Рабочая программа по музыке для детей с глубокой умственной отсталостью 2и класс

Пояснительная записка
Рабочая программа 2и класса по предмету «Музыка и пение» разработана на основе:
«Программы образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» под редакцией Л. Б. Баряевой, Н. Н.Яковлевой. Санкт-Петербург, ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2011г.
Учебного плана школы № 75 на 2016-2017 учебный год.
3. Положение о рабочей программе учителя.
Музыка оказывает глубокое эстетическое воздействие на человека. Формирует вкусы, воспитывает представления о прекрасном, способствует эмоциональному познанию окружающей действительности, нормализует многие психические процессы, является эффективным средством преодоления невротических расстройств, свойственных учащимся коррекционных учреждения.
Музыкальное воспитание и обучение является неотъемлемой частью учебного процесса в специальном /коррекционном/ образовательном учреждении VIII вида. В основу настоящей программы положена система музыкальных занятий, направленных на коррекцию недостатков эмоционально волевой сферы и познавательной деятельности детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Поэтому учителю музыки необходимо вести свою работу в контакте с логопедом и врачом психиатром.
Цель программы:
Коррекция недостатков эмоционально-волевой сферы и познавательной деятельности детей со сложной структурой дефекта.
Программа предполагает решение образовательных, воспитательных и развивающих задач с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. При необходимости допускается корректировка содержания и форм занятий, времени прохождения материала. В силу возрастных особенностей, обучения детей пению необходимо вести систематично, начиная с элементарных приемов освоения вокальных навыков. Занятия начинаются с распевания, которое выражает двойную функцию:
-подготовку голосового аппарата;
-развитие вокально-хоровых навыков и эмоциональной отзывчивости.
Задачи образовательные:
- формировать знания о музыке с помощью изучения произведений различных жанров, а также в процессе собственной музыкально-исполнительской деятельности;
- формировать ориентировку в средствах музыкальной выразительности;
- развитие вокально-хоровых навыков;
- развитие чувство ритма, речевой активности, музыкального слуха и памяти,и способность реагировать на музыку, музыкально-исполнительские навыки.
Задачи воспитательные:
- помочь самовыражению с ОВЗ, через занятия музыкальной деятельностью;
- способствовать преодолению неадекватных форм поведения, снятию эмоционального напряжения;
- содействовать приобретению навыков искреннего, глубокого и свободного общения с окружающими, развивать эмоциональную отзывчивость;
- активизировать творческие способности.
Задачи коррекционно-развивающие:
- корригировать нарушения звукопроизносительной стороны речи;
- коррекция эмоционально-волевой сферы
Особенности содержания и структура предмета.
Программа по пению и музыке состоит из следующих разделов: «Пение», «Слушание музыки», «Элементы музыкальной грамоты», «Музыкально- ритмические упражнения». В зависимости от использования различных видов музыкальной и художественной деятельности, наличия темы используются доминантные, комбинированные, тематические и комплексные типы уроков.
Раздел «Пение».
Закрепление у детей навыки певческой установки, приобретенные в I классе. Учить петь звонким голосом, правильно дышать, не поднимая плечи. Учить сохранять указанный темп песни, точнее выполнять ритмический рисунок, по возможности правильно передавать мелодию. Учить петь плавно, напевно, не скандируя. Развивать подвижность артикуляционного аппарата в упражнениях и песнях, умение правильно формировать гласные и отчетливо произносить согласные звуки (по плану коррекции произношения). Доносить понимание текста песни, связывая с характером звучания музыки.
Учить детей изображать песню вместе с учителем словами (при наличии речи) и жестами.
Учить узнавать звуки детских музыкальных инструментов и элементарной игре на них.
Раздел «Слушание музыки».
Воспитывать у детей интерес и любовь к музыке. Воспитывать умение слушать музыку вокальную и инструментальную (фортепианную, оркестровую). Развивать желание слушать понравившиеся произведения. Учить различать темпы: быстрый, медленный. Знакомить детей с запевом, припевом и вступлением к песне.
Учить детей умению слушать музыку тихо и спокойно.
Выполнять движения в характере музыки
Раздел «Музыкально – ритмические движения».
Приучать детей двигаться в соответствии со спокойным, плясовым маршевым характером музыки в умеренном и быстром темпе. Учить реагировать на начало и окончание музыки, менять движения в соответствии с изменением музыкального метроритма. Передавать образы песен в движениях
Раздел «Элементы музыкальной грамоты»
Исполнение под аккомпанемент нотного ряда.
Для неречевых детей.
Приучать детей двигаться в соответствии со спокойным, плясовым, маршевым характером музыки в умеренном и быстром темпе; учить реагировать на начало звучания музыки и ее окончания, менять движение в соответствии с изменением музыкального метроритма. Выполнять следующие движения: ритмично ходить под музыку, хлопать в ладоши и одновременно полуприседать, покачиваться с ноги на ногу. Поднимать флажки, платочки, погремушки, помахивать ими, переходя под музыку от одного вида движений к другому. Собираться в круг в играх и хороводах.
Узнавать и показывать элементарные музыкальные инструменты (бубен, колокольчик, барабан).
Элементарная игра на детских музыкальных инструментах.









