«Чистейшей прелести чистейший образец…» (А.С. Пушкин) Образ Наташи Ростовой в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» (10 класс)

Конспект урока по творчеству Л.Н. Толстого.
Тема: «Чистейшей прелести чистейший образец» (А.С. Пушкин)
Образ Наташи Ростовой в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»

Цели урока:
-углубить и систематизировать знания учащихся по роману Л. Н. Толстого «Война и мир»: дать представление о Наташе Ростовой как идеале женского образа Л.Н. Толстого;
-рассмотреть преемственность женского идеала в литературе 19 века: Пушкин-Толстой;
-продолжить формирование и совершенствование художественно-образного и креативного мышления школьников, их диалоговой и речевой культуры;
-воспитывать нравственную культуру школьников на примере лучших образцов русской литературы.


Задачи урока:
Сопоставить образ Н. Ростовой с образом Т. Лариной.
Проанализировать эпизоды, связанные с образом Н.Р.
Учить передавать авторское и собственное отношение к героям через ассоциативную работу.
Учить мотивировать свою точку зрения, видеть связь классической литературы с сегодняшним днем, со всей русской литературой 19 в., учить анализировать худ. средства, делать выводы, побуждать к творчеству.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран


























Ход урока
Оргмомент
1.Постановка целей и задач.
2. Работа с заглавием и эпиграфом.
3. Ассоциативная работа
4. Анализ ключевых сцен с Н. Ростовой
5.Анализ видеоряда.
6.Параллель с женскими образами в романе
7.Образы Т. Лариной и Н. Ростовой
8. Письмо Л.Н. Толстому
9. Рефлексия




































Ход урока:
1. Постановка целей и задач.
Учитель:
Образ чистый, образ женский, ты волнуешь вечно душу.
Не найти того поэта, кто бы деву не воспел...
Сегодня на уроке мы постараемся открыть для себя красоту идеала женского образа Толстого, разговор пойдет о его любимой героине Н Ростовой. Мы проследим преемственность женского образа в русской литературе, а в конце нашей встречи я предлагаю вам создать творческую работу. По ходу урока вы выполняете необходимые для вас записи в тетрадях, набираете лексический материал, готовитесь к творческой работе.
Итак, тема нашего урока: «Чистейшей прелести чистейший образец»
слайд)
2.Работа с заглавием и эпиграфом.
Учитель: На полученном вами листке есть тема урока и эпиграф. (Работать вы можете непосредственно на листе.)
-Давайте обратимся к теме сегодняшнего урока (Читает учитель).
(Дети работают в тетрадях, набирают словесный ряд для письменной итоговой работы)
-Что в вашем понимании значит «чистейшая прелесть»
-Почему слово «чистейший» употребляется дважды? (необыкновенная чистота, неземная)
Чтение учителем эпиграфа.
Как вы понимаете эпиграф урока?
Подчеркните антитезу.
Почему преобладают глаголы возвратные? ( Человек сам должен преодолеть трудности)
К кому из героев романа подходит этот эпиграф? (Н.Ростова)
Итак, Толстым приемлется одна жизненная позиция: борьба, преодоление, искренность, поиск истины. И герои, идущие по этому пути, - достойные люди
3. Ассоциативная работа
Учитель: Запишите в тетради цепочки слов, ассоциирующихся с именем Наташа Ростова (обратите внимание на корень фамилии. ( Учащиеся зачитывают слова, не повторяя уже прочитанные)
Прочитайте ключевые слова. ( жизнь, движение , рост, эмоции, чувства, живая душа)
Учитель: уже само имя предполагает жизнеспособность героини, несет положительный заряд.
4. Анализ ключевых сцен с Н. Ростовой 5
Учитель:
Назовите ключевые сцены романа, связанные с образом Н.Р.
( Запись на доске или на странице компьютера) (слайд №2)
Перед вами листы с цитатами из ключевых сцен.
Прочитайте. Подчеркните и назовите ключевые слова ( на листочке)
-Какие слова вы подчеркнули?
-Какой мы видим Наташу в этой сцене, чем она выделяется среди окружающих? (живостью, непосредственностью, непохожестью, самостоятельностью, способностью к острым чувствам)
Учитель: Эти качества в человеке ценил Т.: жизнь по законам сердца.
2 сцена « Ночь в Отрадном»
Прочитайте отрывок, связанный с эпизодом « Ночь в Отрадном»
О чем мечтает Наташа? Какие черты характера раскрываются перед нами?
Учитель: Эти мечты Наташи о полете в небо являются мечтами самого Л.Н. Толстого. Будучи юным, сидя у открытого окна яснополянского дома, он мечтал так же , как и Наташа, полететь в небо.
-О чем это свидетельствует? ( О том, что Толстой чувствует глубокое душевное родство с героиней. Это его любимая героиня)
3 сцена. У дядюшки.
- Прочитайте отрывок.
-С какой неожиданной стороны открывается перед нами Наташа?
( близость к народу, любовь к человеку , потребность любить как сущность ее) Близость к народу- это, по Толстому, мерило высшей ценности человека. Это честная жизнь, по законам правды.
4 сцена. История с Анатолем Курагиным.
Учитель:
- Представьте, что вы можете поговорить с Наташей Ростовой. Задайте ей вопрос, скажите слова ободрения.
5 сцена. Читаем последние эпизоды.
Что возрождает Наташу к жизни после душевного краха?
( Любовь, семья, дети)
Учитель: Скажите, живет ли Наташа Ростова «честно», как это понимает Толстой? Докажите.
5. Анализ видеоряда.
А теперь посмотрим, удалось ли художникам-иллюстраторам передать сущность характера Наташи. Выполняя работу, обратитесь к той ассоциативной цепочке, составленной в начале урока, совпадает ли ваше впечатление с впечатлением художников.
Рассматриваем иллюстрации Серова и Пастернака
Проектор: Эпизоды. ( слайд 3)
Учитель: Удалось ли художникам передать внутреннее состояние Наташи Ростовой?
- Одинок ли этот идеал женщины в русской литературе ?
6.Учитель: Чтобы ответить на этот вопрос, давайте снова обратимся к теме урока.
Образы Т. Лариной и Н. Ростовой
Учитель зачитывает тему урока: «Чистейшей прелести чистейший образец» (слайд № 4)
-Кому принадлежат эти слова и кому они посвящены? (А.С. Пушкин. Наталье Гончаровой)
-Можно ли отнести эти слова к любимой героине Пушкина Татьяне Лариной и почему?
-Как вы думаете, почему я предложила вам это заглавие урока, когда речь пойдет о героине Л.Н. Толстого? (Эти героини близки)
Что сближает Татьяну Ларину и Наташу Ростову? (Близость к народу, непосредственность, чистота, выходят замуж за уважаемых людей, верность и т.д.) Мы видим, что Толстой продолжает традиции русской литературы в изображении красоты женского образа. Пушкинский идеал близок Толстому так же, как он близок нам.
Я предлагаю вам написать письмо- обращение к Л.Н. Толстому. Создавая работу, обратите внимание на лексический материал, накопленный на уроке, вспомните, пожалуйста, эпиграф нашего урока, что значит жить честно, по мнению Л.Т.

