Методическая разработка занятия по литературе Роман «Преступление и наказание». Петербург Достоевского
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
государственное казенное профессиональное образовательное учреждение
Прокопьевский горнотехнический техникум им. В.П.Романова
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
занятия по литературе
Тема: «Роман «Преступление и наказание».
Петербург Достоевского»
Автор: Л.М. Семенкова,
преподаватель ГКПОУ Прокопьевского
горнотехнического техникума
им. В.П. Романова
Прокопьевск 2016
Пояснительная записка
Ф.М.Достоевский – самый противоречивый и трагический писатель мира, мечтающий о «золотом веке», братстве и равенстве. Уповая на религиозно-нравственное воспитание человечества, защищал униженных и оскорбленных, разоблачал эгоизм собственничества и осуждал общественную борьбу.
Данная методическая разработка занятия по теме: «Роман «Преступление и наказание». Петербург Достоевского», предназначена для студентов I курса всех специальностей профессионального образовательного заведения. Материал занятия углубляет знания обучающихся о Достоевском-художнике, философе, психологе, который продолжил традиции Пушкина и Гоголя, подняв реализм на новую высоту.
В методической разработке рассмотрены такие вопросы, как реализм Достоевского, история создания романа «Преступление и наказание», идейно-художественное своеобразие произведения, образ Петербурга. Увлекательна информация материала урока, как значение желтого цвета, символика чисел, говорящие фамилии в романе.
Данное занятие способствует формированию мировоззрения обучающихся, развивает познавательный интерес, обогащает духовный мир, способствует развитию аналитического мышления ребят, творческих способностей, самостоятельности, а также обогащает кругозор, Материал занятия отражает связь с реальной жизнью, обеспечивает органическое единство обучения воспитания.
Занятие по литературе
Тема занятия: «Роман «Преступление и наказание». Петербург Достоевского»
Цели занятия:
учебная:
- углубить знания обучающихся о Достоевском-художнике, философе, психологе;
- рассмотреть историю создания романа «Преступление и наказание», идейно-художественное своеобразие произведения;
- выяснить роль Петербурга в романе, значение цвета, чисел, говорящих имен и фамилий;
развивающая: развивать речевую культуру студентов, аналитическое мышление, творческие способности, умения ораторского мастерства; расширять кругозор, прививая любовь к русской литературе;
воспитательная: вовлекая в активную эстетическую деятельность, воспитывать гармоничную духовно развитую личность; попытаться пробудить в душах ребят любовь к творчеству Ф.М.Достоевского.
Тип занятия - комбинированный
Методы обучения: словесные, наглядные, практические: проблемные,
поисковые.
Педагогические технологии: элементы развивающего и проблемного
обучения, информационные технологии.
Оборудование: роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание», толковый словарь С.И.Ожегова русского языка, слайды, научно-популярная литература.
Технические средства обучения: интерактивная доска, компьютер, проектор.План занятия
I. Сообщение цели урока
II. Проверка домашнего задания
Ш.Объяснение нового материала
1. Реализм Достоевского
2. История создания романа
3.Идейно-художественное своеобразие романа «Преступление и наказание»
1) Идейно-тематическое содержание романа «Преступление и наказание».
а) Основная тема
б) Микротемы
в) Идея
г) Основная проблема
д) Проблематика:
2)Художественное своеобразие романа
а) Жанр
б) Главный сюжет
в) Этапы развития сюжета
г) Композиция
д) Внесюжетные элементы
4. Петербург Достоевского.
Образ Петербурга в романе
«Желтый» Петербург. Значение цвета.3)3начения имен и фамилий у Достоевского.4)3начение чисел в романе.
IV. Обобщение и заключение.
V.Выставление оценок.
VI. Домашнее задание.
Ход занятия
I. Сообщение темы и цели урока
Преподаватель: Сегодня на занятии мы поговорим о реализме Достоевского, об истории создания романа «Преступление и наказание», идейно-художественном своеобразии произведения. Изучая жизнь Петербурга, в котором происходят действия романа, рассмотрим значение цвета, чисел и говорящих фамилий. Продолжим работу над развитием речи, мастерством публичного выступления.
А главное, я хотела бы, чтобы каждый из вас задумался о своей роли в этой жизни!
П. Проверка домашнего задания
Фронтальный опрос по биографии и творчеству Ф.М.Достоевского
1.Где, когда и в какой семье родился Ф.М.Достоевский?
2. В каких учебных заведениях обучался будущий писатель?
