Тема урока: «Анализ эпизода «Сон Понтия Пилата» из романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита» – сочинение-рассуждение по данному отрывку в формате ЕГЭ.
План-конспект интегрированного урока по русскому языку и
литературе для 10-11классов.
Тема урока: «Анализ эпизода «Сон Понтия Пилата» из романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита» – сочинение-рассуждение по данному отрывку в формате ЕГЭ.
Цели урока:
Обучающая цель уроков: активизация знаний учащихся о текстах-рассуждениях и анализ; формирование умения создавать связное письменное высказывание.
Развивающая цель: стимулирование мыслительной деятельности, творческих способностей учащихся, умение адекватно выражать свое отношение к каким-либо фактам, правильно подбирая аргументы; развивать умение строить монологическое высказывание на публицистическую тему.
Воспитывающая цель: способствовать духовному становлению личности, формированию коммуникативной компетентности, совершенному владению речью.
Элемент интеграции с МХК на уроке дает возможность для вовлечения каждого учащегося в активный познавательный процесс, применения им на практике этих знаний и четкого осознания, где и каким образом эти знания могут быть применены. Это еще и возможность работать совместно, проявляя при этом определенные коммуникативные умения общения со сверстниками.
Задачи урока:
- определять тему и проблематику текста и формулировать их;
- выделять наиболее значимые (ведущие) проблемы текста;
- комментировать поставленную проблему;
- определять позицию автора и формулировать ее;
- излагать собственную позицию с привлечением двух аргументов.
- писать заключение.
Материалы и оборудование: компьютер, мультимедийная установка, видеофрагмент из фильма В. Бортко «Мастер и Маргарита», видеокамера; раздаточный материал (тексты отрывка из романа «Мастер и Маргарита», листы оценивания, вырезанные из бумаги кружки для смайлов.Ход урока:
1. Вступительное слово учителя. Цель сегодняшнего урока продолжить подготовку к написанию сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ на основе предложенного текста. Результатом урока станет сочинение-рассуждение на морально-этическую тему по прочитанному тексту - отрывку из романа
М. Булгакова «Мастер и Маргарита»
2. Просмотр видеофрагмента «Сон Понтия Пилата».
Определение проблем по ходу просмотра. Учащиеся на листах записывают проблемы.
3. Самостоятельное прочтение текста и выявление проблем (работа карандашом):
И лишь только прокуратор потерял связь с тем, что было вокруг него в действительности, он немедленно тронулся по светящейся дороге и пошел по ней вверх прямо к луне. Он даже рассмеялся во сне от счастья, до того все сложилось прекрасно и неповторимо на прозрачной голубой дороге. Он шел в сопровождении Банги, а рядом с ним шел бродячий философ. Они спорили о чем-то очень сложном и важном, причем ни один из них не мог победить другого. Они ни в чем не сходились друг с другом, и от этого их спор был особенно интересен и нескончаем. Само собой разумеется, что сегодняшняя казнь оказалась чистейшим недоразумением – ведь вот же философ, выдумавший столь невероятно нелепую вещь вроде того, что все люди добрые, шел рядом, следовательно, он был жив. И, конечно, совершенно ужасно было бы даже помыслить о том, что такого человека можно казнить. Казни не было! Не было! Вот в чем прелесть этого путешествия вверх по лестнице луны…
4. Анализ текста. Подготовка к написанию сочинения. Фронтальная работа.
1) Как вы считаете, о чем текст? Какова его тема?
О сне прокуратора, в котором он разговаривает с казненным философом.
2) Назовите основные проблемы, поднятые в тексте.
Проблемы:
- трусости;
- конфликта власти и человека;
- несвободы правителей в принятии решения;
- нравственного выбора;
- тяжести вины от содеянного;
- совести;
- раскаяния;
- истинности мыслей и поведения человека в его сне;
- добра и зла;
- прощения;
- что делает равными социально-неравных людей;
- в чем сила добра;
- изменение одного человека под влиянием другого;
- спасения души;
- духовного прозрения;
- миссия христианской веры
3) Сформулируйте главную проблему
Главная проблема – проблема трусости.
4) Что думает автор по поводу основной проблемы? Эта позиция скрытая или открытая?
Здесь открытая авторская позиция, она очень четко сформулирована по основной проблеме:
Трусость - это самый страшный порок.
5) Какова позиция автора по другим вопросам?
По остальным проблемам авторская позиция скрытая.
4. Давайте вспомним алгоритм выполнения части С:
Выявить, сформулировать и прокомментировать одну из проблем текста (основную или частную).
Определить и сформулировать позицию автора.
Сформулировать собственное отношение к поставленной проблеме.
Подобрать аргументы, подтверждающие собственную позицию (не менее двух).
Написать вывод.
5. Опираясь на свой читательский и жизненный опыт, изложите собственное мнение по проблеме. Какие аргументы вы можете привести?
6. Работа над сочинением в группах.
Выберите проблему и напишите сочинение-рассуждение.
Проблемы не должны повторяться.
Дополнительное задание:
1 группа сформулирует проблему в виде повествовательного предложения.
2 группа – в виде вопросительного.
3 группа – использует для вступления фигуру - именительный темы.
4 группа – в виде ряда вопросительных предложений.
7. Публичное выступление учащихся от рабочих групп с представлением готового сочинения.
8. Оценивание сочинения:
- учитель проверяет сочинение красной пастой и выставляет на экран с помощью видеокамеры и мультимедийного проектора;
- учащиеся из других групп выставляют баллы в специальные листы в соответствии с критериями К1-К12.
9. Подведение итогов урока.
1. Заключительное слово учителя.
2. Выставление оценок учащимся.
3. Рефлексия.
10. Домашнее задание: написать сочинение-рассуждение на нераскрытую в ходе урока проблему по прочитанному тексту.