Внеклассное мероприятие Прощай, мой друг Букварь


Праздник прощания с букварём. Сценарий
Тема. Прощай, букварь!Цель: создание праздничной и доброжелательной атмосферы на празднике.
Задачи:
Подвести итоги изучения букваря;
Закрепить знания об изученных звуках и буквах;
Формировать вдумчивого читателя, любящего книгу;
Пробуждать и постоянно поддерживать у детей интерес к книге, желание самостоятельно читать;
Развивать чувство дружбы и товарищества;
Воспитывать уважение к книге и интерес к чтению.
Учитель: За окном снежинки вьются,День приветливый такой.Нынче праздник в первом классе:День прощания с букварем!
Учитель: В жизни всё начинается с малого: с зёрнышка — хлеб, с лучика — солнышко, с кирпичика — дом, а знания — с первой книги каждого человека — Букваря.1 ведущий. Почему не на уроках школьники с утра?
2 ведущий. Почему в парадной форме нынче детвора?
1 ведущий. Сняли с букваря обложку, и закладок нет…
2 ведущий. Все взволнованы немножко… В чём секрет?
Учитель: Дочитали эту книгу школьники вчера,А сегодня — день прощанья, праздник Букваря!
Учитель: Праздник у нас необычный — единственный, который никогда не повторится. Мы посвящаем его удивительной книге — Букварю. Букварю — более 400 лет. Это самая старая книга во всём мире. И много лет учит она читать детей. И наших детей Букварь научил читать. Дадим слово уже всем читающим первоклассникам.
Дети читают стихи.1.Мы приветствуем гостей,Дорогих учителей.Всех знакомых, незнакомыхИ серьезных и веселых.2.Заходите, проходитеПуть свободен, освещен.Приглашаем всех сегодняПопрощаться с Букварем.3.Пусть зовут нас “шестилетки”Пусть не ставят нам отметки,Не ведем мы дневники.Все же мы … ученики - (все хором) Звучит музыка из мультфильма «Чунга-Чанга». Появляется африканский мальчик Чанга, оглядывается по сторонам. Он кидается на пол, делает вид, что ловит жука.Чанга (показывает на жука) Тыгыр!Жестами объясняет, что вкусно. Видит, что остался один, пугается, хочет убежать.Учитель. Постой, ты кто?Чанга показывает, что не понимает.Учитель. Я (ударяет себя ладонью в ) Ирина Владимировна. Нет, надо проще: я Ира. А ты?Чанга. Нет, ты Чанга. Чанга искать Чунга.Учитель. А-а, тебя зовут Чанга. Чанга живет на острове Чунга-Чанга. Ты ищешь своего друга Чунгу?Чанга радостно кивает, подходит к детям, указывает на одного.Чанга. Чунга?Учитель. Нет, это …(Сергей).Чанга (утвердительно). Чунга. (Показывает на другого ребенка.)Учитель. Нет, это Настя.Чанга (растерянно). Он – Чунга?Учитель. Да нет же, это Саша.Чанга. Где Чунга?Учитель. Милый Чанга, его нет на празднике Букваря.Чанга. Букваря? Кто такая?Учитель. Букварь – это такая книга, по которой учатся читать в школе.Чанга. Школе? Кто такая?Учитель. Не школе, а школа. Это такой дом, где ребята учатся.Чанга. Дом? Учиться? (Повторяет, прислушивается к слову.) Учиться? Кто такая?Учитель. Это когда показывают, как писать буквы, читать слова. Понял?Чанга (вопросительно смотрит). Понял?Учитель. Ребята, помогите мне, пожалуйста! Давайте споем для Чанги песню про школу.Исполняется песня “Чему учат в школе”, автор текста (слова) - Пляцковский М., композитор (музыка) - Шаинский В.1. Буквы разные писатьТонким перышком в тетрадьУчат в школе.Вычитать и умножатьМалышей не обижатьУчат в школе.2. К четырем прибавить два,По слогам читать словаУчат в школеКнижки добрые любить И воспитанными бытьУчат в школе.3. Находить восток и югРисовать квадрат и кругУчат в школеИ не путать никогдаОстрова и городаУчат в школе. Учитель. Теперь ты что-нибудь понял?Чанга. Понял, учиться! Чанга учиться! Учиться бегай, прыгай, лазай баобаб, лови тыгыр, стреляй бакыр! (Издает воинственный клич.) Чанга хотеть учиться с ними в ваша школа!!!Учитель. Сомневаюсь, Чанга, что ты сможешь учиться с этими ребятами, ведь они уже скоро заканчивают первый класс и пойдут во второй. А тебе нужно учиться с теми ребятами, кто только пойдет в первый класс. А еще тебе нужен Букварь. Послушай стихи об этой замечательной книге.Дети читают стихи.4.Я с этой книгой в первый разПришел в свой первый, светлый класс. Я эту книгу полюбил,Я в ней все буквы изучил.5.И как мне радостно сказатьУмею я теперь читать!И вот за это говорюСпасибо книге – Букварю!6.Смех и слезы, радость и печаль,За год довелось нам испытатьНо стараний наших нам не жаль –Книги нам теперь легко читать.7.Мы учили в букваре, Как писать и “а”, и “ре”,И узнали, например, Говорят не “рэ”, а “эр”. Научились мы писать И большие фразы, Можем мы теперь читатьСказки и рассказы.8.Ты в Букварь впервые вник,Читая по слогам.Потом прочтёшь ты сотни книгК сознательным годам.И ты поймёшь: без Букваря Вся жизнь прошла бы зря.9.С этой книжкой – самой первой –Каждый путь свой начинал,Чтоб пройти маршрутом верным На заветный перевал. 
