Исследование по роману И.А. Гончарова Обломов в свете глобальной педагогики


ТАЙНЫ РУССКОЙ КЛАССИКИ
И. С. Ефремова
Муниципальная школа-интернат лицей-интернат,
236023, г. Калининград, улица Каштановая аллея, д. 141, e-mail: moushili@mail.ru«Что формирует судьбу человека.
(По мотивам романа И.А. Гончарова «Обломов».)»
Учитель Ефремова Ирина Серафимовна
Калининград, 2012
Содержание
I. Вступление: «Вокруг – мир» стр. 3- 4
II. Основная часть стр.5- 10
1. «Взаимонепонимание» стр. 5 -8
2. «Жизнь – сказка, сказка – жизнь» стр. 9 – 10
III. «Судьба человека» стр. 11
IV. Список литературы стр. 12
I. Вступление «Вокруг – мир»
Мы живём на одной планете – Земле. Она – наш общий дом, а такие вечные ценности, как добро, любовь, дружба, были значимыми и до нас, и не потеряют своей ценности и после. В нашем общем мире объединяет людей с разными характерами, мировоззрениями культура. А обеспечить массовое воспитание помогает именно литература, так как является одним из самых распространённых видов искусства.
Я считаю, что одним из путей усовершенствования и гуманизации образования является его глобализация. Глобальное образование – это педагогические технологии современной эпохи. Оно направлено на формирование творческой личности, способной самоопределиться в современном мире.
В рамках глобального образования можно решить две очень важные задачи. Во-первых, учить всех, потому что каждый обучающийся в состоянии определить свою роль в решении общечеловеческих проблем, а значит, своё место в мире. Принципы глобальной педагогики помогают объединить в учебном процессе и заинтересовать разных учеников. Во-вторых, у обучающихся создаётся целостная картина мира, они учатся преодолевать разделение его на противоборствующие группировки, социальные и национальные конфликты. Такой учебный процесс приводит к единению человека с природой, соединению человеческого сознания и души.
В своей работе я ставлю перед собой задачу определить значение романа И.А.Гончарова «Обломов» как для времени его создания, так и для нашего времени, причём не только для России. Мы сейчас вместе живём на этой планете и не можем отделяться друг от друга, потому что невозможно прожить в изоляции, в том числе и культурной. Также я рассматриваю роман и с точки зрения возможных путей преодоления одиночества, определение человеком его места в мире. В этом состоит новизна и актуальность исследовательской работы.
В исследовании опиралась на следующие принципы:
- отбор тем, включающих принципы гуманитарного права. Для примера, по роману «Обломов» - «планета без зла»; «взаимопонимание людей»;
- надпредметность. Для понимания проблемы романа мало знаний по отдельным предметам школьной программы, поэтому привлекала информацию из дополнительных источников, не всегда связанных с предметом;
- использование технологии эпитем. Например, по роману можно выделить следующие эпитемы: дружба – любовь – труд – культура – добро;
- кросс-культурная грамотность, потому что гармонично и всесторонне развитый человек более свободен в реализации своей личностной функции.
Кросс-культурная грамотность – уровень постижения чужой культуры, на котором признаются особенности культуры другого народа, ее полноценность и индивидуальность.
В романе Гончарова мы видим противопоставление двух разных людей – Обломова и Штольца. Последнего можно назвать представителем западных ценностей и культуры, а Обломова – культуры востока. Проблема взаимоотношения культур России-Запада-Востока имеет глобальный характер ещё с начала XX века.
Обеспечение жизни человека в современном обществе обусловливает необходимость развития национальных культур в их единстве и взаимопроникновении, результатом реализации данного направления должно стать формирование культуры межнационального общения.
Сплав принципов глобального образования и традиционных технологий в единое целостное и даёт возможность создать школу будущего, а школьный возраст - возрастом становления личности в самом широком смысле этого слова, гражданином не отдельного государства, а жителем Планеты Земля.
В своей работе использовала следующие методы исследования:
- метод сопоставления и анализа;
- метод практической деятельности, накопление знаний;
- метод анализа данных, полученных при изучении литературных источников.
II. Основная часть.
1. «Взаимонепонимание»
Оба они перестали понимать друг друга,
а наконец, каждый и себя.
И. А. Гончаров. Обломов.
Роман И.А. Гончарова начинается, на первый взгляд, обычно. « В Гороховой улице, в одном из больших домов, народонаселения которого стало бы на целый уездный город, лежал утром в постели, на своей квартире, Илья Ильич Обломов». Мы узнаём, что действие произведения будет разворачиваться в большом доме на Гороховой. Для нас это так, но современники писателя хорошо знали тайну улицы. Постаралась узнать её и я. Первоначально улица называлась Адмиралтейский проспект. Нынешнее название улица получила после 1756 года, когда купец Гаррах (в народе Горох, Горохов) построил на ней каменный дом и открыл лавку. С тех пор на карте города она имеет двойное название. Не это ли намёк автора в возможности найти компромисс в любых ситуациях.
