Конспект урока русской литературы на тему: Роман «Преступление и наказание» (главы). Философия и идейно-нравственная проблематика


Предмет: русская лит-ра 18 -19 урок 01.,13.11. 2014
Класс: 10
Тема: Роман «Преступление и наказание» (главы). Философия и идейно-нравственная проблематика.
Цели: познакомить учащихся с историей создания «Преступления и наказания» и отзывами о нем критиков; сформировать представление о жанре произведения, особенностях композиции, сюжета, главного конфликта; путем анализа глав из части I романа показать необычность изображения Достоевским города Петербурга; определить, какое влияние оказывал город на героев романа, на их мысли, чувства, поступки.Ход урока
*** Орг. Момент.
Приветствие.
Объявление темы и цели. Мотивация.
Психолог.настрой.
Эпиграф к уроку:
Не помнишь ли, я тебе говорил про одну исповедь-роман,
который я хотел писать после всех…
Все сердце мое с кровью положится в этот роман.
Я задумал его в каторге, лежа на нарах, в тяжелую минуту грусти…
Ф. М. Достоевский (из письма брату Михаилу 9 октября 1859 г.)*** Опрос учащихся по биографии Достоевского.
I. Вступительное слово учителя (или подготовленного заранее ученика).
история создания романа «Преступление и наказание»
Замысел «Преступления и наказания» вынашивался писателем шесть лет! во время заграничной поездки достоевский приступил к написанию романа, который сначала хотел назвать «Пьяненькие», а в центре изобразить драматическую историю семьи Мармеладовых, но замысел изменился.
В сентябре 1865 года Ф. М. Достоевский изложил программу своего произведения, его главную идею в письме к издателю «Русского вестника» М. Н. Каткову: «Это – психологический отчет одного преступления. Действие современное… Молодой человек, исключенный из студентов университета, мещанин по происхождению и живущий в крайней бедности, по легкомыслию, по шаткости в понятиях, поддавшись некоторым странным «недоконченным» идеям, которые носятся в воздухе, решил разом выйти из скверного своего положения. Он решился убить одну старуху, титулярную советницу, дающую деньги на проценты! Старуха глупа, глуха, больна, жадна. «Для чего она живет?», «Полезна ли она хоть кому-нибудь?» и т. д. – эти вопросы сбивают с толку молодого человека. Он решает убить ее, обобрать, с тем, чтобы сделать счастливою свою мать, жившую в уезде, избавить сестру… и потом всю жизнь быть честным… Неразрешимые вопросы встают перед убийцею, неподозреваемые и неожиданные чувства мучают его сердце... Законы правды и человеческая природа взяли свое… Преступник сам решает принять муки, чтобы искупить свое дело» [2. С. 116].Таков первоначальный замысел романа. Постепенно он «разрастался», охватывая более широкий круг проблем.
По мнению большинства литературоведов, «Преступление и наказание» (1866) – социально-психологический роман, в котором автор исследует внутренний мир отдельного героя, а также психологию, характерную для разных социальных групп: униженного и оскорбленного городского люда, преуспевающих торговцев, обездоленных крестьян, мелких служащих. Писатель высказывает резко противоположные суждения, исключающие друг друга точки зрения, сталкивает характеры, воплощающие разные идейные принципы. В основе драматического конфликта романа – «внутренняя борьба в душах героев и борьба этих героев, раздираемых противоречиями, между собой» (Ю. В. Лебедев) [13].
В центре произведения Достоевского – преступление, идеологическое убийство. Таким образом, «Преступление и наказание» – роман об «идейном убийце» Раскольникове. Писатель прослеживает «психологический процесс преступления».
О композиции романа. Литературоведы отмечают двучастность структуры произведения.
Часть I – подготовка и совершение преступления
Часть II – влияние этого преступления на душу Раскольникова.
Главы внутри каждой части располагаются по степени напряженности страданий (Ю. В. Лебедев) [13]. Композиция постепенно осложняется новыми сюжетными линиями.
Книга Достоевского – «суровый приговор общественному строю, основанному на власти денег, на унижении человека, страстное выступление в защиту человеческой личности» [9. С. 95]. Поиски выхода из страшного мира наживы и расчета в мир правды – основная идея романа.
