Конспект занятия по математическому развитию в старшей группе на тему: Путешествие по стране Математике


Программное содержание.
Уточнить знания детей о составе числа 8, продолжать учить составлять число 8 из двух меньших чисел;
Закреплять понятие отношений между числами натурального ряда (семь больше шести на один, а шесть меньше семи на один), умение увеличивать и уменьшать каждое из чисел на 1 (пределах 10);
Совершенствовать навыки прямого и обратного счёта в пределах 20, считая наизусть;
Продолжать формировать представление детей о свойствах предметов (цвет, форма, размер) и пространственных отношений (на - над - под; слева - справа - посередине; за - перед; вверху - внизу и т.д.)Напомнить и расширить знания детей об истории изобретения часов; продолжать учить узнавать время по цифровым часам и часам со стрелками и соотносить свой привычный распорядок дня с показаниями часов.
Продолжить работу по обучению составлять и решать простейшие арифметические задачи на сложение и вычитание на наглядном материале, «записывать» задачи, пользуясь знаками «+», «-», «=»
Уточнить представления детей о свойствах предметов и геометрические представления детей;
Развивать логическое мышление, память, речь детей;
Формировать умение переключаться с одного вида деятельности на другой;
Создавать условия для эмоционального роста детей (фантазии, творчества);
Воспитывать у детей умение слушать и слышать, воспитывать интерес к математике, воспитывать дружеские взаимоотношения.
Материал и оборудование.
Демонстрационный: карта с математическими символами, фланелеграфы, мяч, куб с цифрами на гранях, карточки с предметами из геометрических фигур, карточки с изображением часов, дидактические игры «Угадай-ка», «Квадраты с точками», «Мои первые часы», комплект цифр и математических знаков, набор игрушек
Раздаточный: комплект цифр и математический знаков, карточки игры «Мои первые часы»
Дети, я знаю, что вы очень любите путешествовать. Предлагаю сегодня отправиться в путешествие по стране Математике. Ориентироваться в этом путешествии нам поможет карта, она же и укажет места наших остановок. На каждой остановке жители Математики приготовили для вас испытания, преодолеть которые вам помогут разносторонние знания, умения, находчивость, взаимовыручка.
Давайте по карте определим место нашей остановки. (Звучит музыка, воспитатель показывает детям карту и обращает вниманиена 1-й символ («Математическая разминка») - Ну что? В путь!
«Математическая разминка»
Игра «Дополни число».
Дети, я предлагаю вам вспомнить о составе числа 8 из 2-х меньших чисел. Послушайте, как это нужно сделать. Я бросаю вам мяч и называю какое-то число - вы возвращаете мяч, называя то число, которое в сумме с моим составят 8.
«Игра с кубом»
Дети, каждый из вас вместе с кубом получает задание. Вы выполняете задания и возвращаете куб обратно. Предлагаемые задания для детей:
Считай дальше
Считай обратно
Назови соседей числа
Назови число на 1 (2) больше (меньше)
Назови числа больше 2, но меньше 5 и т.п.
Дети, испытания, приготовленные жителями Математики, на остановке. Математическая разминка закончены. На мой взгляд вы прекрасно их выдержали и мы можем двигаться дальше. Предлагаю по карте определить нашу следующую остановку.
(Звучит музыка, воспитатель обращает внимание детей на 2-ой символ карты- «Геометрические фигуры».
«Геометрические фигуры»
Дети, посмотрите какие картины украшают эту остановку.
Чем необычны и интересны эти картины?
Какие геометрические фигуры приняли участие в создании этих картин?
Хотелось бы вам самим попытаться составить картину из геометрических фигур?
Игра «Квадраты с точками»
Дети, для составления картины необходимо использовать 4 маленьких квадрата с точками. На этом фланелеграфе каждый из вас из 4 маленьких квадратов должен составить 1 большой. Постарайтесь, чтобы ваша работа не была похожа ни на одну из работ ваших товарищей.
Предлагаемые варианты выполнения задания:
Дети, посмотрите какую красоту вам удалось создать всем вместе. Вы нашли множество решений этого испытания. Пусть эта картина останется на память жителям Математики!
Игра «Угадай-ка»
(Фланелеграф, на нём панно, составленное из нескольких групп однородных и одиночных предметов, отличающихся по количеству, величине, цвету и форме.)
Дети, а вот эту чудесную картину рассмотрим повнимательнее. Предполагаемые вопросы к детям:
На картине есть две группы предметов, количество которых одинаково. Назовите их.
Каких предметов на картине больше (или меньше), чем улиток?
