Доклад на предзащиту ВКР по теме Тестовые задания как средство формирования навыков орфографического самоконтроля младших школьников на уроках русского языка

Тестовые задания как средство формирования навыков орфографического самоконтроля младших школьников на уроках русского языка

Выполнила: Колесниченко Валентина Александровна, студентка АСК(ф)СахГУ, группа 401-з
Представляем вашему вниманию введение и направления исследовательской части дипломной работы по теме: Тестовые задания как средство формирования навыков орфографического самоконтроля младших школьников на уроках русского языка.

Формирование орфографически-грамотного письма – одна из наиболее трудных задач, решаемых в школе. Несмотря на многочисленные исследования, проводимые в методике орфографии, учить младших школьников правописанию очень непросто. Эта проблема остается нерешенной до сих пор в силу разных причин, обозначенных в исследованиях методис
·
·
·, психологов и педагогов, а кроме того в научно-методических публикациях учителей-практиков.
Таковыми причинами являются трудности самой орфографии, разрозненность изучаемых орфографических правил, отсутствие мотивации к орфографической деятельности, невнимание учащихся к слову, к родной речи, а кроме того ограниченность словарного запаса и отсутствие у них интереса к чтению. Связано это и с тем, что дети, погружаясь в море орфографических правил, не могут уловить логики правописания и воспринимают орфографию как набор разрозненных, не связанных между собой «нужно» и «нельзя».
Из практики обучения в начальных классах известно, что орфографическая грамотность учащихся не достигает достаточно высокого уровня, о чем свидетельствуют результаты итоговых контрольных работ по русскому языку, проводимых в 3 - 4 классах. Такое качество грамотности вызывает тревогу у учителей.
Поэтому ученые (психологи, методисты), учителя ищут причины такого явления, чтобы принять действенные меры по улучшению положения в этой составной части обучения.
Одной из причин недостаточно высокой орфографической грамотности младших школьников является несформированность их орфографического самоконтроля, т.е. неумение «видеть» орфограммы.
Изучением проблемы формирования учебной деятельности и, в частности, действия самоконтроля занимались Д.Б. Эльконин. В.В. Давыдов, П.Я Гальперин, АК. Маркова, ВС. Гончаров, ТВ. Габай, Н.Ф. Талызина, В.В. Репкин, А.Б. Воронцов, Н.И. Кувшинов, Г.Я. Мор, К.В. Тухман, Т.В. Корешова, А.В. Захарова и другие. В их работах рассмотрена сущность понятия “учебная деятельность” и её структура, понятие “самоконтроль”, а также особенности формирования действия самоконтроля у учащихся начальных классов.
Методика обучения орфографии не совершенна: в ней не предусмотрено специальное обучение, направленное на развитие орфографического самоконтроля.
Приступая к работе, мы определили ее параметры:
Объект: процесс обучения.
Предмет: тестовые задания на уроках русского языка.
Цель: обосновать необходимость применения на уроках русского языка тестовых заданий для формирования навыков орфографического самоконтроля.
Задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по теме с целью ее теоретического обоснования.
2. На основе анализа теоретических источников описать виды тестовых заданий, направленных на формирование орфографического самоконтроля у младших школьников на уроках русского языка.
3. Разработать систему тестовых заданий и упражнений, способствующих формированию орфографического самоконтроля у младших школьников и апробировать её в работе с обучающимися 2 класса МБОУ СОШ №1 пгт.Тымовское.
4. Разработать методические рекомендации по применению тестовых заданий и упражнений, способствующих формированию орфографического самоконтроля младших школьников для учителей начальных классов.
Гипотеза: решение тестовых заданий на уроках русского языка будет способствовать формированию орфографического самоконтроля у младших школьников, если соблюдать следующие методические условия:
- диагностирование уровня орфографического самоконтроля младших школьников на уроках русского языка;
- применение методических приёмов, способствующих формированию навыков орфографического самоконтроля у младших школьников: орфографические задачи, работа над ошибками, карточки с орфографическими заданиями;
- использование различных типов тестовых заданий.
Практическая часть дипломной работы, будет проводиться во 2 классе МБОУ СОШ №1 пгт.Тымовское с 30.03.2017 г. по 28.04.2017 г. при участии учителя начальных классов Турец Лады Павловны и под руководством научного руководителя Бережновой Ирины Владимировны.
Практическая часть будет состоять из трёх этапов:
1. Констатирующего: Диагностика уровня сформированности орфографического самоконтроля обучающихся 2 класса МБОУ СОШ №1 пгт. Тымовское.
2. Формирующего: Описание работы по использованию системы тестовых заданий и упражнений, способствующих формированию орфографического самоконтроля у обучающихся 2 класса МБОУ СОШ №1 пгт. Тымовское.
3. Контрольного: Результаты работы по использованию системы тестовых заданий и упражнений, способствующих формированию орфографического самоконтроля у обучающихся 2 класса МБОУ СОШ №1 пгт. Тымовское.
Задачи констатирующего этапа:
1. Выявить уровень сформированности орфографического самоконтроля у обучающихся 2 класса МБОУ СОШ №1 пгт. Тымовское.
2. Изучить возможности УМК для развития навыков орфографического самоконтроля и организацию работы по использованию тестовых заданий на уроках русского языка.
3. Разработать систему тестовых заданий и упражнений, способствующих формированию орфографического самоконтроля у обучающихся 2 класса МБОУ СОШ №1 пгт. Тымовское.
Для выявления уровня сформированности предметных и коммуникативных УУД мы предполагаем использовать следующие методы исследования:
1. Наблюдение.
2. Изучение УМК по русскому языку.
3. Методика выявления уровня развития орфографического самоконтроля: «Где ошибки?». Автор Ш.А. Амонашвилли.
4. Беседа с учителем класса.
Для определения уровня развития орфографического самоконтроля будут использованы следующие критерии: осознанность, освоенность, обобщённость, самостоятельность. На их основе будут выделены три уровня: низкий, средний, высокий.
Данные критерии позволят оценить следующие составляющие умения самоконтроля и обучающихся:
критерий
составляющие умения