VII. Письмо Л.Н. Толстому
Рефлексия






























«Чистейшей прелести чистейший образец»
Образ Наташи Ростовой в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»

Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться и лишаться.
А спокойствие -душевная подлость.
Л.Н. Толстой

1.Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка, она подбежала к матери и, не обращая никакого внимания на ее строгое замечание, спрятала свое раскрасневшееся лицо и засмеялась.
Прыгнула и побежала из комнаты так скоро, как только могли нести ее быстрые ножки.

2.Ах, какая прелесть,ведь эдакой прелестной ночи никогда, никогда не бывало.Так бы вот села на корточки, вот так, подхватила бы себя под коленки - туже, как можно туже, натужится надо,- и полетела бы. Вот так!

3. Наташа сбросила с себя платок, забежала вперед дядюшки , сделала движенье плечами и стала. Где, как, когда всосала в себя из того русского воздуха, которым она дышала, - эта графинечка, воспитанная эмигранткой - француженкой,- этот дух, откуда взяла она эти приемы. Онаумела понять все то, что было и в Анисье, и в отце Анисьи, и в тетке, и в матери, и во всяком русском человеке.

4. Наташа не спала всю ночь; ее мучил неразрешимый вопрос, кого она любила: Анатоля или князя Андрея? Князя Андрея она любила- она помнила ясно, как сильно она любила его. Но Анатоля она любила тоже, это было несомненно. «Что же мне делать, когда я люблю его и люблю другого?»- говорила она себе, не находя ответов на эти страшные вопросы.

5. Наташа быстрым, но осторожным движением подвинулась к нему на коленях и, взяв осторожно его руку, нагнулась над ней лицом и стала целовать ее, чуть дотрагиваясь губами.
Простите! - сказала она шепотом, подняв голову и взглядывая на него.- Простите меня!
Я вас люблю, - сказал князь Андрей Я люблю тебя больше, лучше, чем прежде.


6. Одна старая графиня, материнским чутьем понявшая, что все порывы Наташи имели началом только потребность иметь семью, иметь мужа
Мать удивлялась удивлению людей, не понимавших Наташи, и повторяла, что она всегда знала, что Наташа будет примерной женой и матерью
Литература:
1.Толстой Л.Н. «Война и мир» в 4 томах / Л.Н. Толстой.- Русская классика, Эксмо, 2010 г.


Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 4 Заголовок 515