Применение электронных образовательных ресурсов сети Интернет на уроках русского языка и литературы


@@@Использование ЭОР и ЦОР на уроках русского языка и литературы. Основная школа Расскажи мне, и я забуду,покажи мне, и я запомню,дай мне попробовать, и я научусьКитайская мудрость Электронные образовательные ресурсы (ЭОР) - это совокупность средств программного, информационного, технического и организационного обеспечения, электронных изданий, размещаемая на машиночитаемых носителях и/или в сети.Цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) - это представленные в цифровой форме фотографии, видеофрагменты, статические и динамические модели, объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования, картографические материалы, звукозаписи, символьные объекты и деловая графика, текстовые документы и иные учебные материалы, необходимые для организации учебного процесса.Электронными образовательными ресурсами (ЭОР) авторы нацпроекта “Образование” называют учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства. В самом общем случае к ЭОР относят учебные видеофильмы и звукозаписи, для воспроизведения которых достаточно бытового магнитофона или CD-плейера. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов «Наборы цифровых ресурсов к учебникам» Под данной рубрикой находятся автономные локальные ЭОР (иллюстрации, схемы, таблицы и пр.), поддерживающие параграфы действующих печатных учебников.Предметная область «русский язык» представлена наборами ЭОР к учебнику и поклассовым практикам под редакцией В.В. Бабайцевой.«Русский язык. Практика», 5 класс, под редакцией Купаловой А.Ю.;«Русский язык. Практика», 6 класс, под редакцией Лидман-Орловой Г.К.;«Русский язык. Практика», 7 класс, под редакцией Пименовой С.Н.;«Русский язык. Практика», 8 класс, под редакцией Пичугова Ю.С.;«Русский язык. Практика», 9 класс, под редакцией Пичугова Ю.С.;«Русский язык. Теория», 5–9 классы, Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д.; Предметная область «литература» представлена наборами ЭОР к учебникам: «Литература. Начальный курс», 5 класс, Снежневская М. А., Хренова О. М.;«Литература. Начальный курс», 6 класс, Снежневская М. А., Хренова О. М.;«Литература. Начальный курс», 7 класс, Беленький Г.И.;«Литература. Начальный курс», 8 класс, Беленький Г.И.;«Литература. Русская классика», 9 класс, Беленький Г.И «Инновационные учебные материалы» (ИУМ) Мультимедиа учебники и пособия, разработанные в соответствии с авторскими концепциями.Предметная область «русский язык» представлена следующими ЭОР:«Речевой этикет в ситуациях и заданиях», 5 класс;«Русский язык. 5-7 класс»;«Учим правила по алгоритму» Предметная область «литература» представлена следующими ЭОР:«XIX век Отечественная история, литература и искусство»;«Литература»;«Соната. Мировая культура в зеркале музыкального искусства» «Инструменты учебной деятельности» Тренажеры, а также средства создания, упорядочивания, визуализации и анализа информации.Предметная область «русский язык» представлена следующими ЭОР:Тренажер «Компьютерная фонетическая лаборатория»;Электронный тренажер по русскому языку Предметная область «литература» представлена следующими ЭОР:Инструмент разработки и анализа родословных «Живая Родословная»;Программный комплекс «ОС3 Хронолайнер» «Коллекции» Электронные сборники дидактических материалов, направленных на какой-либо вид учебной деятельности.Предметная область «русский язык» представлена следующими ЭОР:Диктанты по русскому языку;Материалы заочной распределенной многопрофильной школы Алтайского края;Морфология и орфография в таблицах;Ресурсы по математике Хабаровской краевой заочной физико-математической школы (попали в эту коллекцию явно случайно);Русский язык. Обучающие тесты. 