Конспект занятия по логоритмике В осеннем лесу
Конспект занятия по логоритмике в группе с ТНР.
Тема занятия «В осеннем лесу»
Неречевые цели:
• развитие координации движений, ориентации в пространстве;
• развитие слухового внимания, памяти;
• формирование умения работать в коллективе;
• развитие чувства ритма;
• развитие фантазии, творческих способностей;
• воспитание музыкального слуха;
• нормализация мышечного тонуса.
Речевые цели:
• развитие речевого дыхания;
• развитие мимической и артикуляционной моторики;
• развитие координации речи с движением;
• развитие интонационной выразительности речи;
• активизация словаря по темам «Лес», «Осень».
Ход занятия
Организационный момент.
Логопед. В лес осенний на прогулку
Приглашаю вас пойти.
Интересней приключенья
Нам, ребята, не найти.
Друг за дружкой становитесь,
Крепко за руки беритесь.
По дорожкам, по тропинкам,
По лесу гулять пойдем.
Может быть, в лесу осеннем
Мы боровичка найдем.
Закройте глаза и вместе со мной произнесите волшебные слова: «Здравствуй, здравствуй, чудо-лес, полный сказок и чудес!»
Звучит музыка. Дети открывают глаза. Появляется картина «Осенний лес».
Хоровод по кругу «Осень милая шуршит» с листьями.
Упражнение на развитие координации движений, ориентации в пространстве.
Логопед. Самая радостная и красивая осень — в лесу. В городе хмуро и сыро, а в нашем волшебном лесу осень все раскрасила яркими красками. Мы на опушке леса. Посмотрите, между деревьями бежит тропинка. Она нас манит, зовет.
Запетляла, закружила
Ниточка-тропинка.
Справа — елка, слева — елка,
Березка и осинка.
Дети топающим шагом идут между расставленными елочками. Звучит музыка.
Муз работник: Пальчиковая гимнастика «Осень»
Меж еловых мягких лап
Дождик тихо кап, кап, кап!
Где сучок давно засох,
Вырос мох, мох, мох!
Где литок к листку прилип,
Вырос гриб, гриб, гриб!
Кто нашел его друзья?
Это я, это я, это я!
Логопед. Как здесь много грибов! Давайте их собирать.
Музыка – любой марш, размер 4/4.
Утром дети в лес пошли, Энергичный шаг на месте.
По дороге гриб нашли. Наклоны вперед. Руки на поясе. Ноги в коленях не сгибать.
А за ними — посмотри… Руки на поясе. Наклоны вправо-влево.
Показались еще три.
Дети очень поспешили Бег на месте.
И грибы все уронили. Всплеснуть руками, опустить голову.
Воспитатель: Пальчиковая гимнастика «Мы пошли грибы искать»
Раз, два, три, четыре, пять
Мы идем грибы искать. (Ребенок шагает пальцами по ладошке)
Этот пальчик в лес пошел, (Ребенок поочередно загибает пальцы начиная с мизинца)
Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик жарить стал,
Это пальчик все съел
От того и потолстел.
Логопед. Вы набрали много грибов. Они такие разные. А теперь давайте посмотрим, какие грибы вы положили в корзинки.
Логопед загадывает загадки. Дети отгадывают и достают из корзинки муляжи грибов.
Под березкой я живу,
Крепко с деревом дружу.
Дети. Подберезовик.
Логопед. Ну а я дружу с осинкой.
Положи меня в корзинку.
Дети. Подосиновик.
Логопед. Я — рыжий маленький
Залезу быстро в кузовок.
Есть у меня сестричка - Хитрая…
Дети. Лисичка.
Логопед. На ножке крепкой я стою,
Травку мягкую люблю.
К восхищению привык
Красивый, вкусный…
Дети. Боровик.
Логопед. Кто-то спрятался в корзине и хвалит себя:
«Я красивый, в красной шляпе.
В горошек белый вся она.
Нарядней нет грибка на свете.
Меня берите, детвора!
Удивлю я вас узором,
А зовусь я…»
Дети. Мухомором.
Логопед. Какие грибы мы оставим в корзинке? Какие грибы нельзя есть? Почему?
(Дети предлагают свои варианты ответов.)
Упражнения на развитие слухового внимания. Звучит музыка.
Логопед. Вы запомнили, какие грибы можно собирать?
Дети. Подберезовик, боровик…
Дети под веселую музыку идут по залу. Когда слышат название съедобного гриба (лисичка, подосиновик и т. д.), приседают и «кладут гриб в корзинку», а когда слышат название ядовитого (мухомора, поганка) — топают ногами и быстро машут перед собой кистями рук.
Упражнение на развитие координации речи с движением.
Физ. инструктор. Солнце поднимается все выше и выше. Просыпается лес. Просыпаются лесные обитатели.
Утро настало, Руки, прижатые к груди ладонями внутрь, медленно развести в стороны.
Солнышко встало. Затем кулаки сжать, большими пальцами совершать круговые движения.
Яркое, лучистое, Руки поднять вверх, пальчики разведены.
Очень-очень чистое.
Первый лучик протянуло —
Птичка из гнезда вспорхнула, Сцепить большие пальцы — «голова птички». Пошевелить остальными
пальцами — «птичка машет крыльями».
Второй лучик спозаранку Сжать пальцы в кулак, выставив указательный и мизинец.
Разбудил трусишку-зайку.