Обращает на себя внимание и такая эпитема: улица – большой дом – народонаселение – Илья Ильич Обломов. Писатель явно отделяет своего героя от окружающего мира. Сигналом к тому же являются фамилия и имя главного героя Ильи Обломова. «Облом – неуклюжий человек. Обломать – с трудом уговорить, убедить, а также сломать упрямство». Его имя в переводе с еврейского языка означает «крепость Господня». (1)
Автор позволяет читателю войти в комнату Ильи Ильича, посмотреть, как он живёт. Здесь - то мы и знакомимся с человеком, который должен быть близок герою. Почему? Захар, как мы узнаём из содержания главы, является самым близким человеком для Обломова. Он знает хозяина с самого детства, казалось, изучил все его привычки. Это представление разрушает вполне житейская проблема переезда на новую квартиру, чего требует хозяин настоящей квартиры. Слуга передаёт это требование хозяину, чем вызывает в нём бурю негодования. Особенно возмущает Обломова слово «другой». Почему?

Захар Обломов
Переезжают другие люди «Другой» - моральное клеймо
Не понимает, почему расстроился барин Чувствует обиду, социальное унижение
Внешне проявляет гнев, внутренне – недоволен собой завидует другим
«Другой» - разговорное понимание: какой-нибудь иной «Другой» - книжное понимание: второй
Толковый словарь Ожегова.
Этот разговор – первое глубинное непонимание людей. Этому можно возразить, сказав, что Захар и Обломов – люди, которые при всей видимой близости являются представителями разных социальных слоёв. Тогда как ведёт себя Илья Ильич с людьми его круга? Автор даёт нам возможность понаблюдать за многочисленными гостями героя и их взаимопониманием.
Обломов Волков СудьбинскийПенкинАлексеев
Тарантьев, земляк Обломова
Не подходите, не подходите: вы с холода!
…едем в ЕкатерингофНездоровится что-то, не могу!
…не поедешь ли ты нагулянье? Я бы заехал.
…не подходите, не подходите: вы с холода
Я хотел предложить вам ехать в Екатерингоф…я вам не дам руки: вы с холода!
Никогда не
надо предаваться отчаянию: перемелется - мука будет.
Отказывается Предлагает ехать в ЕкатериенгофНет понимания у Обломова с людьми его круга. Конечно, его можно понять. Чистый душевно человек не хочет воспринимать лицемерие, притворство, карьеризм внешнего мира. Но ведь он не создаёт и свой мир и медленно превращается в «мёртвую душу». Ожидание друга Штольца, который всё решит за него никак не оправдывает героя.
Задаёшься вопросом, что же может помочь Обломову всё-таки встать с дивана? Конечно, любовь. Штольц тоже так решил и познакомил Илью Ильича с Ольгой. «Встреча с ней – это рождение и созревание любви, а потому и человек». (1)
Г.Е. Эткин. «Внутренний человек» и внешняя речь. Москва, «Языки русской культуры», 1999, С- 142
Не суждено было разгореться чувству любви между Ольгой и Обломовым. Слишком была крепка крепость, построенная в детстве. Достаточно проанализировать один диалог между героями, и понимаешь, что у Ольги не хватит сил сломать её.
« Она молчала, сорвала ветку сирени и нюхала ее, закрыв лицо и нос.
- Понюхайте, как хорошо пахнет! - сказала она и закрыла нос и ему.
- А вот ландыши! Постойте, я нарву, - говорил он, нагибаясь к траве, -
те лучше пахнут: полями, рощей; природы больше. А сирень все около домов
растет, ветки так и лезут в окна, запах приторный. Вон еще роса на ландышах
не высохла.
Он поднес ей несколько ландышей.
- А резеду вы любите? - спросила она.
- Нет: сильно очень пахнет; ни резеды, ни роз не люблю. Да я вообще не
очень люблю цветов; в поле еще так, а в комнате - сколько возни с ними...
сор...
- А вы любите, чтоб в комнатах чисто было? - спросила она, лукаво
поглядывая на него. - Не терпите сору?
- Да; но у меня человек такой... - бормотал он. "О, злая!" - прибавил
про себя». (1)
Ольга предлагает Обломову понюхать сирень, называет резеду. Обломов, разражаясь, предлагает обратить внимание на ландыши, а затем все цветы называет сором. Оказывается, Обломова раздражает приверженность Ольги к иностранным словам. Сирень - слово немецкое; резеда (исцеление) – французское; роза (колючая) – немецкое. Вот Обломов и предлагает ландыш, исконно русское слово. Может быть, просто вокруг не было других цветов. Нет, раздражение по поводу цветов не только внешнее, но и внутреннее: «О, злая!»