Почему Достоевский не стал военным?
С какого времени Достоевский начал профессионально заниматьсялитературой?
Благодаря какому роману имя Достоевского узнала вся Россия, в какоевремя это произошло?
Кто из выдающихся людей предрекал великое будущее Достоевскому?
Что привело Достоевского в кружок Петрашевского?
Как сложилась его жизнь после ареста?
В каком произведении Достоевский описал тяжелые годы каторги?
10.В какое время Достоевский возвращается в столицу, и чем он занимается?
11.В каких журналах Достоевский выступает и как писатель, и какпублицист?
12.В чем новаторство Достоевского в литературе?
III .Объяснение нового материала
Работа с эпиграфом: (слайд)
«Человек есть тайна;
я занимаюсь этой тайной,
ибо хочу быть человеком»
(Ф.М.Достоевский)
Преподаватель: Ф.М. Достоевский верил в человека и человечество потому, что верил в БОГОчеловечство, в БОГОчеловека – в Христа и иЦерковь Художественный мир Достоевского - это мир мысли и напряженных нравственно-философских открытий. Достоевский раздвинул
рамки «социального» реализма, впервые заставив литературу говорить о
философских проблемах языком художественных образов. Органично
слились Достоевский-художник и Достоевский-мыслитель, а это привел о к
возникновению художественности нового типа. Реализм Достоевского -
философский, психологический.
Реализм Достоевского (сообщение студента)
«Реализм Достоевского - философский, психологический. Художественный
метод писателя основан на обостренном внимании к наиболее запутанным и
противоречивым формам жизни и общественного сознания его эпохи. В самых сложных («фантастических», по его определению) фактах духовной жизни своих современников он находил отражение общечеловеческих («всечеловеческих») проблем. Герои Достоевского - люди «века промышленности». В его романах борются идеи, порожденные буржуазными отношениями. Достоевский стал одним из первых критиков идей индивидуализма и анархизма, своеволия и вседозволенности, которые для многих его современников были привлекательнее, чем «ветхая» гуманистическая мораль. Противопоставляя этим разрушительным идеям свою веру в Бога, убеждение в несокрушимости идеалов христианского человеколюбия, писатель создал оригинальную концепцию личности: в его романах «антигероям» противостоят люди, вдохновленные верой в добро, стремящиеся к справедливости, отвергающие возможность достижения всеобщей гармонии ценой страдания (Соня Мармеладова, князь Мышкин, Алеша Карамазов).
Несмотря на склонность ставить «вечные» философские вопросы, Достоевский - писатель острозлободневный, одержимый, по его словам, «тоской по текущему». В современных событиях и в характерах современников он стремился увидеть как обобщающий, итоговый смыл, так и пролог новой эпохи общественного и культурного развития России и Европы. Все романы Достоевского 1860-х - 1870-х гг. могут быть названы романами-«прогнозами», романами - «пророчествами», значение которых в полном объеме раскрылось в XX в.
Достоевский - писатель-урбанист.
Словарная работа: (слайд)
Урбанизм-направление в искусстве, изображающее жизнь больших современных городов (С.И.Ожегов. Толковый словарь русского языка, с.837).
Он создал страшный портрет большого города, города-«спрута», который подчиняет и обезличивает человека (прежде всего это, конечно, Петербург), но писатель не ограничился изображением меркантильной и бесчеловечной городской «цивилизации». Достоевский убежден, что чем более «фантастичен» и враждебен мир, окружающий людей, тем сильнее в них тоска по идеалу, тем важнее для художника «найти человека в человеке». На языке писателя эта формула означала поиск выхода из хаотичного и уродливого мира, который, однако, должен быть изображен «при полном реализме», объективно, без идеализации. Свой нравственный долг Достоевский видел в том, чтобы обнаружить «скрытый в душе человеческой» порыв к красоте и гармонии. Как и Шиллер, кумир его юности, Достоевский верил: именно «красота мир спасет», поможет восстановить «погибшего человека, задавленного несправедливо гнетом обстоятельств, застоя веков и общественных предрассудков»
Преподаватель: Психологизм - важнейшая особенность всех произведений Достоевского. Уже в 40-е годы он уделял больше внимания описанию внутреннего мира героев, чем его социальной характеристике. В начале 60-х годов он иронически заметил, что «завел процесс» со всей литературой, в полный голос, заявив, что каждый человек - «ответчик» за все неустройство жизни и ее «мерзости». По мнению Достоевского, к «золотому веку» человечество придет только тогда, когда каждый человек поймет и преодолеет собственные несовершенства.
