Рабочая программа по музыкально-ритмическим занятиям для детей с глубокой умственной отсталостью 3т класс
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Музыкально-ритмические занятия » 3т класса составлена на основе:
1. «Программы образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» под редакцией Л. Б. Баряевой, Н. Н.Яковлевой. Санкт-Петербург, ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2011г.
2. Учебного плана школы № 75 на 2016-2017 учебный год.
3. Положение о рабочей программе учителя.
Преподавание ритмики в специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида обусловлено необходимостью осуществления коррекции недостатков психического и физического развития умственно отсталых детей средствами музыкально-ритмической деятельности. Специфические средства воздействия на учащихся, свойственные ритмике, способствуют общему развитию младших умственно отсталых школьников, исправлению недостатков физического развития, общей и речевой моторики, эмоционально-волевой сферы, Воспитанию положительных качеств личности (дружелюбия, дисциплинированности, коллективизма), эстетическому воспитанию. Содержанием работы на уроках ритмики является музыкально-ритмическая деятельность детей. Они учатся слушать музыку, выполнять под музыку разнообразные движения, петь, танцевать, играть на простейших музыкальных инструментах. В процессе выполнения специальных упражнений под музыку (ходьба цепочкой или в колонне в соответствии с заданными направлениями, перестроения с образованием кругов, квадратов, «звездочек», «каруселей», движения к определенной цели и между предметами) осуществляется развитие представления учащихся о пространстве и умения ориентироваться в нем. Упражнения с предметами: обручами, мячами, шарами, лентами и т. д. - развивают ловкость, быстроту реакции, точность движений. Упражнения с детскими музыкальными инструментами применяются для развития у детей подвижности пальцев, умения ощущать напряжение и расслабление мышц, соблюдать ритмичность и координацию движений рук. Этот вид деятельности важен в связи с тем, что у умственно отсталых детей часто наблюдается нарушение двигательных функций и мышечной силы пальцев рук. Скованность или вялость, отсутствие дифференцировки и точности движений мешают овладению навыками письма и трудовыми приемами. В то же время этот вид деятельности вызывает живой эмоциональный интерес у детей, расширяет их знания, развивает слуховое восприятие. Движения под музыку дают возможность воспринимать и оценивать ее характер (веселая, грустная), развивают способность переживать содержание музыкального образа. В свою очередь, эмоциональная насыщенность музыки позволяет разнообразить приемы движений и характер упражнений. Движения под музыку не только оказывают коррекционное воздействие на физическое развитие, но и создают благоприятную основу для совершенствования таких психических функций, как мышление, память, внимание, восприятие. Организующее начало музыки, ее ритмическая структура, динамическая окрашенность, темповые изменения вызывают постоянную концентрацию внимания, запоминание условий выполнения упражнений, быструю реакцию на смену музыкальных фраз. Задания на самостоятельный выбор движений, соответствующих характеру мелодии, развивают у ребенка активность и воображение, координацию и выразительность движений. Занятия ритмикой эффективны для воспитания положительных качеств личности. Выполняя упражнения на пространственные построения, разучивая парные танцы и пляски, двигаясь в хороводе, дети приобретают навыки организованных действий, дисциплинированности, учатся вежливо обращаться друг с другом.
Цель музыкально-ритмических занятий: расширение адаптационного ресурса детей с легкой, умеренной, тяжелой степенью умственной отсталости, со сложным дефектом посредством движения под музыку.
Задачи:
1. Образовательная – учить ориентироваться в пространстве в упражнениях на перестроения; учить движениям в танцах и играх; учить передавать настроение различных танцев (лирических, игровых, народных).
2. Коррекционно-развивающая – совершенствовать общую моторику, координацию движений, развивать чувство ритма в упражнениях с музыкальными инструментами; улучшать осанку.
3. Воспитательная – воспитывать дисциплинированность, ответственность, бережное отношение к партнерам в танцах и играх.
Содержание программы.
Программа по ритмике состоит из пяти разделов: «Упражнения на ориентировку в пространстве»; «Ритмико-гимнастические упражнения»; «Упражнения с детскими музыкальными инструментами»; «Игры под музыку»; «Танцевальные упражнения».В каждом разделе в систематизированном виде изложены упражнения и определен их объем, а также указаны знания и умения, которыми должны овладеть учащиеся, занимаясь конкретным видом музыкально-ритмической деятельности. На каждом уроке осуществляется работа по всем пяти разделам программы в изложенной последовательности. Однако в зависимости от задач урока учитель может отводить на каждый раздел различное количество времени, имея в виду, что в начале и конце урока должны быть упражнения на снятие напряжения, расслабление, успокоение.
