Уроки по познанию мира в 4 классе «Фермерское хозяйство», «Народ Казахстана», «Конституция Республики Казахстан»
Уроки по познанию мира в 4 классе
Тема: Фермерское хозяйство
Цель: сформировать понятие о фермерском хозяйстве.
Задачи: 1. Познакомить детей с трудом фермера, с фермерским хозяйством, объяснить взаимосвязь между промышленностью и сельским хозяйством.
2. Воспитать уважение к работникам сельскохозяйственного труда.. Тип: новая тема
Методы: словесный, наглядный, поисковый
Оборудование: картины о сельскохозяйственном труде, учебник, высказывания, стихи о хлебе, слайды
Ход урока
1. Психологический настрой.
2. Проверка Д\З: стр. 86 -87
Что такое образование? 1 сентября – это…..?
Для чего ты ходишь в школу? Правила поведения в школе?
3. Постановка цели урока:
- Сегодня у нас сельскохозяйственный урок. Мы будем изучать фермерское хозяйство, труд фермера.
4. Работа над новым материалом. Рассказ учителя.
В сельской местности появились индивидуальные хозяйства - фермы. Хозяина фермы называют фермером. Он имеет свой участок . земли, сельхозмашины, скот. Фермер сам решает, что он будет сажать на своей земле, какой скот или птицу он будет разводить. Урожаем, который он получает, распоряжается сам.
- Какие к\х есть у нас в поселке? Чем они занимаются?
4.Физминутка
- Работа по учебнику. Стр. 88
Прочитать текст о фермерском хозяйстве.
- Чем занимается фермер? Ответы детей.
5. Наблюдение. Закрепление.
- Давайте подумаем - какой большой путь проходит хлеб, прежде чем попадает к нам на стол. Пройдем этот путь вместе с фермером, который сам выращивает зерновые культуры.
Зимой проводится снегозадержание на полях. Весной землю вспахивают, сеют зерно, поливают, опыляют самолетом, следят за ростом. Зерно созрело, его надо убирать с поля. Комбайн собирает урожай, а грузовики возят зерно на элеватор, где оно проходить очистку от мусора и семян, оттуда зерно поступает на мельницы, затем в пекарни ,магазины. В это время люди работают и день, и ночь.
6. Объясни:
Снег глубокий - хлеб высокий.
Хлеб - наше богатство.
Дискуссия. Почему говорят: «Земля - наша кормилица!»
7. Подумай! Работа в парах.
l-я группа. _ Ты стал взрослым, выбрал профессию фермера, занимаешься выращиванием коров. Какую продукцию ты будешь получать?
2-я группа. _ Ты занимаешься выращиванием домашних птиц. Какую продукцию ты будешь получать?
- Сравните продукцию, получаемую на этих фермах.
Птицеферма и молочная ферма
- Напоминают ли нам эти фермы завод или фабрику? Почему?
-Потому что все работы на ферме механизированы. Здесь нужны
люди, которые знают современную технику.
- Куда отправляется продукция, выращенная фермерским хозяй-
ством?
- Кто помогает фермерским хозяйствам?
8. Подведение итогов урока.
Подумай!
- Для чего нужны фермерские хозяйства?
- Как осуществляется руководство фермерским хозяйством?
- Какую помощь оказывает государство фермерским хозяйствам?
9. Дома. Чтение текста «Фермерское хозяйство». Стр. 88-89
Тема: Народ Казахстана
Цель: формировать понятия учащихся о народах, проживающих на территории Казахстана.
Задачи. 1. Расширить знания детей о многонациональном Казахстане, о дружбе, солидарности и уважении народов страны.
2. Развивать внимание, речь, умение логически размышлять, анализировать.
3. Воспитывать .добрые отношения между детьми разных национальностей.
Оборудованне: картины «Народы Казахстана».
Ход урока
1. Психологический настрой. Стихотворение К. Мырза Али:
Родной язык
Узнай родной язык,
В нем сила и свобода.
Узнай родной язык,
В нем государства гордость.
Родной язык - в нем честь
И совесть человека.
Учи чужую речь,
Свою - цени навеки!
- Что хочет сказать поэт К. Мырза Али? Высказывания детей.
2. Проверка Д\З: Что такое Конституция?
Права и обязанности школьников?
