Я учусь запоминать урок по самопознанию


Тема: «Я учусь запоминать»
Цель: познакомить детей с разными способами запоминания; мотивировать детей на тренировку своей памяти.
Оборудование: интерактивная доска, конверты с буквами, слайды с заданиями для развития памяти, для проведения физминутки; запись музыки для релаксации.
Приветствие. Психолог
Добрый день, ребята. Кому нравится погода сегодня? Кто с желанием шел сегодня в школу?
Откройте тетради, запишите число и нарисуйте своё настроение.
СЛАЙД №1

СЛАЙД «Солнышко»
Психолог. Уважаемые друзья! Чему же посвящено наше сегодняшнее занятие? На занятие спешило ключевое слово, но при входе в класс «споткнулось о порог, упало и рассыпалось». А подскажут нам его загадки. По первым буквам отгадок мы с вами сложим по буквам и отгадаем главное слово.
СЛАЙД №2
Психолог загадывает загадки.
Скажи, кто так вкусно Готовит щи капустные,
Пахучие котлеты,
Салаты, винегреты,
Все завтраки, обеды? Повар - буква П
На окошке пруд,
В нём рыбешки живут,
У стеклянных берегов
Не бывает рыбаков. Аквариум - буква А
Если в доме заведется,
До продуктов доберется:
Сахар, сыр и корку-
Все утащит в норку. Мышь - буква М Всегда во рту, а не проглотишь.
Если б не было его, не сказал бы ничего. Язык - буква Я То я в клетку, то в линейку
Написать на мне сумей-ка,
Можешь и нарисовать, что такое я? Тетрадь - Т
Эта буква мягкая и на ощупь приятная. ~ Ь
На доске собирается из букв слово ПАМЯТЬ. Дети произносят слово хором. Психолог, Итак, речь пойдет о памяти. Память. Что это такое? Для чего она нам нужна?
(Ответы детей)
Психолог обобщает ответы детей.
Память - это запоминание, сохранение и воспоминание в нужный момент человеком того, что он видел и слышал, чувствовал и пережил, прочитал и понял.
Психолог. А давайте на минуту представим, что у человека не было бы памяти. Что было бы тогда?
(Ответы детей)
Психолог. Да, память очень важна для человека. Если бы её не было, то люди не смогли бы передавать все знания и умения будущему поколению. Мы не умели бы читать, считать, не помнили бы своих родителей и друзей Психолог. Я объявляю тему сегодняшнего урока - «Я учусь запоминать!» СЛАЙД №3
Память свою можно и нужно развивать. И этим мы сегодня будем заниматься на уроке.
Психолог. Подготовим наш мозг к работе.
Самомассаж.
Сначала двумя пальцами массируется зона «третьего глаза» (область между бровей), затем - мочки ушей, затем - область соединения верхней и нижней челюстей. После этого активно взмахните кистями.
Упражнение «Ленивые восьмерки»
Нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмерки» по три раза каждой рукой, а затем повторить это движение обеими руками.
Психолог. Игра «Пишущая машинка».
На доске слова; дом, еда, сок, вес, гол, ком, гам, снег, лоск, вода, долина, внимание.
Психолог. Представьте себе, что вы буквы печатной машинки, нажимая на которые можно печатать слова. Я буду показывать слово, а вы будете «печатать» по буквам с помощью хлопков. Например, слово «он». Сначала хлопает тот, у кого буква «о», затем тот. у кого буква «н».
Помните печатать хлопком надо только свои буквы и в правильной очередности. (У детей буквы «д», «о», «е», «а», «с», «к», «в», «г», «л», «м», «и», «н».
СЛАЙД №4
Психолог. Итак, ребята, теперь мы готовы к тому, чтобы учиться запоминать.
СЛАЙД №5
Написать на мне сумей-ка,
Можешь и нарисовать, что такое я? Тетрадь - Т
Эта буква мягкая и на ощупь приятная. ~ Ь
На доске собирается из букв слово ПАМЯТЬ. Дети произносят слово хором. Психолог, Итак, речь пойдет о памяти. Память. Что это такое? Для чего она нам нужна?
(Ответы детей)
Психолог обобщает ответы детей.
Память - это запоминание, сохранение и воспоминание в нужный момент человеком того, что он видел и слышал, чувствовал и пережил, прочитал и понял.