Писатель определил свой творческий метод как «фантастический реализм», т.к. по его мнению, нет ничего более фантастичного, чем душа человека, переживающего свой конфликт с миром.
Итак, о чем же этот роман «Преступление и наказание», и как он создавался?
II п. 19 века - период ускоренного исторического развития России. Эпоха глубокой и мучительной перестройки дореформенной России: разложения привычек, традиций, верований, социальной устойчивости.
Решался жгучий вопрос «философии жизни» - вопрос о «пересоздании мира». В это сложное время и был задуман, а позднее и создан роман «Преступление и наказание».
История создания романа (сообщение студента)
«Истоки романа восходят ко времени каторги Ф.М. Достоевского. 9 октября 1859 года он писал брату из Твери: «В декабре я начну роман... Не помнишь ли, я говорил тебе про одну исповедь-роман, который я хотел писать после всех, говоря, что еще самому надо пережить. На днях я совершенно решил писать его немедля. Все сердце мое с кровью положится в этот роман. Я задумал его в каторге, лежа на нарах, в тяжелую минуту грусти и саморазложения...» Первоначально Достоевский задумал написать «Преступление и наказание» в форме исповеди Раскольникова. Писатель намеревался перенести на страницы романа весь духовный опыт каторги. Именно здесь Достоевский впервые столкнулся с сильными личностями, под влиянием которых началось изменение его прежних убеждений.
Замысел своего нового романа Достоевский вынашивал шесть лет. За это время были написаны «Униженные и оскорбленные», «Записки из Мертвого дома» и «Записки из подполья», главной темой которых являлись истории бедных людей и их бунта против существующей действительности. 8 июня 1865 года Достоевский предложил А. А. Краевскому для «Отечественных записок» свой новый роман под названием «Пьяненькие». Но Краевский ответил писателю отказом, который объяснил тем, что у редакции нет денег. 2 июля 1865 года испытывавший тяжелую нужду Достоевский был вынужден заключить договор с издателем Ф.Т. Стелловским. За те же деньги, которые Краевский отказался выплатить за роман, Достоевский продал Стелловскому право на издание полного собрания сочинений в трех томах и обязался написать для него новый роман объемом не менее десяти листов к 1 ноября 1866 года.
Получив деньги, Достоевский раздал долги и в конце июля 1865 года выехал за границу. Но денежная драма на этом не завершилась. За пять дней в Висбадене Достоевский проиграл в рулетку все, что у него было, включая карманные часы. Последствия не заставили себя долго ждать. В скором времени хозяева отеля, в котором он остановился, приказали не подавать ему обеды, а еще через пару дней лишили и света. В крошечной комнате, без еды
и без света, «в самом тягостном положении», «сжигаемый какой-то внутренней лихорадкой», писатель приступил к работе над романом «Преступление и наказание», которому суждено было стать одним из самых значительных произведений мировой литературы.
В сентябре 1865 года Достоевский решил предложить свою новую повесть журналу «Русский вестник».
Достоевский усиленно работал над планом своего нового произведения в Висбадене, позднее - на пароходе, когда возвращался из Копенгагена, где гостил у одного из своих семипалатинских друзей, в Петербург, а затем и в самом Петербурге. В городе на Неве повесть незаметно переросла в большой роман, и Достоевский, когда произведение было уже почти готово, сжег его и решил начать заново. В середине декабря 1865 года он отправил главы нового романа в «Русский вестник». Первая часть «Преступления и наказания» появилась в январском номере журнала за 1865 год, но работа над романом была в самом разгаре. Писатель напряженно и самозабвенно трудился над своим произведением на протяжении всего 1866 года. Успех первых двух частей романа окрылил и вдохновил Достоевского, и он принялся за работу с еще большим усердием.
Весной 1866 года Достоевский планировал уехать в Дрезден, пробыть там три месяца и закончить роман. Но многочисленные кредиторы не позволили писателю выехать за границу, и летом 1866 года он работал в подмосковном селе Люблине, у своей сестры Веры Ивановны Ивановой. В это время Достоевский был вынужден думать и над другим романом, который был обещан Стелловскому при заключении с ним в 1865 году договора. В Люблине Достоевский составил план своего нового романа под названием «Игрок» и продолжал трудиться над «Преступлением и наказанием». В ноябре и декабре были дописаны последняя, шестая, часть романа и эпилог, и «Русский вестник» в конце 1866 года закончил публикацию «Преступления и наказания».
