Презентация на тему развитие логического мышления у детей С ОНР


Учитель-логопед: Иванова Елена Петровна высшая квалификационная категория Февраль 2017г. «Всё в мире мы узнаем не иначе, чем через сравнение» Формирование у детей умение выдвигать разнообразные идеи, развивать оригинальность мышления.  Термин «Логика» происходит от греческого «лотос», что означает«мыслить», «разум»Логическое мышление — это умение оперировать абстрактными понятиями, это мышление путем рассуждений и опровержений. Старший дошкольный возраст является сензитивным для развития логического мышления.Способность логически мыслить позволяет:понимать происходящее вокруг, вскрывать существенные стороны, связи в предметах и явлениях окружающей действительности, делать умозаключения, решать различные задачи, проверять эти решения, доказывать, опровергать словом. Цель - развитие словесно-логического мышления детей.Задачи:1.Образовательные: Формирование логических приемов умственных действий у дошкольников:анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения.2.Развивающие: Развитие у детей:речи (умения рассуждать, доказывать), произвольности внимания,познавательных интересов,творческого воображения.3. Воспитательные:Развитие коммуникативных навыков,стремления к преодолению трудностей,уверенности в себе.желание вовремя прийти на помощь сверстникам. -практические;-наглядные;-словесные;-игровые;-проблемные;-исследовательские. Одним из условий развития логического мышления является развитие у ребенка всех мыслительных операций: анализ, сравнение, ограничение, обобщение, систематизация, классификация.  Анализ — это мысленное расчленение чего-либо на части или мысленное выделение отдельных свойств предмета. Синтез — соединение различных элементов в единое целое, а также мысленное сочетание отдельных их свойствСравнение сопоставлениеоднородных признаков по разным признакамОбобщение –объединение предметов или явлений по определенному признакуКлассификация выявление сходства или различия тех или иных предметов, понятий и явлений Способность к синтезу формируется у ребенка раньше, чем способность к анализу. Если ребенок знает, как это было собрано (сложено, сконструировано), ему легче анализировать и выделять составные части. Для конструирования используются различные мозаики, конструкторы, кубики, разрезные картинки, подходящие по возрасту. Обобщение — это оформление в словесной форме результатов процесса сравнения.Обобщение формируется в дошкольном возрасте как выделение и фиксация общего признака двух и более объектов. Классификация — разделение множества на группы по какому-либо признаку, который называют «основанием классификации». Классификацию с детьми дошкольного возраста можно проводить:по общему названию;по размеру;по цвету;по форме;по другим признакам не математического характера:что можно есть и что нельзя;кто летает, кто бегает, кто плавает;кто живет в доме и кто в лесу; Классификацию по признакам нематематического характера хорошо закреплять через дидактические игры по типу «Лото». Сравнение — логический прием умственных действий, требующий выявления сходства и различия между признаками объекта (предмета, явления, группы предметов). Найди двух одинаковых котят Найди Буратино, который отличается от других Упражнения на сравнение Сущность игровых упражнений- новизна, необычность, неожиданность.активизирует умственную деятельность, увлекает и развлекает детей, развивает ум, расширяет, углубляет математические представления, закрепляет полученные знания и умения. Формирование аналитико-синтетического процессачерез использование игр геометрического конструктора «Танграм» «Монгольская игра» «Пифагор» «Колумбово яйцо» «Волшебный круг» Задание: выявить закономерность в расположении фигур и нарисовать фигуру в пропущенной клетке. 1 признак 2 признака Четыре признака: форма туловища, головы, количество усов, направление хвоста. Загадки:Два конца, два кольца, а посредине гвоздик. (ножницы)Четыре братца под одной крышей живут. (стол)Задачки в стихахЗадачи-шутки:Ты да я, да мы с тобой. Сколько нас всего? (Двое)На столе лежат в ряд 3 палочки. Как сделать среднюю крайней, не трогая ее? (Переложить крайнюю.)Тройка лошадей пробежала 5 км. По сколько километров пробежала каждая лошадь? (По 5 км) Флексагон - это многоугольник, сложенный из полосы бумаги, изогнутой формы, который обладает необычным свойством: при перегибании флексагонов их наружные поверхности прячутся внутрь, а скрытые поверхности неожиданно выходят наружу. Развитие словесно- логического мышления должно строится в соответствии с общедидактическими принципами:сознательности;активности;последовательности;посильности и доступности;прочности;наглядности;«опережающих знаний». Использование игровых упражнений ведет к более интенсивному развитию компонентов логического мышления. Спасибо за внимание!