Учебный план


Количество дней
Количество часов в неделю
Количество часов

I четверть

42
1
8

II четверть

39
1
8

III четверть

45
1
9

IV четверть

44
1
9

Итого

170
4
34


№ п/п
Название раздела
Количество часов
Текущий и промежуточный контроль

1.
Пение
15
Программой не предусмотрено

2.
Слушание музыки
15
Программой не предусмотрено

3.

Элементы музыкальной грамотности
2

Работа по карточке

4.
Музыкально-ритмические упражнения.
2
Программой не предусмотрено

Учебно-тематический план











Календарно-тематическое планирование
№п/п
№ урока в разделе
Тема урока
Дата
Элементы содержания
Требования к уровню подготовки




План
Факт

Должны знать
Должны уметь

1.
1.
«Откуда берется музыка?»


Знакомство с музыкальными произведениями на осеннюю тематику,
разучивание песни

Названия музыкальных произведений,
текст разучиваемой песни
Эмоционально откликаться на музыкальные произведения

2.
2.
Звуки шумовые и музыкальные


Знакомство с музыкальными и шумовыми инструментами,
продолжение разучивания песни
Названия музыкальных и шумовых инструментов,
текст песни.
Отгадывать шумовые звуки и музыкальные
Коллективно исполнить 1 куплет разучиваемой песни.

3.
3.
Песня. Народная песня


Знакомство с народной песней.
«Дождик».
Разучивание песен.
Определение «народная песня»,
текст песен,
название произведений.
Эмоционально откликаться на музык-ые произведения, коллективно исполнить 2 куплет песни с движениями

4.
4.
Композитор. Композиторская песня.


Знакомство с термином «Композитор».
Разучивание и исполнение песен.


Названия прослушиваемых музыкальных произведений,
текст песни.
Эмоционально отзываться на музык-ые произведения,
исполнить 3 куплет песни с движениями


5.
5.
Танец.



Знакомство с музыкальным жанром «танец». Разучивание новой песни с танцевальными упражнениями.
Текст песни. Название произведений
Коллективно исполнить песни
с танцевальными движениями..

6.
6.
Песня, танец


Углубленное изучение темы песня, танец.
Продолжение работы над разучиваемой песней.
Определение жанров песня, танец. Название произведен,
текст разучиваемой песни
Эмоционально отзываться на музык-ые произведения, коллективно исполнить песни с танцевальными упражнениями.

7.
7.
Марш


Знакомство с музыкальным жанром «марш».
Слушание маршевой музыки, выполнение марша.
Определение жанра «марш»,
название произведения, текст разучиваемой песни.
Четко маршировать под музыку, эмоционально отзываться на произведения.

8.
8.
Песня, танец, марш


Закрепление знаний по теме «Песня, танец, марш». Концертное исполнение песен.
Определение жанра «песня, танец, марш». Название произведений. Текст разученных песен, танцевальные движения
Определять жанры, исполнять коллективно песни с движениями.


№п/п
№ урока в разделе
Тема урока
Дата
Элементы содержания
Требования к уровню подготовки




План
Факт

Должны знать
Должны уметь









9.




1.
«Какое настроение передает музыка?»


Знакомство с музыкальными произведениями разного характера
Разучивание новой песни, повторение разученных песен.

