Конспект урока Образ маленького человека в повести Н. В. Гоголя Шинель


МКОУ «Покровская средняя общеобразовательная школа»
План-конспект урока
«ОБРАЗ «МАЛЕНЬКОГО ЧЕЛОВЕКА» В ПОВЕСТИ Н. В. ГОГОЛЯ «ШИНЕЛЬ»
Подготовил:
Конченкова Евгения Анатольевна,
учитель МКОУ «Покровская средняя
общеобразовательная школа»
Сельский Рогачик, 2016
Цели и задачи урока:
познакомить с повестью Н. В. Гоголя “Шинель”;
проследить раскрытие темы “маленького человека” в русской литературе;
учить анализу текста;
работа с литературоведческими понятиями “портрет”, “деталь” и др.
развитие навыков монологической речи;
развитие навыков работы с критической литературой;
воспитание любви и уважения к личности человека.
Оборудование:
портреты А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, А. П. Чехова;
иллюстрации к произведениям “Станционный смотритель”А. С. Пушкина “Шинель” Н. В. Гоголя;
фильм “Шинель”;
раздаточные листы к уроку по группам.
Ход урока:
Оргмомент. Тема, цели урока.
«Человек – это звучит гордо!», «Человек создан для счастья, как птица – для полёта». Мы часто слышим эти крылатые фразы. Но соответствует ли это истине? Мы рассмотрим с вами на сегодняшнем уроке, который называется «Тема «маленького человека» в повести Н.В.Гоголя «Шинель»».
Вступительное слово учителя.
Тема «униженных и оскорбленных», задавленных вечной нуждой людей, ютящихся в сырых подвалах петербургских домов, начинается в русской литературе  с А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя. Литература не обязана изображать только яркие, исключительные личности. Каждый человек интересен по-своему. Трагическая судьба «маленького человека», незаметного, униженного и оскорбленного, оказалась в центре внимания Н.В. Гоголя.
Сообщение ученикаЦикл повестей «Петербургские повести».
“Петербургские повести” Гоголя – новый шаг в развитии русской литературы.. В этот цикл входят повести: “Невский проспект”, “Нос”, “Портрет”, “Коляска”, “Записки сумасшедшего” и “Шинель”. Над циклом писатель работает между 1835 и 1842 годами. Объединены повести по общему месту событий – Петербургу. Петербург, однако, не только место действия, но и своеобразный герой указанных повестей, в которых Гоголь рисует жизнь в её различных проявлениях. Обычно писатели, рассказывая о петербургской жизни, освещали быт и характеры знати, верхушки столичного общества.
Гоголя привлекали мелкие чиновники, мастеровые (портной Петрович), нищие художники, “маленькие люди”, выбитые из колеи жизни. Вместо дворцов и богатых домов читатель в гоголевских повестях видит городские лачуги, в которых ютится беднота.
Сообщение ученика об одном анекдоте
Один интересный факт, имеющий отношение к истории создания повести, был рассказан П.В. Анненковым (АННЕНКОВ Павел Васильевич (1813-87), русский литературный критик, мемуарист. Представитель эстетической критики. Подготовил первое научное издание сочинений А. С. Пушкина (1855-57) и опубликовал материалы для биографии поэта (1855). ): «Однажды при Гоголе рассказан был канцелярский анекдот о каком-то бедном чиновнике, страстном охотнике за птицей, который необычайной экономией и неутомимыми усиленными трудами сверх должности накопил сумму, достаточную на покупку хорошего лепажевского ружья (французская фирма Лепажа) рублей в 200. В первый раз, как на маленькой своей лодочке пустился он по Финскому заливу за добычей, положив драгоценное ружье перед собой на нос, где он находился, по его собственному уверению, в каком-то самозабвении и пришел в себя только тогда, как, взглянув на нос, не увидал своей обновки. Ружье было стянуто в воду густым тростником, через который он где-то проезжал, и все усилия отыскать его были тщетны. Чиновник возвратился домой, лег в постель и уже не вставал: он схватил горячку. Только общей подпиской его товарищей, узнавших о происшествии и купивших ему новое ружье, возвращен он был к жизни. Все смеялись анекдоту, не исключая Гоголя, который выслушал его задумчиво и опустил голову. Анекдот был первой мыслию чудной повести его «Шинель».
