Урок русской литературы по теме Духовное очищение и прозрение героев романа Л.Н. Толстого «Война и мир» Наташи Ростовой и Андрея Болконского


Северо-Казахстанская область, Тайыншинский район
КГУ «Чкаловская средняя школа №1»
Открытый урок
по русской литературе на тему:«Духовное очищение и прозрение героев романа Л.Н. Толстого «Война и мир» Наташи Ростовой и Андрея Болконского»


Учитель литературы: Ровде Е.Г.
с.Чкалово
Тема: «Духовное очищение и прозрение героев романа Л.Н. Толстого «Война и мир» Наташи Ростовой и Андрея Болконского».
Цель: определить, как духовно-нравственное развитие влияет на становление героев Л.Н.Толстого.
Задачи:
1) раскрыть влияние духовно-нравственных ценностей на личность Андрея Болконского и Наташи Ростовой;
2) научить анализировать и систематизировать текст произведения, управлять своим мышлением, отделяя эмоции от логики, творчество от информации;
3) развивать творческое воображение.
Оснащение: проектор, компьютер, раздаточный материал, шесть фигурок шляп (белого, желтого, черного, красного, зеленого и синего цветов), презентация.Ход урока
Мотивация, постановка задачи
– У нас сейчас стали модными слова «духовное» и «бездуховное». Они произносятся на каждом шагу и по любому поводу, и потому потеряли всякий смысл и обрели ритуальный характер.
Приём « Ассоциации»
- Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слова «духовное» и «бездуховное». (Учащиеся озвучивают свои варианты ответов, не повторяясь).
Работа со словарём: чтение словарной статьи о духовности и бездуховности.
«Духовность – свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными».
«Бездуховный – лишенный интеллектуального, духовного содержания»
Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова
«Чем больше живёшь духовной жизнью, тем независимее от судьбы и наоборот» Л.Н.Толстой- Сегодня на уроке мы продолжаем беседу по роману Л.Н.Толстого «Война и мир». Огромный нравственный урок мы получаем, читая страницы произведения Л.Н.Толстого “Война и мир”. В этом редком творении человеческого духа раскрыто одно из важнейших значений духовности. Сам Л.Н.Толстой утверждал: “Человеческое в человеке – высшая ценность, суть сути”.
- Дома вы просмотрели эпизоды, главными героями которых являются Андрей Болконский и Наташа Ростова. Как понятие духовность связано с личностью Андрея Болконского и личностью Наташи Ростовой? Можно ли говорить о духовной эволюции героев в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»?
- Как вы думаете, какова тема нашего урока, обсудите в группах и озвучьте не повторяясь. (Принимаются все версии).
Озвучивание вопроса учителем:
– Как их встреча, дружба, любовь влияет на духовное развитие А.Болконского и Н.Ростовой?
- Какой цели мы должны достичь на уроке?
- На уроке мы проследим сложный путь духовного развития Наташи Ростовой и Андрея Болконского, их духовные кризисы и возрождения, потери и обретения. Необычность нашей работы будет заключаться в том, что подходить к решению данного вопроса мы будем с шести разных сторон.
Шесть шляп – шесть групп!
А теперь внимание на цвет, который и определит, в каком русле вы будете рассуждать /жеребьевка/.
Практическое освоение материала
Приём «Шесть шляп»
У каждой группы есть карточка-подсказка. (Приложение 1)
1. Обсудить в группах проблемный вопрос и презентовать результаты, разделяя мыслительный процесс на основные этапы: сбор информации, генерацию идеи и критическую оценку. Каждый из этапов символизирует шляпу определенного цвета:
Белая шляпа – рациональная, этап сбора информации. На данном этапе необходимо просто изложить цифры и факты.
Красная шляпа – эмоциональная. На данном этапе необходимо зафиксировать все связанные с задачей эмоции, предчувствия и др.
Черная шляпа – пессимистичная, критически настроенная. На данном этапе обсуждаются возможные неудачи.
Желтая шляпа – позитивная, оптимистичная. На данном этапе нужно смотреть на задачу позитивно, фиксировать выгоды и преимущества.
Зеленая шляпа – творческая. На данном этапе важно сосредоточиться на поиске новых решений проблемы, возможных альтернативах, рассматриваются все возможные варианты.
