Развитие логического мышления у детей с ОНР


 Развитие логического мышления у детей с ОНР (III ур.р.р.).
 
В логопедии под ОНР у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом понимается такая форма речевой аномалии, при которой нарушается формирование всех компонентов речевой системы: лексики, грамматического строя, фонетики.
Логика – наука о правильном мышлении, искусство рассуждения и законах интеллектуальной познавательной деятельности.
Логическое мышление – вид мыслительного процесса, в котором используются логические конструкции и готовые понятия.
Конструкции – выбор, сравнение, доказательство, синтез, анализ, обобщение, абстрагирование, классификация.
Понятие – форма мышления, в которой отражаются существенные признаки отдельного предмета или класса однородных предметов.
Для объединения логических конструкций и понятий в единое целое важны эмоции, интуиция, образное видение окружающего мира.
 
 
Характеристика понятия логического мышления.
Мышлением называется отражение связей и отношений между предметами и явлениями действительности, ведущее к получению новых знаний. Мышление является одним из важнейших факторов психологического развития ребенка.
В период дошкольного детства  происходят глубокие изменения в мышлении ребенка. Рассматривая развитие мышления дошкольника следует учитывать две взаимосвязанные стороны этого процесса – изменение его содержания и возникновение новых форм интеллектуальной деятельности у ребенка.
Высшей ступенью развития мышления является логическое мышление. Логическое мышление – это мышление при помощи рассуждений. Рассуждать – это значит связывать между собой разные знания для того, чтобы в итоге получить ответ на стоящий перед нами вопрос, решить мыслительную задачу. Логические операции имеют существенное значение для самого процесса формирования образа уже у детей 3-5 лет.
Законы мира, сущность предметов, общее в них мы познаем посредством абстрактного мышления. Основными формами абстрактного мышления являются понятия, суждения и умозаключения.
Основными логическими приемами формирования понятий являются анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, классификация.
Виды отношений между понятиями:
Сравнение – мыслительное установление сходства или различия предметов по существенным или несущественным признакам.
Суждение – форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается о предметах, признаках или отношениях.
Умозаключение – форма мышления посредством которой из одного или нескольких суждений, называемых посылками, мы по определенным правилам вывода получаем заключение.
 
Маленьким детям не характерно обдумывать что-то теоритически, в уме. Первоначальными стадиями формирования у детей являются наглядно-действенное мышление и далее – наглядно-образное. Для понимания чего-либо детям надо видеть и дотрагиваться.
Наглядно-действенное – 1-я ступень развития мышления – наблюдение реальных объектов (0-3 лет, потом формируются понятия).
Наглядно-образное мышление – совокупность способов и процессов образного решения задач, предполагающих зрительное представление ситуации и оперирование образами составляющих ее предметов, без выполнения реальных практических действий с ними.
Логическое мышление – процесс отсеивания второстепенного, поиск взаимных связей, создание умозаключений, поиск подтверждения и опровержения.
Поскольку речь и мышление тесно связаны между собой, следовательно, словесно-логическое мышление у детей с ОНР ниже нормы. Такие дети испытывают затруднения при классификации предметов, обобщений, явлений и признаков. Нередко их суждения и умозаключения бедны, отрывочны, логически не связаны друг с другом.
Совершенствование словесно-логического мышления положительно влияет на успеваемость детей, а своевременная и систематическая помощь помогает преодолеть общее недоразвитие словесно-логического мышления и в определенной мере предотвратить обусловленные им последствия.
 
Особенности развития мышления у старших дошкольников с ОНР (III уровень).
 
В процессе умственного развития ребенка тесно взаимодействуют три основные формы мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и логическое. Данные формы образуют тот единый процесс познания реального мира, в котором в различные моменты может превалировать то одна, то другая форма мышления, и в связи с этим познавательный процесс в целом приобретает познавательный характер.
Такая взаимосвязь наглядно-действенного, наглядно-образного и логического мышления позволяет говорить об общих закономерностях развития мыслительной деятельности у дошкольников.
В старшем дошкольном возрасте ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление. К наглядно-действенному мышлению дошкольники обращаются, как правило, только в тех случаях решения задач, которые невозможно решить без действенных проб, причем эти пробы часто приобретают планомерный характер. Дети с ОНР, обладая в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, отстают в развитии словесно-логического мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.
Рассмотрим подробно третий уровень речевого развития.
Он характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. На фоне относительно развернутой речи наблюдается неточное употребление многих лексических значений. В активном словаре преобладают существительные и глаголы. Неумение пользоваться способами словообразования создает трудности в использовании вариантов слов, детям не всегда удается подбор однокоренных слов, образование новых слов.
В  свободных высказываниях преобладают простые распространенные предложения, почти не употребляются сложные конструкции. Отмечается аграмматизм: ошибки в согласовании числительных с существительными в роде, числе и падеже. Большое количество ошибок наблюдается в использовании как простых, так и сложных предлогов.
Понимание обращенной речи развивается в норме.
Поскольку речь и мышление тесно связаны между собой, следовательно, словесно-логическое мышление детей с речевым недоразвитием несколько ниже возрастной нормы. Такие дети испытывают затруднения при классификации предметов, обобщений явлений и признаков. Нередко их суждения и умозаключения бедны, отрывочны, логически не связаны друг с другом. Например: «Солнце взошло потому, что стало тепло»; «Солнце светит потому, что звенит капель».
Дети с ОНР могут отнести к мебели настольную лампу и телевизор, т.к. они стоят в комнате; некоторые с трудом решают простейшие математические задачи или не в состоянии отгадать даже несложные загадки.
Все перечисленные процессы теснейшим образом связаны с речевой функцией и иногда трудно бывает определить, что является причиной, а что следствием, что первично, а что вторично. В частности, что касается словесно-логического мышления.
По состоянию невербального интеллекта (О.Н.Усанова, Т.Н.Синякова) детей с ОНР можно разделить на 3 группы:
Дети, у которых развитие невербального интеллекта несколько отличается от нормы. При этом данное своеобразие развития интеллекта не связано с речевыми трудностями и никак не зависит от них;
Дети, у которых развитие невербального интеллекта соответствует норме;
Дети, у которых развитие невербального интеллекта соответствует нижней границе нормы, но характеризуется нестабильностью: в определенные моменты дети могут показать состояние интеллекта ниже нормы.
При исследовании речевого мышления детей с ОНР обнаруживаются особенности, которые по своему психологическому механизму первично связаны с системным недоразвитием речи, а не с нарушением собственно мышления. Установление во внутреннем плане речемыслительной связи слова с предметным образом у этих детей нарушается из-за недостаточной сформированности внутренней речи в звене перехода речевых образований в мыслительные и наоборот.
Особенностью логического мышления является поиск и установление самых разнообразных связей, существующих в действительности между разными сторонами одного явления и между различными явлениями окружающего мира.
Чтобы научить детей думать над тем, что они видят, с чем встречаются, необходимо воспитывать: во-первых, их любознательность, т.е. пытливость, желание узнавать новое; во-вторых, обогащать их опыт, расширять их знания и, в-третьих, систематически учить их методу анализа-синтеза.