разработка интегрированного урока адыгейского языка и ОБЖ


Разработка интегрированного урока
по адыгейскому языку и ОБЖ (1 класс)
Тема урока:
Правила дорожного движения. - ГъогурыкIон шапхъэхэр.

Разработка учителя
адыгейского языка и литературы
МБОУ СОШ № 8 х. Чернышев,
Шовгеновского района
Пафовой Зурет НурбиевныСтаж – 13 лет
квалификационная категория - высшая
УМК – Каратабан А.Ю., Шхапацева М.Х. Адыгейский язык в картинках (первый год обучения)

2014 год
ТЕМА Правила дорожного движения. - ГъогурыкIон шапхъэхэр.
ЦЕЛИ:
повысить интерес и активизировать познавательную деятельность учащихся в изучении правил и безопасности дорожного движения и адыгейского языка;
закрепить соответствующие знания, умения, навыки;
развивать мышление, внимание, память, устную речь.
ЗАДАЧИ: посредством использования интересных сведений и занимательных заданий:
закрепить умения и навыки по теме «Цвета»;
закрепить знания учащихся о назначении светофора и его сигналах;
повторять правила перехода дороги;
дать мотивацию к желанию стать грамотным пешеходом, обострить интерес к изучению правил и безопасности дорожного движения.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ: адыгейский алфавит; цветные таблички с названиями цветов, мультимедийная техника .МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ: рисунок автомобиля, костюм светофора
I.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
II.СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА
Учитель. Сегодня мы проведем интегрированный урок адыгейского языка и ОБЖ, посвященный правилам дорожного движения.
Ученик 1.
Город, в котором с тобой мы живем,
Можно по праву сравнить с букварем.
Ученик 2.
Вот она, азбука - над головой,
Знаки навешены над мостовой.
Ученик 3.
Азбукой улиц, проспектов, дорог
Город дает нам все время урок.
Ученик 4.
Азбуку города помни всегда.
Чтоб не случилась с тобою беда! (слайд 1)

Учитель. Дорога постоянно требует от нас знаний правил дорожного движения. А кто самый главный постовой на широкой мостовой?
Дети. Это светофор!
Учитель.
Его язык совсем простой -Ты должен знать об этомСлова «ИДИ»(«КIО»),«ЖДИ»,(«ЕЖ»),«СТОЙ»(«КЪЭУЦУ»).Он говорит нам цветом. (слайд 3)
III.ПОВТОРЕНИЕ РАНЕЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА
Учитель. Сыд фэдэ шъоха зэдгъэшIагъэхэр?
Дети. Фыжьы, гъожьы, плъыжьы, ш1уц1э,шхъуант1э, уцышъу
Учитель. Как переводится с адыгейского зеленый цвет?
Дети. Цвет травы. Уцы-трава, шъо - зеленый
Дети записывают слова в тетрадях.
IV. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Тэ тэк1о, тэк1о, тэк1о,
Чъыгы жьаум ты1ук1агъ,
Тэ тыт1ыси тыщысыгъ,
Ащ ыужы тежьэжьыгъ.
V. ЗНАКОМСТВО С ИСТОРИЕЙ СЛОВА
Учитель. Ребята, а что вы знаете о светофоре?
Дети. Он помогает пешеходам правильно переходить проезжую часть, а машинам указывает, когда можно ехать, а когда нужно остановиться.
Учитель. А вы знаете, почему он так называется?
Ученик 1. Это слово составлено из двух частей «СВЕТ» и «ФОР». Первое слово вам хорошо знакомо. А «ФОР» произошло от греческого слова «ФОРОС», что означает «НЕСУЩИЙ». Вместе «СВЕТОФОР» значит «НОСИТЕЛЬ СВЕТА». Он и несет свет трех цветов: красного (плъыжьы), желтого (гъожьы), зеленого (уцышъо). Эти цвета выбраны не случайно. Они очень яркие и далеко видны в любую погоду. (слайд 3)
Ученик 2 .
Утром проснешься ты, выйдешь из дома-
На перекрестке твой старый знакомый.
Он огоньком тебе красным мигнет,
Скажет: «Опасно! Закрыт переход»! (слайд 4)

Желтый зажжется: «Чуть-чуть подожди » (слайд 5)

