Рабочая программа по музыке для детей с глубокой умственной отсталостью 3т


Музыка и пение
3т класс
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Музыка и пение» 3т класса составлена на основании:
1. «Программы образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» под редакцией Л. Б. Баряевой, Н. Н.Яковлевой. Санкт-Петербург, ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2011г.
2. Учебного плана школы № 75 на 2016-2017 учебный год.
3. Положение о рабочей программе учителя.
Музыка оказывает глубокое эстетическое воздействие на человека. Формирует вкусы,воспитывает представления о прекрасном, способствует эмоциональному познанию окружающей действительности, нормализует многие психические процессы, является эффективным средством преодоления невротических расстройств, свойственных учащимся коррекционных учреждения.
Музыкальное воспитание и обучение является неотъемлемой частью учебного процесса в специальном /коррекционном/ образовательном учреждении VIII вида. В основу настоящей программы положена система музыкальных занятий, направленных на коррекцию недостатков эмоционально волевой сферы и познавательной деятельности детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Поэтому учителю музыки необходимо вести свою работу в контакте с логопедом и врачом психиатром.
В основу настоящей программы положена система музыкальных занятий, направленных на коррекцию эмоционально-волевой сферы и познавательной деятельности глубоко умственно отсталых детей.
Цель программы: Коррекция недостатков эмоционально-волевой сферы и познавательной деятельности детей со сложной структурой дефекта.
Программа предполагает решение образовательных, воспитательных и развивающих задач с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. При необходимости допускается корректировка содержания и форм занятий, времени прохождения материала. В силу возрастных особенностей, обучения детей пению необходимо вести систематично, начиная с элементарных приемов освоения вокальных навыков. Занятия начинаются с распевания, которое выражает двойную функцию:
-подготовку голосового аппарата;
-развитие вокально-хоровых навыков и эмоциональной отзывчивости;
Задачи образовательные:
- формировать знания о музыке с помощью изучения произведений различных жанров, а также в процессе собственной музыкально-исполнительской деятельности;
- формировать ориентировку в средствах музыкальной выразительности;
- развитие певческих навыков;
- развивать чувство ритма, музыкальную память и способность реагировать на музыку, музыкально-исполнительские навыки.
Задачи воспитательные:
- способствовать преодолению неадекватных форм поведения, снятию эмоционального напряжения;
- содействовать приобретению навыков искреннего, глубокого и свободного общения с окружающими, развивать эмоциональную отзывчивость;
- активизировать творческие способности.

Задачи коррекционно-развивающие:
- корригировать нарушения звукопроизносительной стороны речи;
- коррекция эмоционально-волевой сферы.
Особенности содержания и структура предмета.
Программа по пению и музыке состоит из следующих разделов: «Пение», «Слушание музыки», «Элементы музыкальной грамоты», «Музыкально- ритмические упражнения». В зависимости от использования различных видов музыкальной и художественной деятельности, наличия темы используются доминантные, комбинированные, тематические и комплексные типы уроков.
Раздел «Пение»
Учить петь на одном дыхании короткие музыкальные фразы, не прерывая в середине слов, а также удерживать дыхание на более длинных фразах. Учить четко произносить слова и обращать внимание детей на коррекцию отдельных звуков. Приучать петь в хоре, учить сливать голоса, не выделяя их. Развивать чувство ритма, применяя специальные упражнения.
Учить узнавать звуки детских музыкальных инструментов и элементарной игре на них.
Раздел «Слушание музыки».
Воспитывать интерес и любовь к музыке. Развивать эмоциональную отзывчивость, мелодический слух, чувство ритма. Учить, определять произведения по их характеру: маршевые и плясовые, веселые и грустные. Учить различать звуки по высоте (высокий – низкий).
Учить различать песню, танец и марш.
Учить детей умению слушать музыку тихо и спокойно.
Учить детей дыханию через нос (вдох) и рот (выдох).
Для неречевых детей.
Учить детей бегать не шаркая, подпрыгивать на двух ногах, пружинить ногами, слегка приседая; притопывать попеременно ногами, притопывать одной ногой, хлопать в ладоши; поворачивать кисти рук, кружиться по одному в парах: плясать, используя названные танцевальные движения.















