Жизнь и творчество И.А.Гончарова. Роман «Обломов». Социальная и нравственная проблематика.
Тема. Жизнь и творчество И.А.Гончарова. Роман «Обломов». Социальная и нравственная проблематика.
Цель: дидактическая: познакомить студентов с особенностями жизненного и творческого пути писателя, выяснить факторы, повлиявшие на формирование мировоззрения, литературного вкуса, особенности творческой манеры И. А. Гончарова. Раскрыть социальную и нравственную проблематику романа «Обломов»;
развивающая: развивать познавательную деятельность студентов, навыки выразительного чтения и анализа прозаического произведения;
воспитательная: воспитывать стремление к активной жизненной позиции на примере главного героя романа.
Тип занятия: практическое занятие
Оборудование: портрет И. А. Гончарова
ХОД ЗАНЯТИЯ
Эпиграф:
Я писал только то, что переживал, что мыслил, чувствовал, что любил, что близко видел и знал, словом, писал и свою жизнь, и то, что к ней прирастало.
И. А. Гончаров
ХОД ЗАНЯТИЯ
І. Актуализация опорных знаний
Беседа
– Какие политические события повлияли на культуру России во ІІ половине
XIX века?
– Назовите основные черты реализма ІІ половины XIX века.
– Каковы художественные достижения в литературе этого периода времени?
– Почему русскую классику называют пророческой и проповеднической?
ІІ. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ
ІІІ. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Во ІІ половине XIX века расцвел талант писателей, которых весь мир признает теперь классиками. Они создали совершенные по форме и глубочайшие по содержанию произведения. В каких общественных, политических и культурных условиях происходило становление и развитие творчества одного из таких классиков, а именно И.А. Гончарова?
ІV. ВОСПРИЯТИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1. Сообщение учащегося о жизни и творчестве И.А. Гончарова.
Примерный текст доклада о биографии И. А. Гончарова:
В историю русской литературы Гончаров вошел как один из зачинателей жанра социально-психологического романа.
И. А. Гончаров родился в 1812 г. в семье богатого сибирского купца. Отец рано умер, оставив семье крупное состояние. Мать, Авдотья Матвеевна, любила детей, но, не обладая достаточной культурой, доверила образование всех четверых детей другу семьи отставному морскому офицеру Н. Н. Трегубову, который был дворянином, и ввел семью Гончаровых в круг местного дворянства. И купеческие дети получили типично помещичье воспитание.
В Гончарове рано пробудилась страсть к чтению. Начальное образование получил в частном пансионе священника Троицкого, а в 1822 году поступил в Московское коммерческое училище. Здесь царили строгие аракчеевские порядки, за воспитанниками шпионили, душилась всякая попытка проявления общественных интересов. Восьмилетнее пребывание в училище мало дало юноше познаний в области экономических и точных наук, но не усыпило его стремлений к знаниям, воспитало в нем протест против унижения человеческой личности.
Гончаров самостоятельно усиленно занимался науками, стремясь получить гуманитарное образование. В августе 1831 г. успешно сдал экзамены на филологический факультет Московского университета, где в это время учились Белинский, Огарев, Лермонтов, Аксаков. Учась в университете, Гончаров видел Пушкина, всю жизнь он вспоминал это событие; слушал лекции лучших профессоров. «Образование, вынесенное из университета, ценилось выше всякого другого», писал Гончаров в воспоминаниях.
Молодой студент увлекался театром, в студенческих кружках шли горячие споры о критических статьях современных критиков, в это время Гончаров также опубликовал в журнале «Телескоп» перевод нескольких глав романа французского писателя Е. Сю «Атар Гюль».