5-7 классы;Тесты по орфографии и пунктуации Предметная область «литература» представлена следующими ЭОР:Аудиозаписи художественного чтения произведений русской поэзии;Аудиокниги по произведениям русских писателей XVIII-XX веков;Зарубежная художественная литература;Звезды русской оперной сцены рубежа XIX-ХХ вв.;Из фонда редкой книги Отдела книжного фонда Государственного исторического музея;Из фондов Государственной публичной исторической библиотеки;Иллюстративно-хронологические материалы по общеобразовательным предметам;Культурное наследие. XVIII век; Литературно-музыкальные композиции радиостанции «Орфей»;Материалы Государственного исторического музея;Персонажи, сюжеты, эмблемы, символы и исторические реалии в западноевропейском искусстве; Произведения искусства из собрания Государственного Русского музея;Произведения искусства из собрания Государственной Третьяковской галереи;Произведения искусства из собрания Рыбинского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника;Произведения искусства из собрания Саратовского Государственного художественного музея им. А.Н. Радищева;Произведения искусства из фондов Государственного Эрмитажа;Произведения русской литературы XVIII - начала XX в.;Русская классическая музыка;Серебряный век русской культуры (Рисунок 1.8. «Коллекции по литературе для 5-9 классов»). Классификация ЭОР на основании жанровых и основных функциональных особенностей. Локальные автономные ЭОР Мультимедиа уроки, статичные и интерактивные иллюстрации, анимации, статичные, интерактивные и аудио учебные тексты, словари, статичные и интерактивные таблицы и схемы, электронные задания и тесты. Каждый из этих ресурсов можно просмотреть непосредственно со страницы ЕК или перенести на свой компьютер. Примеры: Мультимедиа урок «Имя существительное, его роль и значение. Что за часть речи имя существительное?»;Статичные и интерактивные иллюстрации: иллюстрация А. БлокУказательные местоименияИнтерактивные тексты, задания, загадки:Причастный оборот - сложноподчинённое предложениеИмя существительное Примеры: Учебные тексты: Лингвисты о причастии Виноградов В.ВСловари: Употребление местоимений в речи Однозначные и многозначные словаАудио материалы: Анненский И.Ф. Бронзовый поэтИнтерактивные таблицы: НаречиеАнимации: Приветствие и знакомствоТесты: Найдите начальную форму Электронные пособия открытой структуры Сложные учебные и учебно-методические комплексы, компонентами которых являются локальные автономные ЭОР, перечисленные выше. Каждый из компонентов можно просмотреть и перенести на свой компьютер, но для полноценной работы, как правило, необходимо установить на локальный компьютер все ресурсы подобного пособия. Примеры: Инновационный учебный материал Речевой этикет в ситуациях и заданиях, 5 класс;Инновационный учебный материал Русский язык. 5-7 класс. Электронные пособия закрытой структуры С ними можно работать только по заданным траекториям, их компоненты не подлежат извлечению.Например:Инновационный учебный материал Учим правила по алгоритму;Инновационный учебный материал XIX век Отечественная история, литература и искусство;Инновационный учебный материал Соната. Мировая культура в зеркале музыкального искусства. Типы локальных ЭОР по интерактивности: Статичные (фотографии, иллюстрации, таблицы, схемы, правила, определения, тексты, представленные в цифровом формате). Интерактивные (благодаря технологиям мультимедиа и гипертекста обладают динамичным содержанием, возможностью, на основе гипертекста, интеграции различных форм представления информации (текст, иллюстрации, звук), наличием оперативной обратной связи обучаемого с их содержательными компонентами, позволяют нелинейно, выборочно, порционно подавать учебный материал).