Сообщение ученика о теме «маленького человека» в русской литературе
Тема «маленького человека» традиционна в русской литературе.
В русской литературе тип «маленького человека» появился в 1830-е годы XIX века в творчестве Пушкина (Самсон Вырин в «Станционном смотрителе», бедный Евгений в «Медном всаднике»).
Социально-литературный тип «маленького человека» обладает целым рядом общих черт — невысокое социальное положение, утрата своего лица, своей личности, человеческая приниженность, робость, непременно вызывающие чувство жалости при виде оскорбления человека.
Пока «маленький человек» смиренно погружен в свой внутренний мир, он кое-как еще держится на поверхности жизни. Но как только вынуждают его показать свое лицо миру или выйти за пределы очерченного ему круга вследствие каких-либо обстоятельств, он неотвратимо гибнет.
«Шинель» — последняя по времени написания повесть цикла «Петербургские повести». Написана в 1841 и опубликована в 1842 г. Замысел относится к середине 30-х гг. В первой редакции повесть озаглавлена «Повесть о чиновнике, крадущем шинели». В ней герой еще не имел имени. Позднее он получил имя Акакий (греч. «незлобивый») и фамилию Тишкевич, замененную на Башмакевич и затем — на Башмачкин.
Учитель Герои, подобные гоголевскому Башмачнику, вошли в русскую литературу, в нашу память и совесть под именем «маленького человека»… Как   вы понимаете это словосочетание? Что оно в себе таит?
Подберите синонимы
«Маленький человек» - это униженный, беззащитный, одинокий, бесправный, забытый всеми, жалкий человек.УчительВ литературном энциклопедическом словаре мы находим следующее  определение: «маленький человек» в литературе – обозначение довольно разнородных героев, объединяемых тем, что они занимают одно из низших мест  в социальной иерархии, это обстоятельство определяет их психологию и общественное поведение (приниженность, соединяемую с ощущением несправедливости, уязвленной гордостью.)Выделим Черты «Маленького человека»( СЛАЙД)
Посмотрим, соответствует ли образ Башмачкинаобразу «маленького человека» и какие приёмы использует писатель для создания образа Башмачкина. Заглянем в мастерскую писателя
Мастерская писателя
Знакомство с героем.
Итак, какие же приёмы использует автор, для создания образа «маленького человека»?
Описание внешности. Как выглядит чиновник? Какие чувства, отношение вызывает у вас описание внешности?
Какую роль играет упоминание автора о том, что «и отец, и дед, и даже шурин ходили всегда в сапогах, переменяя только раза три в год подмётки? (о бедности)
Ещё автор использует один приём-это имя и фамилия. Давайте вспомним обстоятельства, в которых Акакий Акакиевич получает своё имя?
Какое значение имеет имя Акакий ?Акакий – (греч.) смиренный, незлобивый, не делающий зла, невинный. Мы можем сказать, что от был не просто смиренный, а смиреннейший, так как он Акакий Акакиевич, и это качество в нём удваивается.
От какого слова происходит фамилия Башмачкин? От слова башмак. Какие ассоциации вызывает у вас слово «башмак»? Всегда внизу, ближе всего к земле, всегда в пыли, грязи.
Не зря также и должность ему выбрал писатель. «Вечный титулярный советник»? Обратимся к истории. 24 января 1722 года царь Пётр I утвердил Табель о рангах всех чинов, воинских, статских и придворных, которые в котором классе чины; и которые в одном классе, те имеют по старшинству времени вступления в чин между собою, однако ж воинские выше протчих,хотя б и старее кто в том классе пожалован был.
Посмотрите, сколько существовало чинов, и на каком месте находится титулярный советник. Из 14 чинов он занимает 9. Почти в самом низу. Как башмаки.
Автор даже добавляет эпитет «вечный». Для чего? Нет шансов выбраться из этой ямы.
Итак, в одном департаменте служил один чиновник; чиновник нельзя сказать чтобы очень замечательный, низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щек и цветом лица что называется геморроидальным... Что ж делать! виноват петербургский климат.