В 1834 году, переехав в Петербург, поступил на службу в Министерство финансов переводчиком иностранной переписки. В Петербурге Гончаров настойчиво готовит себя к литературной деятельности, сблизился с семьей известного художника Майкова, сыновьям которого преподавал словесность и латинский язык. В этом доме выходил рукописных альманах «Подснежник», в нем-то и дебютировал Гончаров романтическими стихами. Кружок Майкова посещали Григорович, Панаев, братья Достоевские, Некрасов, Тургенев и др. Готовя себя к писательской деятельности, Гончаров много пишет . «Я с 14-15-летнего возраста писал непрестанно, вспоминал впоследствии писатель, потом переводил Гете, Шиллера и др.» Из этого периода до нас дошли лишь немногие повести и стихи. В это время он внимательно следит за критической деятельностью Белинского, сам увлекается публицистикой, в «Современнике» печатаются анонимно его статьи, фельетоны, заметки.
В 1849 году в «Литературном сборнике» журнала «Современник» появилась глава из будущего романа «Сон Обломова», которая пострадала от цензорского карандаша. Это омрачало творческое настроение Гончарова, приостановило его работу над романом.
В 1852 г. Гончаров в качестве секретаря адмирала Путятина отправляется на фрегате «Паллада» в кругосветное плавание, ему необходимы были свежие впечатления для литературной работы. Возвратившись из путешествия, Гончаров в 1855 г. устроился на службу на место старшего цензора, он с головой уходит в литературу, посещает кружок «Современника», часто присутствует на редакционных обедах, устраиваемых Некрасовым, на которых обычно читались и обсуждались произведения писателей, выступали музыканты и артисты. В 1852 г. был опубликован роман «Обломов», который прославил имя Гончарова. 5 лет работает в Совете Главного управления по делам печати и в 1868 г. уходит в отставку навсегда, а в 1869 г. публикуется роман «Обрыв», над которым Гончаров работал 20 лет.
В 1891 г. Гончаров сжег автографы своих произведений, письма, заметки и завещал похоронить его в Александро-Невской лавре, где-нибудь у обрыва. На 80-м году жизни он скончался. Похоронный кортеж сопровождала многолюдная толпа, в основном молодежь. Похоронен был на кругом берегу речки, протекающей у кладбища.
Итак, в русскую и мировую литературы Гончаров вошел тремя романами: «Обыкновенная история», «Обломов» и «Обрыв», названия которых начинаются на «Об...».
2. Слово преподавателя.
«Общая характеристика романа «Обломов»
Замысел романа «Обломов» возник в 1847 г., но лишь одну главу романа «Сон Обломова» писатель опубликовал в журнале «Современник» в 1849 г. Кругосветное путешествие и создание книги очерков «Фрегат «Паллада» надолго прервали работу над романом «Обломов», который был напечатан только в 1859 г.
Этим романом писатель показал, как условия помещичьего быта и дворянского воспитания порождают в герое апатию, безволие, равнодушие. Писатель показал путь Обломова к осознанию своей никчемности, несостоятельности, к распаду личности. Главная тема романа судьба поколения, ищущего свое место в обществе, истории, но не сумевшего найти правильный путь.
Идейную направленность романа определил сам писатель: «Я старался показать в «Обломове», как и отчего у нас люди превращаются прежде времени в ... кисель климат, среда захолустья, дремотная жизнь и еще частные, индивидуальные у каждого обстоятельства».
Также Гончаров ставит в романе вопросы о подлинной дружбе, любви, о гуманизме, о равноправии женщины, о настоящем счастье, осуждает дворянский романтизм.
В первой части романа мало действия (Обломов лежит на диване и отказывает визитерам, зовущим его в Петергоф). Но в ней автор показал эволюцию Обломова: детство с внушением идеи исключительности, обучение в пансионе, но служить не смог, мечтает о путешествии. В Обломове загублены живой ум, чистота, доброта, правдивость, кротость, гуманность к нижестоящим, склонность к самоанализу и самокритике, чувство справедливости. Однако, Обломов не испытывает необходимости развивать их в себе. Об этом свидетельствует его «мысленный» план реформ в Обломове, выражающий инфантильность, архаичность его взглядов на жизнь. Ситуация такова, барин Обломов зависит от Захара больше, чем Захар и другие крепостные от него. В отличие от Штольца, движимого стремлением к личному преуспеванию путем труда, Обломов, уже имеющий все благодаря происхождению и положению, настойчиво требует указать ему смысл труда, смысл и стимулы для затраты энергии. Он считает идеал Обломовки незыблемой нормой. Для Штольца норма деловая жизнь Петербурга, поэтому он не критикует ее и, как все визитеры, зовет Обломова в Петергоф. В конце первой части Гончаров ставит вопрос: что же победит в Обломове жизненные, деятельные начала или сонная «обломовщина»?