Преподаватель: Через свои жизненные тупики пришлось пройти Достоевскому, чтобы преподнести человечеству книгу «о смысле жизни».
Идейно-художественное содержание романа «Преступление и наказание». (лекция преподавателя с записями основных положений)
1) Идейно-тематическое содержание романа «Преступление и наказание». (лекция преподавателя с записями основных положений) (слайд)
60-е годы 19 века: решался жгучий вопрос времени - вопрос о пересоздании мира. Основная тема романа соответствует проблеме времени.
а) Основная тема - жизнь и духовный облик молодежи 60-х годов 19 века.
б) Микротемы: социальный гнет, насилие, нравственный распадличности, тема денег, тема «униженных и оскорбленных», тема«могучих натур».
в) Идея: В записной книжке Достоевский собственноручно записал идеюромана «Преступление и наказание»: «Идея романа. Православное воззрение;в чем есть православие? Нет счастья в комфорте, покупается страданием.
Человек не родится для счастья. Человек заслуживает свое счастье и всегда страданием». (Н.О. Лосский. Бог и мировое зло». М., 1994, с 55)
Позиция Достоевского: «Счастья можно добиться через страдание, через веру в Бога»
На первый план выдвигает писатель идеалы добра, любви, гуманизма, всепрощения. В нравственном совершенствовании видит Достоевский идеал человека и общества, в котором нет насилия и зла. Из положения, что «Бог существует, что Он -Творец мира и Промыслитель», Достоевский выводил все мировые ценности, придающие жизни смысл и обеспечивающие конечную победу добра.
г) Основная проблема: Как освободить человека от страданий?
Проблема не решена, т.к. сам писатель не видел путей ее решения. Из основной проблемы вытекает и проблематика романа.
д) Проблематика: личность и общество, добро и зло, бунт и смирение, религия и атеизм.
- Какой художественный прием ярко использует Ф.М. Достоевский в романе?
(антитеза)
2) Художественное своеобразие романа (слайд)
а) Жанр произведения: социально-философский, психологический роман.
Первый роман Достоевского, в котором был поставлен вопрос о возможности возрождения человека, потерявшего человеческий облик.
б) Главный сюжет - эксперимент героя над своей душой: испытание теории - проверка собственной натуры на роль властелина мира; сюжет (сообщение студента)
«Сюжет разворачивается вокруг главного героя, Родиона Раскольникова, в голове которого созревает теория преступления. Согласно его идее человечество делится на «избранных» и «материал». «Избранные» (классическим примером является Наполеон) имеют право совершить убийство или несколько убийств ради будущих великих свершений. Раскольников сам очень беден, он не может оплатить не только учебу в университете, но и собственное свое проживание. Мать и сестра его очень бедны, вскоре он узнает, что его сестра (Авдотья Романовна) готова выйти замуж за человека, которого не любит, ради денег, ради брата. Это было последней каплей, и Раскольников совершает преднамеренное убийство старухи-процентщицы («вошь» по его определению) и вынужденное убийство её сестры, свидетельницы. Но Раскольников не может воспользоваться краденым, он прячет его. С этого времени начинается ужасная жизнь преступника, мятущегося, лихорадочного сознания, его попытки обрести опору и смысл в жизни, оправдание поступка и его оценка. Тонкий психологизм, экзистенциальное осмысление поступка и дальнейшего существования Раскольникова красочно переданы Достоевским. В действие романа вовлекаются все новые и новые лица. Судьба сталкивает его с одинокой, запуганной, бедной девушкой, в которой он находит родственную душу и поддержку, Соней Мармеладовой, ставшей на путь самопродажи по причине бедности. Соня, верующая в Бога, пытается как-то продержаться в жизни, потеряв родителей. Раскольников находит также опору в университетском друге Разумихине, влюбленном в его сестру Авдотью Романовну. Появляются такие персонажи, как следователь Порфирий Петрович, понявший душу Раскольникова и остроумно выведший его на чистую воду, Свидригайлов, развратник и подлец яркий пример «избранного» человека (по теории Раскольникова), Лужин, адвокат и хитроумный эгоист и др. В романе вскрываются социальные причины преступлений и бедствий, моральных противоречий, гнетущих обстоятельств падения, описывается жизнь петербургской бедноты, пьянства и проституции, описаны десятки своеобразных персонажей и действующих лиц. На протяжении романа Раскольников пытается понять, достойным ли человеком он является, имеет ли он право вершить суд над другими людьми. Не выдержав бремени своего преступления, главный герой признается в совершённом убийстве, написав чистосердечное признание. Однако он видит вину не в том, что совершил убийство, а в том, что пошел на него, не оценив своей внутренней слабости и жалкого малодушия. Он отказывается от претензии на избранность. Раскольников попадает на каторгу, но Соня остаётся рядом с ним. Эти два одиноких человека обрели друг друга в очень сложный период жизни для обоих. В конце концов, герой находит опору в любви и религиозном сознании».
