Внеклассное занятие по педагогике в 3-В классе по теме: «Зимушка – зима!»
Внеклассное занятие
по педагогике
в 3-В классе по теме:
«Зимушка – зима!»
Цель: расширить представления о зимнем времени года.
Задачи:
1.Обобщить жизненные наблюдения учащихся об изменениях в окружающей их природе с приходом зимы.
2.Дать представление о зимних народных приметах.
3.Обогатить знания детей об изменениях, происходящих в природе с наступлением зимы.
4.Расширить представления детей о русских народных пословицах, поговорках, посвященных зиме.
5.Расширить пассивный словарный запас.
УУД:
Личностные : проявлять способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные :определять и формировать тему занятия с помощью учителя;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей с помощью учителя.
Познавательные :использовать различные способы обработки, анализа и представления информации;
строить монологическую речь в устной форме.
Коммуникативные :слушать и понимать речь других;
совместно договариваться о правилах общения в группе и следовать им.
Организация начала занятия.
Самоопределение темы занятия.
1)А сейчас давайте отгадаем загадку и узнаем о чем мы сегодня с вами поговорим.
«Всё бело кругом, красиво,
В инее сияет ива.
Холода, мороз, метели
Закружили- завертели.
В белых шапках все дома.
Это к нам пришла …(зима).»-Правильно ребята! Сегодня мы будем говорить о зиме.
-А кто мне назовет тему нашего занятия?
Актуализация знаний.
1)Беседа о зимних изменениях в природе.
-Ребята, давайте вспомним , какие изменения произошли в природе с наступление зимы?
Работа по изучению нового материала.
1)Повторение о зимних месяцах .-А какие зимние месяца вы знаете?
-В народе зимние месяцы называли еще так: студень ,хмурень, просинец, перезимье, лютень, свежень.
-Ребята, как вы думаете почему декабрь назвали студенец , хмурень?
(За лютую морозную пору, за длительную стужу. Месяц долгих ночей и морозных узоров на окнах.)-Почему январь назвали просинец, перезимье?
( Мелкие ручейки и речушки промерзают до дна, и вода выступает на поверхность, делает лёд синим. Главное, делается яснее, солнце дольше задерживается на небе.)-А почему февраль назвали ветробуй, лютень, свежень?
(Месяц снегопадов, злых вьюг и метелей. В середине февраля зима встречается с весной.)-Сегодня зима предлагает вам интересные задания.
1)Отгадать загадки о зимних месяцах.
На поля и на луга до весны легли снега.
Только месяц наш пройдёт,
Мы встречаем новый год. (декабрь)
Щиплет уши, щиплет нос,
Лезет в валенки мороз.
Брызнешь воду – упадёт
Не вода уже, а лёд.
Даже птице не летится,
От мороза стынет птица.
Повернуло солнце к лету.
Что, скажи, за месяц это? (январь)
Снег мешками валит с неба,
С дом стоят сугробы снега.
То бураны, то метели
На деревню налетели.
По ночам мороз силён,
Днём капели слышен звон.
День прибавился заметно.
Что за месяц это? (февраль)
2)Следующее задание из букв составить слова о зимних явлениях.
НЕПАСГОД- снегопад
-Ребята, а что такое снегопад?
(Это обильное выпадение снега)
ТЕЛЕЬМ- метель
-Что такое метель?
(Это перенос снега ветром)
ИРЗОМОЬЗ- изморозь
-Что это такое?
( Это рыхлый, снежный слой кристаллов льда, нарастает на ветвях деревьев в тихую морозную погоду, при тумане.)
ЕТОТЕПЬЛ- оттепель
-А что это такое?
(Это теплая погода с таянием снега и льда)
ЛОДОГЁЛ- гололёд
-Как вы думаете что это такое?
(Это тонкий слой льда на поверхности земли, образующийся после оттепели или дождя в результате похолодания)
-Молодцы, ребята! Хорошо справились с этим заданием.
3)Чтение и осмысление пословиц и поговорок.
– А ещё русский народ придумал много пословиц и поговорок о зиме.
- Зимушка - зима тоже приготовила для вас пословицы. Да только зимний ветер дунул, и разлетелись пословицы на отдельные слова. Давайте попробуем их собрать.
Зимний денёк - воробьиный скок.
Снег глубок - год хорош.
В зимний холод – всякий молод.
Холодная зима - жаркое лето.
4)Чтение народных примет.
- Издавна люди наблюдали, что происходит в природе в каждое время года. Свои знания они передавали друг другу, проверяли их, пользовались ими. Это народные приметы.
-А какие приметы вы знаете ? – Люди наблюдали за природой и замечали, что если:
Зима снежная – хороший рост трав летом.
Зима без снега – лето без хлеба.
Если снег идёт большими хлопьями – к ненастью.
Вороны устроили в небе хоровод- к снегопаду.
Деревья трещат – к долгим морозам.
Дым столбом – к морозу.
Воробьи дружно расчирикались – к оттепели.
Если ночью был иней, днём снег не выпадет.
5) Игра «Да-нет»
-А теперь давайте немного поиграем.
Что делаете зимой,
Дайте мне ответ.
Слушайте внимательно ,Отвечайте: «Да иль нет».
- В снежки играете с друзьями? (Да)
- Грибы по лесу собираете сами? (Нет)
- С горки на санках катаетесь? (Да)
- По лесу на лыжах бродите? (Да)
- А много цветов находите? (Нет)
- В саду своём грядки копаете? (Нет)
- А из-за деда Мороза пляшете? (Да)
- Друзья, не устали ещё отвечать? (Нет)
- А через год меня ждёте опять? (Да)
6) Кроссворд.
-А теперь давайте разгадаем кроссворд. Если все слова отгадать правильно, то можно узнать какое платье больше всего любит Зима.
1.Большая куча снега, оставшаяся после метели. Что это? (сугроб)
2.Не снег, и не лёд,
А серебром деревья уберёт. (иней)
3.Морковка бела всю зиму росла.
Солнышко пригрело, всю морковку съело. (сосулька)
4.Он вошёл – никто не видел,
Он сказал – никто не слышал,
Дунул в окна и исчез.
А на окнах вырос лес. (мороз)
5.Он пушистый, серебристый,
Но рукой его не тронь.
Станет капелькою чистой,
Как поймаешь на ладонь. (снег)
- Какого же цвета любимое платье Зимы? (белое)
б
о
рг
у
с
1
йе
ни
с
о
с
у
л
а
к
ь 2
3
м
о
ро
з 4
с
не
г
5
Итог.
-Итак, ребята о чем мы сегодня говорили?
Рефлексия.
«Незаконченное предложение».
-Чтобы проверить вашу работу на уроке я предлагаю вам закончить предложения.