Назовите два любых предмета слева (или справа) от пенька. Какие предметы расположены на картине выше пенька, но ниже солнца? Найдите на картине при предмета у которых нет ни красного, ни зелёного цвета.
Что нужно сделать, чтобы бабочек и стрекоз стало поровну? Расскажите, как по-другому можно уравнять количество бабочек и стрекоз? Возьми зайчика и расположи его слева (справа) от пенька и т.п.
Ну что, наверное можно двигаться дальше. Ведь и на остановке «Геометрические фигуры» не осталось ни одного невыполненного задания. (Звучит музыка, воспитатель и дети обращаются к карте)
III. «Время»Загадка: На руке и на стене,
И на башне в вышине, Ходят, ходят ровным ходом От восхода до захода (Часы)
Дети, чем отличаются представленные здесь часы друг от друга?
А кто знает, как называются эти часы? (карманные) Почему? (рассуждения детей)
Первые карманные часы появились примерно 200 лет назад. И были они очень похожи на красивые игрушки для взрослых, т.к. их украшали бабочками, цветами и даже драгоценными камнями. Такие красивые часы - игрушки мне было бы жаль прятать в карман. А заводились карманные часы специальный ключиком.
Ну а ещё раньше карманных часов люди пользовались солнечными часами, но пользоваться ими постоянно было невозможно.
Вспомните, какой недостаток имели солнечные часы? (Предполагаемый ответ: они показывали время только в солнечные дни)
Да, это было очень неудобно, поэтому люди изобрели водяные часы. Но и они были не совсем совершенны. Согласны? Докажите это. (Предполагаемый ответ: чтобы водяные часы показывали время, надо было постоянно добавлять в них воду)
Правильно! Именно поэтому ч тех пор говорят о времени... Как? (Предполагаемый ответ: «Сколько воды утекло!»)На смену солнечным и водяным часам пришли часы, которыми мы иногда пользуемся. Это песочные часы.
Вам приходилось видеть такие часы? Где?
Да, так задумаешься и понимаешь, что постепенно часы стали необходимрстью для каждого человека. Ведь даже самые современные электроприборы снабжены часами.
В вашей квартире есть такие вещи?
Кто знает, как называются часы в стиральной машине или в микроволновой печи, например? (таймер)
Современная жизнь очень шумная и торопливая, поэтому люди должны уметь дорожить временем.
Вспомните, дети, какие сказочные герои попадали в неприятные ситуации как -раз из-за того, что не умели рассчитывать своё время, не дорожили им?
Дети, ну а вы дружите со временем, можете определить его по часам? Это легко проверить с помощью игры!
Дидактическая игра «Мои первые часы»
Дети, у вас под стульчиками подносы с картинками на которых изображены цифровые часы. Рассмотрите их. У меня на столе карточки с изображением часов со стрелками. Предлагаю каждому из вас найти у меня на столе карточку с часами, которые показывают то же время, что и часы на вашей карточке. Дополнительные индивидуальные вопросы к детям:
Расскажи, что ты обычно делаешь в указанное время на твоих часах?
Время, указанное на этих часах, уже прошло или ещё наступит?
Дети, закончились испытания и на этой остановке. Можем двигаться дальше! (Звучит музыка, воспитатель и дети обращаются к карте)
IV. «Задачи»
Дети, перед вами цифры и математические знаки. Они понадобятся вам при выполнении испытаний на этой остановке.
Саша, отсчитай 4 грибочка и поставь их в ряд на столе.
Сколько грибочков поставил Саша?
Ваня, поставь ещё один грибок.
Какой вопрос мы можем задать о том, что сделали дети?
Дети, мы с вами составили задачу. Кто может повторить её?
Давайте решим эту задачу, узнаем сколько же стало грибочков?
Теперь я предлагаю каждому из вас «записать» решение этой задачи.
Какие математические знаки вы использовали для «записи» решения?
Почему «плюс»?
Прочитайте запись решения.
Дети, измените задачу так, чтобы в записи её решения участвовал знак противоположный плюсу. Какой это знак?
А вот для решения следующей задачи цифры и знаки вам не понадобятся. На помощь вам должны прийти сейчас ваше внимание и ваша сообразительность.
Игра «Почему каиздая фигура может быть лишней?
Рассмотрите фигуры и объясните, почему каждая фигура может быть лишней?
Наше путешествие подошло к концу. Дети, вы прекрасно справились со всеми испытаниями и в награду за это жители Математики приготовили для вас сюрприз - вот эту чудесную игру. Спасибо всем за участие в сегодняшнем путешествии, возвращаемся в детский сад.