Тезисный план урока литературы в 10 классе по роману Обломов И.А. Гончарова


Тезисный план урока «Образ главного героя в романе И.А.Гончарова «Обломов». Понятие «обломовщина»».
Образовательная цель урока состоит в том, чтобы помочь учащимся осмыслить образ главного героя с точки зрения социальной, общечеловеческой и нравственной. Развивающая – расширять навыки работы с критической литературой, воспитательная сводится к умению культурно мыслить, интеллигентно рассуждать и делать выводы, исходя из самого произведения.
Урок можно построить следующим образом: после проверки домашнего задания – общей характеристики романа, которую могут дать несколько учащихся, воспользовавшись материалом учебника и дополнительных источников, а также беседы по анкете «Первое впечатление о романе» , записи темы урока и его эпиграфа: «Пока останется хоть один русский, - до тех пор будут помнить «Обломова»» слово берёт учитель и рассказывает об истории работы И.А.Гончарова над романом, зачитывает тексты писем писателя приятелям, где высказывается о собственной лени и неповоротливости, можно приступать к основной части урока, а именно – к обсуждению образа главного героя. Работа по тексту романа «Обломов» и по вопросам, проявляющим степень понимания неоднозначности образа, может быть начата с рассмотрения вопросов, раскрывающих читательское восприятие учащихся, их умение самостоятельно делать выводы по прочитанному:
- Чем же интересен для современного читателя образ Обломова, если, вообще, интересен?
- Что или кто сделал главного героя таким? Осуждение или сочувствие вызывает у вас образ Ильи Ильича?
- Жизнь и судьба Ильи Ильича Обломова заставляет размышлять о сложнейших вопросах свободы или необходимости жить «как нужно» или «как хочу». Может, всем надо стремиться жить «как хочу», полностью игнорируя «как надо»?
- За что так любят Обломова близкие друзья?
- Как вы поняли смысл болезни под названием «обломовщина»? Можно ли сказать, что сейчас нельзя её встретить вовсе? Каковы её признаки?
- Как же должна быть построена жизнь, чтобы не погибал в ней человек, не прятался от неё, не съёживался от её прикосновения?
Эти вопросы, нацеливающие на раскрытие уровня читательского восприятия, можно дать в качестве домашнего задания на выбор, для того чтобы учащиеся могли поработать с критической литературой и на следующем уроке подтвердить или опровергнуть свои гипотезы.
Далее по ходу урока самостоятельный анализ группами учащихся отдельных сцен романа – одна группа раскрывает особенности образа Обломова через анализ детства героя в Обломовке, вторая, например, рассказывает о службе в Санкт-Петербурге и отношениях с Ольгой Ильинской.
Итогом работы станут первоначальные выводы о том, что не родился Обломов инертным и ленивым и был не глупым и апатичным человеком, не просто так тянулись к нему и любили его близкие и знакомые, что сочувствия требует этот образ Гончарова, понимания.
Ещё одним видом домашнего задания может быть опять же на выбор рассмотрение вопроса, что же такое «обломовщина», каковы её прежние признаки, соответствующие времени написания романа (предполагается работа по критическим статьям авторов 19 столетия), насколько изменилось течение болезни в современности, если таковая имеет место быть.
Итак, данный тезисный план урока по анализу образа главного героя романа И.А.Гончарова начинается и в течение всей работы опирается на читательское восприятие учащихся, домашнее задание должно быть выбрано ими самими, исходя опять же из их читательского интереса, но с корректировкой учителя с целью развить умение анализировать художественное произведение (то есть учитель должен в каждом конкретном случае уточнять степень сложности вопроса и, в зависимости от способностей учащихся, либо усложнять задание, либо упрощать его).