Философия Платона. Учение Платона об идеях, человеке и космосе

Философия Платона. Учение Платона об идеях, человеке и космосе
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.3
1. Суть учения Платона о космосе и идеях..4
2. Понятие и содержание учения Платона об идеях и человеке7
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...9
ЛИТЕРАТУРА...10

ВВЕДЕНИЕ
Рассматривая тему Платона, а т.ж. его учений, нужно отметить, что Платона принято считать одним из основоположников идеалистического направления в мировой философии. И это неопровержимая истина.
Кроме того, при рассмотрении данной темы будет уместным отметить и то, что многие сочинения, которые вышли из-под пера великого философа, являются пронизанными и пропитанными мыслью о том, что в качестве бытия в подлинном смысле слова представляется возможным назвать только абсолютные сущности, которые продолжают сохранять своё бытие безотносительно пространства и времени. Именно данные абсолютные сущности в своих сочинениях называются Платоном идеями или эйдосами.
Можно с уверенностью констатировать тот неоспоримый факт, что в 21 веке наше общество пришло к этапу глубоких социально-экономических преобразований. Свойством и характерной особенностью таких этапов, можно даже сказать, что одним из основных свойств, является процесс так называемого «вынужденного переосмысления» людьми окружающего их мира, предпринимаемая ими попытка, направленная на возрождение старых и прийти к становлению новых философских учений. Именно данным фактом представляется возможным объяснить имеющуюся актуальность и проявляемый интерес к рассмотрению трудов и точек зрения античных философов, среди которых особое место отводится Платону.
Платону довелось жить в эпоху, которую, вне всякого сомнения, по праву можно назвать эпохой великих потрясений. И это действительно так. Мир Платона можно с уверенностью назвать миром крушения системы греческих городов-полисов и периодом зарождения великой империи, которая была создана великим Александром Македонским.
Исходя из того, что 5 век до н. э. представляется возможным считать периодом, когда имел место факт процесса зарождения науки, в том числе и философской, которая выступала в качестве специальной сферы деятельности, то 4 век до н. э. отличается крайне плодотворностью для того, чтобы иметь возможность заниматься продолжением их дальнейшего развития.
Кроме того, стоит учитывать и тот немаловажный в аспекте рассматриваемого вопроса факт, что характерной особенностью данного периода является и то, что имел место факт создания двух самых известных философских систем – Платона и Аристотеля.
Цель написания работы: рассмотреть теоретический аспект и кратко описать суть учения Платона об идеях, человеке и космосе.
Предмет данного исследования: Платон и его философия.



