Презентация по литературе Нравственные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова по роману Л.Н.Толстого Война и мир


« Чтобы честно жить…»Духовно-нравственные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова( по роману « Война и мир » Л.Н.Толстого).Презентация учителя русского языка и литературы МОУ «Новостепновская школа» Меметовой Л.А. « Чтобы жить честно. надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие -душевная подлость». Л. Толстой. « … Я буду писать историю людей, более свободных, чем государственные люди, живущих в самых выгодных условиях жизни, людей, свободных от бедности, от невежества и независимых…» Л. Н. Толстой Что вы думаете об этом? Как же относится Л.Н.Толстой к своим героям? Почему именно так? Почему так подробно писатель говорит об их судьбе в своём романе? Работа в команде. Какие литературные понятия необходимо помнить при анализе романа « Война и мир»? Какую роль они играют? Примерный ответ.Антитеза.Внутренний монолог.Постоянные метафоры.Сюжетная параллель. Далее учащиеся раскрывают эти понятия и делают выводы. Диалектика души героев романа, их внутренние монологи (и противопоставления) свидетельствуют о борьбе добра и зла в душе человека, о формировании его личности, о его вечном стремлении « быть всегда хорошим». Постоянные метафоры и сюжетная параллель позволяет показать , как изменился герой за какое-то определённое время. ( Ранение на поле Бородино повторяет сцену ранения князя Андрея на поле Аустерлица; и там , и здесь открывается истина-это любовь к миру и слияние с Богом , т.4,ч.1, гл.26, или встреча Пьера с Платоном Каратаевым должна автоматически вызывать в памяти встречу Пьера с масоном Иосифом Алексеевичем - возникает параллель между истинным учителем жизни и ложным) Мини-исследование в группе.1-ая карточка.1. « Я иду на войну, потому что эта жизнь, которую я здесь веду, эта жизнь - не по мне».2. « Как же я не видал прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его наконец… И слава Богу!...»3. « Птицы небесные не сеют, не жнут, но Отец ваш питает их..» 2-ая карточка.« Ты один живой человек среди всего нашего света».2. « …между ним и Элен образовалась какая-то связь, признаваемая другими людьми…». 3. «… надо жить, надо любить, надо верить ». Комментарий учителя. Читать Евангелие князь Андрей конечно не мог, так как эту главную книгу христианства перевели с церковнославянского на русский после Бородинского сражения, вернее, 1819 год- год выхода русского Евангелия. Возглавил работу перевода её будущий митрополит Московский Филарет (Дроздов). Л.Н.Толстой нарушил эту хронологию, и в предсмертные размышления Болконского поместил цитаты именно из русского Евангелия. Беседа.Что общее в Андрее и Пьере?Отношение героев к войне 1805-1807 годов.Наташа Ростова в судьбе героев романа.Война 1812 года в судьбе героев романа. Какие эпизоды жизни героев, по вашему мнению, меняли жизненные взгляды героев и как менялись эти взгляды ? Итог нравственных исканий героев романа Л.Н.Толстого. 1 группа.1. С какими мыслями о смысле жизни умер Андрей Болконский? (понимание братства, всеобщей любви, вера в БОГА, нравственное совершенство человека) 2 группа. 1. В чём смысл жизни Пьера Безухова в эпилоге романа? ( участие в тайном обществе, общественная деятельность, счастливая семейная жизнь) Спасибо за сотрудничество