в) Этапы развития сюжета:
-Подготовка главного героя к преступлению.
-Само преступление
-События, следующие за преступлением.
Эти события и составляют содержание романа. Достоевский – психолог наблюдает за Раскольниковым-убийцей: за его поведением, за его психологическим состоянием.
г) Композиция:
-Экспозиция - период подготовки Раскольникова к убийству (ч.1, гл.1-6)
-3авязка - преступление Раскольникова (ч.1, гл. 7)
-Развитие действия - напряженные отношения между персонажами.
-Кульминация:
психологическая – признание - «исповедь» Раскольникова в убийстве Соне (ч.5, гл.4)
сюжетная - явка с повинной (ч.6, гл.8)
-Развязка - отсутствует.
Формальной развязкой сюжета мог бы стать суд над преступником и вынесение ему приговора. Но для Достоевского наибольшее значение имела не юридическая, а нравственно-идеологическая сторона конфликта. По его мнению, официально-карательные меры не затрагивают души преступника, не способствуют его нравственному «выздоровлению»
д) Внесюжетные элементы. Они играют большую роль в романе:необходимы для более полной характеристики персонажей.
1. сны (ч.1, гл.5; ч.3,гл.6)
2.письма (ч.1,гл. 3)
3. «исповеди» второстепенных героев
4.эпилог - один из этапов нравственного возрождения героя
4. Петербург Достоевского.
Преподаватель: Достоевский отразил в романе жизнь современной ему России, переживающей сложный момент становления капиталистических отношений. Резкой критике подвергается буржуазная цивилизация, которая развращает человеческую природу, порождает не только видимое зло, но и то худшее, бесчеловечное, что таится в глубине человеческого сознания. Действие романа происходит в городе Петербурге.
а) Образ Петербурга в романе (сообщение студента)
«Петербург Достоевского существует наряду с такими понятиями, как грибоедовская Москва, гоголевский Петербург, история, рассказанная в романе «Преступление и наказание». И это не случайно: в мире Достоевского место, обстановка, природа, неразрывно связанные с героями, составляют с ними единое целое. Только в мрачном, мучительном и враждебном человеку Петербурге могла зародиться бесчеловечная идея Раскольникова. Петербург - это не просто место действия, он - соучастник преступления Раскольникова.
Под вечер жарчайшего июльского дня, незадолго до захода солнца, уже бросающего свои косые лучи, из жалкой коморки « под самой кровлей высокого пятиэтажного дома» выходит в тяжкой тоске бывший студент Родион Раскольников. Так начинается роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Уже в самом начале произведения автор показывает на гнетущую обстановку, которая будет окружать героев на протяжении всего действия. С этого момента - без передышки, без покоя и отдыха, в исступлении и в задумчивости, в бреду и страхе - мечется по петербургским улицам, останавливается на мостах, заходит в грязные распивочные герой Достоевского Родион Раскольников. И всё это время мы не перестаём ощущать присутствие рядом с ним некоего не живого персонажа - огромного города.
Действие романа погружено в эпоху, прозванную « железным веком». И не случайно Петербург у Достоевского становится её олицетворением.
Ведь было два Петербурга. Один - город, созданный руками гениальных архитекторов, Петербург Дворцовой набережной и Дворцовой площадью. Петербург дворцовых переворотов и пышных балов, Петербург -символ величия и рассвета послепетровской России, поражающий нас своим великолепием и по сей день. Но был и другой, далёкий и неизвестный нам теперешним людям, Петербург - город, в котором люди живут в «клетушках», в жёлтых грязных домах с грязными лестницами, проводят время в маленьких душных мастерских или смердящих кабаках и трактирах, город полусумасшедший, как и большинство знакомых нам героев Достоевского.
Первый Петербург был воспет многими поэтами - лириками. Вот, например, бессмертные слова Пушкина о нём:
«Люблю тебя, Петра творение,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное течение,
Береговой её гранит,
Твоих оград узор чугунный,
Твоих задумчивых сводов
Прозрачный сумрак, блеск бездонный,
Когда я в комнате моей
Пишу, читаю без лампады,
И ясны спящие громады
Пустынных улиц и светла
Адмиралтейская игла...»