«…вечный титулярный советник…» «Фамилия чиновника была Башмачкин… Имя его было Акакий Акакиевич.»Мать Акакия Акакиевича не просто выбирала имя своему сыну – она выбирала ему судьбу. Хотя и выбирать было нечего: из девяти трудновыговариваемых имён она не находит ни одного подходящего, потому ей приходится назвать сына по мужу Акакием, в переводе с греческого « невинный, незлобливый, беззлобный, не делающий зла», в русских святцах «смиренный», - он «смиреннейший», потому что он Акакий «в квадрате».ТАБЕЛЬ О РАНГАХ
Табель о рангах всех чинов,воинских, статских и придворных,которые в котором классе чины;и которые в одном классе, те имеют по старшинствувремени вступления в чин между собою,однако ж воинские выше протчих,хотя б и старее кто в том классе пожалован был
24 января 1722 г.
Статские и придворные чины
Класс Гражданские чины Придворные чины
1722-1917 1722 XIXв.-1917
I Канцлер
Действительный тайный советник 1-го класса    
II Действительный тайный советник Обер-маршалОбер-камергер, обер-гофмейстер, обер-гофмаршал, обер-шенк, обер-шталмейстер, обер-егермейстер
III Тайный советник Обер-шталмейстерГоф-мейстер, гофмаршал, шталмейстер, егермейстер, обер-церемониймейстер
IV Действительный статский советник Обер-камергер, Обер-гофмейстерКамергер
V Статский советник Обер-шенк, обер-гофшталмейстер, обер-гофмейстер при императрице, гофмейстер, тайный кабинет-секретарь, обер-церемониймейстер Камер-юнкер, церемониймейстер
VI Коллежский советник Обер-егермейстер, дейст. камергер, гофмаршал, шталмейстер, 1-й лейб-медикусКамер-фурьерVII Надворный советник Гофмейстер и лейб-медикус при императрице, церемониймейстер  
VIII Коллежский асессор Титулярный камергер, гоф-шталмейстер, надворный интендант  
IX Титулярный советник Надворный егермейстер, надворный церемониймейстер, камер-юнкер, обер-кухенмейстерГоф-фурьерX Коллежский секретарь    
XI Корабельный секретарь    
XII Губернский секретарь Гоф-юнкер, надворный лекарь  
XIII Провинциальный секретарь    
XIV Коллежский регистратор Гофмейстер пажей, кухенмейстер, мундшенк 

Отношение окружающих к Акакию Акакиевичу.
На службе к нему «не оказывалось никакого уважения»:. Сторожа не только не вставали с мест, когда он проходил, но даже не глядели на него, как будто бы через приемную пролетела простая муха. Начальники поступали с ним как-то холодно-деспотически. Какой-нибудь помощник столоначальника прямо совал ему под нос бумаги, не сказав даже "перепишите". Молодые чиновники подсмеивались и острились над ним, …сыпали на голову ему бумажки, называя это снегом. В Башмачкине почему-то никто не видел человека, а видели только «вечного титулярного советника»! «Низенький чиновник с лысинкою на лбу», чем- то напоминающий кроткого ребёнка, произносит знаменательные слова: "Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?" - и в этих проникающих словах звенели другие слова: "Я брат твой".«Знаменательные слова» пронзили только одного молодого человека, который, конечно, услышал в этих словах заповедное слово о любви к ближнему,«много раз содрогался он потом на веку своем, видя, как много в человеке бесчеловечья, даже в том человеке, которого свет признает благородным и честным...»
Отношение к службе.
Безликость внешности Башмачкина словно компенсируется трепетным отношением к службе. Акакий Акакиевич живёт только своей работой: «Мало сказать: он служил ревностно, - нет, он служил с любовью.»Занятия писаря он не оставляет и дома, спать ложится, «улыбаясь заранее при мысли о завтрашнем дне: что-то Бог пошлёт переписывать завтра?»Даже на насмешки реагирует лишь тогда, когда они мешают ему «заниматься своим делом.» Таким образом, переписывание – это не только приятное занятие для Акакия Акакиевича, это его духовный мир и,более того, мир внешний, ибо «Акакий Акакиевич если и глядел на что, то видел на всем свои чистые, ровным почерком выписанные строки».
Отношение к себе.