3.Работа с новой темой:
Казахстан - многонациональное государство. Численность населения Казахстана превысила 16 Миллионов человек. На территории страны живут граждане более 120 национальностей. Коренным населением страны являются казахи. В Казахстане также проживают русские, украинцы, немцы, уйгуры, татары, узбеки, корейцы, балкарцы и другие. Для этих людей Казахстан стал Родиной. Наше государство создаёт все условия для Жизни и процветания народов. Конституция Республики Казахстан гарантирует всем гражданам равенство прав и свобод независимо от языка, происхождения, отношения к религии. Государственный язык в стране - казахский. Наравне с казахским употребляется русский - язык межнационального общения. Казахи проживают и в других странах: в России, Монголии, Китае, Туркменистане, Узбекистане, Турции, в странах Европы, Америки. В настоящее время многие из них возвращаются на свою Родину. В сентябре 1992 года в Алматы проходил первый курултай казахов всего мира. В нём участвовали наши соотечественники из 33 государств. В 2002 году в Туркестане состоялся второй курултай, где участвовали представители из 36 стран мира. А 29 сентября 2005 года в Астане прошёл третий всемирный курултай казахов. На нём присутствовало более 300 делегатов из 32 стран ближнего и дальнего зарубежья. Эти собрания имеют огромное значение в сплочении всех казахов. Наш народ обладает неиссякаемым духовным богатством. Самая главная его ценность - любовь к Родине и патриотизм. Мы живём в согласии, мире и стабильности. В этом отношении казахи верны завету гениального Абая: «Люби всё человечество как брата своего».
4. Физминутка5.Закрепление:
1. Какие народы живут на территории Казахстана?
2. Какой язык является государственным, а какой - языком межнационального общения?
3. Когда проходили первый, второй, третий курултаи казахов?
4. Объясни слова Абая: «Люби всё человечество как брата своего».
5. Что объединяет народы в Республике Казахстан?
6.Какое будущее, по-твоему, ждёт народ Казахстана?
6. Игра «Расскажи о своем народе».
Дети могут рассказать о своем народе, его культуре, искусстве, обычаях.
- Какой национальности твои друзья?
- А что такое национальность?
Национальность - это объединение людей с единым языком и
обычаями, проживающих на одной территории.
- Как живут люди разных национальностей друг с другом?
- Да, все народы Казахстана живут дружно, в согласии.
Национальное согласие - это понимание и поддержка, это залог
успеха нашего государства.
7 . Игра «Сердце класса».
Учитель заранее делает «сердце» из картона.
Дети на листке бумаги записывают дружеские, приятные слова в адрес того одноклассника, имя которого они вытянули по жребию, затем каждый приклеивает свой листок бумаги на заготовленное из картона сердце.
Анализ: 1. Что тебе нравится в этом «сердце»?
2. Нравится ли тебе то, что написано там про тебя?
3. Почему слова о каждом из вас расположили на «сердце»? Вопросами учитель старается подвести ребят к выводу о согласии, взаимопонимании и любви в классе, где учатся ребята разных национальностей - это и есть национальное согласие.
8. Подведение итогов урока.
- Я прошу вас встать в круг, хочу поблагодарить вас за хорошую работу. Казахстан - это 16 миллионов «Я», и его будущее будет зависеть и от тебя, и от тебя., И если каждый из вас приложит все силы, чтобы ваши мечты осуществились, тогда и страна наша будет процветать, в ней всегда будут царить мир и благополучие.
9. Д\з: стр. 105 чит.
Тема: Конституция Республики Казахстан
Цель: 1. Расширить представления о Конституции Казахстана
2. развить устную речь
3.интерес к Конституции
Тип: новая тема
Метод: словесный
Оборудование: учебник, Конституция РК
Ход урока:
1.Оргмомент
2.Проверка Д\з: 102 – 103
3.Работа с новой темой:
- рассказ учителя:30 августа 1995 года была принята новая Конституция Республики Казахстан - основной закон страны. Все государственные документы принимаются на её основе. Даже самым малым народам гарантируются все права. Великий бий казахского народа Толе би призыв ал народ к единству: «Если народ силён единством, братской солидарностью, то он станет образцом для последующих поколений». Закон помогает нам в нашей жизни и деятельности. В Конституции есть статьи о правах и обязанностях граждан Республики Казахстан. В 1-й статье Конституции говорится: «Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого является человек, его жизнь, права и свободы». С первой минуты появления на свет наша жизнь и здоровье находятся под защитой и покровительством государства, гражданами которого мы являемся. Придя в школу, ты воспользовался своим правом на образование. Закон обязывает тебя стать образованным, знающим человеком, готовым к труду. Ты - гражданин! Это значит, что ты можешь пользоваться всеми правами, записанными в Конституции. Каждая строка закона, который является законом и твоей жизни, пронизана заботой о человеке труда, его благополучии. Запомни, важно не только знать свои права и обязанности, важно их соблюдать. Только если все взрослые и дети будут знать и соблюдать законы, мы будем жить в мудром и справедливом государстве и будем счастливые
- физминутка4. Закрепление:
- работа по вопросам
1. Что называется Конституцией?
2. О чём говорится В Конституции Республики Казахстан? 3. Когда была принята Конституция?
4. Какие основные законы ты обязан знать?
1. Для чего нужно соблюдать законы страны всем гражданам Республики Казахстан?
2. Кто составляет единый народ Казахстана?
5. Итог урока: Что узнали нового?
6. Д/З: стр. 103