10.В день осенний, в день чудесныйМы в поход ушли не зря.Было очень интересноНа страницах букваря.
11.Вдоль картинок мы шагали,По ступенькам-строчкам шли,Ах, как много мы узнали!Ах, как много мы прочли! 
12.Край родной, родные дали,Реки, рощи и моря, Целый мир мы открывалиНа страницах букваря.
13.Потрудились мы немало,Ведь, по правде говоря, Русской грамоты начало –На страницах букваря.
14.Тридцать три родные буквыМы узнали к февралю, И за это все ребятаБлагодарны букварю!
15.Мы прочтем любые книги, Разберемся в словаре,Потому что всюду буквыТе же, что и в букваре.Коль буквы знаешь и грамматику,Легко усвоить и математику.(Звучит песня „Дружба с букварем”) Радуются дети, мамы и отцы
Потому что вместе все мы молодцы!
В школу нас водили видно вы не зря
С буквами сдружились мы из букваря.
Припев:
Буквы разные от А до Я
Наши лучшие теперь друзья
/Гласные и согласные подружки дорогого букваря/ 2раза
Мне не нужно к маме больше приставать
Сможем мы и сами книжку прочитать.
Потому что мчались в школу мы не зря
Буквы изучали мы из букваря.
Припев
Радуются дети, мамы и отцы
Потому что вместе все мы молодцы!
И любую трудность мы переживем
Победила дружба, дружба с букварем
Учитель. Вот с какой необыкновенной книгой прощаются сегодня наши первоклассники! А ты Чанга, будешь изучать по ней грамоту, когда придешь в школу первого сентября.Чанга уходит.(появляется Букварь)
Букварь:
Здравствуйте, мои друзья!Дети и учителя.Только в школу вы пришли,Встретил вас я у двери.С вами дружно мы прожили,Буквы все мы изучили.Вас сегодня не узнать:Стали бойко вы читать.Очень грамотными стали,Поумнели, возмужали.И хочу сказать сейчасРад, друзья, увидеть вас!
Сегодня я пришёл к вам, чтобы посмотреть хорошо ли вы меня изучили, много ли нового узнали. А где же мои помощники — буквы?
Учитель: Не волнуйся, дорогой Букварь, ты знаешь, я не волшебница, но кое-что умею. Сейчас скажу волшебные слова, и буквы появятся перед тобой. А помогут мне в этом ребята.
Шарма, фарма, туквы, муквы.Дети, превращайтесь в буквы!
(дети надевают кепки с буквами гласными)
16. Гласные тянутся в песенке звонкой,Могут заплакать и закричатьМогут в кроватке баюкать ребёнка,Но не желают свистеть и ворчать.
