Статья Использование игр с песком для развития лексической стороны речи в классах для детей с тяжелой степенью умственной отсталости
Использование игр с песком для развития лексической стороны речи в классах для детей с тяжелой степенью умственной отсталости.
Актуальность. В последние годы в нашей стране издан ряд нормативных документов по воспитанию и обучению детей с ОВЗ. Из общепринятых прав и свобод человека особо значимым является право на образование. В связи с этим остро встал вопрос обучения и социализации детей с тяжелой степенью умственной отсталости. Долгое время данная категория детей считалась «необучаемыми». Большинство их воспитывались в семьях и не имели возможности получать образование и социально адоптироваться.
В МКСОУ школе – интернат VIII вида г. Кстово функционируют классы для детей с тяжелой степенью умственной отсталости. В этих классах обучаются дети с умственной отсталостью умеренной степени сопровождающими различными видами нарушений. Эти дети отличаются низким уровнем познавательной активности, недостаточной сформированностью учебной мотивации, операций анализа, синтеза, сравнения. Дети физически слабо развиты, почти у всех крайне затруднена мелкая моторика. Значительно страдает речь. У детей неполноценны все предпосылки, необходимые для формирования и развития процесса общения, не сформированы все виды речевой деятельности и ее компоненты. Речь сопровождается дефектами. Она косноязычна и аграмматична. Словарный запас беден, он состоит из наиболее часто употребляемых в обиходе слов и выражений.
Речь является одной из важнейших психических функций человека и сложной функциональной системой, в основе которой лежит использование знаковой системы языка в процессе общения. Речевое общение создает необходимые условия для развития различных форм деятельности (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин).
Сложность различных речевых нарушений по мнению Д.Б. Эльконина, заключается в том, «что они ведут за собой и другие нарушения, в частности, нарушение эмоционально-волевой, коммуникативной сферы. Страдающий нарушением речи ребёнок может быть повышенно агрессивным, или, наоборот, замкнут и подавлен. В общении со сверстниками такие дети могут бояться быть несостоятельными. Они либо вообще стараются избегать общения, либо вступают в конфликты. В отношениях со взрослыми очень часто проявляется сильная привязанность к кому-либо» [5, с 87]
Все это приводит к затруднению, а иногда даже к невозможной социальной адаптации данной категории детей.
В связи с этим в системе традиционных и нетрадиционных методов коррекционной работы все больше места занимают специальные техники, куда входят и игры с песком.
Песок состоит из мельчайших крупинок, которые только при соединении образуют какую-то форму, но так, же легко могут и рассыпаться от легкого прикосновения (словно напоминая, что ничего нет вечного, все течет и меняется). Терапевтический эффект игры с песком впервые был замечен швейцарским психологом и философом Карлом Густавом Юнгом. Он отмечал, что «ребенок строит что-то из песка, без сожаления разрушает созданные им самим творения, и снова строит… Но именно это простое действие хранит уникальную тайну - нет ничего такого, что было бы непоправимо разрушено — на смену старому всегда приходит новое. Многократно проживая эту тайну, малыш достигает состояния равновесия, уходят тревога и страх». [2, с.27]
Игра с песком, отмечает Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева «это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Игры с песком способствуют развитию речи, произвольного внимания и памяти, что очень важно для детей с нарушениями речи. Но главное – ребёнок получает первый опыт самоанализа, учится понимать себя и других. Игры с песком разнообразны: обучающие игры обеспечивают процесс обучения чтению, письму, счету, грамоте; познавательные игры дают возможность детям узнать о многообразии окружающего мира» [2, с.28]
По мнению автора Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой игры с песком:
- развивают тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук;
- снимают мышечную напряжённость;
- помогают ребёнку чувствовать себя защищённым, в комфортной для него среде;
- развивают активность, расширяют жизненный опыт, передаваемый педагогом в близкой для ребёнка форме (принцип доступности информации);
- стабилизируют эмоциональные состояния, поглощая негативную энергию;
- преодолевают комплекс «плохого художника», создавая художественные композиции из песка при помощи готовых фигурок;
- совершенствуют зрительно-пространственную ориентировку, речевые возможности;
- способствуют расширению словарного запаса;
- помогают освоить навыки звуко-слогового анализа и синтеза;
- позволяют развивать фонематический слух и восприятие;
- способствуют развитию связной речи, лексико-грамматических представлений;
- помогают в изучении букв, освоении навыков чтения и письма.
Играть в песок можно не только на улице – можно устроить мини песочницу и в классе. Частичный перенос коррекционных занятий в песочницу, даёт больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения:
1. Усиливается желание ребёнка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.