Раздел «Упражнения на ориентировку в пространстве». Стоять правильно не опускать голову, без лишнего напряжения в коленях и плечах, не сутулиться.
Раздел «Ритмико- гимнастические упражнения». Ритмично выполнять движения, соотносить темп движений с темпом музыки. Выполнять задания по словесной инструкции и после показа. Наклоны головы, круговые движения плечами. Движения рук в разных направлениях. Приседания с опорой и без, сгибание и разгибание ног, движения стопой.
Раздел «Упражнения с детскими музыкальными инструментами». Отстукивание простых ритмических рисунков на барабане двумя палочками под счет учителя с проговариванием стихов, попевок и без них.
Раздел «Игры под музыку. Игры с пением и речевым сопровождением
Раздел «Танцевальные упражнения». Выполнение ритмичных движений в соответствии с различным характером музы, динамикой (громко, тихо), регистрами ( высокий низкий).
Изменение направления и формы бега, поскоков, танцевальных движений в соответствии с изменениями в музыки (легкий, танцевальный бег сменяется стремительным, спортивным)
Учебный план
Количество дней Количество часов в неделю Количество часов
I четверть
42 1 9
II четверть
39 1 8
III четверть
45 1 9
IV четверть
44 1 8
Итого
170 4 34
№ п/п Название раздела Количество часов Текущий и промежуточный контроль
1. Упражнения на ориентировку в пространстве 7ч Зачет
2. Игры под музыку
7ч Программой не предусмотрено
3. Ритмико-гимнастические упражнения 6ч Зачет
4. Танцевальные упражнения
7ч Зачет
5. Упражнения с детскими музыкальными инструментами 7ч Зачет
Учебно-тематический план
Календарно-тематическое планирование
№п/п № урока в разделе Тема урока Дата Элементы содержания Требования к уровню подготовки
План Факт Должны знать Должны уметь
1. 1. Правильное исходное положение Формирование умения занимать исходное положение Ритмика, танцевальные упражнения Правильно занимать исходное положение
2. 2. Ходьба по залу под музыку Формирование умения двигаться под музыку Ходьба Ориентироваться в зале
3. 3. Бег по залу в сопровождении музыки Формирование умения бегать под музыку Бег, шаг Ориентироваться в зале
4. 4. Простукивание простых ритмических рисунков Игра на музыкальных инструментах Ритм, бубен, погремушка Повторять простые ритмические рисунки
5. 5. Марш Четкое выполнение марша под маршевую музыку. Марш, шаги Выполнять четкие шаги
6. 6. "Играем в кругу" знакомство с народными играми Игра, круг Строиться в круг
7. 7. Ходьба по кругу в сопровождении песни Формирование умения ходить по кругу в сопровождении музыки. Круг, дистанция Строиться и ходить по кругу сохраняя дистанцию
8. 8. Простукивание простых ритмических рисунков Игра на музыкальных
инструментах Ритм, бубен, погремушка Выполнить заданный ритмический рисунок
9. 9 Ходьба на носочках под тихую музыку Развитие умения ходить на носочках Ходьба, тихо, громко Выполнить движения в соответствии с музыкой
№п/п № урока в разделе Тема урока Дата Элементы содержания Требования к уровню подготовки
План Факт Должны знать Должны уметь
10. 1. Хлопание в ладоши соответственно ритму музыки Формирование умения хлопать под музыку. Тихо громко быстро медленно Хлопать в соответствии музыке
11. 2. Полу присядка Развитие умения выполнять
полу присядку по показу Трещетка, полу присядка Приседать под ритм музыки
12. 3. Пляска с погремушками Формирование умения выполнять пляску с предметом Погремушка Держать погремушки и плясать.
13. 4. Пляска с использованием отдельных элементов танца Разучивание плясовых, танцевальных элементов. Пляска Повторять движения.