А.      Буква А, буква А,          Алфавита голова,          Знает Вова, знает Света          А похожа на ракетуЕ.     На дворе – какая жалость!          Наша лесенка сломалась,          Наша лесенка сломалась,          Буква Е зато осталась!Ё.      Е и Ё – родные сёстры,          Различить сестёр непросто,          Но у буквы Ё две точки,          Словно к лесенке гвоздочки.И.      На калитку посмотри,         Чем она не буква И?          Между двух прямых досок          Одна легла на искосок.О.      В старом дереве дупло          Ну совсем, как буква О.У.      У – сучок. В любом лесу          Ты увидишь букву У.Ы.     Вот топор, полено рядом.          Получилось то, что надо!          Получилась буква Ы,          Все мы знать её должны!Э.      Над полями в синеве          Пролетела буква Э.          Это ласточка весной          Возвращается домой.Ю.     На арене укротитель,          Грозных тигров повелитель.          Он, как буква Ю с кольцом          К тиграм грозно встал лицом.Я.      И сказала буква Я:          «Хоккеист известный я.          Шайба прямо в цель летит          Гол! Закончен алфавит».Учитель: Буквы, разделитесь на две группы: А О У Ы Э Е Ё И Ю Я
— Составьте слова! (АУ, УА, ИА)
Дети: Вот и все слова! Нужны согласные!
(дети надевают кепки с согласными буквами)
17.А согласные согласныШелестеть, шептать, скрипеть.Даже фыркать и шипеть,Но не хочется им петь.
Б.      Буква Б проснулась рано,          Буква Б бочонок с краном,          Умывайся, будь здоров,          Богатырь Борис Бобров!В.      Словно букву В Алёна          Держит трубку телефона.Г.      Г – крючок обыкновенный,          Но в труде помощник верный.          И в косу, и в кочергу          Превратить я Г могу.Д.      Вот стоит, дымок пуская        Буква Д – труба печная.Ж.     Если сноп, как пояском,          Подпоясать колоском,          Сноп соломы на меже          Превратится в букву Ж.З.       З – не просто завитушка,          З – пружина, крендель, стружка.К.      Сигнальщик держит два флажка.          С флажками он, как буква К.Л.      Алфавит продолжит наш          Буква Л – лесной шалаш.М.     Взявшись за руки, мы встали          И на М похожи стали.Н.      Там я букву Н найду,          Где гамак висит в саду.П.      На хоккее, на футболе,          Буква П – ворота в поле.Р.      Буква Р – на мачте парус.          Вдаль летит небес касаясь.С.      Полумесяц в небе тёмном         Буквой С повис над домом.Т.      Молоток стучит «Тук-тук »,          Букве Т я старый друг. Ф.      - Все мы знаем без подсказки:          Буква Ф, как ключ от сказки.          Никогда его у нас не отнимет Карабас.Х.      Буква Х всё ходит, ходит,          Места словно не находит.Ц.      Стул чинил сегодня мастер,          Клеил он его и красил.          Мастер стул перевернул,          Стал на Ц похожим стул.Ч.      Да, вы правильно решили:          Ч мы пишем, как четыре,          Только с цифрами, друзья,          Буквы путать нам нельзя!Ш.     На что похожа буква Ш?         На зубья этого ковша.Щ.     Буква Щ поможет нам          Чистить зубы по утрам.Ъ.      Из ведра не просто так          Нам воды напиться.          Нужен ковшик – твёрдый знак,          Чтобы не облиться.Ь.      Буква Р перевернулась –          Мягким знаком обернулась.Все (хором): Буквы все от А до Я – 33 богатыря!18.  Буквы все мы твёрдо знаем, Сами пишем и читаем. Мы простились с Букварём Книжки новые берём.19. Любит школу весь наш класс Папы, мамы хвалят нас. Впереди уроков много – Ждёт нас дальняя дорога.Чтобы жить на пользу людям, (хором) Хорошо учиться будем!20.   Как хорошо умет читать,   Не надо к маме приставать,                   Не надо бабушку трясти:                   «Прочти, пожалуйста, прочти!»                   Не надо умолять сестрицу:                   «Ну, прочитай ещё страницу…»                   Не надо ждать, не надо звать,                   А можно взять и прочитать!Уважаемый Букварь! Ребята подготовили для тебя подарок: они исполнят частушки
                              ЧАСТУШКИ.1.Время быстро пролетелоС сентября до февраля.Мы сегодня отмечаемСлавный праздник Букваря! 2.Топни ножка-нога,
Топни правенькая.
Все я буквы  изучила,
Хоть и маленькая.
3.С букварём кто не в ладу,
С тем я дружбу не веду.
У меня характер крут –
Уважаю с детства труд!
4.Разбудите меня ночьюВ самой серединочке.Расскажу вам алфавитБез одной запиночки.5.Не печалься ты, букварь,Лучше нету книжки.Подарю тебя теперьМладшему братишке.6.Тыщу слов в минуту нынче,Как машина я строчу.Я любую вашу книжкуОдним махом проглочу.7.Ах, ты бабушка моя,
Снова не согласна!
Ты запомни на всегда,
Есть лишь десять гласных.