В мир своей сказки не пустит Илья Ильич Ольгу, которая подчиняет себя светским условностям, долгу, обязанности. Обломову нужен покой, защита. Трудности ему не нужны.
В романе «Обломов» проблема непонимания раскрывается значительно шире, чем просто непонимание между близкими людьми. Так, Тарантьев обвиняет Обломова, что тот променял его на немца, имея в виду Штольца. Знаменательна в этом ключе и сцена проводов Андрея в большую жизнь.
« - Ну! - сказал отец.
- Ну! - сказал сын.
- Все? - спросил отец.
- Все! - отвечал сын.
Они посмотрели друг на друга молча, как будто пронзали взглядом один
другого насквозь.
И.А. Гончаров. Обломов. Часть II, гл. 6, С.- 356
Между тем около собралась кучка любопытных соседей посмотреть, с разинутыми ртами, как управляющий отпустит сына на чужую сторону.
Отец и сын пожали друг другу руки. Андрей поехал крупным шагом.
- Каков щенок: ни слезинки! - говорили соседи. - Вон две вороны так и
надседаются, каркают на заборе: накаркают они ему - погоди ужо!..»
- Да что ему вороны? Он на Ивана Купала по ночам в лесу один шатается:
к ним, братцы, это не пристает. Русскому бы не сошло с рук!..
- А старый-то нехристь хорош! - заметила одна мать. - Точно котенка
выбросил на улицу: не обнял, не взвыл!» (1)
Не понимают соседи сдержанности отца и сына. Можно выстроить следующую эпитему: чужая сторона – отец – сын- щенок – ни слезинки - русский – нехристь.
Взаимонепонимание людей оказывается не только на социальном, образовательном, психологическом, но и национальном уровне.
И.А. Гончаров. Обломов. Часть II, гл. 1, С.- 301
«Жизнь – сказка, сказка – жизнь»
Читая первые страницы романа «Обломов» невольно задаёшься вопросом: что губит героя, почему он не принимает не только негативные стороны жизни, но и отказывается от неё совсем, обрекая себя только на физическое существование. Ответ кроется в главе «Сон», когда Илья Ильич в своих грёзах отправляется в страну Обломовка: «Где мы? В какой благословенный уголок земли перенес нас сон Обломова?
Что за чудный край! (1)
В таком краю в сказках может вырасти русский богатырь, рос Илюшенька, любознательный мальчик.
« Он выбежит и за ворота: ему бы хотелось в березняк; он так близко
кажется ему, что вот он в пять минут добрался бы до него, не кругом, по дороге, а прямо, через канаву, плетни и ямы; но он боится: там, говорят, и лешие, и разбойники, и страшные звери. Хочется ему и в овраг сбегать: он всего саженях в пятидесяти от сада;
ребенок уж прибегал к краю, зажмурил глаза, хотел заглянуть, как в кратер вулкана... но вдруг перед ним восстали все толки и предания об этом овраге:
его объял ужас, и он, ни жив ни мертв, мчится назад и, дрожа от страха,
бросился к няньке и разбудил старуху». (2)
Так и остался Обломов с вечной мечтой о переходе за заветный овражек, не хватило ему богатырского мужества, сделать решительный шаг и вкусить полноту реальной жизни. Мир сказки няни – духовное молоко, на котором вскармливались дети обломовского типа. Взаимопонимание жителей Обломовки не дало полного понимания жизни. Не все живут так, как обломовцы. Сами, того не осознавая, родители Ильи Ильича толкнули его из сказки Обломовки в пропасть «обломовщины».
Последним шагом к полному угасанию героя становится жизнь в доме Агафьи Пшеницыной.
«Он глядел на нее с легким волнением, но глаза не блистали у него, не наполнялись слезами, не рвался дух на высоту, на подвиги. Ему только
хотелось сесть на диван и не спускать глаз с ее локтей».
Локти Агафьи – наваждение, преследовавшее Обломова даже тогда, когда не было никакой Агафьи. Простонародный образ томил его всегда. Локти домовитой женщины выдвигаются на первый план обломовской жизни.
Так, может быть, герои нашли себя, и с после встречи начнётся возрождение Ильи Ильича. Нет! Агафья сама себя не понимала, она знала только то, что Обломов не такой, как её муж. Для Обломова жизнь в доме Агафьи означала окончательное угасание. Страшным приговором звучат слова Штольца:
«- Что там? - спросила Ольга с сильным биением сердца.
- Ничего! - сухо, отрывисто отвечал Андрей.
- Он жив, здоров?