Максимальное сближение личной жизни и службы оборачивается равнодушием к себе. А подобная безучастность к собственной персоне всегда чревата наблюдаемым нами жалким видом Акакия Акакиевича,его безответственностью и униженностью, которых он до поры до времени не чувствует.
Ещё один приём, который художники слова часто применяют для характеристики персонажа- это речь героя.
Давайте посмотрим эпизод.
Что мы можем сказать о речи героя? Речь Башмачкинабедна, невразумительна, непонятна.
Почему автор наделяет героя такой невразумительной речью?
(Трудно представить, чтобы герой, живущий в одиночестве и забитости, говорил иначе. Но дело и в умственной неразвитости, ограниченности кругозора, конечно, тоже. Таким образом, автор сочувствует своему герою.В каких словах выражается отношение автора к герою?К тому моменту, когда он пишет: «Отчего же нельзя, Петрович? — сказал он почти умоляющим голосом ребенка...», жалость, сочувствие к герою уже сформировались в читателе.)Вывод: Итак, перед нами человек совершенно обычный, заурядный, ничем не примечательный, почти даже не человек, а общее место, постоянная мишень для насмешек. Гоголь и сам над ним немного подтрунивает. Он наделяет его смешной внешностью, смешным именем, смешными привычками. Даже в неестественном канцелярском прилежании Башмачкина он находит подробности, вызывающие усмешку. Изображая мелкого чиновника и ничтожные происшествия его унылой жизни, автор поставил себе задачу – показать его право на лучший жребий и на человеческое к себе отношение, выставить на позор вовсе не смешного маленького чиновника, а свирепую грубость и жестокость людей, у которых эта грубость и жестокость прикрыты маской «утончённой образованной светкости».
Давайте обобщим, какие приёмы использует для характеристики героя? Описание внешности, его должности, имени, отношений с окружающими, отношении к себе. Речь героя тоже важна.
Давайте поразмышляем
1.Почему герой приобретает шинель?
2. Чем становится для героя идея приобретения шинели?
(Идея приобрести шинель расцвечивает жизнь, наполняет её особым содержанием. Решение Башмачкина сшить шинель, ожидание её, краткое обладание этим богатством сопровождаются пробуждением человеческой активности, переменами в мыслях, поступках героя. Несмотря на то, что он отказывается от самого необходимого, чтобы скопить деньги на приобретение шинели, он не мрачен, не унывает, а даже наоборот – счастлив своими мечтами о шинели. Изменился даже его внешний вид, а поведение стало более решительным и целеустремлённым. Он становится человеком!
Как изменяется жизнь Башмачкина после приобретения новой шинели.
С появлением шинели в жизни нашего героя происходят различные перемены. Прежде всего, статус Акакия Акакиевича в глазах сослуживцев резко повышается. В нём просыпается горделивое достоинство солидного чиновника, одетого так, как подобает, и чувствующего себя в своей одежде очень комфортно. Потому, придя в департамент, герой поручает шинель, против обыкновения, «в особый надзор швейцару», требуя должного почтения к себе и своей одежде.
Шинель изменяет не только самооценку Акакия Акакиевича, но и привычный ход его жизни. Дома после работы он ничего не пишет. Он выходит вечером на улицу, открывает там для себя новый мир, глядя на красивых дам, бобровые воротники мужчин и т.д. Придя в гости к помощнику столоначальника, Акакий Акакиевич выпивает два бокала шампанского, а возвращаясь домой, бежит «неизвестно почему, за какою-то дамою», сам дивясь потом «неизвестно откуда взявшейся рыси»Выпишите Слова . Это антонимы.
Как называется это приём в литературе?.Антитеза.
Какие перемены произошли с Акакием Акакиевичем после ограбления? (Тишайший Акакий Акакиевич начинает бранить будочника за то, что тот не помогает человеку, когда его грабят. Впервые не идет он на службу, начинает добиваться, чтобы его принял частный пристав. Когда его не пропускают, говорит писарю, что пришел по казенному делу, что пожалуется, если не пустят, «так вот тогда они увидят».Но самое главное начинается после визита к «значительному лицу».)Задание по группам.
12. Чем стала будущая шинель для героя повести?
А какие изменения происходят в характере, манере поведения? Отрывок №7.