Аудиоресурсы (записи звучащей речи или музыки. В ЕК они представлены в формате MP3) Интерактивные ЭОР Интерактивные иллюстрации, в отличие от статичных, активизируют внимание учащихся на ключевых моментах изучаемой темы за счет смены изображений и подписей к ним, добавления изобразительных и текстовых объектов, всплывающих комментариев Интерактивные анимацииАнимации – это те же анимированные рисунки, эффект движения которых достигается за счет быстрой покадровой смены изображения. Следует сказать, что деление ЭОР на интерактивные рисунки и анимации условное, так как и на тех и на других изображение представлено в динамике. Анимации наглядно демонстрируют изменения, происходящие с единицами языка, служат для их семантизации, предлагают образец речевого поведения Демонстрационно-опорным материалом служат и интерактивные схемы. Они представляют собой схемы с текстовым сопровождением или просто текст (часто с графическими обозначениями) и состоят из сменных экранов, которые управляются кнопками «вперед»/«назад».Интерактивная схема «Дополнение – обстоятельство» Интерактивная таблица является многокомпонентным электронным ресурсом, поддерживающим, как правило, параграф учебника в полном объеме или его значительную часть. Информационное наполнение интерактивной таблицы снабжено всплывающими подсказками, а ячейки содержат вложения с дополнительной информацией. Интерактивные таблицы имеют несколько уровней интерактивности и, следовательно, включают учебный материал различного уровня сложности, а также комментарии к нему. Каждый уровень таблицы становится предметом для анализа, сопоставления, обсуждения. Учебные единицы, содержащиеся в ячейках ряда таблиц, озвучены и проиллюстрированы рисунками или анимациями. Порционная подача материала диктуется дидактическими целями: теорию можно подкрепить содержащимися внутри таблицы примерами или, наоборот, «спрятать» формулировку правила в одно из открывающихся окон. Интерактивные тексты. Разновидностями интерактивных текстовых ЭОР являются правила и определения, тексты и учебные словари.Теоретический материал, изложенный в интерактивных правилах и определениях, содержит трактовку терминов, подкрепляется примерами и иллюстрациями, которые скрыты в открывающихся вложениях Тренировочно-контролирующие материалыРесурсы данного вида представляют собой электронные задания, снабженные помощью и механизмом обратной связи. Некоторые задания снабжены иллюстрациями. Основная функция заданий тренировочная на этапе закрепления и контролирующая на этапе контроля. В коллекцию входят как одиночные задания, так и тесты, представляющие собой систему электронных заданий. 牤⽳桳灡硥汭砮汭埬滍㜛븐젗ျᚼ纎㭪恕瀗䁛Ј䇋ڏ孚쥱줅╕猟௬훴鞡蔾⓳蕽⑾䷊쒁ᅍ蠇῎㎇೟睧彏⩮홉�ꭒຌᄩ咼ᤷ絽煵ꈰ㫄犦딦ᤒ૝彋鹎畽轚䵭墰燙톝玥룵돗⥼昪⡚૨⩭샦鮚浞ᖄ㇊趇�쟻誽誕굊磌뾊콚⤌賳䍾抉똕﮼럷�燽㟛䡤굻屙Ⴡ哆闳捭䬓�䣏⽰ꈌ矴餆ﰌ봆䠐䦊␡榿䒽魠Ẍ伎伎徎伌媎棛䖀秷∓魵鵳❯沧삼뤝책἞訧郥㚤钷Ὲ䖔ꏈ棡슄삹ಝ༎䃻趕欿⺜䝊괊鳜ळ䜼﵇갾骥ﳗ脥䠗⇻ᒡ괡뮛ᒭ㗿恬웁憩鴞灼ం昫ᦦḝടᱞ콓晝꟔隴廡Ც隭菑셤෤鐲뢢譢淹͆塌屣⍜哘鮝澕Ђ姖쉘ἀꋼ啫욫▒㝓齨ꍙ㘸Йά㺚嬼᧳摷䀶゚嫭讜�ᬺ蝭쥇Ḑ蕧桻뇙땫襛씎ﻦৼ터㠜軄兆햓馢ᱢ능荻琋焉嫛谔厣䑾纖�讂㌥톒�藛ᶍ䱛஭ಽ�땃ꧽ䅸囑啍節㊧ખ昘㓔震ㆯ偠↏ꄂᅤ述䴦ᕆ蹦㾟岦ᰡꊁ╤ౘ䨑쌸涩欍鰞웻뉧ᖼߟ셶邬龥ぞ穗둦Ȯ鞝淆铣忊뺕ꔨ⹄⁈걊斖藮ﵞ聎䳃ﶂꖞਨ巁ꗂꪙ䶫ꡀ껱㩚嗴⮯⁵ѝ끕ਇꋁ�ਇ�歓䉮뮮鼿騊휈੐㌙攌�Љ⾵愕䟣羀寭⏨䄏琟♟﨟ꏾ빌顗e룃鳻霎ꓛ쥧᳓ﭵ髺뿠�釱뇘䪰ℴ⻂ⳁ탽�⢧ᄶ༆쿡➸퍐냏Ḕ쟼暼센讟遐詿폚㮳ᶆ낋鴢㶹批�숟�鋝眎癏诗⇞憌啺뙒⍫豈ༀ搀獲搯睯牮癥砮汭轄䭑ッ蔔ן䏿芸痒ꕌᬮ၃懵캰꾢⦶湫ቪᯟ顼螏�㕢廚제캇花ⓩ䄃㭜燝ꂫ罺綾ᄀ눢�⤱儸햀腢皅⹇냩궋၈Ԏ〪ั钅㚡ㅤ�鱀욺譹䔱䫟鞶陹䧝ᶋާ΃᤽Ά㌟�칼㟯ۋꍛ룕Ѿ椑フ彣ꕭ캬ῥ嗪頫梁乞빟◓䢆䅞䭲즦៲￿䭐ȁ-!뮊эǢЦщؠ牤⽳潤湷敲⹶浸偬ՋЀЀ⌀ကࣰ一㴁态鰕་ᄀ廰쌀ࠋ＀￿ ȩ牤⽳桳灡硥汭砮汭䭐ȁ-!׶ᔆЦщؠ牤⽳潤湷敲⹶浸偬ՋЀЀ⌀ကࣰ一㴁态鰕་ᄀ廰쌀ࠋ＀￿ ВидеофрагментыИспользование видеоматериалов в образовательном процессе имеет многолетнюю историю. Наглядность, основанная на слухо-зрительном синтезе восприятия образа, легла в основу аудиовизуального метода преподавания учебных дисциплин. Учебные фильмы и отрывки из них сначала показывали с помощью видеопроекторов, а в последние годы стало возможно их воспроизводить на компьютере, чем, наверное, и объясняется появление видеофрагментов как вида ЭОР В заключение следует сказать, что созданный на настоящий момент массив ЭОР по предметам «Русский язык» и «Литература» позволяет расширить набор педагогических приемов и методов учителя, нацелить учащихся на приобретение опыта поиска информации по предлагаемым вопросам, совершенствования своих умений и ключевых предметных компетенций. Разнообразные типы и виды ЭОР обладают вариативностью использования, способствуют поиску эффективных форм организации учебной деятельности. Спасибо за внимание!