Урок физики в 10 классе по теме Термодинамические параметры. Температура и способы её измерения
Мерзім/ Дата Сабақ/Урок 29
Тақырып/Тема Термодинамические параметры. Температура и способы её измерения.
Оқыту мен тәрбиелеудің міндеттері / Учебно-воспитательные задачи:
Углубить знания учащихся по термодинамическим параметрам и способам их измерения.
Закрепить понятие тепловое равновесие, познакомить с различными температурными шкалами и связью между ними, познакомиться с различными видами термометров и научиться ими пользоваться.
Развивать интерес и стремление узнавать как можно больше, расширять кругозор, умение применять знания на практике и в жизни.
Воспитывать трудолюбие, выдержку, усидчивость, умение работать в группах и индивидуально.
Тип урока: урок исследование
Методы обучения: словесный, частично поисковый, практический.
Сабақ барысы/Ход урока
1.Организационная часть.
Проверка готовности класса к уроку. Психологический настрой на общение.
2.Проверка домашнего задания.
Диктант
1.Относительная молекулярная масса Мr; г/моль
2.Температура T; К3.Молярная масса М ; кг/моль
4.Давление p ; Па
5.Количество вещества ν; моль
6.Объем V; м3,
7.Число молекул N;
8. Масса вещества m; кг,
9.Масса одной молекулы m0; кг,
10.Число Авогадро NA; моль-1,
11.Концентрация п; 1/ м3,
3.Этап подготовки учащихся к активному и осознанному усвоению знаний.
Вопросы: 1.Назвать микроскопические и макроскопические параметры, что они характеризуют.
2.Какой раздел называют молекулярной физикой?
3.Основные положения МКТ, кто их сформулировал?
4.Что такое термодинамика и термодинамические параметры.
4.Этап усвоения новых знаний.
Одной из важнейшей физической величиной является температура, с ней знакомы с детства и «встречаемся» каждый день. Что это за величина? Как можно ее измерить? Температура связана с тепловыми явлениями и вначале ее определяли на ощупь по степени нагретости тела: горячее тело или холоднее. Позже связали эту величину со скоростью движения молекул.
Презентация «урок 29» слайд 1-15
Существует много температурных шкал, но важны две температурные Цельсия, и абсолютная температурная шкала по Кельвину. Вспомним формулы перевода Т=t+273, t=T-273.
5.Работа в группах.
Каждая из трёх групп получает задания.
1 группа Работая с учебникам, составить схему, таблицу или кластер на тему «Шкала Фаренгейта»
2 группа Работая с учебникам, составить схему, таблицу или кластер на тему «Шкала Реомюра»
3 группа Работая с учебникам, составить схему, таблицу или кластер на тему «Шкала Цельсия»
6.Закрепление.
Работа по тестам Слайд 16-17
7.Итог урока.
Вывод, свои впечатления: Из всех температурных шкал самыми важными для нас являются две шкалы: та по которой мы живем- это шкала Цельсия, и абсолютная температурная шкала по Кельвину.
8.Домашнее задание.
1)По группам на А4 коллаж по темам «спиртовые и ртутные термометры», «газовые термометры», «электрические термометры»
2)§44.1-4.3 повторить, §4.4 учить.
3)Выполнить тест.
1. Что такое температура?
А. свойство присущее всем телам;
В. физическая величина;
С.явление природы;
D термин, применяемый для каждой молекулы в отдельности;
Е свойство присущее отдельным молекулам.
2.Что такое диффузия?
А. Явление, при котором вещества смешиваются друг с другом;
В. Явление, при котором вещества не смешиваются друг с другом;
С.Явление проникновения частиц одного вещества в межмолекулярное пространство другого вещества.
D. Перемешивание веществ под влиянием внешних условий;
Е. Самопроизвольное перемешивание.
3.Какие параметры двух тел должны быть одинаковыми, чтобы они находились в тепловом равновесии?
А.объём и температура; В.масса и давление;
С.температура; D давление и объем; Е. масса, температура.
4.Какое явление, названное затем его именем, впервые наблюдал Роберт Броун?
А.беспорядочное движение отдельных атомов;
В. беспорядочное движение отдельных молекул;
С.непрерывное движение мелких твердых частиц взвешенных в жидкости;
D. опускание больших частиц на дно сосуда.Е. неподвижные частицы;
5.Укажи термодинамические параметры из перечисленных величин: 1молярная масса, 2температура, 3скорость,4 давление, 5концентрация, 6число молекул, 7 объем. 8 количество вещества:
А.1,2,3. В.4,5,6. С.7,8,2 .D.1,5,8. Е. 2,4,7.
6.В сосуде находится один моль вещества, чему равно число молекул этого вещества?
А.6,02∙1023 штук; В.12∙10-12 штук; С. 1030штук; D. 6,02∙10-23 штук; Е. 6,02∙1020 штук .7.Броуновское движение обусловлено:
А.столкновением молекул жидкости друг с другом;
В.столкновением частиц взвешенных в жидкости;
С. столкновением молекул жидкости с частицами, взвешенными в ней;
D. силами притяжения между молекулами;
Е. силами отталкивания между частицами.
8.Какое примерно значение температуры по абсолютной шкале соответствует температуре 270С по шкале Цельсия?
А. 3270К; В.3000К; С.2730К; D.-2460К; Е.-270К.
9.В каких единицах измеряется абсолютная температура?
А.Паскалях; В Ваттах; С. Ньютонах; D. Градусах Цельсия; Е. Кельвинах.
10.Какое примерно значение температуры по шкале Цельсия соответствует температуре 2000К по абсолютной шкале:
А. -730С; В.-4730С; С. 730С; D. 4730С; Е.нет правильного ответа.