8.Ах, букварь, ты мой букварь,
Такой родненький!
Почему же ты букварь,
Такой тоненький!
9.Почему у малышей
Мокрые реснички?
Потому что в букваре
Кончились странички.
10.Мы простимся с букварёмИ рукой помашем.И спасибо 10 разДружно хором скажем.Учитель:
Шарма, фарма! — Я скажу,Покажу 5 пальчиков:Буквы, превращайтесь в девочек и мальчиков!
Букварь: Спасибо, вам ребята, за то, что вы учили буквы. Вы настоящие друзья.
(Входит Шапокляк)
Кто людям помогает, тот тратит время зря! Да-да!Хорошими делами прославиться нельзя. Да-да!Пусть вам учебный год только гадости несёт.Получайте только двойки, очень редко можно тройки.Бейте окна и витрины, не ходите в магазины.Проводите больше драк…Привет-старуха Шапокляк.
— Что вы здесь собрались?
Учитель: Мы прощаемся с нашей первой книжкой Букварём.
Шапокляк:
Хоть вы полгода проучились, но ничему не научились.Министр образования прислал меня с заданиемПроверить тут, разнюхать тамИ всем поставить двойки вам!Я экзамен проведу, что не знаете — найду.Докажу, что зря старались,Лучше бы в предшколе остались.
Учитель: Дорогая Шапокляк, дети научились читать и красиво писать.
Шапокляк:
Ой, да всё вы только врёте.Ничего вы не могёте, или могите,Забыла, русский я давно учила.
— Вот я вам хочу вопросики позадавать, ох и трудные, даже сам крокодил Гена не смог отгадать. А вы, Чебурашки, точно не отгадаете.
Ехал дядя без жилета (билета)Заплатил он штраф за это.
На остров налетел ураган,Остался на пальме последний баран (банан)
У вратаря большой уловВлетело в сетку пять волов (голов)
Куклу выронив из рук,Маша мчится к маме:Там ползёт огромный лук (жук)С длинными усами.
Не учил уроки,А играл в футбол,От того в тетрадке появился гол (кол)
Тает снег. Течёт ручей.
На ветвях полно врачей. (Грачей)
Синеет море перед нами.
Летают майки над волнами. (Чайки)
Говорит один рыбак:
В речке выловил башмак.
Но зато ему потом
На крючок попался дом. (Сом)
Врач напомнил дяде Мите:
- Не забудьте об одном:
Обязательно примите
Десять цапель перед сном. (Капель)
— Рассказали вы так внятно и теперь мне всё понятно. Меня спросите что-нибудь, знаньями хочу блеснуть.
Учитель: Шапокляк, а ну скажи: сколько будет 2+3?
Шапокляк: Это будет, это будет… что-то около 6.
Учитель: Дети, правильный ответ?
— Нет! Будет пять!
Учитель: Не умеешь ты считать. Дорогая Шапокляк, можешь ты ответить нам, чтобы быть всегда здоровым, что нам делать по утрам?
Шапокляк: Это каждый должен знать, надо всем побольше спать
Учитель: Дети, правильный ответ?
— Нет!
Учитель:
Школьные годы чудесные,С книгою, с дружбою, с песнею.Ах, как они быстро летят!Их не воротишь назад.
Шапокляк:
Ой, разве это так?Школьные годы ужасные,Самые-самые страшныеТянутся, как поезда,И не пройдут никогда.
Учитель: Уважаемые взрослые и ребята, разве это так?
— Нет!
Шапокляк:
Ну что я министру скажу?Как обстановку доложу?Скажу ему грызут науки,Не могут умереть от скуки.
— А я для ребят ещё задание приготовила. Сказки читаете? Названия тоже знаете? Вот сейчас посмотрим. Я в названиях всё запутаю, перепутаю.
«Снежная принцесса»«Красная кепочка»«Человечек длинный нос»«Гадкий цыплёнок»«Сказка о рыбаке и рыбачке»«Конь-горбун»«Луковый мальчик»
— Ну, что я министру скажу? Как обстановку доложу?
Учитель: Так и скажи, что наши ребята всё знают. А помог им в этом Букварь.
Кто в детстве книг хороших не читает,Тот многих радостей себя лишает.Букварь нам в руки ключик к знаньям дал.Поэтому Букварь — начало всех начал.
— Ну, а теперь давайте попрощаемся с Букварём и скажем ему слова благодарности.
21. С тобой, Букварь, я в первый раз Пришёл в свой первый светлый класс.Я эту книгу полюбил,Я в ней все буквы изучил,И как мне радостно сказать:«Умею я теперь читать!