(Мы видим, что он меняется внешне, поведение его становится более решительным и целеустремленным. Читаем от слов: «...но зато он питался духовно... в голове даже мелькали самые дерзкие и отважные мысли: не положить ли, точно, куницу на воротник?»
Конечно, в этом отрывке появляется юмор, но это добрый юмор, а главное в том, что он становится человеком, впервые начинает себя чувствовать человеком: даже принимает приглашение товарищей на вечеринку и выпивает шампанское.) Юмор – (см. раздаточный материал)
Расскажите о встрече А.А. со значительным лицом. Отрывок № 8.
Обратим внимание учеников на то, как Гоголь акцентирует внимание читателей на роль чина: «...генеральский чин совершенно сбил его (значительное лицо) с толку». Вспомним, что этот акцент важен был для автора и в повести «Невский проспект».
Читаем от слов: «Увидевши смиренный вид Акакия Акакиевича и его старенький вицмундир...» до слов: «...его вынесли почти без движения».
После этого визита Башмачкин уже ничего не помнил и не видел, не чувствовал ни рук, ни ног, когда добрался домой, не в силах был говорить. Началась сильная горячка и вскоре «бедный Акакий Акакиевич испустил дух».
Смерть только подчеркнула одиночество и бедность героя, который не оставил наследников и наследства. «И Петербург остался без Акакия Акакиевича, как будто бы в нем его и никогда не было».
Задание оп группам
Карточка №1
Определить кульминационный момент в повести.
В каком из фрагментов, по-вашему, отчётливее выражается авторское отношение к герою: «…всегда что-нибудь да прилипало к его вицмундиру: или сенца кусочек, или какая-нибудь ниточка; к тому же он имел особенное искусство, ходя по улице, поспевать под окно именно в то самое время, когда из него выбрасывали всякую дрянь, и оттого вечно уносил на своей шляпе арбузные и дынные корки и тому подобный вздор» или «С этих пор как будто самое существование его сделалось как-то полнее, как будто бы он женился, как будто какой-то другой человек присутствовал с ним, как будто он был не один, а какая-то приятная подруга жизни согласилась с ним проходить вместе жизненную дорогу, - и подруга эта была ни кто другая, как та же шинель на толстой вате, на крепкой подкладке без износу»?
Кто Башмачкин: Несчастный или посмешище?
Задание Соотнесите
Акакий Акакиевич если и глядел на что, то видел на всем свои чистые, ровным почерком выписанные строки. гипербола
Но ни одного слова не отвечал на это Акакий Акакиевич, как будто бы никого и не было перед ним; это не имело даже влияния на занятия его: среди всех этих докук он не делал ни одной ошибки в письме. Только если уж слишком была невыносима шутка, когда толкали его под руку, мешая заниматься своим делом, он произносил: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?».
Он сделался как-то живее, даже тверже характером, как человек, который уже определил и поставил себе цель. С лица и с поступков его исчезло само собою сомнение, нерешительность – словом, все колеблющиеся и неопределенные черты. Огонь порою показывался в глазах его, в голове даже мелькали самые дерзкие и отважные мысли антитеза
но даже не глядели на него, как будто бы через приемную пролетела простая муха сравнение
Свирепой грубости эпитет
Согласилась разделить с ним жизненную дорогу метафора
Соотнесите
Червяков нисколько не сконфузился, утерся плaточком и, кaк вежливый человек, поглядел вокруг себя: не обеспокоил ли он кого-нибудь своим чихaньем? Но тут уж пришлось сконфузиться. Он увидел, что стaричок, сидевший впереди него, в первом ряду кресел, стaрaтельновытирaл свою лысину и шею перчaткой и бормотaл что-то. В стaричке Червяков узнaлстaтскогогенерaлaБризжaловa, служaщего по ведомству путей сообщения.
"Я его обрызгaл! - подумaл Червяков. - Не мой нaчaльник, чужой, но все-тaки неловко. Извиниться нaдо".
Пошел вон!! - гaркнул вдруг посиневший и зaтрясшийсягенерaл.
- Что-с? - спросил шёпотом Червяков, млея от ужaсa.
- Пошел вон!! - повторил генерaл, зaтопaвногaми.
В животе у Червяковa что-то оторвaлось. Ничего не видя, ничего не слышa, он попятился к двери, вышел нa улицу и поплелся… Придя мaшинaльно домой, не снимaявицмундирa, он лег нaдивaн и… помер.
