Конспект открытого урока по фортепиано «Использование инновационных технологий в работе над художественным образом музыкального произведения».


КГУ «Детская школа искусств»
ГУ «Отдел образования акимата Житикаринского района»
Конспект открытого урока по фортепиано
«Использование инновационных технологий в работе над художественным образом музыкального произведения».
Подготовила
учитель фортепиано
Кольга Ирина Михайловна
г. Житикара 2017 г.
Слайд 1.
План урока.
Цель урока:
Формирование представлений о художественном образе, языке музыки, средствах музыкальной выразительности для дальнейшего развития творческой самостоятельности.
Слайд 2.
Задачи урока:
Образовательные:
Формировать пианистические умения и навыки с помощью интегрирования образных впечатлений;
Продолжить освоение приемов звукоизвлечения, обучение выразительному исполнению;
Формировать умение выполнять анализ и синтез музыкального произведения.
Развивающие:
Развивать познавательный интерес к изучению классической музыки; расширять общий кругозор учащейся;
Развивать техническую оснащённость.
Воспитательные:
Воспитывать эстетический вкус на лучших образцах классической музыки;
Воспитывать положительное отношение к решению творческих и технических задач при работе над музыкальным произведением.
Вид урока: интегрированныйФорма урока: урок с элементами исследования, урок совершенствования знаний, умений и навыков.
Методы: сравнения, анализ, обобщение, метод звуковой наглядности, метод диалога, рефлексия.
Слайд 3.
Реализуемые технологии:
Развивающего обучения
Уровневой дифференциации обучения
Технологии эффективных уроков
Информационно-компьютерная
Здоровьесберегающая
Средства обучения:
компьютерная техника и средства связи
музыкальный инструмент
фоно материалы
сборники нот
Ожидаемые результаты:
Ученица умеет анализировать и синтезировать музыкальное произведение;
У неё сформирован музыкальный образ;
Ученица свободно и правильно владеет штрихами и динамическими оттенками.
План урока:
Начало урока:
-организационный момент;
- сообщение темы и постановка задач;
Основной этап:
- теоретическая часть: обсуждение музыкального образа и поиск средств выразительности;
- практическая часть: работа над произведением;
Заключение:
- рефлексия;
- оценивание;
- домашнее задание.
Вступительное слово.
Полное взаимопонимание учителя и ученика
- одно из важных условий плодотворности
педагогического процесса.
Г.Нейгауз
Одной из тенденций настоящего времени является вхождение
Казахстана в мировое образовательное пространство и предполагает изменения в содержании образования, усилении роли науки в создании педагогических технологий, адекватных уровню общественного знания. В период перехода к информационному обществу для свободной ориентации в возросшем информационном потоке, человек должен обладать информационной культурой как одной из составляющих общей культуры.   В связи с этим становится понятной актуальность не только изучения, но и применения современных педагогических технологий в практической деятельности учителей.    
В современный век всеобщей компьютеризации, расширения информационного поля, страдает сфера художественно-эмоционального развития детей. Современные педагогические технологии позволяют не только развивать творческое воображение, способствуют росту исполнительского мастерства учащихся, но и позволяют проводить большую исследовательскую работу.
Ход урока
Успешность работы по формированию художественного образа музыкального произведения зависит от многих составляющих, это и умение передать эпоху, стиль, исполняемого произведения, способность осмыслить особенности гармонического языка, возможность освоить произведение технически, иными словами это ежедневная кропотливая работа исполнителя.
Прежде чем начать практическую часть урока хотелось бы дать точное определение понятию «художественный образ» музыкального произведения.
Художественный образ музыкального произведения определяется как интегрированное отражение авторского замысла музыкального произведения сквозь призму индивидуальности исполнителя.
Работа над художественным образом музыкального произведения условно делится на два этапа. На первом этапе обучающийся охватывает только общий характер и эмоциональный тон исполняемого произведения. На втором этапе впечатления постепенно дифференцируются, и речь идет о форме, мелодии, педализации, ритмических особенностях произведения и т.д.
Сегодня на уроке мы покажем работу по воплощению художественного образа «Элегической серенады» В. Купревича с учащейся 5 класса фортепианного отделения Кий Екатериной используя инновационные технологии.
Для наиболее полного проникновения в художественный образ пьесы, используем возможности межпредметной интеграции.
Слайд 4.
Краткая биографическая справка о композиторе поможет глубже проникнуть в содержание музыкального произведения, определить эпоху и стиль.
Биографическую справку готовит учащаяся.
Предполагаемое содержание справки.
В. Купревич – российский композитор литовского происхождения, родился в 1925 году. Окончил Московскую государственную консерваторию по классу фортепиано М.В.Юдиной, по классу композиции у А.Н.Александрова. Автор симфонической и камерной музыки, музыки к кинофильмам и мультфильмам. Долгое время руководил джаз-ансамблем «Балалайка».
Слайд 5.