22. Вдоль картинок мы шагали.По ступенькам-строчкам шли.Ах, как много мы узнали.Ах, как много мы прочли!
23. Был наш путь не очень долгим —Незаметно дни бегут.И теперь на книжной полкеНас другие книжки ждут.
24. Тебя, наш добрый друг, Букварь,За всё благодаримЗа слово «мама», слово «мир»Спасибо говорим.
25. За слово «Родина» и «друг»«Весна» и «Синева»За все любимые моиХорошие слова26. Среди ярких толстых книжекНеприметна и скромнаНо зато читать — в полгодаНаучила нас она!
27. Жалко с Букварём прощатьсяНа второй год хочу остатьсяС ним было так чудесно!С ним очень интересно!
Букварь:
Но дальше будет ещё интереснее!Вы познакомитесь с баснями, с песнями.Меня вам заменит «Родное слово»И библиотека откроет вам двериИ самые лучшие книги доверит.Гляди веселее и слёзы утриВас столько чудесного ждёт впереди.А я с радостью вас передаю «Родному слову»
28. Раз так, то и я с букварём попрощаюсьИ вместе со всеми, сейчас улыбаясь,Скажу очень громко «Прощай наш Букварь!»Хотя расставаться с тобою нам жаль.
29. До свидания, Букварь!А на следующий годТы других читать научишьТех, кто в первый класс придёт.
Родное слово:
Очень рада встрече с вамиМне солнце подарило капельки свои,Чтоб я их превратила в буквы и значки.Хочешь плыть по океанам,Опускаться в глубину,Побывать во многих странах,И помчаться на лунуБыть отважным следопытом в чащах вековых?Все края тебе открытыНа страницах книг.Как друзья, вам всем я рада!Встреча с вами — мне награда.
Я от букваря слыхала,Что вы знаете немало.Любознательных люблюЩедро знания дарю.Всем, кто много хочет знатьХорошо надо читать.
Учитель:
В том, что вы букварь прочли,Полный курс наук прошли.И теперь без передышкиВы прочтёте любые книжки!
(Поздравляет и вручает дипломы директор школы) Вручение дипломов:
Слово библиотекарю — .Родное Слово
За это время мы познакомились, научились выполнять школьные правила, узнали много нового, научились играть в разные игры. Я предлагаю вам поиграть: хором ответить на мои вопросы. Только будьте внимательны.
Вы будете отвечать «ДА» или «НЕТ».
Друга выручим всегда? ДА!
Врать не будем никогда? ДА!
В классе списывать ответ? НЕТ!
Кинуть камень кошке вслед! НЕТ!
Брать в автобусе билет? НЕТ!
Ай-ай-ай! Как это «нет»?
Надо брать билет всегда? ДА!
Не робеть, когда беда? ДА!
Не жалеть для дел труда? ДА!
Рук не мыть, когда обед? НЕТ!
Как же это не мыть? Мыть обязательно!
Грязь смывать без следа? ДА!
Солнце, воздух и вода? ДА!
Мы лентяям шлем привет? НЕТ!
А тем, кто трудится всегда? ДА!
Учитель. Многое мы узнали за это время, многому нам еще предстоит научиться. Но я уверена, что мы преодолеем все трудности на нашем пути по дороге знаний, потому что рядом снами наши дорогие мамы, любимые дедушки и бабушки. Они помогают разобраться в ваших поступках, разделяют с вами радость побед печаль неудач, отправляя вас в школу, дают добрые советы. И вот сейчас слово для поздравлений предоставляются родителям
Поздравления родителей.
Исполняется песня на мотив «Голубой вагон…»                                                  
 Время наше быстро улетело в даль.
Очень жаль что быстро всё прошло.
Повстречались с букварём недавно мы.
А теперь прощание пришло.
Припев:
Скатертью, скатертью
Знаний путь стелется
И упирается прямо в небосвод.
Многое, многое нам узнать хочется
Получать знания будем каждый год.
 
Наш урок, как чудо-происшествие,
Нам на радость всем оно дано.
Ждёт нас ежедневно путешествие,
Пусть же не кончается оно.
Припев:
Праздник наш сегодня завершается,
С букварём простимся мы сейчас.
Наши мамы пусть не беспокоятся,
С радостью мы ходим в первый класс.
Припев:
Заключение:
Вот настал момент прощанья.Будет кратка наша речь.Говорим мы «до свиданья!»До счастливых, новых встреч!