А вот как описан Петербург второй, увиденный Достоевским: (работа с текстом)
«На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду извёстка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможность нанять дачу, - всё это разом неприятно потрясло и без того уже расстроенные нервы юноши».
Тёмные, узкие, грязные улицы, дворы - колодца, вонючие переулки, клетушки - жилища героев.
Образ жизни людей из высшего света, «высшего» и роскошного Петербурга характеризуется только одной строкой из пушкинского « Евгения Онегина»: «полусонный в постелю с бала едет он». А людям Петербурга «низшего» приходиться добывать свой кусок хлеба трудом тяжким, имея одну только радость - горько напиться под вечер.
1. Пьяная толкотня на улицах, люди так и «кишат».
2. Пьяные крики по ночам не давали Раскольникову спать.
Город населён «бывшими людьми»: бедные, голодные, живущие в страшной нужде. При всём этом Петербург ещё и поразительно замкнут. Живущий в нём «закрыт от солнца» и от других людей, каждый – своему «шкафу» - коморке. Город болен, и чудовищно больны его обитатели. Сама окружающая обстановка создаёт у человека чувство безвыходности и озлобления. Она стимулирует возникновение самых невероятных и фантастических теорий: «Я тогда, как паук, к себе в угол забился. Я любил лежать и думать». Город - прекрасный материал для раздумий, подталкивает мысль в определённом направлении, и в конце концов заражает человека идеями, больше похожими на бред. Чертой, по которой мы узнаём заражённого « болезнь большого города», является навязчивый жёлтый цвет. Город, как зловещий демон, ищущий грешные души, опутал всё вокруг своими чёрными сетями, в которые попадают его обитатели. Он как бы отыгрывается на своих жертвах, высасывая из них не достающую ему энергию. И в эти мастерски расставленные ловушки попадают герои романа. Мармеладов испивается в грязной распивочной, Раскольников привязан нуждой к старухе - процентщице, Сонечка попала в «когти» Дарьи Францевны, «женщины злонамеренной в полиции многократно известной». Раскольников, совершив своё преступление, пошёл не только против человеческой морали и своей совести, он невольно нанёс рану и городу, обрубив одно из его щупалец. И город отомстил ему, задавив своей громадой, заставив страдать во много раз сильнее. Но события помогают Раскольникову, выхватив его из этого озлобленного мира. Он, дитя огромного мрачного города, попав в Сибирь, оказывается в новом для себя мире, вырванном из той искусственной почвы, на которой взросла его страшная идея. Это - иной, до сих пор неведомый Раскольникову мир, мир вечно обновляющейся Природы. И здесь, вместе с весною, охватывает его « необъятное ощущение полной и могучей жизни». Начинается его новый путь, свободный от своеволия и бунта, путь любви и человеколюбия. И тут мы видим, что каторга - место, предназначенное по своей сути для ограничения человеческой свободы, оказывается местом более пригодным для свободного проявления человеческой личности, нежели реальная «воля» большого города.
Преподаватель: А вот так описал Петербург сам Достоевский. Чтение романа часть 1, с 5,6,7(выдержки)
Итак, Достоевский показал нам, что появление Раскольникова во многом предопределила эпоха. Сам Петербург становится в романе действующим лицом. Он двойственен: с одной стороны, безрадостные городские пейзажи, которые соответствуют больным мыслям Раскольникова, замышляющего убийство. С другой стороны, великолепная панорама города, но этот город глух и нем для Достоевского и его героя: он веял великолепием, холодом и враждебностью
б) « Желтый» Петербург. Значение цвета.
Преподаватель: Каждый цвет имеет свои положительные и отрицательные характеристики. Например, красный цвет в психотерапии - цвет энергии, любви, развития и одновременно - цвет агрессии, злобы, ревности, высокомерия и эгоизма. Зеленый цвет - цвет жизненной силы, открытого сердца, миролюбия и одновременно цвет хитрости предательства, измены, материализма.