А. А. Фадеев о произведении Ф. М. Достоевского: «Есть в «Преступлении и наказании» гениальные страницы. Роман точно вылит, так он строен. При ограниченном числе действующих лиц кажется, что в нем тысячи и тысячи судеб несчастных людей, – весь старый Петербург виден под этим неожиданным ракурсом. Много нагнетено «ужасов», до неестественности…»
II. Беседа с учащимися по теме «Петербург Достоевского».«Преступление и наказание» иногда называют «петербургским романом».
Вопросы:
1. Расскажите о Раскольникове. Почему писатель дал главному герою такую фамилию? (Исследователи обращают внимание на возможность двойственного толкования фамилии Раскольникова: «Одно – исходит из толкования семантической части, как раскол – раздвоение, другое – выдвигает связь корня с расколом – раскольничеством, одержимостью одной мыслью, фанатизмом и упрямством»[11. С. 215].)2. Какими вы видите улицы Петербурга, по которым бродил Раскольников? (Ч. I, гл. 1, 2.) (Можно выделить основной маршрут героя. Раскольников вышел из дома – окрестности Сенной площади, побывал в одной из беднейших квартир города, в семье Мармеладовых; Раскольников на К-ом бульваре, затем по мосту, вид на «другой» Петербург, снова на Сенной. Дом, в котором живет герой; комната-каморка.)3. Расскажите о людях, которые встречались на пути Родиона Раскольникова. Какое впечатление они на вас произвели? (От встреч с людьми остается что-то жалкое, грязное, безобразное.)
4. Что еще происходит на улицах города? (Самоубийство женщины на мосту, падение Сони и девушки, которую увидел Раскольников, на улице застрелился Свидригайлов, попал под коляску несчастный Мармеладов, нищие, пьяные изможденные лица. Жизнь, полная безысходного горя.)5. Где живут герои Достоевского? (Описание каморки Раскольникова (ч. I, гл. 1), комната старухи-процентщицы (ч. I, гл 3), проходная комната Мармеладовых (ч. II, гл. 2), жилище Сони (ч. IV, гл. 4).)6. Прочитайте страницы, где описан пейзаж. Какова роль пейзажа? Каково значение цвета в произведении Достоевского?
7. Каковы ваши ощущения от Петербурга в описании Достоевского?
8. Кто из писателей до Достоевского изображал Петербург в своих книгах?
9. Чем необычен Петербург Достоевского (в отличие от изображения города в произведениях Пушкина, Гоголя)? (Петербург Достоевского – это город-гигант, поражающий своими контрастами (роскошные особняки и дворцы, красивые проспекты, разодетые женщины – и трущобы, глухие дворы, доходные дома с комнатами-каморками, где теснота, грязь и вонь). О контрастах Петербурга писали Пушкин, Гоголь, Некрасов, но у Достоевского эти контрасты «особенно обострены». (Этому помогает и цветопись. Достоевский использует желтый, серый, черный (темный) цвета, помогающие показать нищету, безнадежность существования людей.)В ужасающих картинах нищеты, надругательства над личностью, невыносимой духоты жизни предстает перед нами образ Петербурга, где человека подстерегают социальные и материальные тупики, порождающие трагедии. Оскорбленным и униженным нет выхода. Они задыхаются в огромном городе. (Мармеладов: «Понимаете ли, понимаете ли вы, милостивый государь, что значит, когда уже некуда больше идти?»). Безысходность – лейтмотив романа.)Домашнее задание.
1. Чтение романа. Части II, III.
2. Индивидуалистический бунт Родиона Раскольникова. (Причины «бунта», его осуществление, поведение героя после преступления проследить по тексту.)
Тема: Родион Раскольников в мире униженных и оскорбленных. Путь к преступлению.
Теория Раскольникова и ее опровержение.
Цели: расширить представление учащихся о героях романа; добиться понимания, что мир, в котором живут герои Достоевского, – мир «погибших и погибающих», вызвать у школьников чувство сострадания к «униженным и оскорбленным»; раскрыть причины зарождения теории Раскольникова, ее социальные и философские истоки; показать, какую власть над человеком может иметь теория и какой опасности подвергается герой, пытаясь ее осуществить.Ход уроков
*** Орг. Момент.
Приветствие.
Объявление темы и цели. Мотивация.