Осознанность
Умение определять объект оценки и диагностирования.
Умение установить факт ошибки.

Освоенность
Умение установить критерии оценки.
Умение выявить звено, в котором допущена ошибка.

Обобщённость
Умение определить причину ошибки.

Самостоятельность
Умение устранить, исправить ошибку. Умение проверить исправленное.


Диагностика построена в форме теста и позволит оценить сформированность навыков самоконтроля второклассников по правописанию таких орфограмм:
- звонкие-глухие согласные в корне;
- ь для обозначения мягкости и разделительный ь;
- жи-ши-ча-ща-чу-щу-;
- безударные гласные в корне, проверяемые ударением;
- заглавные буквы;
- предлоги;
- словарные слова.

Констатирующий этап будет проведён с 30.03.2017 г. по 01.04.2017 г. по плану:
Дата
Содержание работы
Цель

30.03.2017 г.
Беседа с учителем, знакомство с УМК по русскому языку, который
используется в классе, наблюдение.
Изучение возможностей УМК по
русскому языку для развития навыков
орфографического самоконтроля,
изучение состава обучающихся и работы по использованию
тестирования на уроках русского
языка.

31.03.2017 г.
2. Проведение диагностики по
методике «Где ошибки?» Ш.А.
Амонашвилли.
Определение уровня развития навыков орфографического
самоконтроля.

01.04.2017 г.
Обработка диагностики «Где ошибки?» Ш.А. Амонашвилли.
Графическое и качественное описание уровней.


Методы исследования будут реализованы в ходе констатирующего этапа и описаны в соответствии с алгоритмом.
Результаты исследования по констатирующему этапу мы оформим в таблицу и диаграмму.



Таблица 1. Результаты оценки уровня развития навыков орфографического самоконтроля обучающихся 2 класса МБОУ СОШ № 1 пгт. Тымовское на констатирующем этапе (март, 2017 г.)
имя обучающегося
высокий
Средний
низкий

1) Максим Д.














13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
Рис. 1. Результаты оценки уровня развития навыков орфографического самоконтроля обучающихся 2-а класса МБОУ СОШ № 1 пгт. Тымовское на констатирующем этапе (март, 2017 г.)

Таблица 2. Результаты оценки уровня развития навыков орфографического самоконтроля по видам орфограмм обучающихся 2 класса МБОУ СОШ №1 пгт. Тымовское на констатирующем этапе (март, 2017 г.)
Имя обучающегося
Звонкие-глухие в корне
ь для обозначения
мягкости и
разделительный
ь
жи-ши-ча-ща-чу-щу
безударные гласные в
корне, проверяемые
ударением
заглавные буквы
предлоги
Словарные слова
Общий балл
Уровень

Максим Д.












