1. Суть учения Платона о космосе и идеях
Платон (427-347 до н.э.) по общему признанию является великим мыслителем, которому удалось пронизать посредством своих тончайших духовных нитей всю мировую философскую культуру.
Платоном утверждалось, что мир является не просто телесным космосом, а т.ж. отдельными предметами и явлениями. Он считал, что в мире имеет место факт совмещения общественного с единичным, а космическое совмещено с человеческим. Согласно теории Плетона, - космос является своего рода художественным произведением. Платон видит его прекрасным, т.к. в нем заключается цельность единичностей. Платон видит в космосе жизнь, его дыхание, пульсацию, переизбыток различных потенций. Согласно теории Платона, - управление космосом осуществляется посредством сил, образующих общие закономерности. Он видит в космосе полноту божественного смысла, выступающего в качестве единства идей, вечных, нетленных и пребывающих в своей лучезарной красоте.
Кроме того, согласно теории Платона, мир по своей природе является двойственным: в нем наблюдается наличие некоего различия видимого мира изменчивых предметов и невидимого мира идей. В этой связи мир идей Платон называет истинным бытием, а конкретные, чувственно воспринимаемые вещи для него являются нечто средним между непосредственно бытием и небытием. Он считает, что конкретные вещи являются только тенями вещей, их слабыми копиями.
В аспекте рассматриваемого вопроса нужно отметить, что идея выступает в качестве центральной категории в философии Платона. А что касается непосредственно идеи вещи, то таковая является нечто идеальным.
Рассматривая данный вопрос, да и вообще в целом теории Платона, можно отметить и тот немаловажный фактор, что к периоду IV в. до н.э. уже было накоплено достаточно понятийных средств и сформулирован ряд проблем, посредством чего Платону была предоставлена возможность синтезировать достижения предыдущих философов в целостную систему.
Характерной особенностью идеализма Платона является то, что им был охвачен довольно широкий круг вопросов, таких, к примеру, как: вопросы о познании, вопросы об общественно-политическом строе, о языке, о воспитании, об искусстве и так далее. И это далеко не полный перечень направлений, затронутых идеализмом Платона.
Что касается непосредственно центрального понятия центрального понятия идеализма Платона, то в качестве такового выступает у него непосредственно сама идея. Содержанием теории Платона осуществляется внесение принципиальной перемены в применение термина «идея». Согласно трактовки, предложенной Платоном, слово «идея» и являющееся близким к нему слово «эйдос» («вид») также выступают в качестве применимых с целью обозначить сущность предмета равно как и для того, чтобы обозначить «формы», «фигуры», «облика», «вида». Эйдос, по мнению Платона, является сущностью, образцом.
Стоит учесть и тот немаловажный фактор, что идеи Платона, как и идеи Демокрита, постигаются не посредством чувства, а посредством ума. Однако если в материалистическом учении атомы-идеи выступают в качестве недоступных чувствам по причине того, что обладают малой величиной, то согласно теории Платона, - идеи-формы выступают в качестве недоступных чувствам в соответствии с тем, что непосредственно сама природа их не та, что природа вещей чувственного мира. В этой связи нужно обратить внимание на то, что демокритовские идеи-формы принято считать телесными, а платоновские идеи-формы - бестелесными.
Характерной особенностью целостной идеалистической системы Платона является то, что центральное место в ней отведено учению о двух видах бытия - об умопостигаемом мире идей (эйдосов) и о чувственно воспринимаемом многообразии конкретных вещей.
Первый мир является вечным и неизменным миром идей, суть содержания которых представляет собой подлинные сущности. Принято считать их истинным бытием, первичным миром, существующим объективно, независимо от материального мира.
Кроме того, Платоном также выделяется мир чувственных вещей, являющийся вторым видом бытия. В данной связи нужно обратить внимание на то, что данный мир не есть ни областью «идей», ни областью «материи». Он, согласно трактовки Платона, выступает в качестве некоего среднего между этими мирами.
Существование идей имеет место непосредственно само по себе, независимо от вещей, а вещи выступают, согласно теории Платона, в качестве несовершенных копий идей, являясь их тенями. Чувственный мир выступает в качестве порождения мира идей и материи.
Платоном не развивается свое учение об идеях в полном, систематическом виде.
Представление Платона о мире идей нам предоставляется возможность почерпнуть из целого ряда его произведений, среди которых можно назвать, к примеру, такие, как: «Гипий Больший», «Пир», «Федон», «Государство» и др. Содержание данных произведений гласит о том, что идеи выступают в качестве некоего упорядоченного множества.