2. В песочнице развивается тактильная чувствительность как основа "ручного интеллекта".
3. В играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а главное для нас – моторика и речь.
4. Совершенствуется предметно-игровая деятельность, что способствует развитию коммуникативных навыков ребёнка.
Опираясь на приёмы работы в "педагогической песочнице", педагог может сделать традиционную методику по расширению словарного запаса, у детей с ОВЗ более интересной, увлекательной, более продуктивной.
В работе с детьми с ОВЗ проводятся дидактические игры с использованием песка направленные именно на развитие лексической стороны речи.
Виды дидактических игр с использованием песка направленные на развитие лексической стороны речи представлены в таблице № 1:
Таблица № 1
Дидактические игры с использованием песка
ПАССИВНЫЙ СЛОВАРЬ АКТИВНЫЙ СЛОВАРЬ
Существительные Глаголы Прилагательные Существительные Глаголы Прилагательные
«Овощи»
«Овощи в грядке»
«Делаем вместе» «Большие и маленькие «Посади овощи»
«Огород» «Поможем собрать овощи»
«Фрукты»
«Соберём фрукты в корзину» «Делай как я»
«Большие и маленькие «Сад» «Что растёт в саду» «Вкусные фрукты»
«Посуда»
«Соберём посуду» «Делай как я»
«Три медведя» «Столовая» «Что я делаю» «Узнай посуду»
«Мебель»
«Магазин»
«Помоги трём медведям» «Делай как я»
«Помоги расставить мебель» «Котёнок» «Мебель»
«У кого какая мебель»
Дидактические игры с использованием песка по лексической теме «Овощи» представлены в таблице № 2
Таблица № 2
Дидактические игры с использованием песка по лексической теме «Овощи»
Игры на развитие пассивного словаря
Существительные Глаголы Прилагательные
«Овощи в грядке»
Цель: Расширять запас существительных в пассивном словаре.
Оборудование: Песок, муляжи овощей.
Описание игры Педагог предлагает детям посадить только те овощи, которые он называет.
«Делаем вместе»
Цель: Расширять запас глаголов в пассивном словаре.
Оборудование: Муляжи овощей, песок.
Описание игры: Педагог свои действия комментирует словами, ребёнок подражает: «Я сажаю», «Я поливаю», «Я копаю».
«Большие, маленькие»
Цель: Расширять запас прилагательных в пассивном словаре. Оборудование: Муляжи овощей, песок.
Описание игры: Педагог предлагает детям собрать с грядки в одну корзину большие овощи, в другую – маленькие.
Игры на развитие активного словаря
«Посади овощи»
Цель: Активизировать в речи существительные.
Оборудование Песок, муляжи овощей.
Описание игры: Дети, сажают в грядки овощи, проговаривая с педагогом свои действия «Я сажаю морковь – это овощ».
«Огород»
Цель: Учить детей использовать глаголы в речи.
Оборудование: Песок, муляжи овощей
Описание игры: Дети собирают овощи, из огорода комментируя свои действия: «Я дергаю морковь – это овощ» «Я копаю картофель» «Я срываю помидор».
«Узнай овощи»
Цель: Учить детей использовать в речи прилагательные, правильно согласовывая их в роде, числе и падеже.
Оборудование: Картинки с овощей, песок.
Описание игры: Дети ищут в песке картинки с изображением овощей, показывают детям картинки, а педагог спрашивает: «Что это?» «Какого цвета?» - «Какой формы?».
Таким образом, работа над лексической стороной речи проводится при ознакомлении детей с окружающим миром, на основе активной познавательной деятельности, а применение дидактических игр с использованием песка в коррекционной работе способствует более успешному усвоению словаря детей. При помощи песка развивается и «тактильная чувствительность», как основа развития «ручного интеллекта», развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление). Песок стабилизирует эмоциональные состояния, поглощая негативную энергию. Это его свойство особенно необходимо в работе с детьми с ОВЗ.
Список литературы:
Васильева С.А., Соколова Н.В. Логопедические игры для дошкольников – М.: Школьная пресса, 2001. – 80 с.
Грабенко Т.М. Игры с песком или песочная терапия // Дошкольная педагогика. – 2004. - № 10. – с.26-29.
Селиверстов В.И.Речевые игры с детьми – М.: «Владос», 1994. – 344 с.
Пузанов Б.П. Обучение детей с нарушениями интеллектуального
развития: (Олигофренопедагогика): Под ред. Б.П.Пузанова . - М.:
Издательский центр «Академия», 2001. - 272 с.
Эльконин Д.Б. Развитие речи в детском возрасте. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1978.- 115с.