Психолог.настрой.
I. Беседа о героях романа «Преступление и наказание».
Вопросы:
1. Кто такой Родион Раскольников? Что означает его фамилия? Как она помогает понять характер главного героя?
2. Найдите в тексте выразительное описание внешности Раскольникова. Где живет герой Достоевского? С какой целью автор так подробно описывает жилище Раскольникова?
3. Выделите определяющие черты характера главного героя. В чем отличие Раскольникова от предшествующих героев русской литературы?
Родион Романович Раскольников – бывший студент Петербургского юридического факультета. Исследователи творчества Достоевского обратили внимание на двойственность толкования фамилии героя. Одно происходит от слова раскол, что означает «раздвоение», другое связано со словом раскольничество, то есть это одержимость одной мыслью, идеей. Фамилия героя свидетельствует о глубоком расколе, происходящем в душе бывшего бедного студента Раскольникова «характеризуют горячая любовь к людям, стремление помочь всем страждущим… и совершенно дикий фанатизм в отстаивании своей античеловеческой идеи. В Раскольникове все время разум борется с чувством, в его душе идет раскол между гуманной, благородной целью (спасение человечества) и безнравственными средствами (убийство «твари дрожащей») – так пишет Н. С. Прокурова [23].
Достоевский рисует запоминающийся портрет своего героя. Раскольников «был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен… Он был до того худо одет, что иной, даже и привычный человек, посовестился бы днем выходить в таких лохмотьях на улицу… Шляпа… была высокая, круглая, циммермановская, но уже вся изношенная, совсем рыжая, вся в дырах и пятнах…»Автор подробно описывает жилище Раскольникова: «Каморка его приходилась под самою кровлей высокого пятиэтажного дома и походила более на шкаф, чем на квартиру… Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид с своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стены обоями… Мебель соответствовала помещению: было три старых стула, не совсем исправных, крошечный стол в углу… неуклюжая старая софа… когда-то обитая ситцем, но теперь вся в лохмотьях…»
Но Достоевский не просто описывает каморку своего героя, он является, по мнению Н. С. Прокуровой [23], «большим мастером «одухотворения материи», которая выступает у него как отражение внутреннего мира героя, его мироощущения». «Мир природный и вещный не имеет у Достоевского самостоятельного существования; он до конца очеловечен и одухотворен. Обстановка всегда показана в преломлении сознания, как его функция. Комната, где живет человек, есть ландшафт его души» (К. В. Мочульский).
Герой Достоевского – Раскольников – сложный, противоречивый; в нем, по мнению его друга Разумихина, «два противоположные характера поочередно сменяются». Великодушный, добрый, остро воспринимающий чужую боль, Родион Раскольников вместе с тем и угрюмый, мнительный, непомерно гордый, надменный.
4. Как складывается судьба Мармеладова и его семьи?
5. Достоин ли сострадания Мармеладов? Почему он погибает?
6. Как характеризуется Катерина Ивановна в исповеди Мармеладова? Какова главная черта ее характера? (Гордость.)
7. Есть ли между Катериной Ивановной и Раскольниковым общее? (Во внешности, душевном состоянии, в сходстве теорий: можно пожертвовать одним человеком, чтобы спасти несколько маленьких детей.)
8. Каковы главные черты характера Сони? (Смирение, кротость, доброта.)
Жизнь семьи Мармеладовых – цепь безвыходных положений. Катастрофа надвигается неумолимо. Каждая попытка избежать ее лишь обостряет ситуацию, приближает неотвратимую гибель. Бесконечно жаль Раскольникову Мармеладова, его больную жену и голодных детей. Он потрясен судьбой Сонечки Мармеладовой. Страшно, когда «уже некуда больше идти». Выход из такого жизненного тупика один – смерть.
9. Какие чувства и мысли рождаются в душе Родиона Раскольникова, когда он получает письмо из дома? (Герой понимает, что судьба его матери и сестры так же драматична, как и судьба Мармеладовых. Ощущение безысходности доводит Раскольникова до отчаяния.)II. Беседа с учащимися по теме «Преступление Раскольникова».