Во второй части романа описывается русско-немецкое воспитание Штольца, его сильная и гармоничная личность. Несмотря на все взаимные различия, Штольц способен понять Обломова. Он многократно старается оживить Обломова, вернуть его в активную жизнь. Но Обломов боится перемен в жизни, боится движения и деятельности. В борьбе мотивов соединиться с Ольгой и зажить осмысленной жизнью или отойти от Ольги и обрести желанный покой побеждает последний. Обломовщина оказалась сильнее любви. Так Обломов находит пристанище в доме вдовы Пшеницыной. Постепенно кипучая энергия Штольца разбивается о неподвижность и равнодушие Обломова.
Четвертая часть романа посвящена списанию «выборгской обломовщины». Обломов, женившись на Пшеницыной, опускается еще больше, погружается в спячку, а затем гибнет и физически.
В образе Обломова Гончаров блестяще совместил социальное обобщение с изображением индивидуализированной личности. Обломов вошел в галерею лучших образов мировой литературы, и его имя стало нарицательным. Гончаровский Обломов не похож на помещиков, изображенных Гоголем, Тургеневым и др. В нем нет деспотизма, жестокости. Наоборот, он кроток, благодарен. Писатель не остался беспристрастным: с симпатией относясь к герою, он в то же время осудил, разоблачил его, вынес приговор обломовщине.
Композиция романа «Обломов» полностью соответствует идее: показать условия, порождающие лень и апатию, проследить, как постепенно гаснет человек, превращаясь в мертвую душу. Все действия происходят вокруг главного героя Ильи Ильича Обломова. Он объединяет вокруг себя всех действующих лиц. Действия в романе мало (особенно в первой части). Все внимание писателя сосредоточено на тончайшей отделке характеров. Место действия романа Петербург (только в IХ главе «Сон Обломова» действие перенесено в Обломовку).
Экспозицию составляют первая часть романа и две первые главы второй части. Такая большая экспозиция нужна писателю для того, чтобы полнее показать условия, в которых формировался Обломов как личность. Чтобы проследить его эволюцию.
В III и V гл. второй части завязывается узел события знакомство Обломова с Ольгой, зарождающаяся любовь и составляет завязку. VI-ХI главы этой части развитие действия. Чувство Обломова к Ольге крепнет, но он сомневается, сможет ли он отрешиться от лени, о чем мы узнаем из его письма к Ольге. Кульминация ХII глава третьей части. Илья Ильич объяснился в любви Ольге. Но он не может пожертвовать своим покоем, что приводит к быстрому разрыву. Этому посвящены ХI-ХII главы третьей части, которые составляют развязку. В них показана несостоятельность и банкротство Обломова.
В четвертой части дальнейшее угасание героя. Он находит идеальные условия жизни в доме Пшеницыной. Он снова в халате целыми днями лежит на диване. Герой терпит окончательное крушение. Это постпозиция. Параллельно показаны взаимоотношения Ольги и Штольца.
В эпилоге (ХI гл. четвертой части) Гончаров говорит о смерти Обломова, судьбе Захара, Штольца, Ольги. Эта глава объясняет смысл «обломовщины». Таким образом, показывая последовательное увядание Обломова, превращение его в «мертвую душу», Гончаров показал главного героя в моменты взлетов и в дни падения, раскрыв его борьбу с самим собой. И все это дано в ярких картинах жизни, авторские рас суждения же сведены до минимума.