- Да, - нехотя отозвался Андрей.
- Что ж ты так скоро воротился? Отчего не позвал меня туда и его не
привел? Пусти меня!
- Нельзя!
- Что ж там делается? - с испугом спрашивала Ольга. - Разве "бездна
открылась"? Скажешь ли ты мне?
Он молчал.
- Да что такое там происходит?
- Обломовщина! - мрачно отвечал Андрей и на дальнейшие расспросы Ольги
хранил до самого дома угрюмое молчание».
Но есть в романе эпизод, который говорит о торжестве взаимопонимания героев. Пусть временном взаимопонимании , но они были счастливы: « И в Обломове играла такая же жизнь; ему казалось, что он живет и чувствует все это - не час, не два, а целые годы... Оба они, снаружи неподвижные, разрывались внутренним огнем, дрожали одинаковым трепетом; в глазах стояли слезы, вызванные одинаковым настроением.
Все это симптомы тех страстей, которые должны, по-видимому, заиграть
некогда в ее молодой душе, теперь еще подвластной только временным, летучим намекам и вспышкам спящих сил жизни.
Она кончила долгим певучим аккордом, и голос ее пропал в нем. Она вдруг остановилась, положила руки на колени и, сама растроганная, взволнованная, поглядела на Обломова: что он?
У него на лице сияла заря пробужденного, со дна души восставшего
счастья; наполненный слезами взгляд устремлен был на нее…
- Посмотрите в зеркало, - продолжала она, с улыбкой указывая ему его же
лицо в зеркале, - глаза блестят, боже мой, слезы в них! Как глубоко вы
чувствуете музыку!..
- Нет, я чувствую... не музыку... а... любовь! - тихо сказал Обломов».
Итальянская музыка, певучие аккорды, голос Ольги и трепетная душа Обломова торжествовали над миром отчуждения и равнодушия. Венец этому чувству – любовь!

Заключение: «Судьба человека »
Я думаю, что каждый человек – творец соей судьбы. Главное, выбрать её правильно, а ещё научиться слушать других людей, преодолевая непонимание, а значит, избежать одиночества.
Возвращаясь к теме исследовательской работы, хочется сделать следующие выводы:
- литературе принадлежит важнейшая роль в воспитании человека будущего, обучении кросс-культурной грамоты, основанной на знании как своей культуры, так и культуры народов других стран;
- роман «Обломов» - это роман о преодолении человеком одиночества, о месте его в мире, о поиске своей судьбы, а не только материал антикрепостнической направленности;
- автор призывает «не вносить искусства в жизнь…а жизнь в искусство!...Гармония чувств и поступков - залог радости бытия», осознание значимости своей жизни для других; (1)
- формирует человека его семья, именно она играет важнейшую роль в формировании человека, поэтому очень важно, чтобы сказка детства не превратила человека в своего заложника.
Очень хочется верить, что люди поймут важность каждого человека, а человек осознает свою ответственность за свою судьбу. Люди научатся понимать друг друга искать компромиссы в отношениях друг к другу. Возможно, именно Андрею Обломову удастся соединить в себе два начала: русскую душевность отца и немецкий рационализм Андрея Штольца. А мы, учась на ошибках литературных персонажей, не будем допускать своих.
Этому и служит литература как вид искусства, одним из лучших образцов которой являет собой роман И.А. Гончарова «Обломов».
В заключение хочу ещё раз отметить, что не ставила своей задачей литературоведческое исследование произведения. Моя работа – попытка ответить на вопросы: что формирует современного человека и как этому способствует классическая литература девятнадцатого века, в частности, роман И.А. Гончарова «Обломов».
Список литературы
1. Джон Толкиен «Властелин колец»
2. Толковый словарь Ожегова.
Г.Е. Эткин. «Внутренний человек» и внешняя речь. Москва, «Языки русской культуры», 1999
И.А. Гончаров. Обломов.
SECRETS OF RUSSIAN CLASSICS
I.S. Efremova In this article the author offers an original interpretation of the final drama A.N. Ostrovsky “Thunderstorm” and put forward his version of the death of the protagonist plays.
Список литературы
1. Островский А. Н. Гроза / А.Н. Островский - Минск, 1983. – 73 с.
2. Лебедев Ю.В. Русская литература XIX века / Ю.В.Лебедев - М., 2009. – 319 с.
3. Силинская Л.Н. Поурочное планирование по литературе / Л.Н.Силинская - М., 2008. –
319 с.
4. Лакшин В. Я. Островский. (1876 — 1886). Комментарий. // В  кн.: А. Н. Островский.
Полн. собр. соч. В 12-ти тт. -  Т. 5. М., 1975. – 306 с.
5. Драма А. Н. Островского «Гроза» в русской критике. Л., 1990. – 229 с.