По результатам констатирующего этапа сделаем вывод об уровне развития орфографического самоконтроля, определим западающие показатели и предполагаемые причины.
Формирующий этап: Описание работы по использованию системы тестовых заданий и упражнений, способствующих формированию орфографического самоконтроля у обучающихся 2 класса МБОУ СОШ №1 пгт. Тымовское будет проведён с 03.04.2017 г. по 25.04.2017 г.
Задачи формирующего этапа:
1. Разработать систему тестовых заданий и упражнений, способствующих формированию орфографического самоконтроля у обучающихся 2 класса МБОУ СОШ №1 пгт. Тымовское.
2. Включить обучающихся 2 класса МБОУ СОШ №1 п.г.т.Тымовское в работу по формированию навыков орфографического самоконтроля на основе тестовых заданий и упражнений.
В ходе реализации формирующего этапа мы предполагаем провести серию уроков русского языка с использованием методов и приёмов развития самоконтроля. На уроках мы планируем использовать следующие методы и приемы: метод взаимоконтроля, метод познавательной игры, прием какографии, прием поиска орфограмм в «чистом» тексте, прием использования алгоритмов- памяток, саморедактирование, карточки с выборочным ответом, перфокарты. Мы предполагаем разработать и апробировать следующие виды тестов (При составлении тестов будем учитывать типичные ошибки обучающихся):
1. Тест выбора верных ответов из общего числа предложенных в заданиях.
Например. Пишется буква е в корне слова:
1) размстить
2) размгчить
3) развсти.
2. Тест на установление истинности (ложности) утверждения.
В нем предлагается лишь два ответа для выбора «да», «нет». Такие тесты проверяют умение рассуждать, делать выводы и отличать верное утверждение от неверного.
3. Тест на заполнение пропусков в истинном утверждении (тест на дополнение).
Например. Продолжите предложение:
1. Звуки речи бывают гласные и _______________
2. Согласные звуки бывают твердые и _______________
4. «Тест - перекресток». Решение таких тестов приводит к созданию схем, графиков - это объединение стрелками («дорожками») элементов, связанных между понятиями.
Например. Соедини стрелками.
Вопросы. Слова.
Кто? Что?
Горожанин, учение, ученица, город.
Все проведённые формы будут описаны в работе с указанием результатов, представлены конспекты и фотоматериал уроков и занятий кружка.
Контрольный этап будет проведён с 26.04.2017 г. по 28.04.2017 г.
Основная задача этапа: проверить эффективность реализации системы тестов и упражнений для развития навыков орфографического самоконтроля.
Для выявления эффективности будет продублировано исследование по методике Ш.А. Амонашвилли.

Таблица 3. Результаты оценки уровня развития навыков орфографического самоконтроля обучающихся 2 класса МБОУ СОШ №1 пгт. Тымовское на контрольном этапе (апрель, 2017 г.)
имя обучающегося
высокий
Средний
низкий

1) Максим Д.














13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
Рис. 2. Динамика оценки уровня развития навыков орфографического самоконтроля обучающихся 2 класса МБОУ СОШ № 1 п.г.т. Тымовское на контрольном этапе (апрель, 2017 г.)





Таблица 4. Результаты оценки уровня развития навыков орфографического самоконтроля по видам орфограмм обучающихся 2 класса МБОУ СОШ № 1 п.г.т. Тымовское на контрольном этапе (апрель, 2017 г.)
Имя обучающегося
Звонкие-глухие в корне
ь для обозначения
мягкости и
разделительный
ь
жи-ши-ча-ща-чу-щу
безударные гласные в
корне, проверяемые
ударением
заглавные буквы
предлоги
Словарные слова
Общий балл
Уровень

Максим Д.












































В заключении будет сделан вывод о значимости работы, указаны, какие формы работы были проведены для выполнения поставленной цели.
Проведём сравнение результатов констатирующего и контрольного этапов и сделаем вывод о подтверждении гипотезы.
Мы разработаем методические рекомендации по развитию навыков орфографического самоконтроля через систему тестовых заданий и упражнений для учителей начальных классов. Предполагаем представить на защиту буклет.
По результатам работы оформим презентацию.
Спасибо за внимание!











Список литературы
1. Анастази А. Психологическое тестирование. М., 2013. 231 с.
2.  Архипова, Е.В. О методе моделирования и возможностях применения тес
·
·
·ых заданий при обучении орфографии. Русский язык в школе. М., 2003. 284 с.
3. Алгазина, Н.Н. Система орфографических упражнений. Русский язык в школе. М., 2000. 126 с.
4.  Баранов, С.П. Принципы обучения. М.: Просвещение. 2001. 241с.
5.  Биба, А.Г. Формирование рефлексии в процессе обучения русскому языку. Начальная школа до и после. 2005 - №4. С.15-18.
6. Возрастная и педагогическая психология/ Под ред. М.В. Гамезо, Т.С. Михальчик, В.М. Матюхина и др. М.: Просвещение. 2001. 256с.
7.  Возрастная и педагогическая психология. Учебное пособие для студен
·
·
·/ Под ред. А.В. Петровского. М.: Просвещение. 2012. 288с.











Root Entry