Выступление на ММО учителей нач. классов Совершенствование школьной системы выявления и развития талантов детей



Выступление на ММО учителей нач. классов
"Методический автобус"
"Совершенствование школьной системы
выявления и развития талантов детей".
учитель начальных классов
МОУ "Данковской СОШ"
Могилевец Н.В.

январь 2015 г.
Таланты рождаются не часто, а гениев вообще за всю историю человечества насчитывается не более 400.
Проблема «нераскрытости» детей заключается в том, что воспитание в семье не всегда помогает раскрыться личности ребенка, а система образовательного процесса в школе не позволяет «рассмотреть» особенности каждого ребенка. Учебный процесс в общеобразовательной школе предполагает, что ребенок должен соответствовать стандарту тех требований, которые к нему предъявляются.
Очень важно в образовательной организации создать благоприятную психологическую обстановку для одаренного ребенка, которая поможет преодолению разрыва между интеллектуальным и личностным развитием и будет способствовать их взаимодействию.
Одно из главных направлений работы Данковской школы – создание условий для оптимального развития талантливых детей, включая тех, чья одаренность в настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей.
Основным подходом в поиске юных дарований следует признать комплекс мероприятий (медико-психологических, педагогических), направленных не только на детей, но и на родителей, и педагогов.
Работа с талантливыми, одаренными детьми в школе может быть реализована только в рамках общешкольной программы, которая является одним из важнейших аспектов деятельности школы на современном этапе. В нашей школе - это программа работы с одарёнными детьми "Нестандартный ребёнок". Наша стратегическая цель - обеспечение каждому ребёнку равных стартовых возможностей в проявлении и реализации своих творческих способностей и интересов; обеспечение возможности творческой самореализации личности в различных видах деятельности.
В работу с одарёнными учащимися в первую очередь необходимо включать учителей, обладающих определёнными качествами:
*увлечённостью своим делом;
*способностью к экспериментальной, научной и творческой деятельности;
*быть профессионально грамотными;
*быть проводниками передовых педагогических технологий;
* знатоком во всех областях человеческой жизни.
Я соглашусь с мнением известного математика, Андрея Николаевича Колмогорова: «Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одарённость, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия … ». Поэтому в своей работе я использую современные образовательные технологии и разнообразные формы: познавательно – исследовательские проекты, логические задачи, интеллектуальные игры и конкурсы. Одной из наиболее эффективных форм работы по выявлению, развитию и поддержке одаренных детей является развитие олимпиадного движения и системы творческих конкурсов.
Существует распространенное мнение, что творчество является уделом избранных и что только тот, кто одарен особым талантом, должен его развивать в себе, и может считаться призванным к таланту. Однако этот вывод является спорным, а с точки зрения школы — недопустимым. И моя задача, как первого учителя, сделать творчество нормальным и постоянным спутником детского развития. Важно работать с ребенком в той степени трудности, которую он выбирает сам, и с каждым годом, в зависимости от успешности дела, эту планку поднимать, чтобы иметь возможность роста. Но одарённый ребенок тоже  имеет право на неуспех и ошибки. А я пытаюсь разбудить детскую мысль, заставить ребят думать, анализировать, сравнивать. В результате класс превращается в коллектив личностей. Мне и моим ученикам интересен сам путь к познанию. "Знание только тогда знание, когда приобретено усилиями своей мысли, а не памятью!" (Л.Н.Толстой).
Исходным моментом для выявления особенностей ребенка и первоначального развития его природных талантов служит семья. Нельзя забывать о работе с родителями одарённых детей, их поддержке и поощрении.
Немаловажное значение в этой связи играет интеллектуальный и образовательный уровень родителей, их социальное положение, степень участия в воспитании детей. Приятно отметить, что образовательный статус родителей моих учеников качественно меняется. Становится больше родителей , имеющих высшее образование. Среди них военнослужащие, медицинские работники, педагоги. Видна положительная динамика и во взаимоотношения с детьми в семьях.
Так кто же они такие – талантливые дети ?
К примеру, Пушкин ничего не понимал в математике, Бетховен за свою жизнь не смог выучить таблицу умножения, Эйнштейн в 15 лет был исключён из гимназии за неуспеваемость, а Чехов был оставлен на второй год в 3 классе за «отставание в словесности».
Каждый ребенок пришел в этот мир с определенной миссией, и дело педагога – это предназначение угадать и подготовить ребенка к интересной, счастливой жизни, убедить ученика, что он успешен в каком-то направлении, и нацелить его на совершенствование этих данных. Жизнь требует от школы подготовки выпускника, способного адаптироваться к меняющимся условиям, коммуникабельного и конкурентоспособного. Именно это имел в виду английский психолог и писатель Г. Томпсон, говоря: “Способности – объяснение вашего успеха”.
Заниматься развитием интеллектуальных и творческих способностей необходимо. И, прежде всего потому, что полное раскрытие способностей ученика важно не только для него самого, но и для общества в целом. Быстрое развитие новых технологий повлекло за собой резкое возрастание потребности общества в людях, обладающих нестандартным мышлением, вносящих новое содержание в производственную и социальную жизнь, умеющих ставить и решать новые задачи. Творческие и интеллектуальные способности – залог прогресса в любой сфере человеческой жизни.