Презентация по МХК: «”Сад земных наслаждений” Иеронима Босха»
«Сад земных наслаждений» Иеронима БосхаРаботу выполнила Смирнова Александра,10 «А» класс гимназии № 405Преподаватель: Дудкина Н.В.Санкт-Петербург, 2011
Иероним БосхНастоящее имя Иеронимус Ван Акен. Псевдоним "Босх" происходит от сокращенного названия родного города мастера – Гертогенбос, в то время числившегося среди крупнейших городов Брабантского герцогства.Потомственный художник … но ни одной работы художников этой династии неизвестно. Предположительно Босх прожил около 65 лет (около 1450 – 1516). Также есть предположение, что творческую независимость ему обеспечила выгодная женитьба.
Ныне Босх считается автором примерно 30 произведений из тех, что дошли до наших дней. Вот собственно и все. Отсутствие подлинной биографии неизменно возбуждает аппетит сочинителей. Одни называют его сюрреалистом из Средневековья. Почитают человеком первым, без помощи теории Фрейда, оценившим значение образов подсознания. Правда, его видения, в отличие от произведений сюрреалистов, не сотканы из зыбкой ткани сновидений. Его кошмары реальны. Особой популярностью пользуется версия, что в его работах зашифрованы секреты алхимиков, астрологов, колдунов той эпохи.Третьи причисляют художника к еретикам, называя адептом запрещенных сект, хотя известно, что Босх был чрезвычайно религиозным человеком, членом Братства Девы Марии.И. Босх. Искушение святого Антония. Фрагмент
Главная тема творчества Босха – борьба Добра со Злом за душу слабого и грешного человека. Его произведения вызывают смятение в умах и по сей день. В них многофигурные религиозные и аллегорические композиции, полные алхимических и астрономических символов. Картины Босха сочетают гротеск, иронию, фольклорно-сатирические и нравоучительные мотивы. Художественный язык Босха никогда не укладывался целиком в средневековые символические толкования. Художник часто употреблял символы в ином или противоположном значении, изобретал свои собственные. Босх был и остаётся очень трудным художником, даже сейчас нет установившейся точки зрения на трактовку его сюжетов и образов. И. Босх. Слушаюший лес и смотрящее поле
Триптих «Сад земных наслаждений»Этот триптих самый крупный (2.1х3.9 м), самый знаменитый и загадочный из всех триптихов Босха. Он был создан в 1503 году, и в нём своеобразное видение мира Босхом отразилось в полной мере. Название картине дано уже в современности, но во второй половине XVI века её называли «Многообразие мира». В это время картина была в собственности короля Филиппа II. В XVII веке картину называли «Тщеславие и слава».Левая часть триптиха – это Рай. Центральная – это собственно и есть «Сад земных наслаждений». Правая сторона – это Ад.
Рай Левая часть изображает сцену «Сотворения Евы». Сам рай блестит и переливается яркими красками. Он заполнен разнообразными животными и выглядит нереально, фантастически. На фоне этого Босх изображает Адама, увидевшего Еву. Но на светлую и радостную картину Рая отбрасывают тень несколько моментов: пожирание львом оленя (1), преследование диким вепрем какого-то животного (2). 12
Над всем этим возвышается источник Жизни – гибрид скалы и растения. На самом верху её – едва заметный месяц, но уже изнутри выглядывает вестник несчастья – сова.
Сад земных наслажденийЭто центральная часть триптиха, на которой изображен грандиозный ландшафт с множеством обнажённых мужских и женских фигур.С человеческими фигурами смешались всевозможные звери неестественных пропорций, огромные фрукты и цветы, птицы, рыбы, бабочки.
В композиции выделяются три плана: на первом показаны «различные радости», на втором кавалькада всадников и, наконец, третий – на котором люди летают с помощью птиц и собственных крыльев. На фоне такого пейзажа, казалось бы, ничто не может быть целомудреннее любовных игр пар, но не всё так просто. Сонники того времени приоткрывают истинное значение этих наслаждений. Вишни, клубника, земляника и виноград символизируют греховную сексуальность; птицы становятся олицетворением похоти и разврата, рыба – символом беспокойного вожделения, раковина является женским началом.
В нижней части картины человек обнимает огромную земляничину. На самом деле земляника является в западноевропейском искусстве символом чистоты и девственности. Сцена с виноградом – это причастие.Вишня в клюве пеликана (любовь к ближнему), которой он дразнит людей – это чувственность.
Художник зачастую христианским символам придаёт конкретно чувственное звучание, низводя их в материально-телесный план.В башне Прелюбодеяния среди рогов спят обманутые мужья. Сфера и стеклянный купол укрывают трёх грешников – это символизирует голландскую пословицу – «Счастье и стекло – как они недолговечны!» Также это символизирует еретическую природу греха и опасность, которую он приносит в мир.
АдПоследняя створка триптиха – Ад – мрачная, тёмная, тревожная. Она идёт в резком контрасте по цветовой и эмоциональной гамме с двумя другими частями. В центре Ада находится сатана – он своеобразный гид. Его ноги – это два полых дерева, опирающиеся на две лодки, тело – яичная скорлупа. На шляпе сатаны то ли ведьмы, то ли демоны прогуливаются и танцуют с грешными душами.
Или же они водят вокруг волынки (символ мужского начала) людей, повинных в противоестественном грехе.
Вокруг властителя Ада происходит наказание грешников. Наказание обжор и чревоугодников
Третья створка триптиха представляет собой третью стадию грехопадения, когда сама земля стала Адом, а то, что раньше было орудием греха, превратилось в наказание.Химеры, изображённые на картине, обладают всеми специфическими значениями сексуальных символов сновидений.Заяц в христианстве был символом бессмертной души. На картине он играет на рожке и опускает грешника головой и адский костёр.
Гигантские уши служат предвестником несчастья. Огромный ключ, прикреплённый к древку монахом символизирует стремление последнего к браку, запрещённому монахам.
В отдалении сидит человек, черты которого напоминают самого Иеронима. Если смотреть на картину с этой точки зрения, то можно предположить, что весь этот ужас, все эти муки и агонии происходят в душе создателя. Некоторые искусствоведы придерживаются именно этой точки зрения, например Ш. де Тольнай. Однако Босх был набожным человеком, и его стоит искать на стороне Света, недаром он принадлежал к Братству Богородицы. Внутри сатаны находится таверна, над которой развевается флаг с всё той же волынкой.
Нам не понять всех действий персонажей картин Босха, но для его современников они были наполнены глубоким символизмом. Его картину часто устрашают сочетанием человеческого и звериного и одновременно забавляют. Его образы – кошмарные, отвратительные и ужасные, похожие на образы Апокалипсиса, и в то же время забавные. При всём множестве толкований «Сада земных наслаждений» ни одно из них не может полностью охватить смысл этой картины.
Источники: Ионина Н.А. Сто великих картин. – М., «Вече», 2010 www.google.ru (поиск картинок)