Роман «Обломов» вызвал при появлении многочисленные критические отклики, был высоко оценен современниками. И. С. Тургенев, прочитав роман, заметил: «Пока останется хоть один русский, до тех пор будут помнить Обломова». И это так, потому что жизнь и судьба главного героя заставляют размышлять о сложнейших вопросах жизни.
Роман «Обломов» принес Гончарову известность. Он переведен практически на все языки мира, спектакли по «Обломову» идут на сценах многих российских и зарубежных театров, популярным стал фильм «Несколько дней из жизни Обломова».
В июле 1849 года Гончаров взял четырехмесячный отпуск и приехал в Симбирск повидаться с родными, которых не видел 14 лет, Были у писателя и большие творческие планы на это время он предполагал завершить там работу над «Обломовым». Но встреча с родными местами вдохновила Гончарова на создание нового произведения. В этот приезд он задумал свой третий, последний роман «Обрыв».
3. Работа с текстом романа
Почему Обломов не может спокойно продолжать жить, как жили его
родители?
Какие «два несчастья» стряслись с Обломовым, почему он с ними не
может справиться?
Каково отношение Обломова к светской жизни, к службе, к литературе?
Есть ли у Обломова мечты, идеалы?
Как он относится к собственной жизни?
В чем принципиальное отличие жизненной позиции Штольца и
Обломова?
Какую роль играет глава «Сон Обломова» во всем романе?
Почему расстались Ольга и Обломов, могли ли они быть счастливы?
Есть ли надежда на пробуждение Обломова?
Какие жизненные условия создали «обломовщину»?
Что общего у Обломова с «лишними людьми» (Онегиным, Печориным)?
Можем ли мы сказать, что Обломов характер типический. Ему
подобные были до Обломова и после него? Прав ли Обломов, говоря:
«Имя нам легион»?
Как же нам понять сочетания в Обломове такого противоречия: с одной стороны, стремление жить, с другой стороны, боязнь жить; с третьей стороны, «мне давно совестно жить на свете»? Выделить привлекательные черты характера героя, его слабости, символы.
(Привлекательные черты: мягкость, простота, великодушие, доброта... Слабости: апатия, лень, отсутствие цели жизни и интереса к жизни, равнодушие к себе, дорожит только своим спокойствием, не подготовлен и не приспособлен к жизни... Символы: большой диван, удобный халат, мягкие туфли).
4. Составление таблицы
Выявить сходства и различия между Обломовым и Штольцем и заполнить таблицу:
Обломов
Штольц
Образ жизни
Отношение к семье и родителям
Отношение к образованию
Поведение в обществе и на службе
Восприятие любви
После этого учащиеся должны обобщить данные и сделать выводы.
Примерный ответ-вывод учащихся:
Образы этих героев в романе противопоставлены по всем пунктам, но не строго. Оба героя являются личностями, внутренний мир которых нельзя рассматривать, исходя только из диаметральных различий их мироощущения. Можно отметить несколько сходных черт в характерах Обломова и Штольца: способность на глубокие искренние чувства, светлые воспоминания о детстве и привязанность к матери.
5. Просмотр фрагмента концовки видеофильма и сравнение его с
эпилогом романа
В чем вы видите историко-философский смысл романа?
V. Подведение итогов занятия
Рефлексия
Каким же образом И. А. Гончаров в своем романе показывает особенности национального характера русского человека?
(Представление об идеальных чертах русских людей, об идеальной русской жизни формируется автором во всем тексте романа путем сравнения разных по психологическому складу Обломова и Штольца прежде всего как людей, воплощающих русскую и немецкую национальную культуру.)
VІ. Домашнее задание
Творческое задание (по выбору учащихся)
1. Напишите письмо Обломову (Штольцу, Ольге, Агафье Матвеевне, Захару) от своего имени, поговорив с адресатом по интересующим вас вопросам.
2. Сочинение по одной из тем:
Это «ядовитое» слово «обломовщина».
В чем состоит трагедия жизни Обломова?
15