- Каков же основной цвет в романе Достоевского «Преступление и наказание»? (слайд)
Положительные характеристики цвета
Негативные характеристики цвета
Радость жизни
Свобода
Справедливость
Оригинальность
Честность
Сообразительность
Уверенность в себе
Язвительность
Критичность
Нетерпимость
Сарказм
Цвет сплетен
Болезнь
Деградация
Желтый цвет олицетворяет ум, влияние доминанта. Он самый гибкий, везде проникает, помогает преодолеть трудности, способствует концентрации внимания. Под воздействием желтого цвета быстро принимается решение и мгновенно выполняется. Желтый цвет символизирует интуицию и сообразительность. В мифологии он олицетворяет собой Солнце, тепло, весну и цветы.
(сообщение студента «Желтый» Петербург)
Произведение «Преступление и наказание» иногда называют «Петербургским романом». Достоевский изображает столицу России в 60-70е годы, в пору стремительного развития капитализма. Это мрачный, большой, сырой, и все-таки прекрасный город. В изображении его портрета автор использует цветопись. Петербург Достоевского жёлтый. Так почему же? Жёлтый цвет воспринимается в романе, как застывший солнечный цвет; это цвет болезни, страдания, цвет мертвечины. Петербург Достоевского болен, и больны большинство персонажей произведения: кто нравственно кто физически. События романа происходят летом, в жаркий душный июль: «На улице жара стояла страшная, к тому же духота, вонь». В такой психологической атмосфере мы знакомимся с героями романа.
Характерной чертой, по которой мы узнаем обстановку и людей затронутых болезнью, является раздражающий, навязчивый, нездоровый желтый цвет. (слайд)
Раскольников - желтая каморка с желтенькими обоями, тяжелая, желчная, злая улыбка змеилась по его губам.
Соня - комната с «желтоватыми, обшмыганными и истасканными обоями».
Порфирий Петрович - мебель из «желтого отполированного дерева». Свиригайлов - желтый цвет обоев в комнате гостиницы, где остановился. Старуха - процентщица - одета в «истрепанную и пожелтелую кацавейку, комната обставлена мебелью из жёлтого дерева».
Мармеладов - желтое от постоянного пьянства лицо. Женщина - самоубийца - с желтым испитым лицом.
Лужин - перстень с желтым камнем на руке.
Эти детали отражают безысходную атмосферу существование главных действующих лиц романа, становится предвестниками недобрых событий. Петербург в романе - это своеобразное «действующие лица» - город который душит, давит, навивает кошмарные видения, создает атмосферу безысходности, толкает на скандалы и преступления. Человек задыхается в Петербурге Достоевского. Все несет на себе печать общей неустроенности, скудности человеческого существования. Живет в тесной каморке, похожей на гроб, в нищете Раскольников, полуголодный, полураздетый весь в долгах. Живет на пороге в проходной комнате Семен Захарович Мармеладов, спившийся чиновник, его дочь Соня вынуждена пойти на панель, чтобы хоть как-то прокормить семью. Продает себя и сестра Раскольникова Дуня, чтобы иметь возможность помогать брату - все несчастные! А что творится на улицах! Раскольников видит безграничное горе людей:
Бросается с моста незнакомая женщина;
Погибает на улице Мармеладов, попав под лошадей;
Пятнадцатилетнюю девочку «пьяную, обманутую» преследует «жирный франт»;
И извозчик «награждает» Раскольникова ударом бича.
Люди доведены до отчаяния. Все вместе: пейзажи, уличные сцены, интерьеры, «углы» - создают общее впечатление больного города. Достоевский мастерски использовал цвет для больного состояния Петербурга».
Преподаватель: Желтый цвет в романе создает дополнительное ощущение болезненности, усиливает атмосферу нездоровья, расстройства, надрыва, истеричности и одновременно затхлости и безысходности. Хотя
положительнее качества желтого цвета - это божественная сила, творческая энергия, сила интеллекта, радости и привлекательности, наконец, это цвет солнца - цвет жизни.
в) 3начения имен и фамилий у Достоевского. (слайд)
Преподаватель: Имена и фамилии в романе Достоевского говорящие.
Раскольников - «раскол» - «раздвоение»- с одной стороны, страстная любовь к людям, с другой- полное безразличие к своим интересам.
Соня - София- «смиренномудрие», несет крест, выпавший на ее долю, и верит, в победу добра и справедливости.
Лебезятников - человек, способный подличать, лебезить, поддакивать.
Разумихин - рассудительный.
Лизавета Ивановна - «Елисавета» - почитающая Бога.
-Демонстрация книги: Борисова Ю.С. Все тайны имени. (Аннотация)
г) 3начение чисел в романе. (слайд)
Число «семь» в романе
Согласно учению пифагорийцев, число 7 является символом святости, здоровья и разума. Число 7 называют «истинно святым числом», так как число 7 - это соединение числа 3, символизирующего божественное совершенство, и числа 4, числа, которое относят к числам мирового порядка.