Синяя шляпа – философская. На данном этапе формулируется общее представление о ситуации, систематизируется мыслительный процесс.
2. Творческие ответы групп
Белая шляпа
У вашей шляпы белый цвет!
Эмоциям скажите: «Нет!»
Бесстрастно факты изложите!
Не надо чувств! Их берегите!
В этом режиме мы сосредоточены на той информации, которой располагаем или которая необходима для принятия решения: мыслим фактами, цифрами. Без эмоций, без субъективных оценок. Только факты!!!
Желтая шляпа
Вы с желтой шляпой – это значит,
Лишь позитив найти задача!
Что продуктивно, хорошо!
Аргументируйте еще!
Под желтой шляпой мы стараемся найти достоинства и преимущества предложения. Необходимо выделить в рассматриваемом явлении позитивные стороны и аргументировать
Черная шляпа
Я весь негатив, недостатки сложила
Лишь в черную шляпу! Скажите, что было
Проблемно, неясно! Причину найдите!
Без критики не было б многих открытий!
Смысл заключается в том, чтобы не только выделить противоречия, недостатки, но и проанализировать их причины.
/В чем трудность прочтения, восприятия и т.д./
Красная шляпа
Эмоции, чувства лежат в шляпе красной
Грусть, радость, обида – все чувства прекрасны.
Что вам интересно, что вас удивляет…
Пусть только эмоции вас направляют
С каким именно моментом занятия связана та или иная эмоция? Не нужно объяснять, почему Вы пережили то или иное эмоциональное состояние (грусть, радость, интерес, раздражение, обиду, агрессию, удивление и т.д.), но лишь осознать это. Иногда эмоции помогают нам точнее определять направление поиска, анализа.
Зеленая шляпа
Лишь творческой шляпы зеленый подход!
Она размышлять вам возможность дает!
К вопросу она подойдет нестандартно,-
Творите, рождайте идеи, ребята!
Задайтесь вопросами: «как можно было бы применить тот или иной факт, метод и т.д. в новой ситуации?», «Что можно было бы сделать иначе, почему и как именно?», «Как можно было бы усовершенствовать тот или иной аспект?» и др. Эта «шляпа» позволяет найти новые грани в изучаемом материале.
Синяя шляпа
У вас шляпа синяя! Будьте готовы
К тому, что за вами последнее слово!
Вы слушайте всех, материал собирая,
Озвучьте итог, мысли шляп обобщая!
Это философская, обобщающая «шляпа». Те, кто мыслит в «Синем» русле, старается обобщить высказывания других «шляп», сделать общие параллели и т.д.
III. Рефлексия
(Приложение 2)
– Наш урок подошёл  к концу, и я хочу сказать ...
Мне больше всего удалось ...
Я могу себя похвалить за…
Я могу похвалить одноклассников за...
Меня удивило…
Для меня было открытием то, что ...
На мой взгляд, не удалось…, потому что…
На будущее я учту…
IV. Домашнее задание: напишите эссе, сочинение-размышление
«Духовное развитие героев романа Л.Н. Толстого «Война и мир»А.Болконского и Н.Ростовой».
Приложение 1
Шесть шляп мышления
Красная Шляпа. Эмоции. Интуиция, чувства и предчувствия. Не требуется давать обоснование чувствам. Какие у меня по этому поводу возникают чувства?
Желтая Шляпа. Преимущества. Почему это стоит сделать? Каковы преимущества? Почему это можно сделать? Почему это сработает?
Черная Шляпа. Осторожность. Суждение. Оценка. Правда ли это? Сработает ли это? В чем недостатки? Что здесь неправильно?
Зеленая Шляпа. Творчество. Различные идеи. Новые идеи. Предложения. Каковы некоторые из возможных решений и действий? Каковы альтернативы?
Белая Шляпа. Информация. Вопросы. Какой мы обладаем информацией? Какая нам нужна информация?
Синяя Шляпа. Организация мышления. Мышление о мышлении. Чего мы достигли? Что нужно сделать дальше
Приложение 2
Памятка для учащихся «Рефлексия урока»
– Наш урок подошёл  к концу, и я хочу сказать ...
Мне больше всего удалось ...
Я могу себя похвалить за…
Я могу похвалить одноклассников за...
Меня удивило…
Для меня было открытием то, что ...
На мой взгляд, не удалось…, потому что…
На будущее я учту…