Анализ смысловой наполненности названия произведения
Серенада – «вечерняя песня». Зародилась серенада на юге Европы, под теплым синим небом Италии и Испании. Серенадами (итальянское выражение "al sereno") назывались произведения, исполнявшиеся вечером или ночью перед балконом прекрасной дамы, включающая мотив приглашения на свидание, любовный призыв.
Слайд 6.
Слайд 7.
В среднеевропейских странах 17-18 века особенное распространение получила инструментальная серенада, которая первоначально также исполнялась под открытым небом. Такие серенады писали Гайдн, Моцарт. XIX веке оркестровых серенад почти не появлялось. Исключением стала
Серенада П.И. Чайковского для струнного оркестра.
Со временем серенада вошла в оперу («Дон Жуан», 1787, В.А.Моцарта венского классика; «Севильский цирюльник», 1816, Дж.Россини мастера романтической оперы и др.), позже стала жанром камерной вокальной музыки. Очень популярна Серенада романтика Ф. Шуберта («Песнь моя, лети с мольбою тихо в час ночной...»), Серенада П.И. Чайковского («Спи, дитя, под окошком твоим я тебе пропою серенаду...»).
Слайд 8.
Слайд 9.
Романтическая направленность жанра серенады привлекала внимание не только композиторов, но и поэтов (А.Фет, Ф.Тютчев), художников.
Поэты в своих сочинениях чаще всего обращались к природе.
СЕРЕНАДА
Тихо вечер догорает,
Горы золотя;
Знойный воздух холодает,-
Спи, мое дитя!
Соловьи давно запели,
Сумрак возвестя;
Струны робко зазвенели,-
Спи, мое дитя!
Смотрят ангельские очи,
Трепетно светя;
Так легко дыханье ночи,-
Спи, мое дитя!
1844
Афанасий Фет.
На этапе восприятия музыки целесообразно представление синтеза звукового и визуального рядов, это позволяет увеличить объем информации и активизировать воображение. Демонстрация и анализ картин:
-Федерико Андреотти «Серенада»
-Кесар А Детти «Романтическая серенада»
Информационное сообщение о художнике.
Федерико Андреотти –(1847-1930г.г.) - итальянский живописец, представитель академического классицизма. Родился во Флоренции, там же получил художественную подготовку.  На его картинах чаще всего можно увидеть прекрасных девушек, флиртующих молодых людей, влюбленные пары.
Элегия – жанр лирики, описывающий печальное задумчивое, это – грустное раздумье.
Иными словами, «элегическая серенада» - это печальная задумчивая песня.
Слайд 10.
Второй этап работы.
Получив эмоциональный импульс, учащейся предлагается исполнить музыкальное произведение с последующим комплексным анализом.
1. Анализ формы исполняемого произведения, определение тональности:
-определить тональность произведения и влияние ее на характер произведения;
-определить форму произведения (форма простая трехчастная (АВА), тональность сохраняется во всех частях)
-проанализировать развитие во второй части (развитие в средней части происходит за счет секвенций, отклонений, подголосков).
2. Анализ гармонического языка произведения.
- определить художественную роль септаккордов в пьесе;
- проанализировать эмоциональное значение полутоновых ходов в басу;
- объяснить влияние мажора на звучание мелодии;
- сопоставить звучание идентичного материала в разных тональностях;
(2 и 3 ч.)
- определить взаимосвязь синкопированного ритма с характером
произведения.
Анализ формы исполняемого произведения.
Тональность произведения с-moll. Минорное звучание и медленный темп передают эмоции печали. Можно себе представить в этом произведении лирический образ - исповедь лирического героя, его личное восприятие различных явлений и пережитых эмоций. Музыку создает человек, он создает ее для людей, поэтому в музыке, прежде всего, выражаются мысли и чувства человека.
Если провести эксперимент, и проиграть мелодию, написанную в миноре в мажорном звучании, то мелодия будет передавать уже совсем другую эмоцию и, соответственно, общий характер музыкального произведения поменяется. Следует подчеркнуть, что все элементы выразительности в музыке, являются очень важными для отражения какой-либо из эмоций, от них сильно зависит яркость передачи музыкальной характерности в произведении. (3)
- Форма произведения простая трехчастная (АВА), тональность сохраняется во всех частях)
2. Анализ гармонического языка произведения.
- проанализировать эмоциональное значение полутоновых ходов в басу;
- проанализировать развитие во второй части (развитие в средней части происходит за счет секвенций, отклонений, подголосков).
- определить художественную роль септаккордов в пьесе;
- определить взаимосвязь синкопированного ритма с характером
произведения.
3. Работа по техническому освоению пьесы.
I часть.
На данном этапе особое значение приобретает фразировка. Учащийся должен воспринимать фразу как цельное построение, уметь выявить направление развития фразы и довести мысль до её ближайшей «вершины» — кульминации.
Начало пьесы пропитано настроением меланхолии, нежности, мягкой печали. Красивую мелодию, окрашенную проникновенным лиризмом, следует играть очень цельно, на одном дыхании, слушая как тянется и поет каждый звук, плавно вливаясь один в другой, стараясь приблизиться к одухотворенному звучанию человеческого голоса. Исключить толчки, дробление мелодической линии по долям, необоснованно громкое начало фраз. Движение мелодии вверх связывается с эмоциональным подъёмом, вниз — с успокоением.   