Кроме того, идеи принято подразделять на высшие и низшие. Мир идей представляется возможным уподобить пирамиде. В качестве вершины такой пирамиды выступает непосредственно высшая идея Блага, от которой находятся в непосредственной прямой зависимости другие, являющиеся более частными, подчиненными ей, идеи. Можно утверждать с уверенностью, что Благо является своего рода Солнцем мира идей.
Платоном высказывается убеждение относительно того, что его надо ставить выше всего, выше всех идей. Так, Знание и Истина являются высокими идеями, но они все же располагаются ниже Блага. Подобно тому, как свет и зрение, солнце являются подобными, однако самим солнцем не являются, так Знание может выступать в качестве «благовидного», однако оно еще не само Благо. Согласно теории Платона, - Благо является выше пределов сущности: посредством его осуществляется придание познаваемым предметам способности быть познаваемыми и способность существовать. Кроме того, исходя из утверждения Платона, - Благо особенно ясно выступает в качестве символа того, что мир идей является миром бытия как такового, подлинного, вечного, неизменного.
Построение рассуждений, высказываемых Платоном о Благе, осуществляется по причине анализа вполне человеческих проблем, когда сами эти проблемы поднимаются до высоты «чистых» идеалов и образцов, устремлений людей к совершенству. Идея Блага является сообразуемой с человеческими поступками и устремлениями. Характерной особенностью в данном случае можно назвать и то, что в повседневной жизни люди считают благом те удовольствия, которые ими испытываются. Соответственно, злом считается то, что имеет непосредственную прямую связь с неудовольствием. Для Платона является категорически неприемлемым связывать Благо с переходящими, субъективными и относительными удовольствиями. Все, что смертно, множественно, не может именоваться Благом.
Наряду с идеей Блага к высшим по ценности категориям бытия принято причислять и идеи Истины, Прекрасного, Справедливого. Следующий класс идей состоит из идей чисел и геометрических объектов. Далее в иерархии идей располагаются идеи единичных вещей, которые создаются естественным, природным образом (к примеру, идея лошади, идея человека и т.д.)
В диалогах сократического периода к миру идей отнесены также идеи вещей, создаваемых человеком (к примеру, идея стола, идея кубка и т.д.). В более поздних диалогах Платон, однако, не считает, что идеи присущи вещам, создаваемым в результате практически творческой деятельности, осуществляемой человеком.
Все идеи наделены рядом свойств, являющихся противоположными свойствам чувственных вещей. В аспекте рассматриваемого вопроса представляется возможным выделить ряд некоторых характеристик чувственных вещей. К числу таковых можно отнести:
- они состоят из физических частей и разложимы на составляющие;
- подвергаются постоянным изменениям, образуя мир становления;
- они являются, вне всякого сомнения, смертными и уничтожаемыми;
- исследуются посредством органов чувств;
- допускают наличие сравнения;
- наделены причиной в чем-то другом и близки человеку и его жизни.
Что же касается непосредственно идей, то они, напротив, обладают следующими свойствами:
- находятся вне физического пространства;
- являются близкими божественному;
- не составляются из частей и не подвергаются разложению;
- всегда продолжают оставаться неизменными;
- являются неуничтожаемыми;
- обладают бессмертием;
- постижимы только умом и размышлением;
- не имеют отношения к полезности;
- ими не допускается проведение сравнения;
- всегда остаются прекрасными, не перерождаясь во что-то противоположное.
Рассматривая данный вопрос, является возможным отметить факт наличия связи, имеющей место непосредственно между идеями и вещами. Ее проявление имеет место в том, что идеи выступают в качестве:
- причины и источника бытия вещей, их свойств и отношений;
- образца для вещей;
- цели, к которой как к верховному Благу стремиться все существующее.
Учение Платона об идее Блага как высшей идее, стягивающей все другие идеи в некоторое единство, чрезвычайно существенно для всей системы его мировоззрения. Оно придает философии Платона «характер не просто объективного идеализма, но вместе с тем идеализма телеологического».
Таким образом, представляется возможным утверждать, что платоновский идеальный мир создан в качестве некой предельной абстракции от всех земных несовершенств.
Кроме того, характерной особенностью учения Платона является и то, что им вычленяются ряд общих и всеобщих понятий в особую сферу и решается выяснить, как они, эти понятия, действительно существуют.