Учебный план


Количество дней
Количество часов в неделю
Количество часов

I четверть

42
1
8

II четверть

39
1
8

III четверть

45
1
9

IV четверть

44
1
9

Итого

170
4
34



















№ п/п
Название раздела
Количество часов
Текущий и промежуточный контроль

1.
Пение
15
Программой не предусмотрено

2.
Слушание музыки
15
Работа по карточке.

3.

Элементы музыкальной грамотности
2

Работа по карточке

4.
Музыкально-ритмические упражнения
2
Программой не предусмотрено


Учебно-тематический план
















Календарно-тематическое планирование

№п/п
№ урока в разделе
Тема урока
Дата
Элементы содержания
Требования к уровню подготовки




План
Факт

Должны знать
Должны уметь

1.
1.
«В мире музыки»


Слушание музыки про осень, разучивание песни про осень
Названия музыкальных произведений. текст разучиваемой песни
Эмоционально откликаться на музыкальные произведения

2.
2.
Играем под музыку



Игра на музыкальных инструментах
Названия музыкальных и шумовых инструментов, текст песни
Отгадывать шумовые звуки и музыкальные.


3.
3.
Танцуем под музыку



Слушание народной музыки, исполнение плясовых элементов.
Разучивание пени

Текст песен, мелодию
Эмоционально откликаться на муз.произведения, коллективно исполнять элементы пляски

4.
4.
"Музыка радует нас"



Слушание музыки про осень
Разучивание песни

Названия прослушиваемых музыкальных произведений, текст песни
Эмоционально отзываться на музыкальные произведения.

5.
5.
В мире песен




Слушание и пение песен про осень.

Текст песни. Движения.
Коллективное исполнение разучиваемой песни, с танцевальными движениями

6.
6.
Песня -игра


Урок-игра.
Игры под пение.
Название игры, текст разучиваемой песни
Играть коллективно
коллективное исполнение песен с танцевальными упражнениями

7.
7.
Песня- танец



Исполнение хоровода в сопровождении песни

·Название песен
текст разучиваемой песни
Танцевать в сопровождении песни,
текст разучиваемой песни

8.
8.
Песни радуют нас


Закрепление знаний песен с танцевальными движениями.
текст разученных песен, танцевальные движения
Исполнить коллективно песни с движениями.


№п/п
№ урока в разделе
Тема урока
Дата
Элементы содержания
Требования к уровню подготовки




План
Факт

Должны знать
Должны уметь









9.




1.
Играем и поем


Знакомство с новой игрой «Игрушки».
Разучивание новой песни, повторение разученных песен.
текст разученных песен и разученный текст новой песни
Эмоционально откликаться на музыкальные произведения.
Эмоциональное исполнение песен


10.
2.
Танцуем и поем


Разучивание песни «Буги-вуги» с движениями
текст песни. название муз. произведений Термины: грустно и весело
Определять песню по карточке грустную и веселую. Коллективно исполнить 1 куплет разучиваемой песни.


11.
3.
«К нам гости пришли»


Инсценировка песни «К нам гости пришли»,
разучивание
песни с движениями
текст песни и движения под песни.
Эмоционально откликаться на муз.произведения, коллективно исполнить песню 2 куплета с движениями.



12.
4.
Кукла- музыкальный гость.


Слушание колыбельной, игра с куклой под музыку.
Колыбельная.
Укачивать куклу под колыбельную.



13

5.
Песни зимы радуют нас



Слушание и пение песен про Новый Год

Текст песни. Движения под песни.

Коллективное исполнение разучиваемой песни.
с танцевальными движения


14.
6.
«Музыкальные снежинки».


Разучивание песен с танцевальными движениями и игры на зимнюю тему.
Текст песен и движения разучиваемой песни
Эмоционально отзываться на муз.произведения, коллективно исполнять песни с танцевальными упражнениями


15.
7.
«Скоро, скоро Новый год!»


Исполнение новогодних песен и танцев.
Текст разученных песен и движения. названия муз. произведен.
эмоционально отзываться на произведен. Коллективно исполнять разучиваемые песни с движениями


16.
8.
«В хороводе» танцев и песен.


Закрепление новогодних песен и танцев.
Текст песен и движения танцев.
исполнять коллективно песни с движениями.