- держать пальцы ближе к клавишам;
- играть подушечкой, мясистой частью пальца;
- стремиться к полному контакту, «срастанию» с клавиатурой;
- ощущать клавишу «до дна», но не давить на нее, особенно после взятия. Дослушивать звук - это значит слушать предыдущее, а ощущать движение музыки – это думать и слушать «вперед». В.А. Моцарт рекомендовал своим ученикам, чтобы рояль у них пел слушать хороших вокалистов.
- детальная проработка линии левой руки, с прослушиванием
полутоновых ходов баса (мелодический минор). Линия баса представляет собой самостоятельный голос, порой очень выразительный, но внутренне он слит с мелодией, являясь гармонической основой и поддерживая мелодию в ее развитии.
II часть.
Мелодия звучит как в первой части только в малой октаве и в левой руке (развитие в средней части происходит за счет секвенций, отклонений, подголосков). Исполнять подголоски нужно очень тихо, приглушенно, словно звуки возникают сами собой, «из воздуха», создавать звучащую дымку, чтобы не нарушить, а усилить поэтическое очарование музыки, полной тонких оттенков, задушевных интонаций.
В секвенциях движение мелодии вверх связывается с эмоциональным подъёмом (отчаяние)
Септаккорды в пьесе предвещают умиротворение.
Работа над педализацией. Как и звук, педаль управляется слухом. Только при содействии правильной педализации можно добиться нужного звукового результата, создать определенную звуковую картину, должное динамическое равновесие. III часть. Работать также.
«Картинность» звучания - залог успешного воплощения художественного образа кантилены.
Видео ряд слайдов на тему «Любви все возрасты покорны»
Итоговое исполнение произведения снимаем на видео с последующим самоанализом.
Прежде чем Брахнова Елизавета ученица 5 класса исполнит нам шутливое скерцо «Кот и мышь» воспользуемся Энциклопедией на CD 
«Класическая музыка» (иллюстрирует учебный материал по творчеству 63 композиторов) и узнаем краткую характеристику А. Копленда.
Аарон Копленд (1900— 1990г.г.) американский композитор, пианист, 
дирижёр и педагог. Копленд, «старшина американских композиторов»,
соединял современную музыку с американскими темами и фольклорными
традициями. Избранные произведения: оперы, балеты, симфонии, концерты,
различная симфоническая музыка, вокальные произведения, музыка к
фильмам.
В работе над художественным образом мы использовали анимацию м/ф «Том и Джерри» и смонтировали видео на музыку, исполняемую самим композитором.
Рефлексия:
Педагог: Чем мы занимались сегодня на уроке?
Ученица:
Педагог: Что нового ты узнала? С чем познакомилась? Какая была межпредметная связь?
Ученица: Я узнала,
Познакомилась с произведением В.А. Моцарта, Дж. Россини, Ф. Шуберта, П.И. Чайковского. Научилась с помощью средств музыкальной выразительности передавать образы персонажей.
Оценивание:
Педагог: Екатерина, ты хорошо поработала дома и на уроке, подумала над образом, вспомнила средства музыкальной выразительности, разобралась с текстом, сделала презентацию по композитору, поупражнялась над отдельными элементами произведения. Сегодня за урок я тебе ставлю хорошую твёрдую пятёрку!
Домашнее задание:
- продолжить работу над художественным образом
- найти в пьесе все встречающиеся доминантовые септаккорды и объяснить их художественную ценность.
                                         Заключение
 
Как показывает опыт, применение информационных технологий повышает мотивацию у учащихся, делает процесс обучения разнообразным, интересным, доступным, во многом облегчает восприятие учебного материала и применение его на практике. Все это очень важно для повышения эффективности обучения, интеллектуально – творческого развитии личности учащихся и доступности музыкального образования.
 Резюмируя все вышесказанное, хотелось бы отметить, что применение компьютера и других технических средств на уроке музыки – это не самоцель. Развитие общества сегодня диктует необходимость использовать новые информационные технологии во всех сферах жизни. Музыкальная школа не должна отставать от требований времени, а значит, современный учитель должен использовать компьютер в своей деятельности,
  Развитие информационно – коммуникационных технологий в музыкальном образовании перспективно, актуально и объективно необходимо. 
         
             
Список литературы.
1. А.И. Гусева, И.А. Смольникова, С.А Филиппов, М.А. Чиркова
Применение ИКТ в учебном процессе. Электронное пособие Академия
АйТи «Применение международных информационных технологий:
применение ИКТ в учебном процессе».
2. Щапов А.П. Фортепианный урок в музыкальной школе и училище. -
М.: Классика - XXI,2002
3. Милич Б.Е. Воспитание ученика-пианиста. - К.: Музична Украiна, 1977
4.Тимакин Е.М. Воспитание пианиста. - М.: Советский композитор,1089
5. Источник: http://www.litdic.ru/serenada/ 
6. Источник: http://music-education.ru/harakter-muzykalnogo-proizvedeniya/