Названия музыкальных произведений, текст разученных песен и разученный текст новой песни
Эмоционально откликаться на музыкальные произведения.
Эмоциональное исполнение песен


10.
2.
Грустная и веселая песня


Слушание грустной и веселой песни, разучивание песни с движениями.
Текст песни, название музык-ых произведений.
Термины: грустно и весело
Определять песню грустную и веселую. Коллективно исполнить 1 куплет разучиваемой песни.


11.
3.
«Как передает настроение музыка?»


Углубленное изучение темы «настроение музыки», разучивание
песни с движениями
Название произведений,
текст песни и движения под песни.
Эмоционально откликаться на музык-ые произведения
коллективно исполнить песню -2 куплет с движениями.



12.
4.
Музыкальный язык. Ноты


Знакомство с нотами и их звучанием.
Названия нот, текст песни.
Пропеть ноты под музыку,
исполнить песню движениями


13.
5.
Нотный стан. Ключи



Знакомство с «нотным станом ключами».
Разучивание новой песни с танцевальными упражнениями
Текст песни. Движения под песни. Названия нот
Пропеть ноты под музыку
Коллективно исполнить разученные песни
с танцевальными движениями


14.
6.
Веселые и грустные ноты.


Углубленное изучение темы ноты. Слушание разнохарактерных музыкальных произведений,
продолжение работы над разучиваемой песней
Определить в музыкальном произведении веселые и грустные ноты.
Название произведен, текст разучиваемой песни
Эмоционально отзываться на музык-ые произведения. коллективно исполнять песни с танцевальными упражнениями


15.
7.
Хоровод песен


Закрепление знаний песен.
Коллективное и индивидуальное исполнение
Текст разученных песен и движения. названия муз. произведен.
эмоционально отзываться на произведения. Коллективно исполнять разучиваемые песни с движениями


16.
8.
«О чем говорит музыка?»


Закрепление знаний по теме «О чем говорит музыка?». Опрос по темам четверти.
Название произведен, текст разученных песен.
Танцевальные движения
Определять характер музыкальных
произведений,
исполнять коллективно песни с движениями.



№п/п
№ урока в разделе
Тема урока
Дата
Элементы содержания
Требования к уровню подготовки




План
Факт

Должны знать
Должны уметь

17.
1.
«Музыкальный театр».


Знакомство с понятиями театр, спектакль , герои. Исполнение ранее разученных песен
Определение-театр, спектакль, мелодию,текст песни.
Эмоционально отзываться на муз-ые произв-ия. Исполнить в коллективе разученный текст песни

18.
2.
Кукольный театр.


Просмотр видео ролика кукольного спектакля.
Разучивание новой песни

Определение термина театр и спектакль, текст разученных и новой песни.
Эмоционально откликаться на просмотренное видео. Эмоционально реагировать на разучиваемую песню

19.
3.
Большой спектакль.


Знакомство с оперой, балетом-
Просмотр фрагментов.
песни, разучивание песни с движениями
Текст песни. название музык-ых произведений. Определение спектакль.
Выделить отличие оперы от балета.
Коллективно исполнить разученные куплеты песни

20.
4.
Песни в спектакле.


Углубленное изучение темы «спектакль, опера, театр»

Название произведений, текст песни и движения под песни.
Эмоционально откликаться на музык-ые произведения,
коллективно исполнить разученную песню с движениями.


21.
5.
Танцы в спектакле.


Углубленное изучение темы «балет, спектакль, театр»
Название произведений, текст песни.
Эмоционально отзываться на музык-ые произведения.
исполнить песню движениями

22.
6.
Песни и танцы в спектакле.


Просмотр видео фрагментов мюзикла. Разучивание новой песни с танцевальными упражнениями
Текст песни. названия музык-ых произведений.
определить отличие песни от танца.
Коллективное исполнение разучиваемой песни.

23.
7.
Наши театры


Знакомство с театрами нашего города.
продолжение работы над разучиваемой песней
Театры Удмуртии.
название музык-ые произведения
текст разучиваемой песни
Эмоционально отзываться на муз.произведен. коллективно исполнять песни с танцевальными упражнениями

24.
8.
Цирк.


