Воспитательское занятие в 3 классе с детьми с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью
Конспект воспитательского занятия с детьми с умеренной и тяжелей умственной отсталостью
Тема: «помогите птицам!»
Воспитатель: Терещенко Татьяна Ивановна, Асбестовская СКОШИ
Цель: Создать условия для формирования ценностного отношения к птицам
Задачи:
Уточнять знания о птицах: внешнем облике, среде обитания.
Учить различать птиц по внешнему виду.
Расширять представления о зимующих птицах, желание заботиться о них.
Формировать желание подкармливать птиц зимой, воспитывать у детей доброе, заботливое отношение к пернатым друзьям.
Продолжать закреплять умение наносить точки нетрадиционным методом – ватной палочкой, изображая зернышки.
Способствовать развитию мелкой моторики рук.
Обогащать пассивный словарь детей.
Активизировать речь детей, побуждая повторять за воспитателем слова.
Предварительная работа: Наблюдение за птицами на улице. Чтение художественных произведений, стихотворений. Рассматривание иллюстраций по теме. Коллективная аппликация «Птицы».
Ход занятия:
-Ребята, какое сейчас время года? Какая погода на дворе? Как люди защищаются от холода?
(Ответы детей на вопросы).
-Правильно, зима. На улице холодно и морозно. Зимой птицам и зверям приходится трудно, так как нелегко найти корм. У зверей шубки меховые, а у птиц оперенье. Ребята, я предлагаю вам рассмотреть картинки с изображением птиц и вместе решить, как им помочь пережить холода.
(на доске выставляются картинки с изображением птиц – голуби, синицы, снегири, воробьи)
Кто изображен на этих картинках? (ответы детей).
Как можно сказать одним словом - кто это? (птицы).
Воспитатель задаёт вопросы:
Как узнать птицу?
Что есть у птицы? (крылья)
Правильно, у птицы есть крылья. Сколько их? (два)
Зачем птице крылья? (чтобы летать)
Что есть ещё у птицы? (лапки)
Сколько их? (две)
Зачем птице лапки? (ходить, прыгать по земле)
Чем покрыто тело птицы? (перьями)
Что есть на голове у птицы, чем она клюет? (клювом)
Как вы думаете, чем питаются птицы? (червяками, крошками, зернами, семечками)
Как вы думаете, где живут эти птицы? (ответы детей- Эти птицы живут на улице )
Это домашние птицы? (нет)
Почему вы так думаете? (ответы детей)
Эти птицы сами о себе заботятся: строят гнезда, находят корм.
Как можно назвать этих птиц? (предположения детей)
-Это дикие птицы.
Давайте скажем вместе: дикие птицы.
Дети произносят словосочетания хором и индивидуально.
- Какие дружные у нас получились воробышки. Воробьи – дружные птицы, не любят жить поодиночке. Они собираются в стайки – большие компании. В морозные дни воробьи садятся радом друг с другом, распустив перья и нахохлившись. Вот так. (Воспитатель разводит в стороны округленные руки и втягивает голову в плечи). Попробуйте нахохлиться как воробышки зимой. (Дети выполняют задание).
Подвижная игра «Тепло, холодно»
А сейчас давайте поиграем в игру «Тепло, холодно».
Вы, ребята, будете воробьями. По команде «тепло» - летайте и чирикайте, а по команде «холодно» - нахохлитесь и садитесь на корточки рядышком друг с другом. (Проводится подвижная игра).
- Зимой воробьи мало чирикают, а больше молчат.
- В холодную погоду воробьи меньше двигаются, чем в теплую погоду.
- В морозную погоду воробьи сидят стайкой, распушив перья и нахохлившись – так им легче согреться. Но трудно приходится зимой не только воробьям.
-Как вы думаете, каким птицам зимой тяжелее живется, диким или домашним и почему? (предположения детей)
-Зимой тяжелее всего приходится диким птицам, ведь они сами о себе заботятся, а корма зимой очень мало.
-Но можем помочь нашим крылатым соседям.
-Ребята, вчера мы с вами делали аппликацию, посмотрите, сколько птиц у нас получилось, какие они красивые. Но им сейчас холодно и голодно.
Что любят клевать птицы? (зернышки, семечки)
Давайте нарисуем зернышки для наших птиц и так поможем им прокормиться в холода.
Воспитатель предлагает детям взять ватную палочку, опустить в коричневую гуашь.
Наносим точки - «зернышки» на лист бумаги около птиц.
-Давайте насыплем нашей птичке побольше зернышек.
Во время самостоятельного выполнения задания воспитатель проговаривает потешку:
Маленькие птички прилетели к нам. Маленьким птичкам зернышек я дам.
Воспитатель по окончанию работы хвалит детей:
Молодцы, все дети справились - много зернышек насыпали нашим птицам.
Дети садятся полукругом. Проводится пальчиковая гимнастика «Воробей»
Ты малыш, воробей,
На морозе не робей.
По кормушке клювом бей,
Наедайся поскорей.
-А теперь внимательно послушайте стихотворение:
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Небогаты их корма,
Горсть одна нужна,
Горсть зерна – и не страшна
Будет им зима.
-Ребята, как вы думаете каким образом вы можете помочь нашим крылатым соседям? (ответы детей).
-Правильно. Мы можем повесить кормушку на участке.
Эту кормушку (показывает воспитатель) возьмем на прогулку и повесим на дерево, а потом насыплем в нее зернышек.
-Будем следить, чтобы у наших пернатых друзей всегда был корм. Тогда птицы будут нам благодарны и весной порадуют нас своим веселым пением.
Дома вы с родителями сделали кормушки для птиц. Сегодня мы пойдём гулять и повесим наши кормушки на дерево, чтобы потом насыпать в них крошки и зёрнышки.