Зайка улыбнулся, Встать на носки, потянуться, подняв руки вверх.
К солнцу потянулся. Посмотреть на пальцы.
Ушками похлопал, Имитировать движения.
Ножками потопал.
Третий луч пробрался в дом, Скрещенные руки над головой. Пальцы расправлены.
Ежонка разбудил потом.
А четвертый, шалунишка, Имитация движений медведя.
Разбудил в берлоге мишку.
Упражнение на развитие дыхания.
Звучит музыка (вальс).
Логопед. Глубоко вдохнул, потянулся могучий дуб.
Прижать руки к груди — вдох. Задержать дыхание. Длительный выдох: «хэ!» Руки развести в стороны, плавно опустить.
Пошевелили веточками березки-красавицы.
Руки вверх — вдох. Задержать дыхание. Выдох: «ха!»
Немного грустно зашелестели ивы.
Руки на уровне плеч, кисти опущены — вдох. Руки плавно опустить, шевеля пальчиками. Выдохнуть, произнося: «хо».
Камыши на берегу чуть слышно вздохнули: «ш-ш…»
Плавно поднять руки вверх, опустить, пошевелить пальчиками.
Упражнение на развитие выразительности движений средствами общей моторики.
Физ. инструктор. Каждое утро в лесу начинается с зарядки. Звучит музыка (для разных персонажей мелодии исполняются в разных темпе и регистре).Раз — прыжок, Подпрыгнуть.
Два — присядка. Присесть.
Это заячья зарядка. Ладошки на голову — «ушки на макушке». Прыжки на месте.
А лисята как проснутся, Кулачками протереть глаза.
Любят долго потянуться. Потягивание с отводом рук.
Обязательно зевнуть, Зевнуть, прикрывая рот ладонью.
Ну и хвостиком вильнуть. Движение бедрами из стороны в сторону.
А волчата — спинку выгнуть Прогнуться в спине вперед.
И легонечко подпрыгнуть. Легкий прыжок вверх.
Ну а мишка косолапый, Руки полусогнуты в локтях, ладошки соединены ниже пояса.
Широко расставив лапы, Ноги на ширине плеч.
То одну, то обе вместе, Переступание с ноги на ногу.
Долго топчется на месте. Раскачивание туловища из стороны в сторону.
А кому зарядки мало — Развести руки в стороны на уровне пояса ладонями вверх.
Начинает все сначала.
Логопед. Поднялось солнце высоко! Все жители леса спешат по своим делам. Вот пробежал ежик.
Муз. работник:
Музыкальная игра «Хитрый ежик»
Хитрый ежик, хитрый еж
На клубочек он похож. Руки вперед, кулачки.
На спине иголки,
Очень, очень колки. Выбрасывают пальцы вперед.
(Хлопки)
Хоть и ростом ежик мал, Приседают, показывают рост ежика.
Нам колючки показал. Показывают колючки.
А колючки тоже
На ежа похожи. Выбрасывают пальцы вперед.
(Хлопки)
На ежа мы поглядим, Показывают «козырек».
Молочка ему дадим. Делают чашечку из ладошек.
Но не тронем колкие Грозят пальчиком.
На спине иголки. «Ежик» догоняет детей.
Логопед.
Да-да-да — в речке чистая вода. Медленно и плавно руками делать волнообразные движения.
Ой-ой-ой — окунаем с головой, Обхватывать голову руками.
Ды-ды-ды — жить нельзя нам без воды, Погрозить указательным пальцем правой руки.
Ой-ой-ой — не будем мы дружить с тобой Руки на поясе.
Упражнение на развитие творческих способностей.
Звучит музыка .Дети. Ай дили, дили, дили —
Мы кого-то видели.
Ай дили, дили, дили —
Мы кого-то видели.
Дети идут по кругу, взявшись за руки. Ребенок-водящий движется в середине круга в противоположную сторону.
Глазастого, ушастого,
Хвостатого, рогатого.
Он сидел под кустом,
Громко щелкал языком.
Выполняются движения в соответствии с текстом.
Очень зло на нас глядел,
Съесть, наверное, нас хотел.
Дети мимикой и пантомимикой передают характер персонажа.
Логопед. Может, это был кабан?
Дети. Нет.
Машут руками от себя.
Логопед. Может, это серый волк?
Дети. Нет.
Машут руками от себя.
Логопед. Может, это был медведь?
Дети. Не смогли мы разглядеть. (Обращаются к водящему.)
Ты нам немножко подскажи,
Чудо-юдо покажи.
Водящий выразительными жестами изображает животное, а дети отгадывают. Затем под музыку танцуют все вместе. Игра повторяется несколько раз.
Упражнение на развитие фонематического восприятия.
Логопед. В лесу еще кто-то живет. У него нет ни рук ни ног. Это эхо.
Звучит музыка.
Выбирается водящий, который стоит в конце зала спиной к детям. Остальные участники игры берутся за руки и, медленно приближаясь к водящему, поют:
Никита (имя ребенка), ты сейчас в лесу,
Мы зовем тебя: «Ау!»
Ну-ка глазки открывай,
Кто позвал тебя — узнай.
Один из детей произносит имя: «Никита».
Водящий должен по голосу узнать говорящего. Если угадает, присоединяется к группе детей.
Логопед. Вам понравилось в лесу? С кем вы познакомились?
Дети. Понравилось! Мы познакомились с ежиком.
Логопед. А теперь нам пора возвращаться в детский сад.