А. П. Чехов. «Смерть чиновника»
Нет, милый мой, поднимай повыше,— сказал толстый.— Я уже до тайного дослужился... Две звезды имею.
Тонкий вдруг побледнел, окаменел, но скоро лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой; казалось, что от лица и глаз его посыпались искры. Сам он съежился, сгорбился, сузился... Его чемоданы, узлы и картонки съежились, поморщились... Длинный подбородок жены стал еще длиннее; Нафанаил вытянулся во фрунт и застегнул все пуговки своего мундира...
— Я, ваше превосходительство... Очень приятно-с! Друг, можно сказать, детства и вдруг вышли в такие вельможи-с! Хи-хи-с.
— Ну, полно! — поморщился толстый.— Для чего этот тон? Мы с тобой друзья детства — и к чему тут это чинопочитание!
— Помилуйте... Что вы-с...— захихикал тонкий, еще более съеживаясь.— Милостивое внимание вашего превосходительства... вроде как бы живительной влаги... Это вот, ваше превосходительство, сын мой Нафанаил... жена Луиза, лютеранка, некоторым образом...
Толстый хотел было возразить что-то, но на лице у тонкого было написано столько благоговения, сладости и почтительной кислоты, что тайного советника стошнило. Он отвернулся от тонкого и подал ему на прощанье руку.
Тонкий пожал три пальца, поклонился всем туловищем и захихикал, как китаец: «хи-хи-хи». Жена улыбнулась. Нафанаил шаркнул ногой и уронил фуражку. Все трое были приятно ошеломлены.
А. П. Чехов «Толстый и тонкий»
Сущий мученик четырнадцатого класса, огражденный своим чином токмо от побоев, и то не всегда (ссылаюсь на совесть моих читателей). Какова должность сего диктатора, как называет его шутливо князь Вяземский? Не настоящая ли каторга? Покою ни днем, ни ночью. Всю досаду, накопленную во время скучной езды, путешественник вымещает на смотрителе. Погода несносная, дорога скверная, ямщик упрямый, лошади не везут — а виноват смотритель. Входя в бедное его жилище, проезжающий смотрит на него как на врага; хорошо, если удастся ему скоро избавиться от непрошеного гостя; но если не случится лошадей?.. боже! какие ругательства, какие угрозы посыплются на его голову! В дождь и слякоть принужден он бегать по дворам; в бурю, в крещенский мороз уходит он в сени, чтоб только на минуту отдохнуть от крика и толчков раздраженного постояльца. Приезжает генерал; дрожащий смотритель отдает ему две последние тройки, в том числе курьерскую. Генерал едет, не сказав ему спасибо. А. С. Пушкин. «Станционный смотритель»
Итак, домой пришед, Евгений
Стряхнул шинель, разделся, лег.
Но долго он заснуть не мог
В волненье разных размышлений.
О чем же думал он? о том,
Что был он беден, что трудом
Он должен был себе доставить
И независимость и честь;
Что мог бы бог ему прибавить
Ума и денег. Что ведь есть
Такие праздные счастливцы,
Ума недальнего, ленивцы,
Которым жизнь куда легка!
Что служит он всего два года;
Он также думал, что погода
Не унималась; что река
Все прибывала; что едва ли
С Невы мостов уже не сняли
И что с Парашей будет он
Дни на два, на три разлучен.
Евгений тут вздохнул сердечно
И размечтался, как поэт
А. С. Пушкин. «Медный всадник»
Только если уж слишком была невыносима шутка, когда толкали его под руку, мешая заниматься своим делом, он произносил: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?». Н. В. Гоголь «Шинель»
Давайте подведём итог: Какими чертами обладает «образ маленького человека» в русской литературе? они занимают одно из низших мест  в социальной иерархии,приниженность, соединяемую с ощущением несправедливости, уязвленной гордостью. Можем мы сказать, что такими чертами обладает Акакий Акакиевич? Подтвердите. Какие приёмы, средства выразительности автор использует, чтобы создать образ «маленького человека?».
Задание : ассоциативный ряд, Акакий Акакиевич Башмачкин, Самсон Вырин, Червяков, Тонкий, Евгений.