. Переваривание пищи происходит в желудке и в двенадцатиперстной кишке. Тонкий кишечник переходит в прямую кишку, которая образует расширение — клоаку.
Для размножения лягушке, как и любому земноводному, необходима водная среда. Некоторые лягушки живородящие, однако большинство из них откладывает икру, которая оплодотворяется самцом. Один из сперматозоидов сливается с яйцеклеткой, образуя зиготу. Зигота дробится, в результате чего из неё формируется эмбрион. В дальнейшем из икринки выходит головастик.
Головастик живёт в воде и питается сначала остатками желтка своей икринки, а затем водорослями. Затем жабры заменяются легкими. Внизу вырастают лапки. Последним исчезает хвост. Таким образом в результате метаморфоза головастик превращается в молодую лягушку.
5. Закрепление: В качестве закрепления, учащиеся выполняют лабораторную работу.
Лабораторная работа № 7.
Тема: Изучение внешнего строения и скелета лягушки.
Цель: Изучить особенности строения лягушки, как примитивного наземного позвоночного.
Ход работы.
2876550-3175Рассмотрите рисунок и ответьте на следующие вопросы:
1.На какие отделы делится тело лягушки?
2.Рассмотрите покровы тела лягушки. Чем они образованы?
3.Рассмотрите скелет лягушки. Какие отделы можно выделить в скелете лягушки?
4.Рассмотрите позвоночник лягушки. Каким количеством позвонков он образован?
5.Какие особенности в строении скелета появились у земноводных в связи с их выходом на сушу?
6.Почему амфибий называют хладнокровными животными?
7. Рассмотрите рисунок и выпишите названия органов под указанными цифрами. Например: 1-печень, 2-глаза и т.д.
Заполните таблицу.
Система органов Название органов,
входящих в систему
органов Функции системы органов
1.Пищеварительная система
2.Кровеносная система
3.Нервная система
4.Выделительная система
5.Половая система Вывод:
6. Домашнее задание: §____,