Методическая разработка к уроку знаний тема Конституция
Разработка урока Знаний (7-8 классы)
«Конституция РФ – основной закон страны»
Автор: учитель истории МБОУ СОШ № 59 п. Белозерный
Сальского района Ростовской области
Савченко Елена Михайловна.
Цели урока: продолжить формирование понятия «Конституция»; проследить исторический путь развития конституционного строя в России;
Задачи:
Формирование образа социально-политического устройства России;
Знание основных положений Конституции РФ, основных прав и обязанностей гражданина, ориентация в правовом пространстве государственно-общественных отношений;
Развитие правосознания;
Формирование навыков рефлексии.
Оборудование урока: тексты Конституции ( по количеству пар), тексты рабочих листов с лабораторной работой по количеству учащихся -(Приложение 1)
ХОД УРОКА
Обоснование темы и целей урока.
История Конституции ( рассказ учителя, презентация)
Лабораторная работа с текстом отдельных статей Конституции РФ (учащимся предлагается познакомиться с отдельными главами Конституции ).
1. Обоснование темы, цели урока, актуализация темы, мотивация.
Учитель - Здравствуйте, дорогие ребята! Я рада новой встрече с вами в новом учебном году. А как вы думаете, почему в этом году урок Знаний посвящен основному закону нашей страны – Конституции РФ.
( ответы обучающихся)
слайд 2 - Конституции РФ - 20 лет.
Учитель- Верно, в этом году 12 декабря мы будем отмечать 20-летие нашей Конституции. И сегодня мы познакомимся с историей этого важнейшего документа.
Учитель – Ребята, обратите внимание, перед вами на столах лежат тексты Конституции РФ и рабочие листы. По мере знакомства с темой нашего сегодняшнего урока вы будете выполнять задания в рабочем листе.
Учитель - «Конституция» в переводе с латинского означает «устройство», «постановление». Необходимо возвратиться в прошлое, чтобы проследить путь развития конституционного строя в России.
Слайд 3- портрет Александра II
С середины XIX в. начинается медленный процесс вызревания конституционного строя. Наиболее активно этот процесс пошел в период царствования Александра II, именно в годы его правления был разработан проект Конституции, которая должна была даровать стране парламент, ограничивающий власть царя (но этот проект так и не был реализован). Россия XIX в. не была еще готова к переходу от царского самодержавия к установлению власти права и закона, т.е. того, что должна была установить Конституция.
Слайд 4- портрет Александра III
В годы правления Александра III развитие конституционного строя было остановлено. Следующий серьезный шаг на пути к Конституции был сделан в начале XX в, в годы правления последнего императора, Николая II.
Слайд 5 – портрет Николая II, Манифест
17 октября 1905 г. Николай II вынужден был подписать Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка», который даровал населению страны гражданские права и свободы, а также орган законодательной власти – Государственную думу. В октябре 1917 г. произошел политический переворот, повлекший приход большевиков к власти.
Слайд 6 Конституции 1918, 1924,1936,1977.гг.
В 1918 г. большевики принимают 1-ю Конституцию Советской России, после которой еще три – 1924 г., 1936 г., 1977 г. Все советские Конституции в основном выполняли пропагандистские функции, что помогало скрывать существенное ущемление прав граждан Советского Союза. Вся система права, закона и правосудия были отброшены назад, деформированы. Положение в стране меняется после путча в августе 1991 г., после которого в стране начались радикальные преобразования.
слайд 7 –портрет Ельцина
В сложившихся условиях только принятие новой Конституции могло стабилизировать обстановку в стране. Огромным количеством ученых был разработан проект Конституции. Этот проект был вынесен на референдум.
12 декабря 1993 г. новая Конституция России была принята, т.е. была принята 1-ая демократическая Конституция в истории России .Слайд 8 –Любая конституция – это документ, который закрепляет основы конституционного строя государства, права и свободы человека и гражданина, основы общественного строя, форму правления и территориального устройства, организацию высших органов государственной власти, столицу государства и государственную символику.
Учитель -Конституция РФ достаточно сложный и большой документ. Давайте познакомимся с ним поближе.
(работа с текстом оглавления Конституции)
Учитель - Из скольких разделов, глав, статей состоит современная Конституция РФ?
( ответы учеников: Она состоит из 2-х разделов, в 1-м разделе 9 глав, 137 статей, 2-й – 9 положений).Учитель – Так как Конституция принималась не на один или два года, то предусмотрено для дальнейшего совершенствования Конституции в нее вносят поправки, дополнения, изменения – это глава 9, которая так и называется «Конституционные поправки и пересмотр Конституции».
Знакомство с отдельными главами
Учитель – Итак, глава 1. Как она называется?
( ответы ребят)
Учитель - Прочтите статью 1 Конституции РФ и выполните задание 1 из блока А в рабочем листе. ( 1-2 мин.)
( представление результатов работы групп)
Учитель – Прочтите статью 2 и выполните задание 2 из блока А в рабочем листе.(1-2 мин.)
( представление результатов работы групп)
Учитель - Закреплению прав и свобод граждан нашей страны посвящена глава 2 Конституции РФ. Используя главу 2 Конституции РФ, выполните задание 1 из блока Б: распределите и внесите номера статей, группируя их по видам прав человека.(5-7мин.)
( представление результатов работы групп)
Учитель – Как называется 4 глава Конституции РФ ?(ответы учащихся) Президент РФ.
Учитель – опираясь на ст.80 выполните задание 2 из блока Б: составьте кластер «Президент РФ» (5-7мин.)
(Представление результата работы)
Учитель – Подводя итог нашего занятия я хотела бы узнать ваше мнение о том, что нового узнали вы сегодня . (рефлексия)
Учитель – В нашей стране каждый человек имеет возможность знать свои права и осуществлять их в жизни. Это есть один из важнейших принципов демократического государства , в котором мы с вами живем.
Спасибо за сотрудничество!
Приложение 1
Рабочий лист урока «Конституция РФ – основной закон страны»
Блок А1. Как характеризуется Российское государство в ст. 1 Конституции РФ?
А) демократическое, Б) социалистическое, В) общенародное, Г) правовое, Д) с республиканской формой правления, Е) федеративное, Ж)союзное
Ответ______________________________
2. Согласно Конституции, высшей ценностью в РФ является:
А) экономическая сфера Б) государство В) человек, его права и свободы
Блок Б1.Используя главу 2 Конституции РФ, распределите и внесите номера статей, группируя их по видам прав человека.
Статьи № 19, 20, 21,22,23,25, 26, 27, 28, ,29, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 39, 40, 41, 43, 46
Личные (неотъемлемые) Политические Экономические Социальные
2.Составьте кластер «Президент РФ», опираясь на статью 80 Конституции РФ.
Президент Российской Федерации