14. 5. Игра "Дрема" Разучивание игры «Дрема» Дрема, игра Умение играть в коллективе
15. 6. Танец "Маленьких утят" Разучивание танца «Танец маленьких утят» Танец Повторить движения танца
16. 7. Простукивание простых ритмических рисунков Формирование умений хлопать в ладоши, развитие чувства ритма Ритм, хлопки, Умение передавать задан. ритм
17 8. Притопы с хлопками Развитие навыков и умений выполнять притопы с лопками Притопы . хлопки Самостоятельно выполнить притопы с хлопками
№п/п № урока в разделе Тема урока Дата Элементы содержания Требования к уровню подготовки
План Факт Должны знать Должны уметь
18 1. Знакомство с музыкальными инструментами Игра на детских музыкальных .инструментах Трещетка, маракас Играть на музыкальных инструментах
19. 2. Разучивание игры "Вот как ложки у ребят» Знакомство с игрой, разучивание текста Ложки,игра Передавать образы, стучать на ложках
20. 3. Игра на ложках под ритм песни Игра на ложках. разучивание текста Игра, ложки Передавать ритм на инструментах
21. 4. Выразительное исполнение песни с игрой на ложках Закрепление песни с игрой на ложках ложки, песня Передавать ритм.
22. 5. Разучивание попевки "Как у Пети петушка» Знакомство с попевкой. разучивание текста попевка Исполнить попевку в месте с учителем
23. 6. Сопровождение попевки "Как у Пети петушка" с музыкальными инструментами Игра на музыкальных инструментах Попевка, названия музыкальных инструментов Исполнить песню с музыкальными инструментами
24. 7. Четкое выполнение движений под исполнение попевки.Эмоциональное исполнение песни с движениями Шеренга, круг Выполнить движения по песне.
25. 8. Притопы с хлопками Формирование умения выполнять притопы с хлопками Ритм, хлопки, притопы Выполнить притопы с хлопками
26. 9.
Простукивание простых ритмических рисунков Развитие ритмического слуха Ритм, ритмический рисунок Выполнить заданный ритм
№п/п № урока в разделе Тема урока Дата Элементы содержания Требования к уровню подготовки
План Факт Должны знать Должны уметь
27. 1. Выполнение движений с предметами Формирование умения двигаться с предметами Мячи, флажки Выполнять движения с предметами
28. 2. Упражнения на выработку умения передвигаться бодро, спокойно, топающим шагом Развитие умения двигаться по инструкции. Шаг, бодрая,спокойная музыка Передвигаться бодро, спокойно, топающим шагом под музыку.
29. 3. Разучивание игры "Лавата" Знакомство с игрой «Лавата» игра. Играть в коллективе
30. 4. Элементы русской пляски Разучивание элементов русской пляски Пляска, Повторить элементы после показа
31. 5. Хоровод Знакомство с хороводным шагом Ша, хоровод Повторить элементы после показа
32. 6. Притопы Закрепление умений выполнять притопы Притопы, движение Выполнять самостоятельно притопы
33. 7. Движение парами Закрепление умений двигаться парами движение, пара Самостоятельно выполнить движениями парами
34 8 Музыкальные игры Закрепление знаний игр под музыку и песни. Игра, песня Играть в коллективе
Планируемые результаты изучения предмета
Минимальный уровень Достаточный уровень
Учащиеся должны уметь
-выполнять игровые и плясовые движения.
-выполнять инструкции учителя.
- Готовится к занятиям, строиться в колонну по одному, находить свое место в строю и входить в зал организованно, приветствовать учителя, занимать правильное исходное положения, равняться в шеренге, в колонне;
Ходить свободным естественным шагом, двигаться по залу в разных направлениях, не мешая друг другу;
Ходить и бегать по кругу с сохранением правильных дистанции, не сужая круг и не сходя с его линии;
Ритмично выполнять несложные движения руками и ногами;
Соотносить темп движений с темпом музыкального произведения;
Выполнять игровые и плясовые движения;
Выполнять задания после показа и по словесной инструкции учителя;
Начинать и заканчивать движения в соответствии музыки.
Учащиеся должны знать -музыкальные инструменты (бубен, барабан, колокольчик, погремушка)
- , пляска,притопы.
-музыкальные инструменты и их звучание (бубен, барабан, колокольчик, погремушка)
- темп, полька, ритм, ритмический рисунок
-шаг, бег, круг, поскоки, притопы..
Перечень учебно-методического обеспечения
Методические и учебные пособия Дидактический материал Электронные пособия
1. . Коррекционная ритмика – под ред. М. А. Касицына, И. Г. Бородина – Москва, 2007г.
2.Музыкальная ритмика – под ред. Т. А. Затямина, Л. В. СтрепетоваМ.: «Глобус», 2009г.
3.Медведева Е.А. музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика мячи, кегли, флажки, платочки, ленты, палки, обручи,игрушки;
-музыкальные инструменты;
-маски.