Просмотр видеороликов с цирковыми номерами.
Что такое цирк. Текст разученных песен и движения. названия музык-ых произведений
Эмоционально отзываться на произведения Коллективно исполнять разучиваемые песни с движениями

25.
9..


«Мы - артисты».




Научить воплощаться в роли любимых героев из мультф-ов и сказок
Название произведен. текст разученных песен, танцевальные движения
Сыграть роль заданный учителем. исполнять коллективно песни с движениями.


№п/п
№ урока в разделе
Тема урока
Дата
Элементы содержания
Требования к уровню подготовки




План
Факт

Должны знать
Должны уметь

26.
1.
«Музыка на экране».


Слушание известных музыкальных фрагментов из телевидения. Разучивание новой песни, повторение разученных песен.

Названия музыкальных произведений, текст разученных песен и разученный текст новой песни
Эмоционально откликаться на музыкальные произведения.
Эмоционально исполнить песни


27.
2.
Музыкальные мультфильмы


Слушание песен из мультфильмов. разучивание песни с движениями
Названия любимых мультф-ов и песен. текст песни, название музык-ых произведений
Эмоционально отзываться на музыку, узнавать песни из мультф-ов. Коллективно исполнить разученный куплет песни.

28.
3.
«Песни любимых героев»


Слушание и Исполнение знакомых песен из мультфильмов,
разучивание
песни с движениями
Название песен, текст песни и движения под песни.
Эмоционально откликаться на муз-ые произведения коллективно исполнить разученную песню с движениями.


29.
4.
Музыкальные сказки.


Просмотр видеофрагмен
тов сказок. исполнение песен из сказок
Название сказок, текст разученной песни и движения.
Эмоционально отзываться на просмотренное, коллективно
исполнить песню с движениями

30.
5.
Песни в сказках.



Слушание песен из сказок. Разучивание новой песни с танцевальными упражнениями
Знать названия сказок, героев сказок, запомнить текст и мелодию разучиваемого куплета песни
Пропеть ноты под музыку
Коллективно исполнить разучиваемые песни.
с танцевальными движениями

31.
6.
Песни любимых героев в сказках


Слушание песен любимых героев из сказок, продолжение работы над разучиваемой песней
Названия сказок
название произведений, текст разучиваемой песни
Эмоционально отзываться на музык-ые произведения, коллективно исполнять песни с танцевальными упражнениями.

32.
7.
Композитор. Исполнитель, слушатель.


Закрепить знания о композиторе, исполнителе, слушателе.
Названия музык-ых произведений. Текст разученных песен и движения, названия музык-ых произведе-
ний.
Эмоционально отзываться на произведения, Коллективно исполнять разучиваемые песни с движениями

33.
8.
«В мире песен и танцев»


Закрепление знаний по теме «О чем говорит музыка?». Концертное исполнение песен.
Название произведений, текст разученных песен, танцевальные движения
Определять характер музыкальных произведений.
Исполнять коллективно песни с движениями.

34.
9.
Музыкальные игры


Закрепление разученных игр. Урок-игра.
Названия и правила игр.
Играть в коллективе

















Планируемые результаты изучения предмета



Минимальный уровень
Достаточный уровень


Учащиеся должны уметь








- исполнять песни с движениями
-эмоционально отзываться на музыкальные произведения


- уметь петь с инструментальным сопровождением и без него;
- выразительно и эмоционально исполнять выученные песни с простейшими элементами динамических оттенков;
- одновременно начинать и заканчивать песню: не отставать и не опережать друг друга, петь дружно и слаженно, прислушиваться друг к другу;
- различать вступление, запев, припев, проигрыш, окончание в песне;
-узнавать разученные песни по подсказке.



Учащиеся должны знать
-три жанра: песня, танец, марш


-текст песен;
-название звучание и название музыкальных инструментов;
- названия произведений;
-игры.







Перечень учебно-методического обеспечения

Методические и учебные пособия
Дидактический материал
Электронные пособия

1.Котышева Е.Н. Музыкальная коррекция детей с ограниченными возможностями.-С.-П.:Речь,2010.
2.Выготский Л.С.Психология искусства.-М.:Искусство.1986
3.Медведева Е.А. музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика.

-презентации
-видеоматериалы
-музыкальный материал для пения
-музыкальный материал для слушания
-раздаточный материал
-наглядные пособия























 
·