Статья на тему Музыкально-эстетическое воспитание как социокультурный процесс


Калинина Лилия Раисовнамузыкальный руководитель 1 кв. категории
МБДОУ « Детский сад комбинированного вида № 6 « Тургай»
п.г.т. Актюбинский, Азнакаевский район
Музыкально-эстетическое воспитание как социокультурный процесс
Эстетическое воспитание гармонизирует и развивает художественно-эстетические способности личности, необходимые в различных сферах творчества, оно интенсифицирует развитие самосознания, способствует формированию социальной позиции на гуманистических ценностях; гармонизирует эмоционально-коммуникативную сферу; нивелирует остроту реакций на стрессовые факторы с повышенной чувствительностью, регулируя их поведение; расширяет возможности совместной творческой деятельности и общения; выполняет компенсаторные функции.
В творческом процессе способность увидеть, создать образ в своей души не менее значимо, чем сам акт творения искусства, то есть художественное произведение имеет быть не завершением мысли автора, а толчком к жизнедеятельности тех, кто его воспринимает. Одной из основных задач эстетического воспитания является формирование оценочного эталона в общении с произведениями музыкального искусства, способности воспринимать и понимать эстетически ценные, высокохудожественные образцы. В результате этого процесса в сознании личности формируются идеальные образы, трансформируясь в мотивы человеческого поведения, деятельности, в результате сложных процессов становятся регуляторами деятельности индивида.
Эстетическое воспитание в целом и музыкально-эстетическое, как одно из его направлений, является необходимой составной частью современного социокультурного процесса. Не подлежит сомнению, что искусство является действенным способом передачи людям социального опыта. Оно способно формировать психический и моральный облик личности, оказывать влияние на мировоззрение, ценностные ориентации и идеалы, развивать вкусы и творческий потенциал, без которых невозможно дальнейшее движение в обществе открытого типа.
Социокультурный процесс музыкально-эстетического воспитания есть деятельностный процесс. В структуре музыкально-эстетического бытия человека только деятельность, трактуемая постнеклассической наукой и как игра, может выступать социокультурной технологией его творения как прекрасной индивидуальности. Создавая и осваивая музыкальные произведения, человек тем самым творит себя, совершенствуя свои способности. Причем, в дальнейшем, эти творческие способности могут найти применение в различных областях все усложняющейся жизнедеятельности, а не только в музыкальной культуре. Музыка, являясь одним из средств формирования, воспитания эстетической личности, влияя на сознание человека, выстраивает его внутренний мир через освоение созданных произведений, их интерпретацию, формирование в восприятии слушателя музыкально-художественного образа.
В отличие от времени идеологизированного общества в настоящее время музыкально-эстетическое воспитание не отождествляется с идейно-пропагандистской работой и воспитательно-педагогической деятельностью.
Безусловно, что и работа в области музыкально-эстетического воспитания имеет большой круг нерешенных проблем, прежде всего - финансирование, обеспечение педагогическими кадрами, слабая материально-техническая база во многих вузах и т.д., но если вузы закроют глаза на эту проблему, посчитают ее не столь первоочередной, как другие, мы на десятилетия можем отстать в эстетическом развитии от уровня западных стран, плоды же этой бездеятельности придется пожинать будущим поколениям россиян.
Социокультурная концепция, не отвергая значимости воспитательной работы как пути к культуре, ставит в центр рассмотрения деятельностное выращивание личности через двусторонний процесс: созидания, с одной стороны, и освоения, с другой, культуры.
Только в таком случае мы сможем понять человека в его социокультурной экзистенции как творца и одновременно творение культуры.Новая социокультурная ситуация стала требовать иных научных предложений и решений проблемы формирования нового поколения россиян.
Современным подходом к решению этой проблемы является культурологический подход, в котором на первый план выходит вопрос о культуросообразности воспитания, адекватный гуманистическим ценностям современной культуры. В этом случае человек становится способным к продуктивному социальному конструированию своей личности и культуротворчеству. В постиндустриальном информационном обществе, направленном на развитие индивидуальности, а не на становление стандартизированного индивидуума массового общества, воспитание должно стать подлинным культурным процессом, ориентирующим молодежь на освоение культурных ценностей прошлого и настоящего, тем самым облегчающим вхождение в сегодняшний социум, требующим самостоятельного творческого выбора .
В современной социокультурной ситуации проблема осмысления роли музыкально-эстетического воспитания в становлении прекрасной индивидуальности (эстетической личности) приобретает особое звучание: создавая и осваивая произведения музыкальной культуры, человек создает свой внутренний мир, делая его более богатым, эмоциональным и образным, что в дальнейшем непосредственно сказывается на стиле поведения и образе жизни, деятельности в различных областях, помогая преодолевать неопределенность и трагичность человеческого существования.