Вспыхнет зеленый: «Спокойно иди». (слайд 6)
Ученик 3.
Первый светофор появился в 1868 году в Англии, в центре Лондона. Освещались сигналы при помощи газовых светильников. А в 1914 году в США появились первые электрические светофоры. Они имели два сигнала: красный (плъыжьы) и зеленый (уцышъо). А в Москве светофор появился в 1929 году. (слайд 7)
Во многих городах мира этому замечательному приспособлению скульпторы посвящают свои памятники. (слайд 8)
А китайский дизайнер Ханйонг Ли даже изобрёл виртуальный светофор! (слайд 9)
Учитель. Нужно ли понимать сигналы светофора?
Дети. Да, они помогают безопасно перейти дорогу.
Учитель. Чтобы перейти дорогу, нужно помнить значение каждого сигнала светофора. О чем говорит каждый из них?
Дети. Желтый (гъожьы) свет – предупреждение (еж!).
Зеленый (уцышъо) свет – можно переходить дорогу (к1о!).
Красный (плъыжьы) свет – путь закрыт (къэуцу!).
VI.ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА
Учитель. Ой, ребята! Пока мы разговаривали, по мостовой, нарушая все правила дорожного движения, промчался автомобиль. Да с такой скоростью, что рассыпал предложение, на доске (на ней таблички со словами ГЪОГУР, ЗЭПЫРЫЧ, УЦЫШЪОМ).
Учитель. Чтобы его восстановить, давайте вспомним, а что такое предложение?
Дети. Предложение-это одно или несколько слов, связанных по смыслу.
Учитель. Переставьте слова так, чтобы получилось предложение.
Дети. Гъогур уцышъом зэпырыч. – Переходи дорогу на зеленый.
Учитель. Молодцы! Запишите это предложение в тетрадь, соблюдая все правила правописания.
Учащиеся работают в тетрадях.
Учитель. Мы должны запомнить, что есть светофоры пешеходные и транспортные. Если перепутать сигналы, предназначенные для автомобилей и для пешеходов, можно нарушить правила дорожного движения и подвергнуть свою жизнь опасности. (слайд 10)
Учитель. А как вы понимаете, что обозначает сочетание слов проезжая часть?
Дети. Проезжая часть – это дорога, по которой едут машины.
Учитель. Верно! Правила дорожного движения Российской Федерации гласят: «Проезжая часть – элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств».
А кто регулирует движение транспорта и пешеходов?
Дети. Автоинспектор. (слайд 11)
Учитель. Инспектор – должностное лицо, осуществляющее надзор за действиями и выполнением правил дорожного движения. Чтобы не случилось беды, все участники дорожного движения – и пешеходы, и водители – должны безукоризненно выполнять сигналы автоинспектора.
Ученик 1.
Посмотрите: постовой
Встал на нашей мостовой.
Быстро руку протянул,
Ловко палочкой взмахнул.
Ученик 2.
Вы видали,
Вы видали?
Все машины сразу встали,
Дружно встали в три ряда и не едут никуда.
Ученик 3.
Не волнуется народ, через улицу едет.
И стоит на мостовой, как волшебник, постовой.
Все машины одному
Подчиняются ему.
Учитель. А теперь еще раз прочитайте составленное вами из слов предложение.
Дети. Дорогу можно переходить только на зеленый свет.
Учитель. Зная сигналы светофора, мы сможем избежать опасности на дороге и сохраним свою жизнь. Повторить и запомнить их нам поможет физкультминутка.
VII.ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Раз, два, три, четыре, пять!
Ох, устали мы писать.
В «Светофор» мы поиграем,
Руки, ноги разминаем.
Красный свет нам «Стой!» - кричит,
Ждать зелёного велит.
Чтобы было ждать не скучно,
Наклоняемся мы дружно.
И назад. И вперёд.
Влево, вправо поворот.
Вот и жёлтый загорелся,
Приготовиться пора.
Руки, ноги разогреем,
Начинаем, детвора!
Вверх поднимем,
Вниз опустим,
Пролетим как самолёт.
Вот зелёный загорелся,
Можно нам идти вперёд.
Левой, правой,
Левой, правой,
Смело мы идём вперёд.
Светофор – помощник славный
Уставать нам не даёт.
VIII.СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА «СВЕТОФОР»
Учитель выводит учащихся на импровизированный перекресток
Учитель. Ребята, давайте вспомним еще раз, как правильно переходить дорогу, где ходят пешеходы, где ездят машины, на какой свет светофора можно ездить водителям и все это скажем на адыгейском языке.
- Мыр сыд?
Дети. Мыр гъогу зэхэк1ып1.
Учитель. Сыда гъогу зэхэк1ып1эм тетыр?
Дети. Гъогу зэхэк1ып1эм светофор тет.
Учитель. Сыд фэдэ шъо зэфэшъхьафха светофорым къыгэлъагъорэр?
Дети. Плъыжьы, гъожьы, уцышъо.
Учитель. Джы джэгук1эу «Светофорым» тырыжъугъэджэгу. - А теперь давайте поиграем в игру»Светофор».
Дети распределяют роли: светофор, водители, пешеходы
Учитель. Дима, о ухэт?
Пешеход. Сэ сылъэсрык1у.
Учитель. Сыд фэдэ гъогуа узэрык1орэр?
Пешеход. Лъэс гъогум сырэк1о.
Учитель. Коля, о ухэт?
Водитель. Сэ сыводительУчитель. Сыд фэдэ гъогуа машинэмк1э узэрык1орэр?
Водитель. Сэ урамым сытетэу сэк1о.
Слушание песни «Гъогум шъущысакъ», сл. Дз. Мирзы, муз. Дж. Натхо.
IX.Рефлексия
«Цветные карточки».
У учащихся две карточки: синяя и красная. Они показывают карточку в соответствии с их настроением в начале и в конце урока.
Учитель. Сегодня на уроке, повторяя все, что мы изучали в течение всего года на уроках адыгейского языка и ОБЖ, мы поднимались по лестнице успеха. Каждая ступенька когда-то давалась нам нелегко, а теперь мы твердо стоим на самой верхней.
Я желаю вам быть внимательными не только на уроках, но и на улицах города, всегда помнить и безукоризненно выполнять правила дорожного движения. (слайд 12)