Число 7 - это символ «союза» Бога с человеком, символ общения между Богом и его творением.
Сам роман состоит из 6 частей и эпилога.
1-я и 2-я части романа состоят из 7 глав.
7 часов вечера -роковое время, время убийства старухи-проценщицы
7лет каторги - срок наказания герою за преступление.
7лет - прожил Свидригайлов со своей женой.
7 детей у портного Капернаумова.
В 7 лет Раскольников видит сон, в котором представляет себя семилетним мальчиком.
730 шагов до дома старухи-проценщицы.
Число «три» в романе. (слайд)
Число 3 символизирует «божественное совершенство». Это число Святой Троицы.
Марфа Петровна оставила три тысячи рублей Дуне по завещанию.
Соня вынесла Мармеладову на похмелье свои последние тридцать копеек.
Соня Катерине Ивановне «выложила тридцать целковых»
Марфа Петровна выкупила Свидригайлов за тридцать тысяч сребреников
Соня- три больших окна в ее комнате.(Окно – символ связи с Вселенной)
Марфа Петровна «три раза приходила» к Свидригайлов
Свидригайлов хотел предложить Дуне до тридцати тысяч.
Сеидригайлов вручает Соне три билета.
Раскольников трижды позвонил в колокольчик старухи.
Раскольников трижды встречается с Порфирием Петровичем.
Раскольников думает, что у Сони три дороги, когда она стоит в трех
шагах от стола.
Дуня стреляет в Свидригайлов в трех шагах.
Разумихин три часа дожидается, пока проснется Раскольников.
- Демонстрация книги: Куликова В.Н. Нумерология. Числа вашей судьбы. (Аннотация)
Преподаватель: Цветопись, имена, фамилии, цифры в романе играют огромную роль. Они несут на себе психологическую и идейную нагрузку.
IV. Обобщение и заключение.
1. Составление плана.
Петербург Достоевского, утверждающий идею Раскольникова о праве сильной личности на преступление.
Образ «желтого Петербурга».
Жизнь петербургской бедноты:
а) петербургские улицы, кварталы, распивочные;
б) люди «кишат»;
в) нищета студента Раскольникова;
г) полунищенское положение матери и сестры Раскольникова;
д) семейство Мармеладовых.
Старуха-проценщица как символ страшного мира.
Идея Раскольникова как протест против этого мира.
2. Написание сочинения-миниатюры на тему: «Красота спасет мир».
V.Выставление оценок.
VI. Домашнее задание.
Использованная литература
Достоевский, Ф.М. Преступление и наказание: Роман. В 6 ч. С эпилогом [Текст]: / Послесл. и коммент. А.Н.Муравьева. / Ф.М.Достоевский.- М.: Просвещение, 1982.-480 с.
Богомолова, Е.И. Пособие по литературе для слушателей подготовительных отделений высших учебных заведений [Текст]: Учеб пособие / Е.И.Богомолова, Т.К.Жаров, М.М.Кедрова.-М.: Высш. шк., 1985.-431с.
Борисова, Ю.С. Все тайны имени. [Текст]: / Ю.С. Борисова.- М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2009.-286с.
Красовский,В.Е. Литература. [Текст]: Справочник абитуриента / В.Е Красовский, А.В. Леденев. -М.: Филол.об-во «Слово», ООО «Фирма "Издательство ACT"», 1998.-736 с.
Куликова, В.Н. Нумерология. Числа вашей судьбы. [Текст]: / Ю.С.Борисова.-М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2009.-256с.
Щеблыкин, И.П. История русской литературы ( XI-XI) [Текст]: Учебник для нефилол. фак-тов вузов / И.П. Щеблыкин.- М.: Высш. шк., 1985.- 511с.
Котельников, В.А. Русские писатели XI - начала ХХвека: Биобиблиогр. Слов. Кн. для учащихся [Текст]: / Сост. В.А.Котельников, Ю.М. Прозоров; Под ред. Н.Н. Скатова.- М.: Просвещение, 1995.- 575с.
Ожегов, СИ. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений [Текст]: / С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова- М.: азбуковник, 1999.- 944с.
Приложение
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
13 EMBED AcroExch.Document.7 1415
13 EMBED AcroExch.Document.7 1415
13 EMBED AcroExch.Document.7 1415
Root Entry