№п/п
№ урока в разделе
Тема урока
Дата
Элементы содержания
Требования к уровню подготовки




План
Факт

Должны знать
Должны уметь

17.
1.
Музыкальные инструменты.


Знакомство с музыкальными инструментами. Разучивание новой песни
Названия инструментов,
мелодию,
текст песни
Играть на инструментах
исполнить в коллективе разученный текст песни

18.
2.
Бубен – веселый инструмент


Игра на бубне
Разучивание новой песни

Бубен. текст песни
Эмоционально отзываться, играть на бубне

19.
3.
«Колокольчик мой хрустальный»


Игра на колокольчиках
Разучивание песни.
Колокольчик
Текст песни
Эмоционально отзываться,
играть на колокольчике

20.
4.
«Ай. ты, дудочка-дуда»


Знакомство с дудочкой.
Разучивание песни

Дудочка.
Текст песни
Эмоционально отзываться
Исполнить песню

21.
5.
Играем сами


Игра на музыкальных инструментах
Закрепление песни.
разучивание новой песни
Названия инструментов
Текст песен
Активно включаться к игре, в ансамбль инструментов.


22.
6.
«Я на скрипочке играю»


Разучивание 1 куплета песни «Я на скрипочке играю» с движениями
Текст песни и движения
Повторять движения в образе.

23.
7.
«Заиграл на балалайке»


Разучивание 2 куплета псени с движениями

Текст песни и движения.
Повторять движения в образе

24.
8.
«Бьют барабаны!»


Знакомство с барабаном
Разучивание 3 куплета.
Текст песни и движения.
Повторять движения в образе

25.
9..


Наш маленький оркестр.




Игра на музыкальных инструментах,
закрепление песен
Название инструментов
Играть в коллективе в ансамбле


№п/п
№ урока в разделе
Тема урока
Дата
Элементы содержания
Требования к уровню подготовки




План
Факт

Должны знать
Должны уметь

26.
1.
Песни «капелей»


Слушание и разучивание песен на весеннюю тематику
Названия песен и текст
Эмоционально отзываться.


27.
2.
Музыка весны


Слушание музыки П.И.Чайков-го из цикла «Времена года»
Название песен, текст
Эмоционально отзываться.

28.
3.
Марш


Слушание маршевой музыки.
Разучивание песни.
Название песни.
текст
Маршировать под музыку.

29.
4.
Песня- марш


Слушание маршевой музыки.
Разучивание песни.
Название песни,
текст
Маршировать под музыку.

30.
5.
Пляска с мишкой


Слушание песни «Мишка с куклой».
Текст песни

Двигаться под музыку с игрушкой

31.
6.
«Музыкальная шкатулка»


Закрепление знаний об инструментах

Названия инструментов
Отгадывать на слух и по внешнему виду музыкальные инструменты

32.
7.
«Песня. танец марш»


Повторное слушание трех жанров музыки.
Элементы марша, танца
Узнавать, песню, танец, марш.

33.



8.



«В мире песен и танцев»





Закрепление песен и танцев
Текст и мелодию песен.
Двигаться под музыку.

34.
9.
Музыкальные игры









Повторить все музыкальные игры.
Названия музыкальных инструментов
Коллективно играть













Планируемые результаты.

min
max


Учащиеся должны уметь








- исполнять песни с движениями
-эмоционально отзываться на музыкальные произведения


- различать разнообразные по характеру и звучанию марши, танцы.
- музыкальные инструменты и их звучание (труба, баян, фортепиано);
--определять разнообразные по содержанию и характеру музыкальные произведения (веселые, грустные и спокойные

Учащиеся должны знать
-знать мелодии песен.


-музыкальные инструменты и их звучание (труба, баян, фортепиано);
- характер и содержание музыкальных произведений
-мелодии песен.










Учебно-методическое обеспечение
Методические и учебные пособия
Дидактический материал
Электронные пособия

1.Котышева Е.Н. Музыкальная коррекция детей с ограниченными возможностями.-С.-П.:Речь,2010.
2.Выготский Л.С.Психология искусства.-М.:Искусство.1986
3.Медведева Е.А. музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика
-презентации
-видеоматериалы
-музыкальный материал для пения
-музыкальный материал для слушания
-раздаточный материал
-наглядные пособия

















15