Психолог. А давайте на минуту представим, что у человека не было бы памяти. Что было бы тогда?
(Ответы детей)
Психолог. Да, память очень важна для человека. Если бы её не было, то люди не смогли бы передавать все знания и умения будущему поколению. Мы не умели бы читать, считать, не помнили бы своих родителей и друзей Психолог. Я объявляю тему сегодняшнего урока - «Я учусь запоминать!» СЛАЙД №3
Память свою можно и нужно развивать. И этим мы сегодня будем заниматься на уроке.
Психолог. Подготовим наш мозг к работе.
Самомассаж.
Сначала двумя пальцами массируется зона «третьего глаза» (область между бровей), затем - мочки ушей, затем - область соединения верхней и нижней челюстей. После этого активно взмахните кистями.
Упражнение «Ленивые восьмерки»
Нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмерки» по три раза каждой рукой, а затем повторить это движение обеими руками.
Психолог. Игра «Пишущая машинка».
На доске слова; дом, еда, сок, вес, гол, ком, гам, снег, лоск, вода, долина, внимание.
Психолог. Представьте себе, что вы буквы печатной машинки, нажимая на которые можно печатать слова. Я буду показывать слово, а вы будете «печатать» по буквам с помощью хлопков. Например, слово «он». Сначала хлопает тот, у кого буква «о», затем тот. у кого буква «н».
Помните печатать хлопком надо только свои буквы и в правильной очередности. (У детей буквы «д», «о», «е», «а», «с», «к», «в», «г», «л», «м», «и», «н».
СЛАЙД №4
Психолог. Итак, ребята, теперь мы готовы к тому, чтобы учиться запоминать.
СЛАЙД №5
На доске слова: сыр, платье, бумага, книга, компот, шарф, костюм, варенье, тетрадь, карандаш.
Психолог. Каша задача - запомнить эти слова. Прочитайте и подумайте, как удобнее эти слова запомнить. (Их нужно сгруппировать по темам: одежда, продукты, школьные вещи). Поработаем со словами по группам. Закрываем слова, пишем по памяти.
Психолог. Оцените себя. Узнайте, хорошо ли у вас развита память.
СЛАЙД №6
Меньше 5 слов - память нужно развивать;
6, 7, 8 слов - хорошо;
9, 10 - отлично.
Физминутка.
Психолог.
СЛАЙД №7
Посмотрите на этих человечков, запомните их движения, повторите по памяти.

Психолог. Продолжаем учиться запоминать. Давайте поработаем с таблицей, на которой нарисованы вазы.
Посмотрите на эту вазу.
СЛАЙД №8

Запомните. А теперь найдите эту вазу среди других и назовите номер, под которым она находится.
СЛАЙД №9
Узнали? Молодцы!
Психолог. Существует еще один интересный способ запоминания - объединять отдельные слова, которые нужно запомнить, в предложения или словосочетания.
Например, постройте предложение или словосочетание со словами «яблоко» и «земля». Можно запомнить эти слова, связав их в словосочетание «яблоко на земле» или в предложение «Спелое яблоко упало на землю». Объедините в предложения или словосочетания пары слов:
СЛАЙД №10 Пуговица - зима Печка - доска Цветок - стул Дом - книга
А теперь назовите слова правого столбика.
Релаксация.
Звучит музыка для релаксации.
Психолог. А вам никогда не приходило в голову, что слово можно увидеть? (Ответы детей)
Психолог. Закройте глаза и попытайтесь представить себе живую бабочку; сосредоточьтесь, не торопитесь. Постарайтесь представить её так ясно, будто видите на самом деле. Вы думаете о бабочке, стараетесь ее представить, но не видите ее четко. Перед глазами просто пятно. Вроде бы бабочка, а может, и нет. Можете увидеть её как на фотографии или на картинке. А эта бабочка в твоем воображении оживает. Видите, как она порхает, садится на цветок, шевелит усиками.. .Да она живая! А может быть, можно представить бабочку ещё как-то? Попробуйте.
(Все эти слова и действия сопровождаются спокойной музыкой для релаксации).
СЛАЙД №11
Психолог. К нам на занятие тоже прилетела красивая бабочка. Может быть она из ваших фантазий.