Автор скрупулезно прослеживает, как развивается в душе Раскольникова мысль об убийстве старухи-процентщицы. Достоевский подмечает «малейшие движения его души, все оттенки ее состояний… Мысль крепнет, набирает силу, идет по восходящей линии своего развития, готовясь к реализации» [23. С. 133].Вопросы:
1. Каковы же истинные причины преступления Родиона Раскольникова? Какую из них можно считать основной? (В. Я. Кирпотин: «Мотивы преступления Раскольникова сложны и многослойны. Прежде всего, это бедность… Во-вторых, Раскольников хочет решить для себя вопрос: кто он – тварь дрожащая или Наполеон? И наконец, в-третьих, Раскольников хочет решить проблему, можно ли, преступив законы враждебного человеку общества, прийти к счастью… Стремясь художественно доказать свою концепцию, Достоевский и выдвигает тройственный характер мотивировки преступления Раскольникова».)
2. Проследите путь героя Достоевского к преступлению. Сжатый пересказ сцены убийства процентщицы и смиренной Лизаветы. (Часть I, гл. 6–7.)
***В тетрадях можно сделать записи.
Путь Раскольникова к преступлению: а) душевные муки и поиски выхода из тупиковой ситуации; б) безмерная гордость и уверенность в своей исключительности; в) разговор студента и офицера в распивочной; г) теория о «двух разрядах»; д) случайности, подталкивающие на убийство (страшная история жизни Мармеладовых, письмо от матери, опозоренная девочка на бульваре, случайно услышанный разговор мещан с Лизаветой); е) мысль героя – решиться хоть на что-нибудь; ж) Раскольников идет на преступление, разрешает себе «кровь по совести». Он убивает процентщицу и Лизавету.
3. Вспомните статью Раскольникова «О преступлении». В чем суть теории Раскольникова о «двух разрядах»? К какой группе людей принадлежит сам герой? (Вынашивая свою идею, Раскольников находит оправдание в исторических примерах, в необходимости спасти близких людей; сделать добро на деньги процентщицы.Соне он раскрывает свою душу: «Не для того, чтобы матери помочь, я убил, – вздор! Не для того я убил, чтобы, получив средства и власть, сделаться благодетелем человечества. Вздор! Я просто убил… мне надо было узнать тогда и поскорей узнать, вошь ли я, как все, или человек?.. Тварь ли я дрожащая или право имею».
Раскольников убежден, что люди по природе своей «делятся на два разряда: «обыкновенные», то есть живущие «в послушании», безропотно принимающие любой порядок вещей, и «необыкновенные», то есть имеющие «дар или талант сказать… новое слово». Это сильные люди, Наполеоны. Все они «преступают закон», имеют право на преступление, могут разрешить себе «кровь по совести».
Раскольников весь «погружен» в свою идею. Его разум поражен духом «наполеонизма». И кто-то невидимый, неизвестный ведет его к роковой черте.)4. Почему Раскольников совершает два убийства? (Человек, совершивший однажды преступление, способен его повторить.)
5. Что недооценил в себе Раскольников? Почему он терзается и страдает после преступления? (Его мучает совесть. Его преступление оборачивается и духовным самоубийством. «Разве я старушонку убил? Я себя убил, а не старушонку!»
Преступление, совершенное Раскольниковым, – это предельное испытание идеи. Он думал убить и остаться спокойным. Но натура человека сложна, и, по выражению В. Г. Белинского, это «лабиринт неизвестности». Переступить-то Раскольников переступил, да на «этой стороне и остался». К нему приходит сознание своей ничтожности, что он, как все, – вошь, «тварь дрожащая».)Домашнее задание (по группам).
1. Перечитать страницы романа о Лужине и Свидригайлове, выписать цитаты.
Часть I, глава 3
Часть II, главы 4–5
Часть V, главы 1–3 о Лужине
Часть IV, главы 1–2
2. Сообщения о «сильных мира сего» или доклады.
Примерные темы:
1) Лужин – подлец «по убеждению», маленький «Наполеон».
2) В чем смысл сопоставления Лужина и Раскольникова?
3) Свидригайлов и его жизненная позиция вседозволенности.
4) В чем причина самоубийства Свидригайлова?
5) Зачем Достоевский сталкивает Раскольникова с Лужиным и Свидригайловым?
3. Словарная работа. Объясните значение слов: гуманизм, гармонический, психологизм, индивидуализм, ремарка, бонапартизм, доходный дом.