2. Понятие и содержание учения Платона об идеях и человеке
На страницах своих произведений Платон говорит о модели «идеального», лучшего государства. Эта модель не являет собой непосредственно описание какого-либо существующего строя, системы, а, напротив, представляет собой модель такого государства, которого нигде и никогда не было, но которое должно возникнуть, говоря другими словами, Платон говорит об идее государства, создает проект, утопию. Данным не означается, что автором не предпринимались попытки оказать влияние на государственное управление.
В процессе конструирования идеального общества, Платоном проводится аналогия между справедливым человеком и справедливым государством. Так, трем началам (частям) человеческой души – разумному, яростному и вожделеющему – аналогичны в государстве три схожих начала – совещательное, защитное и деловое, а им соответствуют три сословия – правителей, воинов и производителей (ремесленников и земледельцев).
Подходя непосредственно с позиции своего идеального государства, Платоном классифицируются существующие государственные формы на две большие группы:
1. Приемлемые государственные формы
2. Регрессивные – упадочные.
Характерной особенностью данной классификации является то, что все жителей «идеального» государства Платоном подразделяются на три класса. Низшим классом осуществляется объединение людей, которыми производятся необходимые для государства вещи или они способствуют этому. В его состав входят самые разные люди, которые имеют непосредственную тесную связь с ремеслом, земледелием, рыночными операциями, деньгами, торговлей и перепродажей - это земледельцы, ремесленники, торговцы.
Принадлежность человека ко второму и третьему классам (а таковыми являются классы воинов-стражей и правителей-философов) определяется уже не по профессиональным, а в соответствии с нравственными критериями. Нравственные качества этих людей Платоном ставились гораздо на более высокие позиции, нежели нравственные качества, присущие первому классу.
Таким образом, можно отметить, что Платоном осуществляется создание тоталитарной системы разделения людей на разряды. Данная тоталитарная платоновская система слегка смягчается наличием возможности перехода из класса в класс (это достигается путем длительного воспитания и самосовершенствования). Переход этот осуществляется под руководством правителей.
Платон также выступает в качестве противника частной собственности: «Ни у кого не должно быть такого жилища или кладовой, куда бы не имел доступ всякий желающий».
Таким образом, правящими классами государства Платона составляются коммунистическое единство. Этим коммунизмом, как уже говорилось, не допускается среди высших классов бедности или богатства, и, как следствие, - в соответствии с логическим заключением автора, уничтожает среди них раздоры.
Представляется уместным утверждать, что «Идея» у Платона является именно:
- причиной, выступая в качестве источника бытия вещей, тем, что дает им жизнь, волю к жизни, вызывает их бытие;
- образцом, взирая на который, демиургом создается вещный мир, стремясь подражать «идеальному»;
- целью, к достижению которой необходимо стремиться как к верховному благу;
- моделью, посредством которой порождается структура, принцип вещи.
Таким образом, можно предположить, что, создавая диалог "Государство", Платоном, в первую очередь, предпринимаются попытки понять и осознать то, каковой является идея государства в нашем мире, с какого образца создавались существующие государства. Вне всякого сомнения, - проблема познания идеи государства является шире, чем проблема построения «лучшего» государства, поняв идею государства, мы одновременно поймем, к чему надо стремиться. Как следствие, - вопрос о том, насколько хорошим можно назвать государство Платона, вторичен. В данном случае наиболее важным является то, что это не существующее государство, но его «идея».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проделанной работы можно заключить следующее:
1. Платона принято считать одним из основоположников идеалистического направления, которое имело место в мировой философии.
2. К периоду IV в. до н.э. уже было накоплено достаточно понятийных средств и сформулирован ряд проблем, посредством чего Платону была предоставлена возможность синтезировать достижения предыдущих философов в целостную систему.
3. Идеализмом Платона был охвачен довольно широкий круг вопросов: о познании, об общественно-политическом строе, о языке, о воспитании, об искусстве и так далее.
4. В качестве центрального понятия идеализма Платона выступает идея. Платоном вносится принципиальная перемена в применении термина «идея». У него слово «идея» и являющееся близким к нему слово «эйдос» («вид») также применимо с целью обозначить сущность предмета равно как и с целью обозначения «формы», «фигуры», «облика», «вида». Эйдос является сущностью, образцом.
5. Идеи Платона, как и идеи Демокрита, постигаются не посредством чувства, а посредством ума. Однако если в материалистическом учении атомы-идеи являются недоступными чувствам по причине малой величины, то у Платона идеи-формы являются недоступными чувствам по той причине, что сама природа их не та, что природа вещей чувственного мира.
6. В целостной идеалистической системе Платона центральное место занимает учение о двух видах бытия - об умопостигаемом мире идей (эйдосов) и о чувственно воспринимаемом многообразии конкретных вещей. Первый мир - это вечный и неизменный мир идей, которые представляют собой подлинные сущности. Это истинное бытие, первичный мир, существующий объективно, независимо от материального мира.
7. Платоном также выделяется мир чувственных вещей - второй вид бытия. Данный мир не есть ни областью «идей», ни областью «материи». Можно резюмировать, что он выступает в качестве некоего среднего, имеющего место непосредственно между этими мирами. Идеи существуют сами по себе, независимо от вещей, а вещи являются несовершенными копиями идей, их тенями. Чувственный мир выступает в качестве порождения мира идей и материи.
Можно заключить, что цель, стоящая перед нами при написании данной работы, достигнута.

ЛИТЕРАТУРА
1. Бородай Т. Ю. Рождение философского понятия. Бог и материя в диалогах Платона. - М.: Изд. Савин С. А., 2008, с.203
2. Самойлов С. Ф., Просветов С. Ю. Философские жанры в творчестве Платона: опыт теоретического моделирования. - Краснодар, 2006, с.119
3. Политология: Учебное пособие/ Под ред. А.С. Тургаева, А.Е Хренова. - СПб.: Питер, 2009, - с.127

 Самойлов С. Ф., Просветов С. Ю. Философские жанры в творчестве Платона: опыт теоретического моделирования. - Краснодар, 2006, с.112
 Бородай Т. Ю. Рождение философского понятия. Бог и материя в диалогах Платона. - М.: Изд. Савин С. А., 2008, с.203
 Самойлов С. Ф., Просветов С. Ю. Философские жанры в творчестве Платона: опыт теоретического моделирования. - Краснодар, 2006, с.119
 Политология: Учебное пособие/ Под ред. А.С. Тургаева, А.Е Хренова. - СПб.: Питер, 2009, - с.127









13PAGE 15


13PAGE 14415




Заголовок 1 Заголовок 315