Психолог. Ещё один секрет запоминания нам поможет открыть
Игра «Мы мешали, мы шумели»
Для этого разделимся на 2 команды. Участники 1 команды должны за 2 минуты выучить четверостишие, написанное на доске, при этом участники второй команды им активно «мешают» (дотрагиваться и загораживать нельзя)
СЛАЙД №12
Зима негаданно - нежданно
Пришла на черные поля.
Ещё вчера была туманна Дождем одетая земля.
Затем участники 2 команды учат другое стихотворение, участники 1 команды им не мешают.
СЛАЙД №13
Деревья жалобно скрипели,
Ручьи холодные текли...
И вдруг метели налетели И сколько снега намели!
Психолог. Теперь проведем сравнение: в каком случае учить было легче и почему? (Ответы детей)
Психолог, Лучше запоминаешь тогда, когда ты сосредоточен, направляешь все внимание на задание.
Психолог. А вот, ребята ещё один способ эффективного запоминания.
Упражнение «Пиктограммы»
{Психолог читает стихотворение С.Марш аки. На каждую строфу показывает картинку. Таким образом запоминается информация. После этого предлагает детям повторить стихотворение.)
СЛАЙД №14
В октябре, в октябре Частый дождик на дворе.
На лугах мертва трава, Замолчал кузнечик.
Заготовлены дрова На зиму для печек.
СЛАЙД №15
Психолог. А теперь вы попробуйте. Сейчас я буду зачитывать вам слова или словосочетания, а вы должны к каждому из названных слов сделать какой- либо рисунок или схематический значок, отражающий это понятие. Свирепый тигр, мотоцикл, обида, радость, хорошая погода, добрый учитель, обеденный стол, слёзы, слон.
Психолог. (По окончании работы)
Вспомните и назовите слова, которые вы обозначали.
СЛАЙД №16 (С этими словами для проверки.)
Разминка. Упражнение «Напиши своё имя»
Психолог. Пожалуйста, встаньте так, чтобы около вас было свободное пространство. Я хочу предложить вам нечто необыкновенное, чего вы скорее всего никогда не делали. Одну минуту постойте, полностью выпрямившись, и ощутите всё своё тело. Топните каждой ногой по полу. Теперь вы готовы. Возьмите себя за локоть и напишите им в воздухе свою фамилию. Теперь другим локтем напишите в воздухе своё имя. Те, кто это сделал, подайте мне знак: поднимите руку высоко над головой и покажите пальцами букву V - «знак победы».
Следующая задача труднее. Сконцентрируйтесь на своем правом колене и напишите им по воздуху имя вашего лучшего друга. Теперь переключите внимание на левое колено и напишите им имя человека, которым вы восхищаетесь. Тот, кто выполнил это задание, должен снова подать мне знак, подняв руку и показав знак «V».
В заключение вы должны попробовать писать головой. Напишите головой в воздухе дату своего рождения. И гот, кто с этим справился, должен подать мне на этот раз двойной сигнал - поднимите обе руки над головой и продемонстрируйте мне двойной «знак победы». Молодцы!
Психолог. А сейчас, ребята, я научу вас, как можно легко запомнить текст.
Запоминание по опорным словам.
Психолог. Я буду читать текст, а выписывайте главные (опорные) слова в каждом предложении.
Текст.
«Г ал к а услыхала, что голубей хорошо кормят, выбелилась в белый цвет и влетела в голубятню. Голуби её приняли как свою, накормили, но галка не удержалась и закаркала по-галочьи. Тогда голуби её прогнали. Она вернулась было к галкам, но те её тоже прогнали».
(При проверке - СЛАЙД №17 с опорными словами)
Опорные слова Галка, голубей, кормят.
Выбелилась, в голубятню.
Как свою, накормили.
Закаркала по-галочьи.
Голуби прогнали.
Вернулась к галкам.
Тоже прогнали.
Завершение
Психолог. В завершении занятия давайте поделимся результатами.
Что интересного было на занятии?
Что нового узнали?
Какой способ понравился больше? Почему?
Упражнение «Да!»
Психолог. Встаньте, ребята. Руки держите перед собой ладонями вверх. Мысленно положите все знания, которые вы сегодня принесли с собой, в левую руку, а всё то, что узнали сегодня нового - в правую. И когда я скажу: «Готово!» вы соедините руки одним громким хлопком, сказав при этом «Да!» Психолог. Всем спасибо за занятие.
СЛАЙД №18